Виды и и уровни развития межличностных отношений старших дошкольников
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)
Виды и уровни развития межличностного общения дошкольников. Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 960.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды и уровни развития межличностных общения дошкольников. Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Е.О. Смирнова и В. М. Холмогорова выделяют несколько видов межличностных отношений у дошкольников: «пассивно-положительный, эгоистичный, конкурентный, личностный и нестабильный и собственно-личностный, оценочный и «деловой»
Этапы развития межличностных отношений:
1) Этап знакомства – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга;
2) Этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);
3) Товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.
К старшему дошкольному возрасту ровесник становится для ребенка не только лишь предметом сравнения с собой, но и целостной личностью. Эти изменения по отношению к сверстникам, отражают определенные изменения личности детей дошкольного возраста. Усиление позиции расположения к ровеснику связанно с растущим интересом к его личности: его своеобразному вкладу во взаимодействие, проявлению им первоначального типа поведения, отношения к ситуации. Чувствительность к поведению сверстника повышается: ребенок способен даже изменить свое враждебное отношение. Успехи ровесника могут вызывать восхищение у ребенка. Е.О. Смирнова указывает на то, что к шести годам существенно возрастает количество просоциальных действий, эмоциональная вовлеченность в деятельности и переживания сверстников. Это связано с развитием произвольности поведения и усвоением моральных норм
Как показывают наблюдения Е.О. Смирновой, поступки старших дошкольников далеко не всегда являются произвольно регулируемым. Об этом говорит, в частности, одномоментное принятие решений. Типично, что просоциальные действия старших дошкольников в отличие от детей 4–5 лет постоянно сопровождаются положительными эмоциями, направленными сверстнику.
В большинстве случаев старшие дошкольники активно включены в действия сверстника. Временами, вопреки запретам взрослого и правилам игры, они стараются помочь ему, подсказать верный ход.
В отдельных случаях дети даже возражают взрослому, если тот делает замечания сверстнику. Все это может указывать на то, что просоциальные действия старших дошкольников обращены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка. Постепенно ровесник для детей дошкольного возраста становится не только предметом сравнения с собой, но и самодостаточной личностью, а, следовательно, возрастает эмоциональная вовлеченность в его действия
Равенство сверстников позволяет ребенку непосредственно «навязать» свое отношение к воспринимаемому миру, к партнерству. Отсюда следует, что потребность в сверстнике преобразуется от младшего дошкольного возраста к старшему: от потребности в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве в младшем дошкольном возрасте через средний дошкольный возраст с его преобладающей потребностью в доброжелательном внимании сверстника - к старшему дошкольному возрасту с его нуждами не только в доброжелательном внимании, но и в желании поделиться с ровесниками переживаниями .
Изучив взгляды исследователей на особенности межличностных отношений дошкольников, примем в качестве одного из основополагающих утверждение, что к старшему дошкольному возрасту дети начинают обдумывать не только свои действия, но и свои желания, чувства, мотивы, которые, в отличие от действий, связывают и консолидируют личность ребенка в целом. Это связано с развитием децентрации, в результате которой ребенок становится способным понимать точку зрения другого
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные варианты развития межличностных отношений старших дошкольников.
Исследование индивидуальных вариантов развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста....

Методики, позволяющие выявить межличностные отношения старших дошкольников
Данный атериал полезен педагогам дошкольных учреждений, работающих по формированию доброжелательных отношений в группе дошкольников. С целью коррекционной работы по развитию межличностных отношений в ...

Межличностные отношения старших дошкольников
Анализ литературы по особенностям межличностных отношений старших дошкольников...

Развитие межличностных отношений старших дошкольников
Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстн...

Описание этюдов, упражнений и игр программы развития межличностных отношений старших дошкольников
В данном материале приводится описание этюдов, упражнений и игр программы развития межличностных отношений старших дошкольников, данные упражнения рекомендуется проводить педагогам ДОУ....

Исследование уровня развития межличностных отношений среди детей старшего дошкольного возраста
В статье проведено исследование исследование развития межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста...
Сборник дидактических игр «Дидактические игры на развитие межличностных отношений старших дошкольников»
Главным фактором развития показателей готовности старшего дошкольника к школьному обучению является сформированность навыков общения и межличностных отношений со сверстниками.Межличностные отношения -...
