Конспект выступления педагога-псисихолга на родительском собрании на тему: "Волевые качества дошкольника"
консультация по психологии (подготовительная группа)
Выступление педагога-психолога на родительском собрании с очень важной темой "Волевые качества дошкольников", которая очень интересует воспитывающих взрослых при подготоаке детей кначалу систематического обучения в школе. Дана расшифровка составляющих понятия "волевые качества" и определены способы, понятные и легко воспроизводимые в быту для развития волевых качеств детей дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 7
Выступление на родительском собрании по теме
«Волевые качества дошкольника»
Задачи:
- активизация внимания родителей о важности развития волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста;
- дать информацию родителям о способах развития волевых качеств детей.
Место и время проведения:
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»
Аудитория:
Родители подготовительной группы.
Предварительная работа:
- Наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста.
- Разработка памяток для родителей «Развитие волевых качеств дошкольника»
Педагог - психолог:
Здравствуйте уважаемые родители. Я рада вас видеть. Тема сегодняшней нашей встречи «Развитие волевых качеств дошкольника».
Начнем мы сегодня с того, что каждый из вас назовет ласковым именем своего ребенка и его черту характера. Расскажите, какие ваши дети.
Ответы родителей:
Машенька добрая, Ромочка веселый, Дашуля серьезная, Катенька упрямая, Олечка ласковая и др.
Педагог - психолог:
«Я рада слышать от вас ласковые слова, и думаю, что вы и ваших детей радуете такими комплиментами. Скажите, пожалуйста, что такое воля? (ответы родителей)
Воля – способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять собственным поведением.
В последнее время показано, что растет число детей с низким уровнем развития волевых качеств, что мешает личностному развитию и социализации ребенка, а в дальнейшем приводит к появлению заметных проблем в обучении и адаптации, к дисциплинарным требованиям школы.
Я хочу вам представить портрет ребенка с неразвитым самоконтролем:
- не дисциплинированный;
- не соблюдает нормы и обычаи, принятые в коллективе;
- во время занятий часто вскакивает с места;
- не может выполнить задание до конца;
- ребенок мешает другим своим поведением;
- ребенок не уступает другим;
- упрямый, ленивый, несдержанный;
- Вы хотите видеть своих детей такими;
(Скорее всего, отрицательные ответы родителей)
Педагог-психолог: Как вы думаете, в чем могут быть причины подобных нарушений?
Основные причины подобной ситуации:
- отклонения в воспитательном процессе и изменение среды развития детей (отсутствие «уличного игрового пространства»);
-гиперопека родителей,неустойчивый стиль воспитания,воспитательная неуверенность родителей.
Чаще родители уделяют большое внимание развитию девиза ребенка «Я хочу», а понятия «надо» и «нельзя» формируются слабее.
Педагог - психолог: А что можно отнести к волевым качествам личности?
Ответы родителей (смелость, ответственность, самостоятельность, и т.д.)
Педагог - психолог: к волевым относят действия и поступки, которые совершаются не по внутреннему желанию, а по необходимости, а также те действия, которые связаны с преодолением различных трудностей.
Волевые качества личности: выдержка, смелость, энергичность, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, терпеливость, решительность.
Воспитание воли — педагогически управляемый процесс. Имеются в виду не специальные упражнения, а тренировка волевых усилий в ходе жизни.
Важную роль в воспитании волевых качеств играет личный пример взрослого человека (родителя, педагога). Следует обязательно объяснять ребенку, что взрослым людям тоже приходиться преодолевать трудности, показывать возможность такого преодоления, важность иметь волевые качества.
Хорошие результаты в воспитании воли у детей дают рассказы о людях, литературных персонажах, проявивших мужество и героизм.
Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. В повседневной жизни важна реализация принципа: «Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам!». Ребенок испытает больше радости, если сам достигнет цели.
Большое значение для воспитания воли имеет предъявление к ребенку требований, соответствующих его возрасту, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля создает привычку бросать начатое, не доводя до конца.
Важно, чтобы ребенок учился формулировать свои цели, учитывая при этом потребности других людей (не нарушая чужих границ).
К числу важнейших условий формирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, домашних ритуалов, обязанностей, правильного распорядка всей жизни человека. Правила, распорядок и алгоритмы помогают проявляться воле. Ребенок должен усвоить нормы и правила поведения в семье, группе, основные принципы ролевого взаимодействия. Для их закрепления нужна достаточно «жесткая» позиция родителей.
Выполнение обязанностей, соответствующих возрасту:
- У каждого члена семьи, в том числе и у ребенка должны быть обязанности по дому. Вместе с ребенком необходимо обсудить, что он сможет выполнить.
Уважаемые родители, а у вашего ребенка есть постоянные обязанности дома? Какие?
(Ответы родителей)
Список обязанностей может быть разным, например:
- убирать за собой игрушки;
- убирать за собой вещи в шкаф;
- поливать цветы и вытирать пыль;
- носить нетяжелые покупки;
- заботиться о домашних питомцах;
- даже на кухне ваш ребенок может быть помощником-почистить овощи, расставить посуду на стол.
Ежедневное выполнение домашних обязанностей формируют у ребенка волевые качества.
Побольше играйте со своими детьми в любые игры с правилами: подвижные игры, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, так как именно игра помогает развивать произвольное поведение: лото, классики, «крестики-нолики», «морской бой», шашки, шахматы, эстафеты.
Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития воли, создают занятия спортом.
Педагог - психолог: уважаемые родители я предлагаю вам памятки «советы психолога» - игры для развития волевых качеств дошкольника.
С родителями педагог психолог проводит 2 - 3 игры.
«Игры для развития волевых качеств дошкольника»
«Запретное движение». Взрослый показывает различные движения, ребенок должен их повторить, если к показу будет добавлено слово «пожалуйста» или если показанное движение не является запретным. Вместо запретного движения предлагается, например, не двигаться или делать движение в противоположную сторону – шаг назад, если он был сделан вперед, или руки опустить если взрослый их вверх.
«Внимательный». Ставится стул и дается команда начать действовать в следующем порядке: один раз обойти стул и один раз отжаться (или прыгнуть или присесть), затем два раза обойти стул и два раза отжаться и так далее до 10 раз. Затем то же, но в обратном порядке – от 10 до 1. При этом играющий имеет право обходить стул только в одном направлении: каждый вслух ведет отсчет отжиманий и количество обходов стула.
Выступление на родительском собрании
«Что такое самоконтроль и как его формировать»
Цель: познакомить родителей с принципами помогающими формировать навык самоконтроля у детей.
Задачи:
- Сформировать представления о данном навыке, о необходимости его развития для успешной социализации ребенка в детском коллективе и учебной деятельности.
- Познакомить с приемами, помогающими сформировать данный навык в условиях семейного воспитания.
Педагог-психолог: Уважаемые родители как бы вы раскрыли понятие самоконтроль? (ответы родителей).
Педагог-психолог: Вы правы. В Словаре русского языка слово «самоконтроль» означает «способность контролировать свои действия, поступки». Другое понятие самоконтроля дает словарь «Профессиональное образование» как «сознательной регуляции человеком собственных действий, состояний и побуждений на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями».
Умение владеть собой, доводить начатое дело до логического завершения, делать то, что в данный момент не хочется …не эти ли качества практически каждый родитель хочет видеть у своего ребенка?
Именно в дошкольном возрасте самоконтроль является ключевой линией развития личности. К тому же способность контролировать себя входит в перечень требований, определяющих готовность ребёнка к школе.
Самоконтроль является одним из самых важных навыков для детей как для их успеваемости, так и для социального благополучия в целом. Дети, у которых проблемы с самоконтролем, как правило, не умеют управлять своими эмоциями и принимать мудрые решения, и не всегда понимают, как их действия влияют на окружающих людей.
Эта способность к самоконтролю развивается при взаимодействии детей с окружающим миром и людьми.
Задача родителя – сформировать и развить самоконтроль у детей, помочь им научиться контролировать свои чувства, справляться с разочарованиями и не расстраиваться из-за неудач.
Учить детей самоконтролю – задача далеко не простая. Она требует терпения, тщательного анализа и готовности к внутренним переменам. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и развивается в своем темпе. Однако, есть несколько принципов, которые могут помочь вам взращивать у детей навык самоконтроля.
- Родитель – как пример.
Наши дети – это зеркало нашей собственной жизни. Они учатся наблюдать и подражать нам с первых дней своего существования. Поэтому первый шаг к формированию самоконтроля – это самовоспитание родителей.
Мы должны стать примером для наших детей. Если мы видим, что сами не справляемся с контролем над собой, нам будет сложно научить это нашим детям. Постарайтесь быть самими теми личностями, которыми хотели бы видеть своих детей. Они смотрят на вас и пытаются повторить вашу модель поведения.
2. Постепенность и стратегия
Не стоит ожидать, что ваш ребенок сразу станет самоконтролированным. Развитие этого навыка – долгий и постепенный процесс. Поставьте перед собой стратегическую цель. Определите, какие конкретные проявления самоконтроля вы хотели бы видеть у своего ребенка и разработайте план действий.
- Диалог и эмоциональная поддержка
Не забывайте обо всегда открытом и доверительном диалоге с вашим ребенком. Важно быть в курсе его эмоций, страхов и проблем, чтобы помочь ему справляться с ними.
Выражайте свою любовь и поддержку, даже если у вас возникает конфликт. Помните, что негативные эмоции могут влиять на самоконтроль и ваши дети нуждаются в вашей эмоциональной поддержке, чтобы научиться управлять своими эмоциями.
- Позитивное подкрепление.
Помимо диалога и эмоциональной поддержки, важно использовать позитивное подкрепление для стимуляции самоконтроля у детей. Похвалите ребенка, когда он делает что-то хорошее, проявляет дисциплину или принимает конструктивные решения.
Позитивные слова и мотивации помогут создать у детей позитивную ассоциацию с самоконтролем, а также позволят им чувствовать уверенность в своих силах.
Помните, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода. Дайте им время и поддержку, чтобы они могли развивать навык самоконтроля и стать счастливыми и успешными взрослыми.
Педагог-психолог: Для формирования самоконтроля я хочу вам предложить следующие игры.
«Игры на развитие самоконтроля»
«Молчу - шепчу – кричу». Ребенку предлагается действовать и говорить в соответствие с определенными знаками. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.
Можно предложить цветовые знаки: красный – молчать, желтый – шептать, зеленый – кричать. Эту игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или "шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.
«Говори по сигналу». Ребенку задают любые несложные вопросы, но отвечать он должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например, сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке. Условные сигналы можно изменять: отвечать после хлопка, стука под столом, притопа и т.д. Паузы следует чередовать – длинные с короткими.
Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, вы повышаете самооценку своего сына (дочери), помогаете ему обратить внимание на свое "я".
«Слушай хлопки». Ребенок передвигается по комнате в свободном направлении. Взрослый хлопнет в ладоши один раз, ребенок должен остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если взрослый хлопнет два раза, ребенок должен принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка ребенок возобновляет ходьбу.
«Прошепчи ответ». Взрослый задает вопросы. Каждый, если ребенок знает ответ, протягивает вперед руку, пальцы сжаты в кулак, а большой палец поднят вверх (показ). Когда поднятых пальце много, взрослый считает «Раз, два, три – шепотом говори». Задача ребенка - прошептать ответ. Вопросы:
- Какое сейчас время года?
- Как называется наш город?
- Как называется детеныш коровы?
- Сколько лап у собаки?
- Какие дни в недели выходные? И т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»- "Ежели Вы вежливы" (конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании)
Только сообща с родителями, мы сможем воспитать в настоящем поколении дошкольников гуманные чувства, культуру поведения, любовь к родным и близким, природе....

Конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании во второй младшей группе "Адаптация ребенка в ДОУ"
Психолог : Известно, что адаптация ( от лат. «приспособляю» ) – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, соци...

Презентация к родительскому собранию "Формирование значимых личностных качеств дошкольника в ДОУ и в семье"
Данный материал содержит презентцию, доклад к родительскому собранию на тему "Взаимодействие детского сада и семьи"...

Конспект выступления учителя логопеда на родительском собрании "Организация коррекционно-образовательного процесса"
Конспект выступления учителя логопеда на родительском собрании...

Конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании в подготовительной группе "Кризис семи лет"
Знакомство родителей с основными симптомами и этапами протекания кризиса семи лет, эффективными и неэффективными способами коммуникации с детьми находящимися в кризисном состоянии....

Конспект выступления педагога — психолога на родительских собраниях в группах раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду без слез»
Цель: содействие проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовность к эмоциональной поддержке малыша в этот период....
Конспект выступление педагога-психолога на родительском собрании во второй младшей группе
выступление педагога-психолога на родительском собрании во второй младшей группе на тему воспитания и развития памяти через игру....
