Семинар-практикум «Профилактика агрессивного поведения у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по психологии

Семинар-практикум «Профилактика агрессивного поведения у детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Профилактика агрессивного                     поведения у детей дошкольного возраста»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах детской агрессии, формирование навыков эффективного взаимодействия с агрессивными детьми в условиях ДОУ.

Задачи:

  • Обучающие:

Расширить представление педагогов о природе детской агрессии, её видах и причинах.

Ознакомить с основными методами диагностики агрессивного поведения у детей.

Представить эффективные стратегии и методы работы с агрессивными детьми в дошкольных учреждениях.

  • Развивающие:

Развивать навыки анализа и интерпретации детского поведения.

Совершенствовать умение выстраивать конструктивное взаимодействие с агрессивными детьми.

Способствовать развитию эмпатии и толерантности по отношению к детям с агрессивным поведением.

  • Воспитательные:

Формировать у педагогов позитивное отношение к работе с агрессивными детьми.

Способствовать созданию в группе атмосферы безопасности, доверия и принятия.

Предварительная работа

1. Изучение материалов по преодолению агрессивного поведения детей

2. Составление сценария семинара-практикума, презентации

3. Подготовка материалов для мероприятия, памяток для педагогов, родителей

4. Размещение на сайте ДОУ, в информационных уголках консультаций, памяток для родителей по вопросам агрессивного поведения детей, путей преодоления агрессии.

5. Анкета для педагогов «Выявление агрессивности у ребёнка»

Ход семинара-практикума

Игра «Попкорн» с использованием пособия «Парашют»

Сообщение темы и цели семинара-практикума.

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение так же и педагогов, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

- Что является агрессией и агрессивным поведением?

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Это крик ребёнка о помощи, просьба о внимании к его внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций.

АГРЕССИЯ - активная форма проявления эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету.

АГРЕССИВНОСТЬ – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Агрессивные дети не только сами наделены враждебными намереньями, но часто имеют склонность приписывать враждебные намеренья окружающим людям, с которыми они общаются. Если ребёнок агрессивный, то он и мир вокруг видит таким. Дети не могут сами оценить свою агрессивность. Им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.

Предлагаю поделиться на две команды.

Упражнение «Портрет  агрессивного  ребёнка»

Характеристика агрессивного ребёнка

1. Толкает, ломает, рушит всё кругом

2. Слишком говорлив

3. Чрезмерно подвижен

4. Не понимает чувств и переживаний других детей

5. Часто ругается со взрослыми

6. Создает конфликтные ситуации

7. Перекладывает вину на других

8. Суетлив

9. Часто теряет контроль над собой

10. Часто дерётся

11. Не может адекватно оценить свое поведение

12. Имеет мускульное напряжение

13. Часто специально раздражает взрослых

14. Мало и беспокойно спит.

Виды агрессии Психолог

1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта

Это могут быть: укусы, нападение на другого ребёнка и нанесение ему физической боли (драка, уничтожение или порча чужих вещей, разрушение продуктов деятельности другого

2. Косвенная агрессия – действия, направленные окольными путями на другое лицо (сплетни, злобные шутки, а также ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу и др.)

3. Вербальная агрессия - направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях.

Традиционными «детскими» формами вербальной агрессии являются дразнилками («Ябеда-корябеда»«Поросенок»).

4. Экспрессивная агрессия – угрожающая или оскорбительная интонация, мимика, жесты, позы.

5. Аутоагрессия – агрессия, направленная на себя. Проявляется в самообвинении, самоуничтожении, нанесении себе телесных повреждений.

Причины появления агрессии у детей

1. Семейные причины агрессивности ребёнка : неприятие ребёнка, напряжённый эмоциональный климат в семье, неуважение к личности ребёнка, имитация поведения взрослых, чрезмерный контроль, недостаток внимания.

2. Личные причины агрессивности : запрет на физическую активность, особенности темперамента, возрастные кризисы

Главная причина агрессивного поведения детей – равнодушие к эмоциональному миру ребёнка.

Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, можно выделить следующее:

1. Ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство. Заметив, что партнер, сверстник расстроился из-за того, что у него не хватает деталей конструктора мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»;

2. Привлечение к себе внимания (например, мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки, начинает громко  лаять, изображая злую собаку, чем естественно привлекает к себе внимание);

3. Защита и месть (в ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);

4. Стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть о стенку);

5.Стремление получить желаемый предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).

Психолог:

Существуют различия агрессии у детей трёх и пяти-шести лет. В три года ребёнок ещё не может своё недовольство спрятать в себе, поскольку его поведение не регулируется социальными нормами и волевыми усилиями. В раннем возрасте он может лишь подражать близким взрослым. А вот в пять-шесть лет агрессивный характер поведения - это с форма взаимоотношения ребёнка с другими людьми, особенно со сверстниками, свидетельствующая о нарушении социальных контактов с ними. У дошкольников пяти-шести лет проявляются разнообразные формы агрессивного поведения.

Проявления агрессивного поведения у детей чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижении цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.

Дети пяти-шести лет легко вовлекают в свои конфликты взрослых – родителей, воспитателей. Они делятся с ними своими переживаниями и тайнами, часто просят вмешаться в споры и конфликты со сверстниками, иногда настойчиво требуют поддержки, а нередко даже доносят на приятелей. Грамотные воспитатели  и родители с заступничеством обычно не торопятся, а предлагают малышам попробовать разобраться самим. И это правильно, потому что решение проблем за ребенка взрослыми помешает его развитию: он не научится грамотно выходить из конфликтных ситуаций, справляться и со своей агрессией, и с агрессией, проявляемой другими в его адрес.

Психолог:  Дети зачастую проявляют агрессию, потому что не знают других способов выражения своих негативных чувств. Нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому  задачей  воспитателей заключается не в оказании помощи ребенку.

Как помочь агрессивному ребёнку?

Существуют 3 направления:

  1. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева
  2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
  3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Способы профилактики агрессивного поведения детей

  1. Вовлечение детей в игровую и творческую деятельность
  2. Сообщение детям, что нужно уметь постоять за себя
  3. Обучение детей навыкам общения и взаимодействия
  4. Проведение с детьми простых форм релаксации
  5. Наказание всей группы детей, если несколько из них подрались.
  6. Вовлечение детей в создание правил поведения в группе
  7. Знакомство детей с различными эмоциональными состояниями, обучение детей умению распознавать их проявления
  8. Обучение детей приёмам управления гневом, перенаправления агрессивных импульсов (бить подушку, активно двигаться, выразить голосом, сообщить словами пр.)

 Правила, способствующие снижению детской агрессии

  1. Будьте внимательны к чувствам и желаниям ребенка.
  2. Адекватно оценивайте возможности ребенка.
  3. Стремитесь вовремя, ненавязчиво и без лишних наставлений оказывать ребенку необходимую помощь.
  4. Предоставляйте ребёнку самостоятельность в делах, которые ему по силам.
  5. Умейте идти на компромисс.
  6. Будьте последовательными в воспитании ребёнка.

Методы и приемы снижения агрессивности.

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева, а также  реагирования на негативную ситуацию.

Выделяется 4 стадии отреагирования гнева:

Первая стадия – предоставлять детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане.

Вторая стадия – помочь детям подойти к  восприятия чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев прямо «здесь и теперь». В этих случаях хорошо прорисовать гнев красками или вылепить гнев из пластилином . Часто у детей образ их гнева отождествляется с обидчиком, с тем объектом, которому непосредственно адресован их гнев.

Третья стадия – дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: пусть скажут все, что нужно сказать, тому, кому следует. Обычно, после того как дети полностью выскажутся (иногда они кричат и плачут при этом, происходит трансформация зрительного образа гнева в позитивную сторону; дети становятся более спокойными и открытыми к дальнейшим действиям.

Четвертая стадия – обсуждать с детьми то, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это чаще всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время. Важно, чтобы ребенок научился осознавать и понимать свой гнев и научился оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между открытым  проявлением гнева или проявлением его в приемлемой форме.  

Упражнения, направленные на обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации.

Для первой стадии отреагирования на гнев наиболее эффективными и широко используемыми психологами в работе с детьми являются следующие методы и способы :

1) комкать и рвать бумагу;

2) бить подушку или боксерскую грушу;

3) топать ногами;

4) громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;

5) пинать ногой подушку или консервную банку (из-под «Пепси», «Спрайта» и т. п.);

6) написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;

7) втирать пластилин в картонку или бумагу;

8) использовать водяной пистолет, надувные дубинки, батут .

Для того чтобы коррекционная работа по отреагированию на гнев была эффективной. Необходимо помочь ребенку избавиться от  травмирующих переживаний. В этом помогут:

-Психологические методы, приемы, упражнения, направленные на обучение детей навыкам управления собственным гневом  и контроля над ним.

-Релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия.

Коррекционная работа, направленная на снижение агрессивного поведения дошкольников.

У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, поэтому важно в коррекционной работе с такими детьми сформировать навыки управления собственным гневом и контроля  над ним, обучить детей некоторым приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить определенное эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.

Коррекционная работа в данном направлении заключается:

1) в установлении определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом;

2) закреплении этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации);

3) обучении релаксационным техникам с применением глубокого дыхания.

В коррекционной работе с детьми с агрессивным поведении можно использовать:

Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций: «Подушечные бои», «Выбиваем пыль», «Падающая башня», «Уходи,злость, уходи!», «Два барана», «Курицы и петух», «Ругаемся овощами».

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей :                                                                                                                                             «Возьмите себя в руки», «Дыши и думай красиво», «Стойкий солдатик», «Солнечный зайчик».

Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим:

«Тренируем эмоции», «Колечко», «Глаза в глаза», «Как ты сегодня себя чувствуешь?», «Классификация чувств».

Упражнения на развитие позитивного отношения к жизни, закрепление положительных эмоций;

Упражнение-релаксация «Чудесный сон котенка», «Волшебная палочка»

Практическое задание

«Способы преодоления агрессии»

Приёмы, которые помогут снизить агрессию у детей

  1. «Исчезновение»

Попросите ребенка нарисовать водой на бумаге то, что вызывает у него агрессию, а затем понаблюдать, как бумага высыхает и источник гнева испаряется, исчезает.

  1. Предложите написать или нарисовать на бумаге все злые слова, которые ребенок хочет сказать кому-то или в адрес определенной ситуации, а затем велите разорвать бумагу на мелкие клочки.
  2. Прервите агрессивное поведение ребенка неожиданным действием. Например, свистните в свисток, внезапно пробегитесь в сторону от ребенка, наклонитесь и скажите шепотом ему в ухо любое слово, которое не относится к ситуации (например, «кошка»).

«Игры и упражнения по снижению агрессии у детей дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика, в коррекционной работе с дошкольниками, в период проявления агрессии по отношению к сверстникам и взрослым»

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА В ПРИЕМЛЕМОЙ ФОРМЕ

  • «Листок гнева»

Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения.

Оборудование: лист бумаги, карандаш, мусорное ведро

  • «Бумажные мячики». 

Цель: предоставление детям возможности вернуть бодрость и активность после того, так они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение войти в новый жизненный ритм.

Содержание. Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился ложный мячик.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ, САМООБЛАДАНИЯ

  • «Тучка» (игровое упражнение)

Цель: формирование умения расслаблять мышцы лица в «неприятной ситуации».

  • «Разговор с руками» (Шевцова И.В.)

Цель: формирование умения контролировать свои действия.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОТРАБОТКУ  НАВЫКОВ  ОБЩЕНИЯ

  • «Попроси игрушку» (вербальный вариант) (игра с правилами)

Цель: освоение эффективных способов общения.

  • «Попроси игрушку» (невербальный вариант) (игра с правилами)

Цель: освоение эффективных способов общения.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПАТИИ,                           ДОВЕРИЯ К ЛЮДЯМ

  • «Прогулка с компасом» (Коротаева Е. В.)

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Дыхательная гимнастика и игры.

Дыхательная гимнастика – это не только отличная профилактика ОРЗ и ОРВИ. Упражнения на развитие правильного дыхания оказывают положительное воздействие на организм ребенка: помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма; формируют умение управлять собой (медленный выдох поможет ребёнку успокоиться, расслабиться, справиться с волнением и раздражительностью, тем самым, поможет избежать стресса);

       .  Игра «Воздушный футбол».

  • Игра «Накорми Смешариков»
  • Игра «Задуй свечу»

Для преодоления детской агрессии важны :

внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, обязательность, доброта, ласка, забота, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежда и любовь.

Как говорить с родителями о плохом поведении ребёнка

Рекомендация 1. Эмоционально настройтесь на сотрудничество

Перед общением нужно позаботиться о своем эмоциональном состоянии, в котором вы собираетесь сообщать информацию родителям. Если вы недовольны ситуацией от действий ребенка, слова могут звучать как критика и осуждение по отношению и к ребенку, и к родителю. Такое послание родитель воспримет как нападение и начнет защищаться.

Сначала, необходимо осознать, что вы разозлились на возникшее препятствие. Если вы недовольны, то в общении с родителями можете занять позицию осуждения. Значит, к сотрудничеству вы сейчас не готовы.

Рекомендация 2. Применяйте специальные техники общения

Если вы будете знать техники эффективного общения с родителями, то вам будет проще избежать конфликта. 

Техника «От негатива к позитиву».

По этой технике сообщать родителям важную информацию о детях нужно в позитивном контексте. Это поможет родителям прислушаться к мнению педагога, и настроиться на сотрудничество. С помощью позитивного восприятия родители смогут понять ситуацию, не испытывая чувства стыда и вины за своего ребенка. Акцент нужно делать на достижениях ребенка, даже если они незначительные.

Техника «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем».

В разговоре с родителями по этой технике нужно делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке что-то хорошее, а затем перейти к неприятным моментам.

Когда вы будете сообщать неприятные моменты, вам нужно говорить только о поступке ребенка, а не о его личности. Завершать такой разговор тоже стоит на хорошей ноте.

Техника «Речевые штампы для сотрудничества».

Обращайтесь к родителям в виде просьб, а не требований. Например, начинайте разговор с фраз: «Не смогли бы Вы.», «Я прошу.». Также следует проявить внимание, поинтересоваться мнением родителей:

- «Вы не замечали, что в последнее время.»;

- «Как Вы думаете, с чем это может быть связано?».

В разговоре с родителями ребенка вы можете поделиться своими чувствами, с помощью техники «Я-высказывание» :                                                                                                                                         - «Вы знаете, меня очень тревожит, что.»;                                                                                                                - «Я начинаю беспокоиться.»;

Далее предложите родителям совместный поиск решения проблем, что подчеркнет общность интересов.

Например, скажите:

- «Давайте вместе попробуем поступить.»;

- «А если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему в.»;

- «Мы с Вами могли бы помочь … в.»;

- «Как мы можем помочь Вам в том чтобы.».

Техника «Речевой стиль "адвокат"».

Речевой стиль «адвокат» покажет ваше уважение и заинтересованность по отношению к родителям. Примеры фраз речевого стиля:

- «Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти из нее выход, и я протягиваю Вам руку помощи»;

- «Я не обвиняю ни Вас, ни Вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это есть какие-то причины»;

- «Для меня важно не выявление этих причин, не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации»;

Рекомендации педагогам и родителям эффективному взаимодействию с детьми с агрессивным поведением

  1. Упорядочить систему требований, следите за своими поступками, показывая личный (положительный) пример.
  2. Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
  3. Дайте понять ребёнку, что вы его любите таким, какой он есть.
  4. Собственным примером приучайте ребёнка к самоконтролю.
  5. Предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте его возможности,а не свои желания.
  6. Старайтесь избегать обидных высказываний в собственной речи и правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Целью семинара - практикума "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста" является актуализация знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей ...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Актуальность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: проблемы и задачи»

На современном этапе развития нашего государства, на фоне введения ФГОС ДО, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.В последнее время возросло внимание к проблемам ...

Семинар - практикум "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Данный семинар я проводила со своими коллегами 13.11.2013г. в ГБОУ СОШ №1098 города Москвы дошкольном отделении №6 (ЦРР-Детский сад №2659)...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Формирование методической компетенции педагогов в области развития продуктивных видов деятельности, обучение методическим приемам организации совместной деятельности ребенка и взрослого, детского колл...

Семинар-практикум «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образования»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «...