Методическая разработка: Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов «В поисках внутреннего ресурса» с использованием метафорических ассоциативных карт
методическая разработка по психологии
Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях группы «человек – человек». Сегодня проблема сохранения психического здоровья педагогов особенно актуальна. С каждым годом растут требования к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Изменения в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Вместе с учебной нагрузкой растет нервно-психическое напряжение, переутомление. Все это усугубляется различными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
Эмоциональное выгорание - это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального.
Одним из видов психологической помощи при эмоциональном выгорании, является обучение методам саморегуляции и восстановления внутренних ресурсов. С этой целью можно использовать Метафорические ассоциативные карты, так как это очень мягкие, экологичные, бережные и безопасные техники работы. К тому же привлекательные для педагогов, повышают интерес педагогов к тренингам проводимых педагогом-психологом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28»
Методическая разработка:
Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов «В поисках внутреннего ресурса» с использованием метафорических ассоциативных карт
Подготовил: педагог-психолог Полесовщикова Н.А.
2025 г.
Пояснительная записка
Актуальность: Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях группы «человек – человек». Сегодня проблема сохранения психического здоровья педагогов особенно актуальна. С каждым годом растут требования к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Изменения в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Вместе с учебной нагрузкой растет нервно-психическое напряжение, переутомление. Все это усугубляется различными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
Эмоциональное выгорание - это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального.
Одним из видов психологической помощи при эмоциональном выгорании, является обучение методам саморегуляции и восстановления внутренних ресурсов. С этой целью можно использовать Метафорические ассоциативные карты, так как это очень мягкие, экологичные, бережные и безопасные техники работы. К тому же привлекательные для педагогов, повышают интерес педагогов к тренингам проводимых педагогом-психологом.
Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов по средством метафорических ассоциативных карт.
Задачи:
- познакомить участников с метафорическими ассоциативными картами.
- оказать содействие в исследовании личных эмоциональных состояний;
- помощь в поисках внутреннего ресурса;
Целевая аудитория: педагоги.
Количество участников: 8-10 человек
III. Рефлексия, подведение итогов занятия, обратная связь с участниками, с использованием метафорических карт.
Планируемые результаты: умение педагогов владеть приемами и способами восстановления себя; снижение «эмоционального выгорания» у педагогов;
Материалы: цветные карандаши, метафорические ассоциативные карты: «Роботы» автор Т.Ушакова, «Расправляя крылья» автор К.Крюгер, «Ресурсы» автор К.Крюгер, «Сказка внутри тебя» автор: Ю. Воловиков.
Ход тренинга
- Организационная часть.
Педагог-психолог: Здравствуйте уважаемые педагоги, очень рада Вас видеть. Наша встреча сегодня будет посвящена поиску внутреннего ресурса.
Работать будем с использованием вот этих карточек (показываете колоды МАК). Они называются метафорические ассоциативные карты. Каждая карта имеет своё значение, но это значение знает только тот человек, который её держит в руке. Никто из присутствующих здесь не сможет сказать вам, что означает эта карта, кроме вас. Здесь не бывает неправильных ответов. Есть только ваш ответ, и он единственно верный. Давайте сейчас попробуем с вами прочитать карту.
- Упражнений «Что за чувство?»
Цель: познакомить участников с метафорическими ассоциативными картами.
Оборудование: МАК «Сказка внутри тебя» (автор: Ю. Воловикова).
Описание: Психолог берёт любую карту из колоды и передаёт её по кругу. Задача участников внимательно посмотреть на карту и понять, какое чувство вызывает у них эта карта. Затем участники записывают это чувство на листике. После этого каждый участник зачитывает чувство, которое вызвала карта. В конце психолог обращает внимание участников на то, что у каждого карта вызвала свои чувства.
- Техника «Карта, которая расскажет о Вас»
Цель: (сознание своего актуального эмоционального состояния, раскрепощение интуиции, спонтанности; растормозить воображение, стимулировать коммуникацию, снять тревогу).
-В начале я предлагаю познакомится с метафорическими картами и провести простое упражнение, чтобы запустить свою интуицию, воображение.
-Итак, перед вами МАК из нескольких наборов: «Мир моих возможностей» Дарьи Мартыненко, «Я и все-все-все» К. Крюгер и «Мастер сказок» Т. Зинкеви-Евстигнеевой.
-Выберите сейчас 1 карту, которая как-то расскажет о Вас, которая наиболее точно отражает сейчас ваше внутреннее состояние, каким-то образом напоминает вас, ассоциируется с вами и вашим состоянием сейчас.
-Нужно отключить логику, а включить интуицию.
-Выбирайте, не задумываясь, ту карту, которая зацепила взгляд, понравилась или наоборот, не понравилась.
Участники выбирают по 1 карте
- Что вы можете сказать о карте, которую выбрали?
- Как это связано с вами, вашим состоянием?
-Опишите свое состояние. Все ли вас устраивает?
Высказывания участников
- Мини-лекция «Эмоциональное выгорание»
Педагог-психолог: Существует четыре ядовитых чувства, которые составляют эмоциональную сторону синдрома сгорания (ядовитый цветок):
ВИНА перед собой и другими за то, что не сделал, не успел.
СТЫД (не так получилось, не имел права на ошибку).
ОБИДА (С детства человеку внушают: жертвуйте собой ради людей! «Я жертвую собой, чтобы спасти вас всех и рассеять тьму!» - носитель этой установки сгорает особенно быстро. Он буквально сжигает себя на работе. Закрывает перед собой другие области бытия. А ведь для того чтобы полноценно жить и развиваться, человеку очень важно, чтобы у него существовала частная жизнь. Чтобы была сфера, где можно расслабиться и отдохнуть. Чтобы он разрешал себе радоваться. «Жертвующий» нередко подсознательно в глубине души ожидает награды за свою жертву. Но окружающие уже привыкли к его поведению. Вместо неполученной благодарности человека начинает изнутри подтачивать обида на тех, кто не оценил его усилий, не сказал «спасибо» за сделанное).
СТРАХ (у меня не получится, и меня не поймут).
Многие институты у нас в стране и за рубежом занимаются проблемой сохранения психического здоровья в профессиональной деятельности. Было выявлено, что проявление синдрома эмоционального сгорания, чаще диагностируется у представителей «помогающих» профессий, таких, как социальные работники, учителя, в основном это специалисты, занимающих опекунскую позицию по отношению к людям.
Но есть другая позиция, или категория, это, назовем их менеджеры, которые организуют деятельность энергичных, самостоятельных и инициативных людей, пусть имеющие свои возрастные особенности как школьники, так, вот, эта позиция не вызывает появление этого синдрома.
Обсуждение в группе.
- Упражнение диагностическое «Дождь»
Педагог-психолог: А сейчас давайте перенесемся назад во времена, когда все стиралось руками и вывешивалось сушиться на веревке. Представьте, что у вас скопилось много грязной одежды и вам необходимо заняться стиркой именно сегодня. Однако, посмотрев на небо, Вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в Вашей голове?
1. О нет, это, должно быть, шутка! Это значит, я должна ждать
до завтра? Что же мне надеть?
2. Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится.
3. Ну хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать.
4. Я займусь стиркой независимо от того, будет дождь или нет.
Если педагог выбрал в качестве ответа первое утверждение, то уровень стресса в настоящее время — 80 б. Этот человек дотошен, обращает внимание на мелочи, анализирует их, и любое негативное событие может вызвать его раздражение. Чем можно помочь такому человеку? Сделать его напарником человека оптимистичного, уверенного, организованного.
Если педагог выбрал в качестве ответа второе высказывание, то уровень стресса в настоящее время — 50 б. Этот человек не поддается стрессу, и ему удается сохранять позитивное видение проблемы, даже когда происходят незапланированные события. Такие люди относятся к стрессу, как к побуждающему фактору и способны помочь справиться с ним коллегам.
Если педагог выбрал третий вариант ответа, то уровень стресса — 0 б. Этот человек не позволяет мелким проблемам и неурядицам влиять на свою жизнь и в любом негативном событии видит позитивную сторону. Такой человек способен предложить коллеге помощь и поддержку, дать ценный совет. Этот сотрудник может успешно проводить тренинги, передавая другим коллегам оптимистический настрой.
Если педагог остановил свой выбор на четвертом утверждении, то уровень стресса в настоящее время — 100 б. Возможно, в его жизни произошли драматические события, может, он переживает оказываемое на него давление из-за стремления сделать «больше и лучше». Чем можно помочь этому человеку? Предоставить отпуск, возможность расслабиться.
- Упражнение «Я сейчас»
Цель: осознание своего актуального состояния, снять напряжение, диагностика актуального состояния педагогов.
Инструкция:
1. Представьте себя конструктором роботов и создайте робота, похожего на вас, какая вы сейчас, какое сейчас у вас настроение.
(Педагоги выполняют задание, если педагогу не нравится какая либо часть робота: деталь, цвет. Ему предлагается взять карту в четно-белом варианте и дорисовать или раскрасить в нужный ему цвет))
2. Проработка метафоры/презентация своих роботов каждым участником:
- Кто он это робот?
- Почему он такой, чем он похож на вас?
- Какое у него настроение и почему?
- Что вы чувствуете, когда смотрите на него, нравится ли он вам?
- Упражнение «Мои ресурсы» (МАК “Ресурсы” (Автор: К. Крюгер))[3]
Цель: помочь педагогам осознать свои ресурсы, способствовать поиску источников восстановления
Педагог-психолог: У нас у всех есть внутренний источник силы и энергии, который со временем иссякает. В этот момент наступает апатия, усталость, отсутствие интереса к жизни, бессилие. Чтобы такого не случилось с нами, этот внутренний ресурс необходимо восполнять время от времени. Подумайте как вы наполняете свой внутренний источник? Что дает и от чего вы получаете заряд положительной энергии? Какие жизненные ресурсы используйте для восстановления своих сил, получения состояния бодрости, радости, вдохновения? В поисках ваших внутренних ресурсов помогут карты.
Инструкция: предлагаю вам выбрать 5 карт, которые ассоциируются с темой: что меня вдохновляет, дает мне силы, что меня радует, что меня восстанавливает, что меня наполняет и т.д. и разложите их перед собой. Выбирайте интуитивно, старайтесь не задумываться, выбирайте те карты которые привлекают ваше внимание.
(участники выполняют упражнение)
Вопросы для обсуждения: Расскажите какие картинки вы выбрали и что они значат для вас? Как это похоже на вашу жизнь? Метафорой какого ресурса послужила эта карта? Про какие ресурсы в вашей жизни вам говорит эта карта? (обсуждение)
- Упражнение: «Какой чудесный день!» (МАК “Расправляя крылья” (Автор: К. Крюгер)) [2]
Цель: обратить внимание участников на мелкие радости.
Педагог-психолог: Стремясь достичь каких-то значимых целей, отдавая себя работе, мы нередко забываем возобновлять ресурсы для повседневной жизни.
Инструкция: Каждому участнику предлагается выбрать карты, которые ассоциируется у него с хорошо проведённым днём. Задачу при необходимости можно конкретизировать, предложив описать рабочий день или выходной. Карты можно выбирать и в открытую и в слепую.
Вопросы для обсуждения: Какой он ваш день? Почему эта карта? Метафорой какого ресурса послужила эта карта?
- Упражнение: «Мое тотемное животное» (МАК “Расправляя крылья” (Автор: К. Крюгер))
Цель: восполнение ресурсов.
Педагог-психолог: Древние люди верили, что каждого человека оберегает тотемное животное. Оно дает силу, защищает от опасностей, покровительствует во всех делах. Давайте пофантазируем. Кто из этих животных существ мог бы быть вашим тотемом. Предлагаю выбрать из колоды тот образ, который больше всего подходит на эту роль.
После того как образ найден участникам предлагается рассказать о своём тотемном животном. Можно задавать следующие вопросы:
• Какой силой делится тотем с тобой? Какими качествами?
• От чего защищает? Каким образом?
- Педагог-психолог: Упражнение «Мой коллектив».
Цель: осознание конфликтов и случаев несоблюдения границ внутри коллектива, распределения ролей, гармонизация собственного положения в коллективе, построение перспектив и планов в ситуации профессионального развития.
Работа с колодой МАК «Я и все-все-все».
Участникам предлагается из разложенных картинкой вверх карт выбрать карты, символизирующие членов его коллектива, а также возможно имеющуюся конфликтную ситуацию и ту ситуацию, в которой ему было бы комфортно работать и взаимодействовать с коллегами, учащимися и их родителями.
Затем участники раскладывают выбранные карты вокруг актуальной ситуации, отложив карту – желаемую ситуацию в сторону.
Обсуждение в группе. Анализ участия и роли каждого члена коллектива в сложившейся ситуации.
- Педагог-психолог: Упражнение «Откровенно говоря»
Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.
Материалы: карточки с незаконченными фразами.
Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.
Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.
Карточки с неоконченными предложениями к упражнению «Откровенно говоря»
Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем занятии…
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к занятию…
Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
Откровенно говоря, когда я проверяю тетради…
Откровенно говоря, когда я прихожу на занятие…
Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
Откровенно говоря, когда ко мне на консультацию приходят родители…
Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходят заведующий или методист…
Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...
Откровенно говоря, когда мой рабочий день…
Откровенно говоря, когда я провожу свое занятие…
Откровенно говоря, когда работа с детьми…
Откровенно говоря, моя работа…
Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
Откровенно говоря, мое здоровье…
Откровенно говоря, когда я разговариваю с директором…
Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…
Откровенно говоря, после рабочего дня…
Откровенно говоря, когда я заполняю журнал…
Откровенно говоря, когда наступает пора каникул…
Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…
Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…
Откровенно говоря, неприятности на работе…
Откровенно говоря, успехи на работе…
- Упражнение «Эмоции судьбы».
Технология: Разложить колоду карт в открытую. Выберите 1-2 карты, которые привлекли ваше внимание и являются ответом на вопрос «что я сейчас чувствую?», «чего хочу?», «чего боюсь?». Рассмотрите карту, подробно ответьте на следующие вопросы: Какие ассоциации вызывает карта? Какие эмоции? Что изображено? Какие объекты привлекли внимание? Что происходило до изображенного момента? Что будет происходить потом? Какой совет могли бы дать вам персонажи?
Обсуждение и анализ в группе.
- Упражнение "Работа с вопросами".
Цель - посмотреть на свою непонятную ситуацию с другой стороны.
Материалы: карточки с различными коучинговыми вопросами.
Иногда мы сталкиваемся с проблемой, которую не можем разрешить. Ищем ответ и не находим его. А может мы задаём не тот вопрос?
Предлагаю воспользоваться хорошими проясняющими вопросами. Возможно работа с ними покажет, в каком направлении вам стоит двигаться в своём запросе.
Технология простая:
1. Держите в голове ту ситуацию, в которой не можете сейчас разобраться.
2. Тяните наугад карточку с вопросом.
3. Внимательно прочитайте вопрос и попробуйте определить, какое отношение он имеет к той проблемной ситуации, с которой вы сейчас работаете.
4. Решите для себя, готовы ли вы сейчас идти в том направлении, которое предложил вам вопрос на карточке?
Например, меня беспокоит вопрос "В каком направлении мне двигаться в своей работе?". Я вытягиваю вопрос "О каких фантастических способах разрешения этой ситуации я ещё не думала?" Ого!))) А действительно, почему бы не помечтать о своих фантастических перспективах в работе? И уже через 15 минут в моём блокноте оказываются две интереснейших бизнес идеи, которые сначала выглядели фантастическими, но при ближайшем рассмотрении оказались очень даже реальными. Теперь у меня есть направление движения!
Обсуждение и анализ в группе.
- Упражнение «Взаимообмен (беру и отдаю)» Автор: Буравцова Н.В.
Работа с колодами МАК «Эмоции судьбы» «Ресурсы и силы».
Цель: Осознание и развитие ресурсных состояний.
Технология: Разложить колоду. Предлагаем клиенту взять, не глядя ВЗ, или осознанно ВО выбрать 2 карты:
1-ю - отражающую то, какой ресурс он хотел бы (ожидает) получить от социума, конкретного человека, от жизни в целом и т.п.
2-ю - отражающую то, каким имеющимся у него ресурсом он готов поделиться.
Делаем акцент не на внешних (материальных, финансовых и т.д.), а на внутренних (психологических) ресурсах.
Анализируем возникающие мысли, чувства, ощущения и желания.
- Упражнение с метафорическими картами «Мудрость шута»
Работа с МАК картами «Мудрость шута»
Техника универсальна – она применяется для работы с любой темой запроса и провоцирует возникновение множественных инсайтов, позволяя психологу избежать советов и рекомендаций, запрещенных этикой психологического консультирования.
Для работы вам потребуется особый вид колод метафорических ассоциативных карт. На картах, которые подходят для применения этой техники, должны быть изображены отдельные персонажи. Техника универсальна и открывает клиенту множество его собственных решений, которые ранее были недоступны для осознания.
Инструкция клиенту
1. Вопрос. Сформулируйте вопрос, на который вы хотите найти правильный для вас ответ. Подойдет любой вопрос, который находится в зоне вашего влияния (например, «Как я могу…?», но НЕ «Что сделать, чтобы он…?» и т.п.).
2. Подготовка колоды. Возьмите колоду метафорических карт и разверните ее рубашкой вверх. Еще раз задайте свой вопрос.
3. Достаньте любую карту наугад и произнесите вслух, что именно он вам сейчас говорит.
4. Оценка полученных советов. Дайте им оценку по 10-балльной шкале по критерию полезности для вас. Что важного вы поняли благодаря этим советам? Какие из этих советов вы будете реализовывать? Почему? Какие не будете? Почему?
- Рефлексия
Упражнение-рефлексия «Продолжи фразу»
Цель: рефлексия, отреагирование актуальных эмоций и чувств.
Педагог-психолог: А теперь давайте подведем итоги нашей с вами встречи. Предлагаю вам взять по одной карточке, а затем прочитать и продолжить предложение.
(Психолог раскладывает карточки в центре круга (Приложение 1), участники высказываются).
Педагог-психолог: Благодарю вас за работу! Прошу вас сейчас на середину стола положить вашего «робота», это вы, ваш образ. После этого вокруг вашего образа разложите свои карты-ресурсы, можете дополнить или подменят на другие. Поморите на себя и свои ресурсы, которые дают вам силу, энергию, радость, вдохновение. Если вам нравится то, что вы видите, вы себя чувствуете хорошо, то сфотографируйте то, что у вас получилось. Позже вы сможете еще раз посмотреть на фото и подумать, что еще вас наполняет, какие еще есть ресурсы, возможно есть те, что вы сейчас не увидели.
Спасибо за участие! До новых встреч!
Список литературы:
- Ушакова Т. Метафорические карты «Роботы»: Работа с детьми, подростками и родителями. – 5-е изд. – М.: Генезис, 2021
- Крюгер К. Расправляя крылья… Метафорические карты для раскрытия внутренних ресурсов. – СПб.; М.: Речь, 2019. – 48 с.
- Крюгер К. Ресурсы. Метафорические карты для раскрытия внутренних ресурсов. – СПб.; М.: Речь, 2022..
- Интернет ресурс: https://урок.рф/library/trening_po_profilaktike_sindroma_emotcionalnogo_v_151945.html?ysclid=ltx20nq57i973085469
- Толстая С.В. «Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании». – М.: ООО «Вариант», 2019
Приложение № 1
Для меня сегодня было важно … | Моё настроение похоже на … | Мне хотелось ещё … |
Я для себя поняла … | Моё состояние похоже на … | Мне было сложно … |
Главная мысль нашей встречи … | Настроение нашей встречи … | Итог нашей встречи … |
Для меня сегодня было важно … | Моё настроение похоже на … | Мне хотелось ещё … |
Я для себя поняла … | Моё состояние похоже на … | Мне было сложно … |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с использованием метафорических ассоциативных карт по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников.
Структура НОД.1. Эмоционально-психологический настрой на игру-занятие.2. Мотивационно-ориентировочный этап. Игра «Волшебный мешочек эм...
Метафорические ассоциативные карты в профилактике эмоционального выгорания педагогов
Метафорические ассоциативные карты в профилактике эмоционального выгорания педагогов...
Методическая разработка "Тренинг для педагогов ДОУ "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
В тренинге предоставлена самодиагностика подверженности профессиональному выгоранию; упражнения для осознания педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; упражнения по освоению эффективных способов...
Методическая разработка «Тренинг для снятия психо-эмоционального напряжения педагогов»
Цель мероприятия: Способствовать снятию психо-эмоционального напряжению педагогов в конце учебного года. Участники мероприятия: педагоги МБДОУ Планируемый результат: снижение уровня тревожности, повыш...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов посредством алгоритма поиска внешних и внутренних ресурсов.
Синдром эмоционального выгорания — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может повлеч...

Сценарий экспресс-консультации для педагогов ДОУ с использованием метафорических ассоциативных карт (МАК) "Поиск решений"
Сценарий экспресс-консультации для педагогов ДОУ с использованием метафорических ассоциативных карт (МАК) "Поиск решений"...

Сценарий консультации для педагогов ДОУ с использованием метафорических ассоциативных карт (МАК) "Мой внутренний ребёнок"
Сценарий консультации для педагогов ДОУ с использованием метафорических ассоциативных карт (МАК) "Мой внутренний ребёнок"...
