Главные вкладки

    Методическая разработка (подготовительная группа) по теме:
    Неделя музыки как средство музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста

    Христолюбова Вероника Юрьевна

     

    В связи с развитием вариативных форм дошкольного образования особенно актуальным стало тематическое планирование. При разработке тематической недели возникает необходимость пересмотреть большое количество познавательного  материала: необходимо выбрать информацию в соответствии с возрастом ребенка, преподнести ее так, чтобы заинтересовать слушателей, подобрать художественную литературу и наглядный материал, что способствует  расширению кругозора воспитанников, их родителей и самих воспитателей. Именно это является одной из главных задач тематического планирования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Неделя музыки69 КБ

    Предварительный просмотр:

    МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 97» г. Краснодара

    Неделя музыки как средство музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста

    В настоящее время дошкольным образовательным учреждениям предложен большой выбор программ и технологий. Однако при всем их разнообразии главной задачей является обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.

    В связи с развитием вариативных форм дошкольного образования особенно актуальным стало тематическое планирование. При разработке тематической недели возникает необходимость пересмотреть большое количество познавательного  материала: необходимо выбрать информацию в соответствии с возрастом ребенка, преподнести ее так, чтобы заинтересовать слушателей, подобрать художественную литературу и наглядный материал, что способствует  расширению кругозора воспитанников, их родителей и самих воспитателей. Именно это является одной из главных задач тематического планирования.

    В нашем детском саду в течение последних пяти лет в основе планирования лежит понедельный тематический подход. За истекший период разработаны: «Неделя детской книги», «Неделя космонавтики», «Театр и дети», тематические недели, посвященные государственным праздникам и т.д. Являясь музыкальным руководителем и членом творческой группы детского сада я предложила разработать «Неделю музыки», о которой пойдет речь в данной статье.

    При подготовке к тематической неделе обуславливается проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя ДОУ - от ее решения зависит успешность проведения Недели музыки. Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен инициативами, направленными на сопоставление их представлений и формирования общего смысла деятельности, что выражается в совместном планировании мероприятий. Воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, учитывая мнение психолога, зная особенности семейного воспитания детей, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, выдвинуть цели для решения задач по музыкальному развитию детей дошкольного возраста.

    Активное участие в подготовке и проведении тематических недель принимают родители воспитанников. Семья – это маленький коллектив, который может помочь ребёнку войти в мир музыки, оказать определённое воспитательное воздействие. Время, проведённое  с детьми, совместные праздники, развлечения, игры способствуют созданию гармоничной личности маленького человека.

    В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений, используя записи, которые я советую во время индивидуальных консультаций и бесед. Кроме того, я рекомендую родителям, какие концерты может посетить ребенок с родителями.

    В своих консультациях для родителей часто обращаю внимание на тот факт, что очень важно в семье поощрять певческие проявления дошкольников: направлять интересы  детей на исполнение песен, доступных по содержанию и музыкальному языку  (небольшие по объему, яркие мелодии в удобном для детского голоса диапазоне); как можно чаще устраивать совместные дуэты, (с мамой, папой, бабушкой), что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению и песням. При этом родители должны стараться оградить детский голос от излишних нагрузок.

    Успех в деле музыкального воспитания будет зависеть от педагогического такта самих родителей и от их знаний, которые они смогут приобрести в тесном контакте с воспитателем,  музыкальным руководителем детского сада.

      В начале недели на занятии по ознакомлению с окружающим миром озвучивается тема. Все остальные занятия, которые проходят на данной неделе, в той или иной степени связаны с ней.

    Важно, чтобы тематическая неделя наполнялась не только организованными мероприятиями, у детей должно быть достаточно времени для свободной, самостоятельной деятельности. Поэтому я обязательно планирую развивающую среду в соответствии с тематикой недели.  

    В основу занятий с детьми положен прием погружения детей в тему, который дает им возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что хочет донести до них педагог. Тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания детей, она лишь является канвой, которая позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей.

    Новизна разработки Недели музыки состоит в том, что использование тематического подхода позволяет значительно сократить время занятий, освобождая его для индивидуальной работы, игры, творческой импровизации, оздоровительных мероприятий. Это исключает перегрузки детей в организованных формах обучения и способствует сохранению психического здоровья  и большого эмоционального удовлетворения воспитанников.

    В рамках Недели музыки представлены: планы мероприятий для детей старшего дошкольного возраста, конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, подборка музыкально-дидактических игр, познавательные беседы с детьми, подобраны консультации для родителей и педагогов. Все это подтверждает практическую значимость данной работы.

    Тематическая Неделя  музыки делает жизнь детей в детском саду более интересной, разнообразной, занимательной; поможет  сформировать эстетический вкус, развить духовный и творческий потенциал.

    Практика показала, что тщательная подготовка педагогов к тематическим неделям сполна окупается эмоционально-положительной реакцией детей, их максимальной активностью в течение всей недели. Это дает возможность им уйти от излишнего напряжения, связанного с изучением нового материала, показать свои знания, удовлетворить свое желание быть признанным.

    Во время проведения Недели музыки я уделяла большое внимание не только отбору приёмов для создания  творческой атмосферы и поддержания интереса к занятию, сохранения его темпа, работоспособности детей, но и стимуляции мотивов, потребностей детей во время выполнения заданий. Во время проведения занятий я часто использую соревновательные, познавательно-побудительные мотивы.

    Таким образом, создавая по ходу занятий мотивацию деятельности, можно добиться, во-первых, создания интереса  ко всем видам музыкальной деятельности, а во-вторых, качества выполнения заданий по поставленным целям обучения.

    Вашему вниманию предоставляю примерный план мероприятий Недели музыки.

    План мероприятий по подготовке и проведению

    «Недели музыки»

    Цель: проведение недели Музыки для создания у детей эмоционально- положительного настроя и обогащения жизненного опыта знаниями и впечатлениями.

    Цель работы предполагает решение следующих задач:

    - развитие у детей творческой инициативы и самостоятельности;

    - развитие у детей интереса к музыкальному искусству,

    - формирование эстетического вкуса,

    - выявление музыкальных предпочтений ребенка;

    - развивать эмоциональный отклик на музыкальные произведения;

    - пополнять словарный запас детей музыкальной терминологией.

    При разработке Недели музыки использовался музыкальный и познавательный материал из журналов «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель», «Колокольчик», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», «Справочник старшего воспитателя».

    № п/п

    Мероприятия

    Дата

    Ответственный

    I.

    РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ И МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ

    1.1

    1.2

    1.3

    1.4

    1.5

    1.6

    Познакомиться с планом мероприятий.

    Планирование воспитательно-образовательной работы по проведению Недели музыки.

    Подборка методического обеспечения,   музыкального материала, наглядного материала, музыкальных инструментов, атрибутов, костюмов.

    Оформление музыкального зала.

    Разучивание с детьми музыкально-художественного материала: текста песен, ролей, танцевальных движений, композиций и этюдов.

     Проведение музыкально-дидактических игр.

    В течение месяца

    Ст. воспитатель,

    воспитатели

    Воспитатели

    II.

    РАБОТА С ДЕТЬМИ

    2.1

     

    «Путешествие в страну музыки»

    Проведение познавательных занятий, бесед: о музыкальных инструментах, русских и зарубежных композиторах и т.д., в соответствии с возрастными особенностями детей.

    понедельник

    воспитатели

    2.2

    День народного творчества «Хорошо у нас в светелке»

    Выставка народных инструментов и элементов народных промыслов.

    Русские народные пляски в исполнении детей.

    Народные игры, песни.

    Танец воспитателей «Кадриль» или «Сударушка».

    вторник

    воспитатели

    2.3

    «Музыку сделаем сами, своими руками»

    Рисование, аппликация, лепка, ручной труд по изготовлению поделок, атрибутов, пригласительных билетов, афиш, эмблем.

    Игры – драматизации, литературные игры, сочинения песенок, придумывание загадок.

    Музыкально – ритмическая деятельность.

    среда

    воспитатели

    2.4

    «Мы - артисты»

    Театрализация (инсценирование песен, сказок, стихотворений, разыгрывание сценок и этюдов).

    Проведение музыкальных конкурсов: «Угадай мелодию», «Узнай персонажа по песне», «Любимые песенки», «Перевертыши», «Алло, мы ищем таланты».

    Музыкальные викторины.   Музыкальный ринг.

    четверг

    муз. руководитель

    2.5

     «День «Будем с музыкой дружить» Музыкальный праздник  чествования любителей музыки.

    Выставка рисунков «О чем рассказала музыка».

    Праздник «Ни дня без музыки».

    пятница

    муз. руководитель

    III

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

    3.1

    3.2

    3.3

    3.4

    Подбор и изготовление материала к выставке народного творчества, помощь в оформлении выставки.

    Помощь в изготовлении костюмов и атрибутов к выступлениям детей.

     «Сочиняем музыку с мамой».

    Помощь в подготовке к конкурсу рисунков

    «О чем рассказала музыка».

    в течение

    недели

    воспитатели,

    муз. руководитель

    Авторы составители: О.А. Хибаба, ст. воспитатель,

                                         В.Ю. Христолюбова, муз. руководитель

    МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 97» г. Краснодар.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

    Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

    консультация для родителей "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

    Формирование ценностного отношения к жизни, воспитание моральных качеств личности дошкольников через сказки....

    «Коллективное прикладное творчество детей как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

    Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении ...

    Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

    Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

    Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

    Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

    Доклад выступления на педагогическом совете на тему: "Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста".

    Народные игры как часть традиционной  культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отраж...

    Классическая музыка как средство духовно-нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО »

    ФГОС ДО представляет определенные методы, которые способствуют: духовно-нравственному развитию малыша, усвоению общепринятых норм, формированию патриотических чувств и художественно-эстетического восп...