Главные вкладки

    Тренинг педагогической креативности « Куда уходит детство?»
    учебно-методическое пособие на тему

    Тренинг для воспитателей детских садов с целью активизации творческого потенциала в использовании игровых методик

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon trening.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

                           Тренинг креативности « Куда уходит детство?»

                                     

                                       Воспитатель старшей группы №12

                                                                       «Капельки»

                                                          ГБДОУ №34 «Жемчужинка»

                                                         Красногвардейского района    

                                                         г. Санкт-Петербург                                                                              

                                                         Быстрова Алена Анатольевна

    Адрес ГБДОУ №34 :  Санкт-Петербург, ул. Большая Пороховская, д.44, к.2. тел. 222-97-43.

    Телефон для контакта: 8-905-202-86-63.

                         

    Цель:  Активизация творческого потенциала воспитателей ДОУ для  использования игровых методик

    Задачи: овладение воспитателями игровых методик, поиск резервов для более эффективной работы, развитие коммуникативных способностей.

    Аудитория тренинга: воспитатели дошкольного образовательного учреждения.

    Предполагаемый результат: Активизация творческого потенциала воспитателей ДОУ путем расширения игрового кругозора и развития коммуникативных способностей.

    Реквизит: картонные коробки разного размера,  мольберт, удобный для крепления бумаги размером А1, листы бумаги размером А1 с изображением дороги и станций остановки, скрепки, кнопки, булавки - в достаточном количестве, средства создания изображения: фломастеры, карандаши, краски, кисточки, скотч, ножницы, линейки, ста рые журналы с картинками (которые не жалко изрезать) и др., бумага формата А4,карточки с названиями животных (обезьяна, крокодил, верблюд, бегемот),набор предметов для проведения упражнения «Учимся, играя», коробка с цветными ленточками двух цветов.

    1. Приветствие

    В помещении для проведения тренинга накрыт чайный столик, где все желающие могут взять чай и сладости.

    Представление ведущего.

    1. Приветствие «Смысл моего имени».

    Материал: все необходимое для изготовления визитных карточек (нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки и т. д.).

    Ведущий предлагает познакомиться и совершить это сле дующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его на зывали в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а потом рассказать историю его происхождения.

    Главная идея этого упражнения - дать возмож ность подчеркнуть свою индивидуаль ность.

    2. Правила работы в группе.

    После знакомства ведущий объясняет особенности пред стоящей формы работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы.

    1) Доверительный стиль общения (одно из его отличий - на зывание друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).

    2) Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).

    3) Персонификация высказываний (отказ от безличных рече вых форм, помогающих людям в повседневном общении скры вать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать.в форме «Я считаю...», «Я думаю...»).

    4) Искренность в общении (говорить только то, что действи тельно переживается, или молчать; открыто выражать свои чув ства по отношению к действиям других участников).

    5) Определение сильных сторон личности (в ходе обсужде ния обязательно подчеркивать положительные качества высту пившего).

    6) Недопустимость непосредственных оценок человека.

    3.Упражнения на снятие эмоционального напряжения

    Игра «Ладони - колени».Сидя в кругу, положите ладони на колени соседей: правую -на левое колено соседа слева, левую - на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок от колена к колену (для этого надо внимательно следить за тем, чья рука лежит на сле дующем колене по кругу, и не перепутать очередность своего хлопка).

    Когда устоится ритм хлопков, можно усложнить упражне ние - два хлопка по одному колену будут обозначать движение в обратную сторону, то есть теперь играющим нужно следить и за тем, чья рука хлопает по колену, и за направлением движе ния хлопков.

    Упражнение «Печатная машинка».Попытка произвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известной песни или стихотворения.

    Каждый участник по очереди произносит по одной букве слова. В конце озвучания слова целиком все встают, на знак пре пинания ~ топают ногой, в конце строки - хлопают в ладоши.                                                

    Упражнение «Дождик» Все участники стоят в кругу. Ведущий идет внутри круга, и,когда он заглядывает в глаза участнику, тот начинает повторять его движения до тех пор, пока ведущий не пройдет круг, снова не подойдет к нему, не заглянет в глаза и не поменяет движение. Ведущий идет по кругу и, заглядывая по очереди в глаза участникам, трет ладошкой о ладошку, на втором круге - щел кает пальцами, на третьем - хлопает ладонями по коленям, на четвертом - неритмично хлопает в ладоши, на пятом - стучит по коленям, на 6-м - хлопает в ладоши, на 7-м - щелкает пальцами, на 8-м - шуршит ладошками. «Дождик» заканчивается и затихает. Целью этого упражнения является релаксация, снижение мышечного тонуса, настрой на лиричный лад. Можно сказать участникам о том, что дождик, прошедший в нашей группе, на веял грусть, размышления, спокойствие, неважно, идет ли он за окном, важно, что происходит с нами.

    4. Опрос :”Что Вы ожидаете от участия в тренинге”.

    Ведущий: Спросите любого воспитателя, и большинство ответит, что в игре ребенок осваивает действительность, получает оп ределенные знания и навыки. Педагог назовет множество задач, решаемых с помощью игры.

          Но в последние годы игра в детских садах стала носить прикладной, обучающий характер, постепенно утрачивая свою значимость как вид творческой деятельности. Да и воспитателю иногда бывает сложно войти в творческий игровой процесс вместе с детьми.

      Упражнение-разминка «Что в нашей жизни игра». Педагогам предлагается в качестве разминки продолжить фразу «Игра - это...» и ответить на вопросы: «Кто больше назо вет игр своего детства?», «Чему мы учились в этих играх?», «Во что играют дети сегодня?» (Обсуждение темы -10 минут.)

    Ведущий : И вот давайте мы построим свой  Играй-город.  Для этого нам нужно пройти по карте Играй-страны и преодолевать встречающиеся трудности. После прохождения каждого упражнения, вы будете получать картонную коробку, и в конце нашего пути на Главной площади страны мы построим дворец. Перед вами карта страны и первая остановка.

    Ведущий проводит упражнения, обсуждая что получилось, что не получилось и под общие аплодисменты вручает коробку для строительства замка.

    II. Основная часть

    Упражнение «Поросячьи бега». Участники сидят в кругу. Ведущий говорит, что они попалина поросячьи бега - новый олимпийский вид спорта Играй - города. Для того чтобы выиграть, нам нужно как можно быстрее передать «хрюк» по кругу.

    Сначала дайте возможность всем участникам потрениро ваться в «хрюканье». Игра на время. Старайтесь добиться ре корда.

    Цель: Это внешне простое и несерьезное упражнение на самом де ле, помимо того что повышает эмоциональный уровень, очень хорошо влияет на процесс сплочения и настраивает на взаимо действие.

    Игра «Джунгли». Материал: карточки с представленными на них назва ниями животных, прикрепленные к спинке стула.

    Для следующего упражнения участникам необходимо разде литься на малые группы. С этой целью (а также для поддержа ния работоспособности группы) проводится данная игра.

    Ведущий до занятия к обратной стороне стула прикрепляет листочки с написанными на них названиями животных, напри мер: обезьяна, крокодил, верблюд, бегемот. Названия животных на листочках должны повторяться в таком количестве, чтобы на их основе можно было разделить группу на нужное число микрогрупп по 3-4 человека.

    После инструкции ведущего участники отодвигают свои стулья, освобождая пространство для движения, и находят лис точки с представленными названиями животных. Не обсуждая с другими участниками содержание карточки, по команде все начинают двигаться, изображая свое животное. Задача, стоящая перед участниками, - собраться в группы всем «бегемотам», «обезьянам», «крокодилам» и «верблюдам».

    Следующее упражнение проходит в образованных под группах.

    Упражнение «Учимся, играя». Педагогам,  разбитым по группам предлагается взять любые предметы реквизита. Через 10-15 минут они должны придумать, как с его помощью в игровой форме можно сообщить детям ка кой-то интересный факт или полезную информацию. (Время на демонстрацию 15-20 минут.)

    Варианты игр: на усмотрение участников.

    Упражнение-активатор «Апельсин».Упражнение проводится в кругу.

    Перекидывая друг другу мячик, давать любые возможные определения апельсину. Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.

    Упражнение «Композиция».Группа участников делится на две команды с помощью вытаскивания из коробки цветных ленточек двух цветов. Обеим коман дам дается задание: на альбомном листе нарисовать компози цию из геометрических фигур - двух треугольников, трех квад ратов и одного прямоугольника.

    Когда рисунки готовы, команды обмениваются капитанами ( выбор капитана проводится участниками группы). Капитан, придя в чужую команду, смотрит рисунок и уже своей команде начинает объяснять, как изобразить то же самое (при этом задавать дополнительные вопросы нельзя). Потом это же делает второй капитан.

    По окончании рисования предлагается сравнить получив шиеся рисунки с «подлинниками» и найти отличия. Первое сло во для высказывания своих впечатлений от упражнения предос тавляется капитанам.

    Вопросы для обсуждения: С какими трудностями вы столкнулись, когда диктовали описание рисунка? Хотелось ли вам затем что-то сказать по-другому, дру гими словами, более подробно?  Чем отличаются рисунки?

     Как вы считаете, в чем причина случившихся отличий?

    Идеи, выносимые на обсуждение:

     Каждый имеет право на ошибку: и ребенок, и взрослый.

    Наше старание не обязательно приводит к тому, чего мы ожидаем.

    Старания ребенка тоже не всегда приводят к хорошим ре зультатам, успеху.

    Если ребенок не понял - это не значит, что он низкого раз вития, возможно, мы просто не смогли понятно объяснить.

     Упражнение «Тюрьма». Чтобы немного подвигаться, с уже имеющимися командами играем дальше. Внутренний круг образован сидящими на стуль ях - это арестанты, за спиной у каждого стоит по тюремщику. Задача арестантов - договориться взглядом с любым из аре стантов «о побеге»: быстро поменяться местами, но так, чтобы тюремщик не успел прикоснуться к нему (это означает, что беглец пойман). Задача тюремщика - следить, чтобы арестант не сбежал.                                                                                

    Упражнение « Решим проблему» Каждая группа пишет проблему по работе и группы меняются листочками. Каждая команда дает решения этих проблем.  (реальные и бредовые)

    Упражнение «Век живи, век учись». Каждому человеку в своей жизни приходится учиться само му и учить других. Как выполнить эти задачи лучше, эффектив нее, какими рекомендациями воспользоваться? Часто говорят:«Век живи, век учись». Это пословица неполная. Если обратиться к источникам фольклора, то пословица эта может зазвучать так: «Век живи, век учись - дураком помрешь».Человечество накопило много рекомендаций, связанных с тем, как и чему можно и нужно учить, как связывать процесс обучения и воспитания, как решать трудные задачки из области педагогики. Выдающиеся деятели педагогики и психологии оставили неплохие рекомендации на эту тему. Например, Сухомлинский писал: «Воспитывает каждое дерево, каждая травинка и каждый кустик...».Много замечаний по искусству педагога подметили мастера художественного слова. Мы знаем о богатстве народного русского языка, о мудрости пословиц. «Умного учить - только портить», «Ванюшка не хитер, не мудер, а весьма смысловат», «Учение - свет, а неученье - тьма», словом, стоит только  покопаться в памяти - и можно извлечь оттуда целую кладезь мудрости, связанной с темой учения. Вот и мы предлагаем вам сейчас вспомнить такие рекомендации - кто вспомнит их больше, у кого они будут интереснее?

    Итак, мы вспоминаем сейчас всевозможные рекомендации на тему обучения. Пословицы, высказывания авторитетных лиц, собственные афоризмы- и замечания. Лучше записать их на листке, чтобы ведущему легче было работать. У вас есть 2-3 минуты. Спасибо.А сейчас по очереди выступаем и рассказываем о своих достижениях в области педагогической археологии и фольклора.Можно подвести итоги. Мы хотим выслушать ваши соображения о результатах.

    Упражнение «Стой спокойно».Играющие образуют круг. Ведущий ходит внутри круга и, остановившись перед кем-нибудь, громко говорит: «Руки!» Тот, к кому он обратился, должен стоять спокойно, а его соседи должны поднять руки: сосед слева - правую, сосед справа - ле вую. Кто ошибется, выходит из круга.

    Упражнение « Что помогает тебе в работе». Участники в кругу. Часть с упражнениями завершается высказыванием мнения о своем соседе слева, которое отражало бы его сильные стороны как личности и как профессионала.

    Высказывание можно начать с фразы :”Тебе как профессиональному педагогу помогает в работе то, что ты…”.

    1. Подведение итогов

    Ведущий:Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы с вами и окунулись в мир игры и творчества, прошли по дороге Играй -города и научились вместе решать задачи и проявили индивидуальные таланты. Стали веселее, добрее и активнее.

    Упражнение «Подарок». Каждый участник дарит своему соседу справа «подарок», то есть сообщает ему о том, чтобы он хотел ему подарить, имея неограниченные материальные возможности.

    Упражнение проходит по кругу.

    Далее ведущий предлагает группе построить из коробок замок и с помощью подручных средств его украсить.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Куда уходит детство".

    Сценарий выпускного праздника в подготовительной группе. На празднике используется мультимедиа....

    Куда уходит детство?

    Брошюра для родителей....

    Сценарий выпускного праздника «Куда уходит детство».

    Разработан праздник со стихами, песнями, танцами и презентацией....

    Сценарий выпускного праздника «Куда уходит детство».

    Разработан праздник со стихами, песнями, танцами и презентацией....

    Тренинг-практикум для педагогов: «Куда уходит детство?»

    Тренинг направлен на активизацию  творческого потенциала педагогов....

    Сценарий выпускного праздника "Куда уходит детство?!"

    Сценарий выпускного праздника "Куда уходит детство?!"...

    Тренинг педагогической креативности « Куда уходит детство?»

    Тренинг для преподавателей детских садов с целью активизации творческого потенциала в использовании игровых музыкальных методик...