Главные вкладки

    Конспект занятия "Хорошо и там и тут, где по имени зовут"
    презентация к занятию (старшая группа) по теме

    Герасимовская Зоя Анатольевна

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

     «Детский сад № 2  «Солнышко» комбинированного вида»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Тема: Хорошо и там и тут, где по имени зовут

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    составила воспитатель

    II квалификационной категории

    Герасимовская З.А.

     

     

     

     

     

     

     

     

    г. Оленегорск

    2011г.


     Цель: Дать детям представление о важности права на имя.

    Задачи:

    Образовательная:Формировать у детей элементарные представления о правах, углубить понятия «отчество», «тёзка», познакомить детей с их первым документом «Свидетельство о рождении» уточнить знания детей об именах и отчествах, дать представление о том, как на Руси давались фамилии их происхождение, упражнять детей участвовать в беседе; обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: «Имя»; упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, полных имён, отчества

    Развивающая:развивать правовое мировоззрение; развивать связную речь через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы ответы

    Воспитательная:воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям

    Активизировать словарь:тёзка, имя, отчество, фамилия, свидетельство о рождении

     

    Материалы и оборудование:мольберт, лист бумаги для рисования, кисть, гуашь коричневого цвета, баночка с водой, игрушка чебурашка, глобус, 2 коляски с пупсами, поделки, рисунки совместного творчества детей и родителей «Моё имя»;

    мультимедийная установка, экран, презентация «Хорошо и там и тут, где по имени зовут».

    Предварительная работа:

    - беседы – «Наши имена», «Наши фамилии»;

    - обыгрывание ситуации «Давай знакомиться?»;

    - совместная исследовательская деятельность детей и родителей «Имя моего ребёнка»;  

    - создание портфолио каждого ребёнка;

    - создание книги «Что означают наши имена?»;

    - чтение художественной литературы: Ш. Перро «Золушка», Е. Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Три поросёнка» пер. с англ. С.Михалкова, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», обр. А.Н. Толстова, Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей», Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», К.И. Чуковский «Айболит», «Снегурочка» рус. нар. сказка, разучивание стихотворений об именах;

    - игры «Назови ласково», «Отгадай по голосу», «Что лишнее?», «Придумай фамилию».

     

     

    Ход занятия:

     

    Занятие лучше проводить в музыкальном зале. Зал оформляется работами детей, выполненных совместно с родителями «Моё имя».


    Воспитатель заходит в зал с детьми, здоровается с гостями, подводит детей к мольберту, начинает рисовать, читая стихотворение:


    Воспитатель: «Точка, точка, запятая,

                              Вышла рожица смешная

                              Это кто?» (ответы детей)

    А если я нарисую ему большие уши (рисует). Кто у меня получился?
    Дети:  Чебурашка.  

    Воспитатель приглашает детей занять свои места на стульчиках, обращает внимание на осанку.

    Чебурашка (аудиозапись):Посмотрю на ваши лица,

                                                  С кем бы мне здесь подружиться?

                                                  Я Чебурашка, а вас как зовут?

    (проводится игра «Познакомимся». Дети передают друг другу игрушечного чебурашку,  называют свои имена - здороваясь)

    Воспитатель:Вот мы познакомились с Чебурашкой. Это сегодня наш гость, и он хочет с нами поиграть(показывает глобус)Что это такое? (Ответ детей: глобус)

    Воспитатель:Глобус это маленькая модель земного шара. На самом деле наша земля очень большая, на ней живут много-много людей, все они похожи: у каждого есть лицо, тело, руки, ноги. Но в тоже время люди очень разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим.

    Ребята, как вы думаете, чем отличаются люди? 

    Дети: лицом, внешностью, голосом, цветом кожи, ростом и т.д.

    Воспитатель: А ещё у людей разные имена. Имён очень много. У каждого человека есть имя. Сегодня мы поговорим об имени.

     

    Звучит фонограмма плача грудного ребёнка.

     

    Воспитатель:Ребята, кто это плачет?

    Дети: плачет малыш, ребёнок, маленький ребёнок.

    Воспитатель вывозит две коляски. Приглашает детей посмотреть, кто в них лежит.

    Воспитатель:Ребята, посмотрите внимательно и скажите, отличаются ли эти малыши? (варианты ответов детей: они похожи, только у них разные чепчики: розовый и синий).

    Воспитатель:Новорождённые дети очень похожи, их трудно отличить друг от друга. Чтобы их не перепутать, врачи сразу после рождения надевают малышам на ручку бирочки с номером и датой рождения. Ребята, а вам приятно было бы, если вас называли номером? (воспитатель называет детей) Первый, пятый, десятый и т.д.

     Воспитатель:У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Послушайте, какую загадку приготовил для вас Чебурашка.

    Чебурашка: Нас не было, но оно было,

    Нас не будет, но оно будет,

    Никто ни у кого его не видел,

    А у всех оно есть.

    И у мамы есть, и у папы есть,

    У дочки есть, у внучки есть,

    Чтобы его узнать,

    Надо вслух  назвать.        (Имя)

     

    Дети: варианты ответов детей.

    Воспитатель: Имявам дают родители. Оно играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят своё имя. Человек может лишиться всех богатств (дома), но нельзя лишиться имени.  Самое первое право у человека – это то право на имя.

    Как вы думаете, а зачем люди придумали имена?

    Дети:Чтобы можно было позвать кого-нибудь (обратиться), чтоб знать мальчик это или девочка, отличать одного человека от другого и т.д.

    Воспитатель:Правильно имя нам очень необходимо, без имени трудно познакомиться, общаться друг с другом, понять о ком говорят.

    Как тебя родители назвали? (спросить 2 – 3 детей)

    Как ласково звучит твоё имя? (варианты ответов детей)

    Ребята, знаете ли вы, что имя может расти?

    Сейчас я вам расскажу, как выросло одно имя.

     

    Презентация  «Как растёт имя?»

     
    Воспитатель:  Это было так давно… Появилась на свет девочка и родители эту девочку звали ласково: Зоечка. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Зоя. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? В детском саду я для вас всех Зоя Анатольевна.

    Воспитатель:  Вы растёте, и имена ваши тоже растут вместе с вами. Имена бывают полные и уменьшительные. Например, уменьшительное – Таня, а полное имя Татьяна.

     

    Проводится игра «Назови по-взрослому»

    Воспитатель: представьте, что вы стали взрослыми. Как вас будут называть?

    Дети:Оля – Ольга, Наташа – Наталья, Настя – Анастасия, Дима – Дмитрий, Лера – Валерия.

    Воспитатель:Про имена написано много стихов. Кто знает стихотворение про своё имя?

    Дети читают стихи про своё имя.

     

    Физминутка:

    Воспитатель:Ребята, Чебурашка хочет предложить потанцевать с ним. Физминутка выполняется по показу ребёнка.

    Воспитатель предлагает занять свои места, обращает внимание на осанку.

     

    Воспитатель: Чебурашкапришёл к нам со своими сказочными друзьями. У них очень необычные имена. 

     

    На экране по очереди появляются Незнайка, Дюймовочка, доктор Айболит, красная шапочка, Золушка, Снегурочка.

     

    Воспитатель: Подумайте, почему их так назвали?

    Дети: Айболит – лечит тех, кто болеет

    Снегурочка – девочка из снега

    Дюймовочка – маленькая девочка, с дюйм

    Незнайка – мальчик, который ни чего не знает

    Красная шапочка – девочка, которая постоянно носила красную шапочку

    Золушка – девочка, запачканная в золе

    Воспитатель: Имя может многое сказать о человеке,  о его особенностях.

    Воспитатель:Все имена имеют своё значение. А вы знаете, что означает ваше имя?

    Дети: моё имя означает… (Воспитатель выслушивает ответы детей и если ребёнок не знает, что означает его имя, говорит значение).

    Воспитатель: Ребята посмотрите, какую картину принёс Чебурашка.

    (На экране появляется картина В. Васнецова «Богатыри»)

    Воспитатель:Кто изображён на этой картине?

    Дети: Богатыри.

    Воспитатель: Да, это богатыри. Этого богатыря звали Добрыня. Как вы думаете, почему его так звали.

    Дети:потому, что он добрый.

    Воспитатель:Правильно, Добрыня – добрый человек. Раньше в древности больших и сильных людей называли добрыми. Сейчас я вам прочитаю  отрывок из былины. А внимательно послушайте и назовите имя богатыря:

    В чистом поле пыль поднимается

    Илья Муромец, сын Иванович

    К Соловью приближается.

    Дети: Илья, Илья Муромец.

    Воспитатель: правильно,А чей сын он? (если дети испытывают затруднение в ответе, повторить, ещё раз отрывок)

    Дети:сын Ивана.

    Воспитатель: Иванович – это отчество.Когда вы вырастете, вас будут называть по имени и отчеству. Отчество даётся по имени отца. Лера, как зовут твоего папу? Подумай, и назовите своё имя и отчество.

    (Ответы детей)

    Воспитатель: Бывает, что у людей одинаковые имена, таких людей называют «тёзками» (проговаривание с детьми индивидуально).

    А у нас в группе есть тёзки? 

    Дети:есть. Дины, Ольги, Леры, Вики.

    Воспитатель: А как же нам их различать?

    Дети: по внешнему виду, по росту, по голосу…

    Воспитатель:мы отличаем наших девочек по фамилии.

    Фамилия даётся человеку тоже при рождении. Часто фамилии человеку давали по его профессии. Так кузнецу давали фамилию Кузнецов, плотнику – Плотников, гончару – Гончаров (показ слайдов).

    Воспитатель:Какую фамилию могли дать рыбаку?

    Дети:Рыбаков.

    Воспитатель:Многие фамилии произошли от имён. От какого имени произошла фамилия Иванов? Петров?

    Дети: Иван, Пётр.

    Воспитатель: Фамилии происходили и от названия цветов, предметов, зверей.

    Чебурашка предлагает вам поиграть в игру «Придумай фамилию».

    (Воспитатель подводит детей к столу, на котором лежат карточки с изображением зверей).

    Воспитатель:Возьмите каждый по одной карточке, внимательно рассмотрите её и придумайте фамилию (дети выполняют задание).

    Воспитатель:Повернитесь к гостям, покажите сваи карточки, и назовите придуманную фамилию (Дети называют придуманные фамилии).

    (Дети убирают карточки и садятся на места, воспитатель обращает внимание на осанку).

    Чебурашка: Ребята, я вам посылку с подарками отправил, получайте.

    Воспитатель: Спасибо Чебурашка. Ребята, а посылку получить ведь не так-то просто. Посмотрите, какая история приключилась с героями из мультфильма «Простоквашино».

    Воспитатель: Почему Печкин не отдавал посылку? (ответы детей).

    про какой документ спрашивает почтальон Печкин? (ответы детей).

    Воспитатель:Паспорт. Посылку можно получить только по паспорту.

    Воспитатель: Нопаспорт есть только у взрослых,самый первый документ, который получает  человек при рождении – это «Свидетельство о рождении» (слайд – показ свидетельства о рождении). У вас у каждого есть этот документ. В нём записаны ваша Фамилия, Имя, Отчество, когда и где вы родились, а также ваши родители.

    Воспитатель: Какой ваш самый первый документ?

    Дети: Свидетельство о рождении.

    Воспитатель: У меня уже есть паспорт и посылку я получила (выносит посылку, открывает её и раздаёт детям воздушные цветы)

    Воспитатель: Получайте цветы, полюбуйтесь ими. Давайте, поблагодарим нашего гостя – Чебурашку.

    Воспитатель: О чем мы сегодня говорили, чем занимались?

    Дети: Каждый ребёнок имеет право на имя, отчество и фамилию. Узнали о происхождении имён и фамилий. О Свидетельстве, о рождении.

    Воспитатель: Мы сегодня с вами говорили об имени. Узнали, что имена бывают уменьшительными и полными, ласковыми. Если у детей одинаковые имена их называют тёзками. Самое первое право – это право на имя. Когда мы вырастаем, к имени прибавляется отчество. Фамилии могут образовываться от профессии людей, по названию предметов, зверей. Самый первый документ – это свидетельство о рождении.

    Вы  очень хорошо занимались, были внимательны, интересно отвечали.

    Воспитатель выносит большой воздушный шар, надутый гелем.

    Воспитатель: У меня есть для вас сюрприз.На воздушном шарике я написала ваши имена. Мы выпустим этот шар, когда пойдём на прогулку, и тогда все вокруг узнают, что есть такой детский сад «Солнышко» и в нём живут ребята с такими замечательными именами.

     

    Дети прощаются с гостями и уходят из зала

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon prezentaciya1.zip2.26 МБ
    Package icon prezentaciya_2.zip2.37 МБ

    Подписи к слайдам:

    Хорошо там и тут,
    где по имени зовут

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия "Хорошо у нас в детском саду"

    Дать детям представления о детском саде.Большое красивое здание, в котором много уютных групп , есть два зала (музыкальный и физкультурный), просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабин...

    "По-разному зовутся дети" (конспект занятия по правовому воспитанию детей старшей группы)

    Цель: дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; развивать у детей способность сочувствовать и сопережи...

    Конспект занятия из цикла "Секреты Мудрой Совы" "По-разному зовутся дети"

    Формирование правового сознания у дошкольника....

    Детско - родительский, социально - личностный проект "Хорошо там и тут, где по имени зовут!"

    Проект предлагает каждому ребенку задуматься о своих именах. Ведь они даются человеку только один раз. И кто-то свое имя пронесет через свою жизнь так, потомки не раз будут вспоминать его, даже назову...

    Познавательный проект "Хорошо там и тут, где по имени зовут"

    В презентации представлен опыт работы по проектной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы.  Цель данного проекта - выяснение значения имён детей и причин, по которым детям ...

    Конспект занятия "Хорошо весной в лесу"

    Для детей старшего дошкольного возраста...

    конспект занятия "Хорошо-плохо"

    Цель: формировать понятия добра и зла на основе традиционных духовных и нравственных ценностей.Программные задачи:Образовательные:1.Формировать умение оценивать свои (а не чужие) поступки в соответств...