Главные вкладки

    План-конспект занятия (старшая группа) по теме:
    Конспект интегрированного занятия – путешествия в старшей группе с использованием компьютерной презентации

     

    Конспект интегрированного занятия – путешествия в старшей группе с использованием компьютерной презентации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mordoviya.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

    Конспект интегрированного занятия – путешествия

     в старшей группе с использованием компьютерной презентации

    « Музеи Мордовии»

    (для воспитателей района)

                                                           

               Подготовила: Баулина С. Н. воспитатель высшей категории

    2012 г.

     Цель:

    Развитие ценностного отношения к мордовской культуре, истории     мордовского края, развитие эмоционально-эстетической  сферы ребёнка,

    Дать представление о значимости культурного наследия в формировании личности.

    Задачи:

    Обучающие – Познание истории и культуры родного края, достопримечательностей Мордовии, восприятие произведений живописи, скульптуры.  Иметь представление  о портрете, о жанрах произведений искусства. Приобщение к литературному  народному творчеству. Овладение основами рисования элементов мордовского узора. Приобщение детей к миру компьютерных технологий.

    Развивающие: Развитие эмоционально-эстетической сферы ребёнка, основ эстетического вкуса, чуткости к красоте произведений искусств, развитие эмоциональных проявлений (страх, радость, спокойствие, удивление). Способствовать развитию познавательных, коммуникативных, социальных навыков с применением ИКТ.

    Воспитательные: Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, гордости за свой народ.

    Материал:

    Презентация «Экскурсия по виртуальному музею», дидактическая игра «Сложи узор», картинки-иллюстрации к сказке «Лиса и медведь».

    Воспитатель.-  Какой сегодня на мне костюм?  (мордовский)

    А если я пришла в  мордовском  костюме, значит, что мы будем делать? О чём будем говорить? (о Мордовии)

    Но не просто поговорим, а отправимся на экскурсию по виртуальному музею Мордовии.

    Усаживайтесь поудобнее, и наше путешествие начинается.  

       Слайд1 (на экране появляются символические изображения четырёх залов: «Достопримечательности»- (Кафедральный  Собор  Ушакова, Памятник А. С. Пушкину, Парк им. Пушкина)

    «Мордовские народные сказки» (персонажи)

    «Изобразительное искусство» - (Работы  скульптора С. Эрьзи, Ф. Сычкова)

    «Декоративно-прикладное искусство» (предметы старины)

    -Итак, пройдемте в первый зал нашего виртуального музея «Достопримечательности Мордовии».

    Слайд 2 (На экране появляются изображения осн. достопримечательностей - Храм, Скульптура Пушкина, театр, спортивные сооружения)

    В. -Перед нами достопримечательности г.  Саранска и Мордовии.

    Слайд 3 Собор

    В. -Кто узнал, что это? (Храм) – Правильно, Кафедральный  собор Ушакова – это визитная карточка нашего Саранска и всей Мордовии.  

    Слайд 4 Театр

    В. – Кто узнал эту достопримечательность? (театр)

    Слайд 5 Детский сад

    В. - Кто узнал что это? Да, для нас наш  детский сад тоже достопримечательность нашего посёлка.

    Слайд 6 Парк культуры и отдыха

    В. -Следующей достопримечательностью является…Да, это парк, излюбленное место семейного отдыха. Поднимите руки, кто был в парке.

    - Что интересного видели там?

    - Что больше всего понравилось?

    - А ещё об одном объекте попросим рассказать нашего  экскурсовода.

    Слайд 7 Памятник Пушкину

    (Выходит ребёнок и рассказывает )

    Ребёнок     - Мы живём в Мордовии и  гордимся, что у нас есть памятник   А. С. Пушкина , великого русского поэта и писателя. Находится он на фонтанном спуске по дороге в городской  парк культуры и отдыха. Сделал его скульптор Филатов

    В. Спасибо нашему экскурсоводу
    В. –Пушкин написал много сказок для детей. Какие сказки А. С. Пушкина  вы знаете?  (Сказка о рыбаке и рыбке», Сказка о золотом петушке»)

    Читайте Пушкина, друзья!
    Читайте сказки!
    И будет жизнь тогда полна
    Тепла и ласки.

    В. – И от Пушкина мы перейдём  во второй зал музея « Народные сказки»

    ( под музыку перемещаемся в следующий зал виртуального музея)

    Слайд 8 « Сказки»

    -Мы попали в мир сказок.  Сказки бывают разные. На какие группы делятся сказки? (сказки бывают про животных, волшебные)

    Слайд 9 «Указатели»

    Направо пойдём – мордовские сказки услышим,  налево пойдём – татарские, прямо – русские.

    - Так как мы сегодня говорим о Мордовии, то и отправимся мы направо.

    (Выбираем направление)

    В.- Мы с вами в стране мордовских сказок. Отгадайте загадку:

    Всех зверей она хитрей,

    Шубка рыжая на ней,

    Пышный хвост - её краса,

    Этот зверь лесной …(лиса)

    -. Про лису немало сложено сказок. Вспомните названия некоторых сказок, где персонажем является лиса. ( Лиса и заяц, Лисичка со скалочкой)

    -Где можно встретить изображение  лисы в нашей республике?  (на гербе, скульптуры  в парке, на улицах Саранска.)     Считается, что лиса приносит счастье и покой в дом.

    -А хотите послушать сказку про одну очень хитрую лисичку?

    - Тогда слово нашему следующему экскурсоводу.

     (ребёнок рассказывает мордовскую народную  сказку « Лиса и медведь» и показывает картинки – иллюстрации.)

    В-Спасибо нашей сказительнице. Понравилась вам сказка? А на какую русскую народную сказку похожа эта? (на сказку «Мужик и медведь»)

    В. - Со сказкой надо дружить

              А в жизни не тужить.

    В.- Добро пожаловать в  следующий зал

    Слайд10 « Портреты С. Эрьзи и Сычкова»

    – Это зал изобразительного искусства, где находятся лучшие работы мордовских,  русских художников и скульпторов.

    Слайд 11 «Портрет С. Эрьзи»

    - Кто это? (Эрьзя)

    - Чем он знаменит? (он делает скульптуры)

    Слайд 11. Работы Эрьзи 2-3

    В.-Может быть кто- нибудь догадался, из чего сделаны эти скульптуры? (из дерева, из камня)

    -Если присмотреться к работам мастера, то можно увидеть, сколько сил и труда надо было скульптору, чтобы из глыбы камня или куска дерева сделать такое произведение.

    Слайд12. Работа «Мужество»

    В. –Эта скульптура называется «Мужество»

    -А как вы думаете, что означает слово мужество? Какой это человек? (храбрый, смелый)

    Слайд  13.Автопортрет « Тоска»

    -А эта работа называется «Тоска»

     В. –Скульптор в своих работах передаёт настроение, характер людей мимикой, жестами.

    Слайд13. Работа «Голова женщины»

    В. – А как можно назвать эту скульптуру?  (радость, счастье)

    Динамическая пауза под музыку.

      В. -Ребята, мимикой изобразите грусть, страх, радость, удивление.

    Садятся на стулья

    В. – А сейчас обратите внимание на этот портрет

    Слайд 14.Портрет  Сычкова

    В. – Кто узнал эту знаменитость?  (Ф. Сычков)  Да,  это автопортрет художника. А что такое автопортрет? Это когда художник рисует сам себя. Чем прославился художник?

    Слайд15.  «Картина «Школьница-отличница»»

    В. - Как называется эта картина?  К какому жанру относится эта картина? (это портрет)

      - Как вы думаете, какие оценки в школе получает  эта девочка?

    -Какое у неё настроение?  (хорошее, радостное)

    -Современная или старинная жизнь показана на картине? (старинная)

    -Как вы догадались? (потому что одеты в мордовские одежды)

    - А сейчас так люди одеваются? (нет)

    -Только в мордовской деревне на празднике можно встретить людей, одетых в такие красивые одежды.

    И ещё можно увидеть красоту мордовского костюма в следующем зале музея - в зале  декоративно-прикладного искусства. Куда я вас и приглашаю.

    Слайд 16.  Мордовский костюм, посуда

    В. В этом зале представлены коллекции мордовского костюма, старинных украшений, крестьянской посуды.

    Слайд 17. Вышивальщица за работой

    В. -Это вышивальщица. Что она делает? (вышивает)

    -Где можно увидеть мордовскую вышивку? (на платье, на скатертях, на занавесках)

    -Для чего вышивают? (чтобы было красиво)

    Что необходимо для того, чтобы вышивка получилась красивой,  неповторимой, яркой? (разноцветные нитки, иголки, бисер, монетки)

    -В основе мордовской вышивки лежит геометрический орнамент

    -Какие элементы мордовского узора вы знаете? (крест, галочка, ступеньки, ромб, восьмиконечная звезда)

    А сейчас поиграем в игру, которая называется «Сложи узор»

    Воспитатель показывает образец росписи и предлагает одной группе детей собрать такой же узор из отдельных элементов и назвать роспись. И т. д.

    (Узоры хохломы, дымковской и мордовской росписи)

    (Дети собирают пазлы на паласе по группам.)

    -Какие цвета можно встретить в мордовском орнаменте?  (красный, черный, белый, желтый, синий)

    - А основные цвета?  (красный, белый, чёрный)

    -Мы поговорили о разных узорах. И я вам предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-определения к слову узор»

    - Узор какой? (красный, красивый, нарядный, замечательный и т. д.)

    - А сейчас мы с вами отправимся в нашу мастерскую, где вы можете проявить  своё мастерство в росписи мордовской одежды.

    Дети выбирают по желанию предметы одежды и украшают мордовскими узорами по образцам.

    По окончанию работы рисунки выставляются.

    Итог.

    В.- Где мы были?

    - Кого видели в нашем музее?

    - Что понравилось?

    В. – Вот и закончилось наша экскурсия по виртуальному музею. Всем спасибо!

    Литература:

    1. «Мы в Мордовии живём» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.
    2. «Детский сад от А до Я» -  журнал №4, 2010
    3. «Валдоня» - программа и методические рекомендации
    4. Альбом «Мордовский народный костюм» / сост. Г. П. Прокина, М. И. Сурина, морд. Книжн. изд., 1990.
    5. «Мордовия. Народное искусство» / сост. Ю. Ф. Юшкин
    6. «Федот Васильевич Сычков – художник радости» - Н, Осянина, изд. Фонд «Открытая Мордовия, 2010, Саранск.
    7. С. Д. Эрьзя. Альбом. Автор-составитель М. Н. Баранова. Изд. 2-е. Саранск, 1989;
    8. Скульптор Эрьзя. Биографические заметки и воспоминания. Саранск, 1995


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия – путешествия в старшей группе с использованием компьютерной презентации.

    Конспект интегрированного занятия – путешествия в старшей группе с использованием компьютерной презентации....

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий...

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием икт технологий тема занятия: «Зимушка зима»

    Нод для детей старшей группы·          расширение и конкретизация представлений о зиме и ее приметах;·...

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием информационно-коммуникационных технологий «Люблю тебя – моя Чувашия!»

    Программное содержание:- обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края;- познакомить с заповедниками, охраняемыми видами растений и животных Чувашии;- формировать осознанное действ...

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием мнемотаблиц «Путешествие по сказкам»

    Программные задачиОбразовательные:1. Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о произведениях русских писателей;2. Учить детей ассоциировать содержание художественного произвед...

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности «Путешествие в Африку»

    Занятие разработано с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Было представлено,как открытый показ для слушателей ИРО г. Мурманска....