Конспект интегрированного занятия – путешествия в старшей группе с использованием компьютерной презентации
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

 

Конспект интегрированного занятия – путешествия в старшей группе с использованием компьютерной презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mordoviya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

Конспект интегрированного занятия – путешествия

 в старшей группе с использованием компьютерной презентации

« Музеи Мордовии»

(для воспитателей района)

                                                       

           Подготовила: Баулина С. Н. воспитатель высшей категории

2012 г.

 Цель:

Развитие ценностного отношения к мордовской культуре, истории     мордовского края, развитие эмоционально-эстетической  сферы ребёнка,

Дать представление о значимости культурного наследия в формировании личности.

Задачи:

Обучающие – Познание истории и культуры родного края, достопримечательностей Мордовии, восприятие произведений живописи, скульптуры.  Иметь представление  о портрете, о жанрах произведений искусства. Приобщение к литературному  народному творчеству. Овладение основами рисования элементов мордовского узора. Приобщение детей к миру компьютерных технологий.

Развивающие: Развитие эмоционально-эстетической сферы ребёнка, основ эстетического вкуса, чуткости к красоте произведений искусств, развитие эмоциональных проявлений (страх, радость, спокойствие, удивление). Способствовать развитию познавательных, коммуникативных, социальных навыков с применением ИКТ.

Воспитательные: Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, гордости за свой народ.

Материал:

Презентация «Экскурсия по виртуальному музею», дидактическая игра «Сложи узор», картинки-иллюстрации к сказке «Лиса и медведь».

Воспитатель.-  Какой сегодня на мне костюм?  (мордовский)

А если я пришла в  мордовском  костюме, значит, что мы будем делать? О чём будем говорить? (о Мордовии)

Но не просто поговорим, а отправимся на экскурсию по виртуальному музею Мордовии.

Усаживайтесь поудобнее, и наше путешествие начинается.  

   Слайд1 (на экране появляются символические изображения четырёх залов: «Достопримечательности»- (Кафедральный  Собор  Ушакова, Памятник А. С. Пушкину, Парк им. Пушкина)

«Мордовские народные сказки» (персонажи)

«Изобразительное искусство» - (Работы  скульптора С. Эрьзи, Ф. Сычкова)

«Декоративно-прикладное искусство» (предметы старины)

-Итак, пройдемте в первый зал нашего виртуального музея «Достопримечательности Мордовии».

Слайд 2 (На экране появляются изображения осн. достопримечательностей - Храм, Скульптура Пушкина, театр, спортивные сооружения)

В. -Перед нами достопримечательности г.  Саранска и Мордовии.

Слайд 3 Собор

В. -Кто узнал, что это? (Храм) – Правильно, Кафедральный  собор Ушакова – это визитная карточка нашего Саранска и всей Мордовии.  

Слайд 4 Театр

В. – Кто узнал эту достопримечательность? (театр)

Слайд 5 Детский сад

В. - Кто узнал что это? Да, для нас наш  детский сад тоже достопримечательность нашего посёлка.

Слайд 6 Парк культуры и отдыха

В. -Следующей достопримечательностью является…Да, это парк, излюбленное место семейного отдыха. Поднимите руки, кто был в парке.

- Что интересного видели там?

- Что больше всего понравилось?

- А ещё об одном объекте попросим рассказать нашего  экскурсовода.

Слайд 7 Памятник Пушкину

(Выходит ребёнок и рассказывает )

Ребёнок     - Мы живём в Мордовии и  гордимся, что у нас есть памятник   А. С. Пушкина , великого русского поэта и писателя. Находится он на фонтанном спуске по дороге в городской  парк культуры и отдыха. Сделал его скульптор Филатов

В. Спасибо нашему экскурсоводу
В. –Пушкин написал много сказок для детей. Какие сказки А. С. Пушкина  вы знаете?  (Сказка о рыбаке и рыбке», Сказка о золотом петушке»)

Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.

В. – И от Пушкина мы перейдём  во второй зал музея « Народные сказки»

( под музыку перемещаемся в следующий зал виртуального музея)

Слайд 8 « Сказки»

-Мы попали в мир сказок.  Сказки бывают разные. На какие группы делятся сказки? (сказки бывают про животных, волшебные)

Слайд 9 «Указатели»

Направо пойдём – мордовские сказки услышим,  налево пойдём – татарские, прямо – русские.

- Так как мы сегодня говорим о Мордовии, то и отправимся мы направо.

(Выбираем направление)

В.- Мы с вами в стране мордовских сказок. Отгадайте загадку:

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней,

Пышный хвост - её краса,

Этот зверь лесной …(лиса)

-. Про лису немало сложено сказок. Вспомните названия некоторых сказок, где персонажем является лиса. ( Лиса и заяц, Лисичка со скалочкой)

-Где можно встретить изображение  лисы в нашей республике?  (на гербе, скульптуры  в парке, на улицах Саранска.)     Считается, что лиса приносит счастье и покой в дом.

-А хотите послушать сказку про одну очень хитрую лисичку?

- Тогда слово нашему следующему экскурсоводу.

 (ребёнок рассказывает мордовскую народную  сказку « Лиса и медведь» и показывает картинки – иллюстрации.)

В-Спасибо нашей сказительнице. Понравилась вам сказка? А на какую русскую народную сказку похожа эта? (на сказку «Мужик и медведь»)

В. - Со сказкой надо дружить

          А в жизни не тужить.

В.- Добро пожаловать в  следующий зал

Слайд10 « Портреты С. Эрьзи и Сычкова»

– Это зал изобразительного искусства, где находятся лучшие работы мордовских,  русских художников и скульпторов.

Слайд 11 «Портрет С. Эрьзи»

- Кто это? (Эрьзя)

- Чем он знаменит? (он делает скульптуры)

Слайд 11. Работы Эрьзи 2-3

В.-Может быть кто- нибудь догадался, из чего сделаны эти скульптуры? (из дерева, из камня)

-Если присмотреться к работам мастера, то можно увидеть, сколько сил и труда надо было скульптору, чтобы из глыбы камня или куска дерева сделать такое произведение.

Слайд12. Работа «Мужество»

В. –Эта скульптура называется «Мужество»

-А как вы думаете, что означает слово мужество? Какой это человек? (храбрый, смелый)

Слайд  13.Автопортрет « Тоска»

-А эта работа называется «Тоска»

 В. –Скульптор в своих работах передаёт настроение, характер людей мимикой, жестами.

Слайд13. Работа «Голова женщины»

В. – А как можно назвать эту скульптуру?  (радость, счастье)

Динамическая пауза под музыку.

  В. -Ребята, мимикой изобразите грусть, страх, радость, удивление.

Садятся на стулья

В. – А сейчас обратите внимание на этот портрет

Слайд 14.Портрет  Сычкова

В. – Кто узнал эту знаменитость?  (Ф. Сычков)  Да,  это автопортрет художника. А что такое автопортрет? Это когда художник рисует сам себя. Чем прославился художник?

Слайд15.  «Картина «Школьница-отличница»»

В. - Как называется эта картина?  К какому жанру относится эта картина? (это портрет)

  - Как вы думаете, какие оценки в школе получает  эта девочка?

-Какое у неё настроение?  (хорошее, радостное)

-Современная или старинная жизнь показана на картине? (старинная)

-Как вы догадались? (потому что одеты в мордовские одежды)

- А сейчас так люди одеваются? (нет)

-Только в мордовской деревне на празднике можно встретить людей, одетых в такие красивые одежды.

И ещё можно увидеть красоту мордовского костюма в следующем зале музея - в зале  декоративно-прикладного искусства. Куда я вас и приглашаю.

Слайд 16.  Мордовский костюм, посуда

В. В этом зале представлены коллекции мордовского костюма, старинных украшений, крестьянской посуды.

Слайд 17. Вышивальщица за работой

В. -Это вышивальщица. Что она делает? (вышивает)

-Где можно увидеть мордовскую вышивку? (на платье, на скатертях, на занавесках)

-Для чего вышивают? (чтобы было красиво)

Что необходимо для того, чтобы вышивка получилась красивой,  неповторимой, яркой? (разноцветные нитки, иголки, бисер, монетки)

-В основе мордовской вышивки лежит геометрический орнамент

-Какие элементы мордовского узора вы знаете? (крест, галочка, ступеньки, ромб, восьмиконечная звезда)

А сейчас поиграем в игру, которая называется «Сложи узор»

Воспитатель показывает образец росписи и предлагает одной группе детей собрать такой же узор из отдельных элементов и назвать роспись. И т. д.

(Узоры хохломы, дымковской и мордовской росписи)

(Дети собирают пазлы на паласе по группам.)

-Какие цвета можно встретить в мордовском орнаменте?  (красный, черный, белый, желтый, синий)

- А основные цвета?  (красный, белый, чёрный)

-Мы поговорили о разных узорах. И я вам предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-определения к слову узор»

- Узор какой? (красный, красивый, нарядный, замечательный и т. д.)

- А сейчас мы с вами отправимся в нашу мастерскую, где вы можете проявить  своё мастерство в росписи мордовской одежды.

Дети выбирают по желанию предметы одежды и украшают мордовскими узорами по образцам.

По окончанию работы рисунки выставляются.

Итог.

В.- Где мы были?

- Кого видели в нашем музее?

- Что понравилось?

В. – Вот и закончилось наша экскурсия по виртуальному музею. Всем спасибо!

Литература:

  1. «Мы в Мордовии живём» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.
  2. «Детский сад от А до Я» -  журнал №4, 2010
  3. «Валдоня» - программа и методические рекомендации
  4. Альбом «Мордовский народный костюм» / сост. Г. П. Прокина, М. И. Сурина, морд. Книжн. изд., 1990.
  5. «Мордовия. Народное искусство» / сост. Ю. Ф. Юшкин
  6. «Федот Васильевич Сычков – художник радости» - Н, Осянина, изд. Фонд «Открытая Мордовия, 2010, Саранск.
  7. С. Д. Эрьзя. Альбом. Автор-составитель М. Н. Баранова. Изд. 2-е. Саранск, 1989;
  8. Скульптор Эрьзя. Биографические заметки и воспоминания. Саранск, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием икт технологий тема занятия: «Зимушка зима»

Нод для детей старшей группы·          расширение и конкретизация представлений о зиме и ее приметах;·...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием информационно-коммуникационных технологий «Люблю тебя – моя Чувашия!»

Программное содержание:- обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края;- познакомить с заповедниками, охраняемыми видами растений и животных Чувашии;- формировать осознанное действ...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием мнемотаблиц «Путешествие по сказкам»

Программные задачиОбразовательные:1. Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о произведениях русских писателей;2. Учить детей ассоциировать содержание художественного произвед...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности «Путешествие в Африку»

Занятие разработано с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Было представлено,как открытый показ для слушателей ИРО г. Мурманска....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием ИКТ."День пожилого человека".

Данный материал будет интересен  воспитателям, педагогам доп.образования и музыкальным руководителям....