Опыт работы Малютиной Валентины Михайловны, воспитателя МБОУ д/с № 9 г.Славянска-на-Кубани по теме «Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней в непосредственной организованной образовательной деятельности дошкольников»
материал по теме

Опыт работы Малютиной Валентины Михайловны, воспитателя МБОУ д/с № 9 г.Славянска-на-Кубани по теме «Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней в непосредственной организованной образовательной деятельности дошкольников»   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_malyutina.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детского сада общеобразовательного вида № 9 города Славянска-на-Кубани муниципального образования Славянский район

Опыт работы по теме

«Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней в  непосредственной организованной образовательной деятельности дошкольников»

                                                                                               Автор опыта

                                                                                        Малютина Валентина

                                                                                                Михайловна

                                                                                     Воспитатель МБДОУ № 9

                               

Малютина В.М.

                                                  СОДЕРЖАНИЕ

1. Информация об опыте……………………………………………………..3

   

    Цель обобщения опыта………. ..………………………………………….3

    Актуальность темы опыта…………………………………………………4

    Технология опыта ………………………………………………………….5

    Разнообразие форм и методов работы ……………………………………7

2. Библиографический список ……………………………………………….9

3. Приложение к опыту ……………………………………………………..10

3.1 Приложение №1. Тематическое планирование ……………………….11

3.2. Приложение №2. Конспекты занятий ………………………………....14

3.3. Приложение №3. Сценарии праздников и развлечений ……………...45

3.4. Приложение № 4. Консультации для родителей ……………………...74

                      Малютина В.М.         

   

  Информация об опыте

1. Сведения об авторе.

    Малютина Валентина Михайловна МБДОУ д/с №9 г.Славянска – на --Кубани,                      

    педагогический стаж 30 лет, воспитатель.

2. Тема опыта.

   Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней в организованной

    деятельности дошкольников.

3. Условия возникновения опыта

    Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое      отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

    В процессе работы с детьми я поняла, что в период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия, у детей можно сформировать начала экологической культуры, осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые представляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнаёт, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определённые потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания м выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

   Я сделала вывод, что осознанно – правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребёнка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Я обратила внимание на важность того, что красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично – развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.

   Поэтому я решила, что такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребёнка, если систематически на протяжении  нескольких лет его знакомят с разнообразием растений животных, которые его окружают,  демонстрируют их связь со средой обитания и приспособленность к ней.

4. Актуальность опыта.

      К экологическому воспитанию относится то, что в дошкольный период в ребёнка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определённых жизненно-необходимых условиях: человек, как природоиспользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и, по мере возможности, восстанавливающий её богатства. Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике жизни каждого ребёнка.

Малютина В.М.      

      Передо мной, как воспитателем, стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что всё живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.  Человек  ( ребёнок, воспитатель) играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству. Несмотря на большое разнообразие литературы по экологическому воспитанию, эта тема всегда была и будет очень важным аспектом в воспитании экологической культуры дошкольников.

5. Цель педагогического опыта.

     Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека в окружающей природе. Мы должны понимать ограниченность природных ресурсов используемых территорий. Многие страны, в том числе и Россия, присоединяются к реализации концепции устойчивого развития. Согласно этой концепции люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней. Проанализировав содержание и методику экологического воспитания дошкольников, мы решили, что должны уделять внимание следующим вопросам:

1. Понимание самооценки природы.

2. Осознание ребёнком себя, как части природы.

3. Понимание того, что в природе всё взаимосвязано.

4.  Воспитание активной жизненной позиции.

5.  Обучение азам элементарной экологической безопасности.

6.  Формирование экологически-грамотного поведения в быту и на природе.

7.  Понимание неповторимости, красоты окружающего мира.

8.  Формирование эмоционального положительного отношения к окружающему миру,  

     понимание зависимости его состояния от действий человека, в том числе и ребёнка.  

6. Технология опыта.

      Для реализации этих задач мною было приложено много усилий. Содержание моего плана было построено в трёх блоках педагогического процесса.

1. Специально организованное обучение в форме занятий;

2. Совместная деятельность взрослого с детьми;

3. Свободная самостоятельная деятельность детей.

Такое построение плана обеспечивает системный подход к экологическому образованию детей, формирует осознанное отношение к природе.

      Первый блок организованного обучения в форме занятий:  комплексные, игровые, беседы, экскурсии, экспериментальные, рассказы воспитателя. Поскольку в старшем дошкольном возрасте основная функция занятий – это обобщение знаний, полученных детьми, то преобладают занятия в виде бесед и игровых занятий.

      Второй блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в формировании экологической культуры. Только при использовании наблюдений, опытов, бесед, экологических игр разного вида, чтения художественной литературы экологического содержания, включения фольклора и труда в природе в повседневную жизнь можно говорить о формировании экологической культуры у детей.

     Третий блок свободной самостоятельной деятельности детей предполагает в первую очередь создание воспитателем условий для создания самостоятельной деятельности.

Это окружающая детей предметно – развивающая среда, которая оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Очень важно,  что те игры, пособия, модели, книги, которые использовались на занятии и в совместной деятельности воспитателя с детьми, были доступны детям и находились в их свободном пользовании.

Малютина В.М.

   Исходя из этого, мы решили сформировать у наших детей новое экологическое    сознание, чтобы это поколение строило свои отношения с природой так: человек особая, но, всё же, только часть природы, а экология – это не просто наука, мировоззрение. Кем бы ни стал ребёнок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о явлениях природы.

7. Разнообразие форм и методов.

   Работу по экологическому воспитанию мы начинали с младшей группы. Учились определять характер погоды, знания типичных признаков осени, зимы, весны, лета. По ярким характерным признакам отличать зиму от осени, весну от зимы, весну от лета, лето от осени. Развивали умение устанавливать простейшие связи между временами года и погоды, состоянием растений и ухода за ними, внешним видом животных и способом их передвижения. Накопили и обобщили первичные представления о наиболее ярких явлениях, происходящих весной, зимой, летом, осенью. Вели наблюдения за котёнком, за кроликом, за рыбками, за вороной. Сравнивали котёнка и кролика, ворону и галку.

    Также проводили наблюдения за солнцем (осенью светит, но не такое жаркое;     зимой – светит, но не греет, весной – греет и от этого просыпается природа). За неживой природой:  дождь, ветер, листопад, отлёт и прилёт птиц, снег, град, небо, облака.

    Проводили опыты по определению силы ветра с помощью вертушек, флажков, шариков. Опыты со снегом – в комнате снег тает и образуется вода, обращали внимание на то, что вода грязная.

    Также опыты с сосульками – наблюдали, как они тают в тепле; с солнышком – трогали стены дома на теневой и на солнечной стороне, почему в тени стена холодная, а на солнце тёплая и другие опыты.

     Знакомились с названиями некоторых растений (сирень, орех, каштан), птиц (воробей, голубь, ворона), насекомых (божья коровка, муравей), диких животных (лиса, волк), домашних животных (корова, коза).

     В ходе работы по экологическому воспитанию нами  использовались такие игры, как «Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Да или нет», «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты), «Узнай по запаху», «Найди, о чём расскажу», «Ботаническое лото с элементами моделирования» (овощи, фрукты), «Угадай, что в руке» и др. Учили пользоваться сенсорными эталонами и исследовательскими действиями для выявления особенностей животных и растений. Учили детей отвечать на вопрос «Как узнал?». Прививали детям бережное отношение к объектам природы.

    В своей работе использовали художественную литературу и фольклор. С.Маршака «Усатый полосатый», «Весенняя песенка», В.Сутеева «Кто сказал мяу?», К.Ушинского «Васька», А.Блок «Зайчик», В.Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса», «Где ты, белочка, живёшь?», «Яшка», В.Бианки «Холодно в лесу зимой», А.Толстой «Осень. Осыпается наш бедный сад», А.Барто «Снег», «Кто как кричит», Л.Екимцев «Чего хочется рыбке», Т.Александрова «На солнышке согрелась ель», а также песенки - потешки, загадки, поговорки о временах года, пословицы.

   Широко использовали в своей работе беседы по экологическому воспитанию, например: «Как мы одеваемся осенью», «Что выросло на нашем огороде», беседы о жизни животных в лесу осенью, зимой, весной, летом, «Как можно играть с котёнком и щенком», «Твоя любимая зимняя игра», «Новогодний праздник дома», «Живые ли деревья зимой» и другие.

    Труд в природе занимает не последнее место в работе по экологическому воспитанию. Дети, совместно со мной, принимали активное участие в трудовой деятельности. Вместе

Малютина В.М.

собирали природный материал и раскладывали его по коробочкам, протирали крупные листья комнатных растений, помогали в уборке сухих листьев на участке, поливали комнатные растения под руководством воспитателя, подкармливали птиц, расчищали снег с дорожек во время прогулки и многое другое.

      Работа по экологическому воспитанию продолжалась в средней группе. Дети 4-5 лет любопытны, задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами, с окружающей природой и явлениями общественной жизни. Внимание детей этого возраста становится более устойчивым. Им уже доступно понимание простейших связей в наблюдаемых явлениях.

      Чрезвычайно важным для дошкольников пятого года жизни оказывается «открытие» живых существ, в природе, их внутреннее сходство при внешней непохожести. Так оказывается, что зверь и растение похожи, они живые: дышат, растут, питаются, чувствуют к ним отношение человека. Ребёнок начинает вдумчиво размышлять над проявлением отношения людей к природе, переживает гнев, боль от жестокости человека, радуется добрым, благородным, трогательным поступкам. Высокая эмоциональная отзывчивость четырёхлетних детей позволяет активно формировать экологически-ценный опыт общения с животными и растениями и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе.

     В средней группе мы расширяли представления детей о том, что у растений и животных имеются потребности в тепле, свете, влаге, пище, месте для обитания, защите от врагов. Дали представление о назначении основных органов и частей растений и животных, хорошо знакомых детям. Например: корень ореха всасывает воду из земли и служит опорой дереву, ствол проводит воду, пищу к другим частям дерева – веткам, листьям и держит их; листьями растения дышат, улавливают свет; из цветка появляется плод, в котором зреют семена (детки) этого дерева (орехи).

     Так как основным методом ознакомления детей с природой остаются наблюдения, то мы осуществляли их на ежедневных и целевых прогулках. Наблюдали за состоянием погоды, за солнцем, ветром, облаками (в тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный – быстро), сравнивали облака в солнечный и пасмурный день. Предлагали детям, представить, на что похожи облака, каким окажется облако, если его потрогать руками.

      Наблюдали за дождём, ввели понятие «моросящий дождь», какой дождь холоднее – летний или осенний.

      Осуществляли наблюдения в живой природе. Наблюдали за деревьями и кустарниками, обращали внимание на то, что цвет листьев постепенно меняется в зависимости от времени года, сравнивали между собой деревья и кусты. Наблюдали за пауками и насекомым, птицами, слушали на прогулке голоса птиц, выяснили, почему осенью птицы улетают, а весной возвращаются в родные края.  

    В своей работе использовали много экологических игр «Кто скорее соберёт», «К дереву беги», «Раньше – позже», «Загадайте, мы отгадаем», «Найди пару», «Найди листок как на дереве» и много других.

     Художественной литературе отведено важное место в работе по экологическому воспитанию. Читали таких авторов, как В.Бианки «Паучок - пилот», «Снежная книга», «Дотерпят ли?», «Последняя льдинка», «Первая охота»; Э.Мошковская «Осень», «Дело к зиме»; Е.Благинина «Огонёк», «Улетают, улетели», «Стрижи»; Г.Скребицкого «Четыре художника», «Воробей», «Ворона», «На лесной полянке», «Счастливый жучок»; Е.Чарушина «На нашем дворе», «Воробей».

     Очень много проводили с детьми бесед на разные темы, например: «Что нам дарит осень», «Куда и почему улетают птицы», «Осень – это хорошо или плохо», «Где рыбке

Малютина В.М.

хорошо живётся», «Почему звери меняют шубки», «Нужно ли человеку готовиться к зиме», «Как помочь птицам зимой», «Живые ли деревья зимой», «Кто просыпается весной», «Что ты видел необычного по дороге в детский сад», «Опасный лёд», «Правила друзей леса», «Что хорошего и что плохого бывает весной».

      Дети никогда не оставались равнодушными к совместным беседам и всегда принимали в них самое активное участие.

      Уголок природы у нас постоянно видоизменялся. В нём мы отражали приход разных времён года, с помощью моделей признаков осенних, зимних, весенних, летних изменений; динамические модели приспособления животных к сезону, а также цветные иллюстрации по временам года, на тему приспособления диких животных к сезонным изменениям; модели следов зверей и птиц; модели правил друзей леса.

      Для этих же целей мы постоянно задействовали и книжный уголок. Помещали в нём альбомы с иллюстрациями даров леса, книги с осенними, зимними, весенними, летними иллюстрациями. Размещали контуры для обводки диких животных, птиц, рисование контура по точкам, раскраски по временам года. Выставляли картины – пейзажи «Таяние снега», «Проталины», «Отлёт птиц», «Как зимуют птицы и звери»; картины Левитана «Весна», «Большая вода».

      Во время самостоятельной деятельности детей поощряли желание отражать свои впечатления от осенних, зимних изменений в природе, в рисунках. Выкладывали разнообразный природный материал для самостоятельного изготовления детьми поделок. Выставляли трафареты птиц, домашних животных, книжки – раскраски. На панно выставляли силуэты деревьев, кустарников, животных для выкладывания весеннего, зимнего леса.

      В своей работе я широко использовала трудовые поручения, к выполнению которых систематически привлекаются все дети. Форма организации труда разнообразна. Так, например, уборку участка, посадку растений выполняет вся группа; для других работ организую детей небольшими подгруппами или использую индивидуальные поручения. Совместный труд воспитывает у ребят чувство ответственности за порученное дело и чувство коллектива. Закреплению, уточнению и систематизации полученных знаний способствуют дидактические игры.

      Дали детям представления о том,  что существуют разные среды обитания: наземная (почва, земля), воздушная (воздух), водная (вода). А также, что среды обитания изменяются по сезонам и что растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной, летом.

      Рассказывали о труде взрослых по уходу за домашними животными и растениями; кормление животных, полив растений, выращивание овощей и фруктов, цветов. Далее знакомили с тем, что растения и животные живые: они рождаются от других живых организмов; растения от растений, а животные от животных.

      Развивали интерес к труду человека по уходу за растениями и животными, желание самому оказать посильную помощь взрослому, самостоятельно выполнить те или иные поручения. Бережно относиться к природе и беречь её.

     В старшей группе дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они уже не ограничиваются познанием отдельных, конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. Учитывая это, в старшей группе усложняется задачи и программа ознакомления с природой. Мы формировали представления и понятия о предметах и явлениях неживой природы: дети узнают причину изменения дня и ночи, особенности осадков и погоды в разные времена года; учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода за ними. Из комнатных растений дети знали названия таких цветов, как колеус, хлорофитум,

Малютина В.М.

аспарагус, фиалка, плющ. На участке закрепляли названия деревьев: каштан, орех, фундук, платан, клён. Во время прогулок в уголок сада узнавали и закрепляли названия фруктовых деревьев – яблоня, слива, вишня, черешня, груша, персик. В течение года мы имеем возможность наблюдать за основными стадиями роста и развития растений на огороде в тёплое время года и в группе, когда высевали в ящичках петрушку, лук, помидоры, капусту. Дети учились определять названия рассады по строению и форме листочков. Мы учили детей различать своеобразие внешнего строения и повадки животных как домашних – коза, корова, собака, кошка, так и диких – лиса, заяц, медведь, волк. Знакомили с тем, какими способами эти животные добывают себе пищу и как защищаются от врагов.

      На протяжении всей работы по экологическому воспитанию детей важной задачей оставалось привитие бережного, заботливого отношения и любви к природе.

      В процессе работы нами широко использовались занятия, экскурсии, беседы. Широко использовали труд, наблюдения, опыты на участке и в уголке природы, с целью углубления знаний, полученных на занятиях.

      В старшей группе было введено дежурство в уголке природы, где фиксировали основные явления в неживой природе в каждый сезон. В течение года формировали у детей элементарные понятия: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «звери», «среда обитания», «сезонные изменения», «живое – неживое».

      Закреплению и систематизации знаний о природе помогали настольные игры «Экологическое лото», «Кто где живёт», «Ботаническое лото», «Что где растёт». Так же использовалось много занимательных материалов – это замысловатые вопросы и головоломки, загадки о природе. Дети с удовольствием играли в такие игры, как «Земля, вода, воздух, огонь», «Невод», «Перелётные птицы».

       В процессе работы по ознакомлению с природой проводили много наблюдений и опытов. Определяли, есть ли в корнеплодах запас питательных веществ для растения. Проводили опыт с водой «Первые заморозки», с почвой – устанавливали необходимость почвы для жизни растений; с водой, снегом, льдом – что быстрее растает и наоборот, что быстрее замёрзнет – вода в подносе или ведёрке; опыт, связанный с защитными свойствами снега; на выявление значения влаги, тепла, света для роста растений; серию опытов на разные агрегатные состояния воды и другие.

      Как уже говорилось ранее, много беседовали с детьми на такие темы: «Правила друзей леса», «Наш урожай», «Природа и человек», « Как мы дежурили в уголке природы», «Как растения готовятся к зиме», «Дождь»(хорошо, плохо), «О чём поведал колосок», «Снежная шуба для всего живого», «Зимой в лесу», «Как много интересного бывает зимой», «Пробуждение природы», «Что такое туман и облака», «Когда бывает половодье», «Что такое ледоход», «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья», «Чем опасны ядовитые растения». Дети с удовольствием принимали активное участие в совместных беседах, задавали много интересующих их вопросов.

    В ходе работы по экологическому воспитанию читали много художественной литературы таких авторов, как В.Бианки «Месяц полных кладовых», «Зима скоро», «Месяц зимних гостей», «Смотрины зимы», «Первый снег», «Волчья хитрость», «Большая собака и волк», «Синичкин календарь», «Холодно в лесу, голодно»,  «Кто сыт, тому холод не страшен», «Месяц, дотерпи до весны», «Кому законы не писаны», «Март,  апрель, май», Е.Чарушина «Собака», «Лиса», «Медвежонок», К.Ушинского «Хлеб», «Кто нужнее», «Почему опустел лес», «Проказы старухи зимы»; М.Пришвина «Последние грибы», С.Есенина, Е.Благинину, Б.Заходера и многих других.

     

Малютина В.М.

     В уголке природы постоянно менялись иллюстрации, муляжи овощей, гербарии злаковых растений, готовых хлебных изделий, помещали модели, закрепляющие понятия «звери дикие и домашние», модели, закрепляющие последовательность посадки растений. Выставляли иллюстрации с изображением животных жарких и холодных стран; модели, закрепляющие понятие «живая природа»; иллюстрации с изображением признаков весны, лета.

     В книжном уголке дети могли найти подборки литературы и иллюстраций по временам года, о жизни диких и домашних животных, о труде людей зимой, весной, летом, осенью. Создавали детям условия для занятий в уголке художественно-творческой деятельности. Помещали туда природный материал, для создания поделок;  различные трафареты для их рисования и разукрашивания; книжки- раскраски. В свободное время дети с удовольствием занимались творческой деятельностью.

     Использовали в работе по экологическому воспитанию много загадок, пословиц, поговорок, народных примет по временам года, песенок, потешек.

     Концу старшей группы у детей накопилось много знаний, умений и навыков по экологическому воспитанию, они имели представление о самых разнообразных предметах и явлениях природы.

      При планомерном ознакомлении детей с природой к шести годам у них накопились представления о самых разнообразных предметах и явлениях природы, сформировались несложные умения выращивать растения, развилась наблюдательность. Дети овладели умениями принимать указания взрослого, следовать его плану, использовать в процессе деятельности, усвоенные ранее приёмы, оценивать полученные результаты и т.д. В результате дети седьмого года жизни уже способны под руководством взрослого вести целенаправленный анализ воспринимаемых явлений, выделять при этом существенные признаки и свойства, на их основе обобщать и классифицировать объекты. Всё это дало нам возможность в работе с детьми седьмого года жизни решать новые задачи ознакомления с природой, использовать новые способы организации работы.

      Какие это задачи? В подготовительной к школе группе мы проводили дальнейшую конкретизацию и обогащали представления о природе. При этом мы выводили детей за пределы непосредственного опыта, знакомили с новыми объектами через художественную литературу, картинки, картины, диафильмы и т.д. Дети должны получить знания о последовательности некоторых явлений природы (рост и развитие некоторых животных, сезонные изменения в природе и др.).

      В подготовительной группе в центре работы стоит систематизация и обобщения накопленных знаний, формирование элементарных понятий и суждений об объектах и явлениях природы. В процессе усвоения элементарных знаний мы развивали у будущего школьника важные для обучения способности обобщённого восприятия, элементы словесно-логического мышления, связную речь. Благодаря систематизации и обобщению знаний, требующих дальнейшего расширения представлений о признаках и свойствах природных явлений у детей возникает познавательное отношение к природе. В подготовительной к школе группе совершенствуется эстетическое восприятие природы. Мы учили видеть неповторимость её явлений, гармонию красок и форм и всё разнообразие проявлений жизни.

     Дети седьмого года жизни способны при участии взрослых поддерживать порядок на участке и в уголке природы, беречь красоту тех мест, где они отдыхают, играют, выращивают красивые цветы, создают несложные композиции из природного материала, выражать красоту, наблюдаемой природы, в ярком, точном слове, в изобразительной деятельности.

     

Малютина В.М.

     Большое внимание уделяли воспитанию любви к родной природе, бережного и заботливого отношения к ней.

     В процессе работы по экологическому воспитанию проводили много занятий, это и «Путешествие колоска» - закрепляли знания о злаковых культурах, и «Унылая пора! Очей очарованье! » - закрепляли представление детей о «золотом периоде осени», и «Как и для чего человек дышит» - знакомили с дыхательной системой человека, «Путешествие капельки» - формировали представление о круговороте воды в природе, «Путешествие мамонтёнка» - классификация животных, «Для чего человек ест» - формирование представлений о том, что пища необходима для жизни человека,     «Север – царство льда и снега» - формирование представлений о климатических условиях крайнего севера, «Что такое огонь?» - знакомили с огнём, как явлением неживой природы.

      На протяжении всего года проводили наблюдения и опыты в природе – наблюдали за погодой, осадками, за показаниями термометра, за ветром, продолжительностью дня, за растениями, за распространением семян и плодов, за птицами, насекомыми, домашними животными.

      На занятиях и вне занятий проводили много бесед с детьми, таких как: «Для чего человек сажает леса?», «Где зимуют лягушки?», «Для чего дереву листья?», «Где живут капли воды в детском саду? », «Ноябрь – ворота зимы», «Где рождается снег и иней?», «Может ли мороз убить дерево?», « Кто в лесу полезный, а кто вредный?», «Что помогает животным выжить?», «Птичий календарь», «Да сохранится шар земной!» и др.

      Дети с удовольствием играли в экологические игры: «Вершки и корешки», «Когда это бывает?», «Угадай и назови», «Каких листьев не бывает?», «Откуда хлеб пришёл?», «Что сначала что потом?», «Что здесь лишнее?», «Что едят в сыром виде, а что в варённом?», «Найди, что неверно?», «Живое – неживое» и многие другие.

      При ознакомлении детей с природой читали много художественной литературы, таких авторов,  как Н.Некрасова, А.Фета, И.Бунина, А.Майкова, В.Бианки, М.Пришвина, Г.Скребицкого, И.Соколова-Микитова и многих других.

     В книжном уголке постоянно помещали иллюстрации по временам года, о труде людей по сезонам, различные энциклопедии по разным темам, картины известных художников с изображением природы.

      Для лучшего усвоения знаний о природе в своей работе мы использовали фольклор. Это пословицы, поговорки, народные приметы, загадки, стихи, песенки, потешки, заклички.

      В уголке природы дети вели систематические наблюдения, дежурные ухаживали за комнатными растениями. Наблюдения и труд на участке организовывали фронтально или отдельными трудовыми поручениями, которые распределялись между подгруппами.

      Свои знания и умения дети отображали в уголке художественно – творческой деятельности. Это и рисунки, и раскраски, и трафареты, обводки диких животных, деревьев, природный материал для изготовления поделок. На доске творчества предлагали создать коллективные работы о весне, зиме, лете, осени (каждый рисовал что хотел).

      Экскурсии, которые мы проводили в старшей группе, повторяются и в подготовительной, с некоторым  усложнением программных задач.

      При ознакомлении с природой в подготовительной группе широко использовали элементарную поисковую деятельность; она обеспечивает усвоение детьми доступных их пониманию связей и отношений в природе. Проводили разнообразные опыты: «Вода способна испаряться», о защитных свойствах снега, выявление механизма образования облаков, по выявлению плавучести предметов, «Почему не тонут корабли?»,

Малютина В.М.

опыты с магнитом и его свойством притягивать металлические предметы и другие.

      На протяжении всего года обучения детей мы сохраняли два ведущих направления в подборе знаний для детей о природе. Первое – это дальнейшее расширение представлений о ней, путём включения знаний о новых объектах и явлениях. Второе – конкретизация уже освоенных в предыдущих возрастных группах сведений.

      Поэтому объектами познаний становились новые, прежде незнакомые животные и растения ближайшего природного окружения и различных природных зон – горы, пустыни, тундра, и явления неживой природы типичные для них.

                                                                               

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы Яворчук Елены Николаевны воспитателя МБОУ д/с№ 9 г.Славянска-на-Кубани, на тему: «Воспитание любви к малой Родине как средство формирования у детей патриотических чувств и развития духовности»

Опыт работы Яворчук Елены Николаевны, воспитателя МБОУ д/с№ 9 г.Славянска-на-Кубани, на тему: «Воспитание любви к малой Родине как средство формирования у детей патриотических чувств и развития духовн...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: Беседа «Унылая пора! Очей Очарованье!...» Разработала: Воспитатель МБОУ д/с № 9 г.Славянска-на-Кубани Малютина Валентина Михайловна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему:  Беседа «Унылая пора! Очей Очарованье!...» Разработала:Воспитатель МБОУ д/с № 9г.Славянска-на-КубаниМалютина Валентина Ми...

Опыт работы Недосековой Татьяны Юрьевны, воспитателя МАДОУ "ЦРР-д/с № 2" г.Славянска-на-Кубани «Применение игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

Опыт работы Недосековой Татьяны Юрьевны, воспитателя МАДОУ "ЦРР-д/с № 2" г.Славянска-на-Кубани «Применение игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»....

Конспект организованной образовательной деятельности «Дошкольникам о войне» для детей подготовительной группы

Программные задачи: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о Великой отечественной войне: профессиях людей во время войны, празднике 9 мая, побуждать уважительно относиться ...

План по самообразованию по экологическому воспитанию дошкольников на тему: «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста бережного отношения к природе посредством дидактических игр».

В документе предтавлен план по самообразованию на год во второй младшей группе на тему: «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста бережного отношения к природе посредством дидактических ...