Главные вкладки

    Проект "Гуляют ребятки в зимние святки"
    методическая разработка (подготовительная группа) по теме

    Манжурина Наталья Викторовна

    Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Один из таких праздников – Колядки. Предлагаю педагогический паспорт проекта, который реализуется в зимние месяцы (декабрь-январь). Практическая часть проводится в первую неделю  после новогодних каникул.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребёнка – детский сад № 156 г. Владивостока»

    Проект: «Гуляют ребятки в зимние Святки»

    (Старший дошкольный возраст)

                                                     Автор: музыкальный руководитель

                                          Манжурина Наталья Викторовна

    г. Владивосток 2012

    Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом колядования на Руси.

    Задачи:

    • Поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
    • Познакомить детей и родителей с обрядовым праздником «Колядки»;
    • Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;
    • Побуждать детей и родителей к совместной познавательной и творческой деятельности;
    • Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

    Тип проекта:

    • по числу детей – групповой, разновозрастной (принимали участие дети старшей и подготовительной группы);
    • по доминирующему методу – игровой, информационно-творческий;
    • по предметным областям – межпредметный (литература, музыка, художественное творчество);
    • по продолжительности – средней продолжительности.

    Интеграция с другими образовательными областями:

    Музыка, коммуникация, художественное творчество, познание.

    Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Один из таких праздников – Колядки. Это традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.  Дети с огромным удовольствием распевают колядки, т.к. они близки им своим веселым содержанием, незатейливой мелодией.

    Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем.   Поэтому и  возникла идея в  проведении праздничного гуляния «Колядки» силами педагогов, родителей и ребят.

    Проблема проекта: К сожалению,  мы отходим от народных традиций в проведении календарных праздников, в том числе зимнего веселья «Колядки», тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

    Участники проекта: Музыкальный руководитель.

                                    Воспитатели старшей, подготовительной групп.

                                    Родители.

                                    Дети старшей, подготовительной групп 5-7 лет.

    Сроки реализации проекта – два месяца (декабрь, январь).

    Ожидаемые результаты проекта:

    • Приобщение детей и родителей к традиции проведения народного праздника – Колядки через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии, изготовление костюмов и атрибутов.
    • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
    • Повышение познавательного интереса среди детей и родителей к родной истории.

    Планирование работы над проектом:

    1-й этап: подготовительный – сбор информации, материала.

    2-й этап: организационный – разработка плана проведения праздничной недели.

    3-й этап: формирующий – проведение мероприятий согласно плану с детьми и родителями.

    4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, обобщение опыта).

    Достигнутые результаты:

            Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей и родителей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных  закличек и игр-инсценировок на развитие двигательных и музыкальных  способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

            Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

    Материалы к проекту:

    1. План проведения проекта «Колядки».
    2. Приложение:
    • Организованная образовательная деятельность по теме «Святки» (знакомство детей со значением и обычаями праздника).
    • Наглядный материал.
    • Технология изготовления «Рождественского печенья».
    • Консультация для родителей «Колядование на Руси».
    • Консультация для родителей «Игры и забавы на улице. Народные приметы, поговорки».
    • Консультация для родителей «Поделки вместе с мамой. Рождественское печенье из солёного теста».
    • Консультация для воспитателей «Подвижные народные игры и забавы на улице».
    • Творческая мастерская «Изготовление шумовых инструментов в совместном творчестве взрослого и ребёнка».
    • Сценка для кукольного театра «Небылицы».
    • Сценарий театрализованного представления «Колядки».
    • Рисунки конкурса: «Весёлая Коляда».
    • Фотографии.

    Оборудование:  

    Костюмы для взрослых: русские сарафаны, кокошники.

    Костюмы для детей: русские сарафаны, кокошники, косоворотки, фуражки, костюм Медведя, костюм Козы.

    Музыкальные инструменты: ложки, бубны, колокольчики, трещотки, свистульки.

    Самодельные музыкальные инструменты, изготовленные в творческой мастерской (для шумового оркестра): коробочки, погремушки, доски.

    Атрибуты: мешок для угощения, куклы би-ба-бо, ширма.

    Папка передвижка, иллюстрации, аудиозапись русских наигрышей.

    Технические средства обучения: музыкальный центр, DVD, видеокамера, фотоаппарат.

    Музыкальный репертуар:  

    Колядки: «Авсень», «Тётенька добренька», «Сею-вею», «Прощальная», русские народные наигрыши.

    Музыкальные и подвижные игры: «Прятки», «Гори ясно», «Катание с горки», «Жмурки», «Горшки», «Звонарь», «Карусель», «Бабка-Ёжка», «Коза» и т.п.

    Используемая литература:

    Материалы из периодических изданий

    1. Журнал Музыкальный руководитель № 8-2008.

    2. Журнал Музыкальная палитра № 6-2008 г., № 7-2009 г., №7-2010.

    3. Журнал Дошкольное воспитание № 10-1993 г., № 12-1993.

    4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.

    5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении.  ООО «Гном-Пресс» 2000.

    6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

    7. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 2002.

    8.  Битютская Н.П. Система педагогического проектирования. Учитель, 2012.

    Интернет – источники

    9. Режим доступа: www.razumniki.ru 

    10. Режим доступа: www.Strana-sovetov.com 

    11.Режим доступа: www.ru.wikipedia.org/wiki/

    12. Режим доступа: http://www.trozo.ru/archives/1396 

    План проведения праздничного гуляния «Колядки»

    п/п

    Совместная деятельность

    Цель

    Ответственные

    1

    2

    3

    4

    1 день

    - Организованная образовательная деятельность  на тему:  «Святки»;

    -  Консультация для воспитателей «Поиграем, позабавимся!»;

    - Подвижные игры на прогулке «Змея», «Звонарь» и т.п.;

    -  Консультация для родителей «Колядование на Руси»;

    - Привлечение родителей к изготовлению костюмов.

    Повышать познавательный интерес среди детей к родной истории.

    Приобщать  родителей к традиции проведения народного праздника – Колядки.

    Воспитатели, музыкальный руководитель  

    2 день

    - Разучивание закличек, колядок, пословиц, поговорок, игр;

     - Подвижные игры на прогулке «Горелки», «Горшки» и т.п.

    Учить эмоционально и выразительно исполнять колядки,  развивать ритмический слух и двигательную активность.

    Музыкальный руководитель, воспитатели

    3 день

    -  Кукольный театр «Небылицы»;

    - Народные подвижные игры на прогулке: «Бабка Ёжка», «Карусель», «Жмурки» и т.п.

    Вторая половина дня:

    - Мастер-класс для родителей по изготовлению шумовых музыкальных инструментов;

    -  Консультация для родителей «Игры и забавы на улице. Народные приметы».

    Расширять кругозора детей.

    Развивать творчество и воображение в совместной деятельности детей и родителей.

    Воспитатели, музыкальный руководитель

    4 день

    - Закрепление музыкального репертуара; отбор фольклорной группы «Колядовщиков»;

    - Подвижные игры на прогулке «Прятки», «Катание с ледяной горки» и т.п.

    Побуждать детей принимать участие в празднике, проявлять инициативу.

    Музыкальный руководитель, воспитатели

    5 день

    - Театрализованное представление «Колядки»;

    - Выставка детского рисунка;

    - Выставка коллективных работ «Рождественский пряник»;

    - Подвижные игры на прогулке «Перетяжка», «У дядюшки Трифона» и т.п.;

    -  Консультация для родителей «Поделки вместе с мамой. Рождественское печенье из солёного теста».

    Вторая половина дня:

    - Беседа по теме «Что вы узнали о Колядках»;

    - Подвижные игры по желанию детей;

    - Самостоятельная игровая деятельность.

    Стимулировать творческую активность;

    Закреплять пройденный материал;

    Воспитывать уважение к народным традициям.

    Музыкальный руководитель, воспитатели

    Музыкальный руководитель      Манжурина Наталья Викторовна

    «____»_______________2012 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Гуляют ребятки в зимние святки"

    Эта форма колядок, когда дети старшей и подготовительной группы идут по детскому саду из группы в группу, и разыгрывают различные ситуации - сценки обряда колядования, очень нравится ребятам....

    "Гуляют ребятки в зимние Святки"

    Конспект развлечения для старших дошкольников...

    Фольклорное развлечение" Гуляют ребятки в зимние святки"

    В последнее время увлекаюсь постановками истинно народных обрядов и праздников. Этот сценарий был составлен для детей подготовительной группы для показа на методобъединении....

    конспект-сценарий досуговой деятельности в ст.гр. "Гуляют ребятки в зимние святки"

    сценарий для проведения Старого Нового года, прощания с ёлочкой с старших гр.д/сада....

    Игровой досуг с детьми средней группы в рамках проведения недели зимних игр и забав "Играют ребятки в зимние Святки"

    Приобщать детей к миру народной культуры, познакомить с поэтическим, музыкальным, игровым фольклором. Расширять представления детей о традициях и обычаях народной культуры.[[{"type":"media","vie...


     

    Комментарии

    Березняк Людмила Николаевна

    спасибо за идею