Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики
статья

 Зосимова Наталья Александровна

Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить целостную картину мира, позволяет раскрыть и развить свои способности, помогает осознать  себя гражданином и патриотом, именно она представляет собой конструктивную альтернативу традиционной организации патриотического образовательного процесса в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики.

 «Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»  В.А.Сухомлинский

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Сегодня можно наблюдать, что такие понятия как любовь к Родине, защита Отечества, самоотверженность, патриотический и гражданский долг, казавшиеся раньше незыблемыми, стали размываться. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому оно не наследуется, а формируется. Поэтому одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения  является формирование понятий  Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые объединяются понятиями семья, микрорайон, деревня, город. По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу группы, детскому саду, народу. Задача педагогов и родителей – как можно раньше побудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера,  которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. [10]

Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России.

Проблемам патриотического воспитания много уделял внимание В.А. Сухомлинский, который задавался вопросом о воспитании личности патриота. Л.И. Новикова, анализируя труды И.А. Ильина, выявляет оригинальность идей данного автора на сущность и понимание патриотизма как такового. О.В. Лебедева разграничивала термины «верноподданичество» и «гражданственность».    

 На каждом возрастном этапе проявления патриотизма, патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. [10]

 Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, проектов, методических рекомендаций и т. д. Для этого в нашем детском саду разработаны следующие программы:  «Моё отечество», «Край мой родной», «Наша Родина», «Программа обучения бурятскому языку «Моя малая Родина – Ага»; и проекты: «Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики», «Дни народной культуры», «Кто в Забайкалье живет», «Чтобы жить и любить в свободном мире», «Какого цвета Родина», «Русская тряпичная кукла», «Сосна-здравница», «Чудо-горка», «Святая вода «Аршан».

Оптимальным решением построения целостной системы  патриотического образовательного пространства, где реализуются данные программы и проекты, является музейная педагогика. Встреча современного ребенка с предметным миром прошлых эпох не предусмотрена в типовых программах. Поэтому возникла необходимость включение музеев в  единое воспитательно-образовательное пространство. Музейная педагогика является именно тем стержнем, соединяющим детский сад и музей, что оказывает существенное влияние на  воспитание детей. [10]

 Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить целостную картину мира, позволяет раскрыть и развить свои способности, помогает осознать  себя гражданином и патриотом, именно она представляет собой конструктивную альтернативу традиционной организации патриотического образовательного процесса в детском саду. [10]

Включение музеев в воспитательно-образовательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Педагоги образовательного учреждения отдают себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Познавать же окружающий мир ребенок начинает именно с «расшифровывания» для себя этого скрытого смысла вещей. Задача педагога помочь ему в этой не простой и очень важной познавательной деятельности. Требуется большая предварительная подготовка к общению с предметным миром культуры, это непосредственно связано с формированием музейной культуры человека.
Интерес к окружающему миру, к культуре, пробуждается у ребенка еще в раннем возрасте, когда рамки его ограничиваются стенами дома, близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения в семье. [10]

Средства музейной педагогики, взаимное партнёрство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволяют  расширить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом.

Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду,  возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – формируется достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.).  [17]

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

 Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. [18]

В нашем детском саду существуют такие мини-музеи как: «Музей нашей истории», «Горница» (мини-музей сделанный в виде русской избы),  «Ургы» (мини-музей сделанный в виде бурятской юрты), «Театральная студия «Буратино», «Музей костюма», «Хозяюшка», «Оранжерея», «Микро-лаборатория «Почемучки», «Красная книга Забайкалья», «Край мой Родной», «Картинная галерея», «Коллекции значков, монет и банкнот, минералов, растений произрастающих на территории нашей местности», «Изостудия «Семицветик».

Содержание, оформление и назначение мини-музеев отражают специфику возраста детей. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города, поселка, села. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине. 

Формирование исторических знаний по истории родного края - это сложный педагогический процесс, предполагающий деятельность педагога и воспитанников и использование педагогом различных методов педагогического воздействия на ребенка. Педагогический процесс дошкольного учреждения включает много форм, методов, приемов работы в котором большое значение имеет музейная педагогика.  [18]

Наш проект демонстрирует, что воспитание отношения детей к родному краю для  формирования их морального облика, представлений  о моральных ценностях, способствует осознанию и развитию таких нравственных качеств, как отзывчивость, смелость, гордость, уважение. Поэтому так важно проводить целенаправленную работу по патриотическому воспитанию дошкольников.


Список литературы.

  1. Азодовский Г.А. История русской фольклористики. I том, М., 1963
  2. Алексеев О.Б. Русские народные сказки. М., 1988
  3. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: метод.
  4. пособие / Н. В. Алёшина - М.: ЦГЛ, 2004.
  5. Волынкин В.  И.  Художественно-эстетическое  воспитание и развитие дошкольников. - М., Феникс, 2007 - 441 с.
  6. Дети и народные традиции. Материалы Пятых Виноградовских чтений.
  7. Часть I, часть П. Челябинск, 1991 г.
  8. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской  

народной культуры/ Санкт – Петербург, Изд. «Детство – Пресс», 2008г.

  1. Лосева Л. В. Моя Родина - Волгоград / Л. В. Лосева, М. В. Корепанова,
  2.  Музейная  педагогика /  под редакцией А.Н.Морозовой,   О.В.Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.
  3.  Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: метод, пособие / И. Ф. Мулько. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  4.  Мулько И. Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре:  Метод, пособие для ДОУ / И. Ф. Мулько. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  5.  Пантелеева Л.В. Музей и дети/, Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.
  6.  Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. - М.: Просвещение, 1986
  7.  Рыжова. Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду./    Москва, «Линка-Пресс», 2008 г.
  8.  Тихонова. М.В., Смирнова Н.С., «Красна изба…» (знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада)
  9.  Чебан А.Я. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М., 2011.
  10.  Шаламова В.И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М., 2009
  11.  Санкт – Петербург, Изд. «Детство – пресс», 2004 г.
  12.  Дошкольное воспитание: журн. - 1991. - № 10.
  13.  Дошкольное воспитание: журн. - 1993. -№1.
  14.  Дошкольное воспитание: журн. -1994. - № 4.
  15.  Дошкольное воспитание: журн. - 1995. - № 4.
  16.  Дошкольное воспитание: журн. - 1995. -№ 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД по правовому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики

На примере разработанного мной плана-конспекта НОД показано использование экспонатов мини-музея в работе с детьми по патриотическому воспитанию...

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики.

Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России....

Консультация для воспитателей. Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики.

Музей обладает большим образовательным потенциалом. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чуввство сопричастност...

Воспитание патриотизма у дошкольников, средствами музейной педагогики

laquo;Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»  В.А.Сухомлинский...

Обобщение передового педагогического опыта. Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики

Обобщение передового педагогического опыта. Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики...

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного...