О детской дружбе
статья на тему

Данная статья кратко описывает стадии развития детской дружбы. Помимо этого читатель сможет узнать о часто встречающихся проблемах межличностных отношений, с которыми может столкнуться ребенок-дошкольник и способы их решения.

Материал будет интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_detskoy_druzhbe.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

О детской дружбе

Сегодня мы поговорим о детской дружбе. Когда ребенка начинают интересовать сверстники, как они выбирают друзей и почему некоторых малышей другие дети не любят.

Когда же общение с другими детьми становится важной частью жизни ребенка?

Когда ребенок появляется на свет, его никто не интересует, кроме мамы и папы. Дети не замечают других детей.

С года до двух ребенка больше интересуют предметы. Они все вокруг ощупывают, облизывают, учатся использовать разные предметы. Дети их не интересуют, их деятельность предметна. За игрушкой они не видят сверстников.

Уже начиная с трехлетнего возраста, малыша начинают интересовать другие дети. Сверстник прочно входит в жизнь ребенка и уже на всю жизнь закрепляется там.

Но зачем же ребенку общаться с ребенком, неужели не достаточно общения с взрослым. Разве это не одно и тоже?

Оказывается - нет. С определенного возраста ребенку важно общаться именно с другими детьми,  а взрослые отходят как бы на другой план. Знаменитый пример, когда малыш ответил своей маме: «Мне ребенков нужно, а ты не ребенок».

Кроме того, общение со сверстниками имеет свои особенности, которых лишено  общение с взрослым. Эти два варианта общения качественно отличаются друг от друга и не могут быть взаимозаменяемы. Поэтому для полноценного развития недостаточно только общаться с взрослым.

В общении со сверстниками ребенок учиться разнообразным формам общения, тем, которыми он редко пользуется с взрослыми. Общаясь  с другими детьми своего возраста, ребенок может проявлять свою волю, лидерские качества, он может спорить и ссориться с ними. В отношениях со взрослыми все это практически не проявляется

Кроме того, в общении со сверстниками дети более свободны в своих действиях, они могут кривляться, кувыркаться, в общем, вести себя более свободно. Это развивает некоторую непосредственность в отношениях, а также позволяет открыть некоторый творческий потенциал. В общении с взрослым ребенок все же придерживается каких-либо норм и правил.

Но, как и общение с взрослым, общение со сверстниками может иметь различные формы.

Общение развивается с возрастом ребенка.

Первая форма общения – эмоционально-практическое общение. Так общаются дети примерно  от двух до четырех лет.

У ребенка только появляется потребность в общении с другими детьми, он пытается привлечь внимание другого ребенка, вызвать его ответную реакцию. Важное место в таком общении занимает подражание. Дети повторяют друг за другом движения, позы, жесты. При этом все действие сопровождается обычно сильными эмоциональными реакциями. В таком общении ребенок может почувствовать себя таким, как другие, как часть определенной группы, коллектива. «Ты и я одной крови». Он может увидеть свое «отражение» в другом, а, следовательно, создаются благоприятные условия для познания самого себя.

Мы можем часто наблюдать, как дети заражают друг друга плачем или смехом. Как во время занятия, если один малыш сорвался с места и стал бегать по группе, то через секунду все остальные дети присоединятся к нему.

Данным тип общения является полностью ситуативным. Все происходит «здесь и сейчас», и  любое вмешательство со стороны может разрушить ситуацию общения. Любой отвлекающий фактор – другой ребенок, игрушка, какое-то привлекательное событие, - все что угодно может отвлечь ребенка в данном случае.

Дружеские отношения здесь также ситуативны, если непосредственно в момент общение детей спросить ребенка о том, кто его друг – то он, конечно, укажет на своего партнера. Но уже через пару часов он и не вспомнит, кто такой Вася, с которым он играл утром.

Но, не смотря на это присутствие, другие детей на площадке повышает эмоциональную и общую активность малыша. И если на этой стадии общение приносит только положительные эмоции, то уже немного позже в общении могут возникать проблемы.

Следующей, более поздней, формой общения является ситуативно-деловое общение со сверстниками. Эта форма общения преобладает у дошкольников с четырех до шести лет. Это возраст расцвета сюжетно-ролевой игры.  В игре ребенку нужен товарищ. Поэтому данная форма общения предполагает сотрудничество детей в игре. В этой форме общения дети именно вместе участвуют в игре, а не рядом друг с другом, как отмечалось в эмоционально-практической форме.

Стоит отметить, что на этой стадии появляется потребность в признании, уважении сверстников. Дети наблюдают друг за другом, следят за тем, что сказали взрослые про них и про их товарищей, часто критикуют и оценивают сверстников и их успехи и неудачи. В данном возрасте, ребенок точно следит за тем, как взрослый оценивает этого ребенка. Особенно ценно для ребенка мнение воспитателя или родителя. Если воспитатель часто критикует ребенка, то может получиться так, что другие дети не будут с ним играть, потому что он «плохо себя ведет».

Здесь можно часто слышать такие реплики от детей, как «Я с ним не дружу, потому что он плохо себя ведет на занятиях» «…потому что он не спит в тихий час», «…потому что он медленно ест», «Он не аккуратный» и так далее. Иногда своим неосторожным словом мы может сделать ребенка «изгоем», отвергаемым в коллективе сверстников. Об этом мы поговорим позже.

Еще одна форма общения со сверстниками складывается у ребенка к концу дошкольного возраста. Однако такое общение не всем детям бывает доступно. Речь идет о внесетуативно-деловой форме общения. Дети много рассказывают другим о себе, о том, где они были и что видели. Темы, на которые разговаривают дети, уже не так сильно зависят от той деятельности, которой они заняты. Общение может быть на совершенно отвлеченные темы. Но, несмотря на это, в большинстве случаев общение все равно происходит на фоне игры или продуктивной деятельности. Однако, если в предыдущей форме, большинство контактов детей строилось на фоне ролевых отношений, то на данном уровне реальные отношения значительно преобладают.

Именно в такой форме общения формируются привязанности детей друг к другу, предпочтения в общении. Дошкольники уже начинают активно интересоваться своим партнером, задают ему вопросы, узнают о его предпочтениях, тогда как раньше этот аспект отношений их не волновал, главное было рассказать о себе.

К концу дошкольного возраста многие дети начинают сопереживать другим детям, они стремятся помочь своему другу, поделиться с ним чем-нибудь, утешить. Появляются зачатки проявления эмпатии. Такое положение вещей говорит об изменении отношения ребенка к сверстнику, оно становится личностным. Другой ребенок для дошкольника становится не просто партнером по общению, а самостоятельной, значимой для него, личностью.

Однако, как было сказано выше, не у каждого ребенка возникает такая форма общения. «У многих старших дошкольников эгоцентрическое, конкурентное отношение к сверстникам остается преобладающим» (Е.О.Смирнова). Таким детям сложно подружиться с кем-то, они часто игнорируются и отвергаются сверстниками.  Это говорит о том, что, начиная с дошкольного возраста, детский коллектив стремительно структурируется, то есть одни дети становятся более предпочитаемыми среди остальных, другие же занимают позицию не принимаемых коллективом.

Проблема общения может стать одной из самых острых для ребенка. Ведь именно в этом возрасте начинает формироваться самооценка и  образ себя, и общение со сверстниками здесь является очень важным фактором. Проблема общения может вызывать у ребенка повышенную тревогу, агрессивность, нежелание ходить в детский сад.

Психологи уже долго пытаются раскрыть секрет симпатии детей друг к другу. Но, однозначного ответа до сих пор не получено. А.Л. Рояк писала: «Психологи еще не умеют вскрыть тайну обаяния даже малыша для малышей. А если дошкольника дети не любят, то взрослым очень трудно разобраться в причинах его непопулярности и порой просто не под силу создать расположение к нему товарищей».

Было проведено множество исследований. В результате выяснилось, что популярные дети намного больше проявляли внимание и заинтересованность сверстником, при этом эмоции носили обычно положительный характер. Непопулярные дети чаще проявляют негативное эмоции к другим, часто осуждают и редко поддерживают сверстников.

Также популярные дети чаще бескорыстно отзываются на просьбы других, в отличие от непопулярных, которые не делали так никогда.

Популярные дети проявляют адекватные реакции в ситуации оценки, поддерживают и сопереживают сверстникам в ситуациях успеха и неудачи. Непринимаемые дети, обычно, остаются безучастны к другим, либо проявляют неадекватные реакции (например, смеются, когда другой ребенок упал).

Так почему же некоторые дошкольники причисляются к отвергаемым. Здесь мы рассмотрим проблемные формы межличностного общения. А именно: агрессивность, обидчивость, застенчивость  ребенка.

Агрессивное поведение ребенка часто бывает причиной того, что его не принимают сверстники.  Агрессивным в тот или иной момент бывает каждый ребенок. Дошкольники часто оскорбляют других, обзывают, могут подраться из-за интересной игрушки или места в игре. Агрессивность проявляется и в других формах. Но у некоторых детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие под собой никакой цели, они направлены исключительно на причинение вреда другому ребенку. Такой ребенок может толкнуть спрятать одежду своего сверстника, чтобы потом посмотреть как он будет плакать, переживать и искать их. Часто у таких детей агрессия является самоцелью, а не способом достижения другой цели, а страдания, которое испытывают его жертвы – доставляют ему удовлетворение. Конечно, такое положение вещей не может не настораживать.

Таким образом, можно выделить особую группу детей – с повышенной агрессивностью. Исследования показали, что такие дети ни в чем не отстают от своих сверстников по интеллектуальному развитию. Их отличает особое отношение к сверстникам. Другой ребенок выступает для них как препятствие, как конкурент, которого нужно устранить, как враг.

Агрессивные дети приписывают и другим враждебность. Они ожидают враждебных намерений от других детей, все время ждет «подвоха», нападения со стороны других.

Для таких детей вообще мир враждебен. Поэтому для агрессивных детей не доступны сопереживание, сочувствие к другому. Они не знают, что это такое.

Чаще всего у таких детей не очень принимающая, конфликтная семья. Эти дети просто не могут получить такой опыт оттуда.

В дошкольном возрасте еще не поздно предпринимать определенные меры по преодолению этой агрессивности. В этой случае нужно работать не с повышением самооценки, не с безопасным выходом этой агрессии (эмоциональным катарсисом), не с развитием навыков общения, а научить ребенка видеть и понимать другого.

Нужно показать ребенку, что мир не так жесток, как он думает, что существует взаимопомощь, сочувствие к другим. И в первую очередь необходимо показать это на собственном примере, изменить свое отношение к этому ребенку. Ведь у него нет другого опыта, откуда он мог бы это получить.

Следующую форму проблемных межличностных отношений составляют детские обиды. Обиды портят жизнь, как ребенка, так и его близких. С детьми, которые постоянно обижаются, не очень хотят играть сверстники. Непрощенные обиды разрушают дружеские отношения, накапливаются внутри и в итоге ведут к изменению, к  деформации личности.

До 4 лет обиды чаще всего носят ситуативный характер, но уже начиная с 4-5 лет начинаются настоящие обиды, и часто они бывают на сверстников. Для проявления обиды характерна демонстрация своего состояния обиды. Они хотят, чтобы обидчик увидел это состояние, испытал чувство вины. Таким образом они привлекают к себе внимание.

Но обижаются все люди, просто «порог обидчивости» у всех разный. Разные дети по разному реагируют на одну и ту же ситуацию. Например, проигрыш в игре – кто-то немного расстроится, а кто-то обидится на выигравших, на членов своей команды, на ведущего игры, отвернется, расплачется и потребует, чтобы все его успокаивали.

Кроме того, некоторые дети обижаются на ситуации вполне нейтральные. Пример, который приводит Е.О. Смирнова, когда девочка обижается на подруг, что те играют без нее, но сама она не предприняла никаких попыток, чтобы как-то вступить в игру. Смирнова пишет, что в таких случаях ребенок приписывает другим неуважительное отношение к себе, видит то, чего на самом деле нет. Такие поводы для обиды не адекватные.

Именно по критерию адекватности следует различать обиду, как закономерную реакцию и обидчивость как черту личности.

Обидчивые дети воспринимают чужие победы как собственные поражения.

Часто обидчивые дети склонны к фантазированию, они выдумывают себе других друзей, не замечая настоящих.

Обидчивые дети считают себя недооцененными, нелюбимыми, отвергнутыми. Однако на самом деле это не правда. Экспериментально выяснено, что такие дети обычно не отвергаются и не игнорируются другими, это все лишь их мнение.

Таким образом, в основании такой патологической обидчивости лежит болезненное отношение к себе и оценке себя, но приписывает это отношение он окружающим. Необходимо разорвать этот порочный круг, но сделать это очень сложно.

И, несмотря на то, что эти дети обычно не отвергаются другими, у них все равно присутствуют огромные проблемы в общении, а также строится негативное отношение к окружающим.

Следующая форма проблемных межличностных отношений – это застенчивость.

Застенчивость может стать серьезной проблемой для ребенка. Эта непреодолимая преграда, мешающая строить нормальные взаимоотношения с другими детьми. У многих детей застенчивость появляется уже в 3-4 года, и сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. А если в дошкольном возрасте ребенок не сможет решить проблему застенчивости, то она становится устойчивой чертой личности и сохраняется потом в дальнейшей жизни.

Как мы можем заметить застенчивого ребенка? Такой ребенок в новых для себя обстоятельствах теряется, он чувствует эмоциональный дискомфорт. Это проявляется в робости, неуверенности, страхе. Застенчивый ребенок испытывает огромные трудности в публичных выступлениях. Даже если нужно отвечать на простые вопросы малознакомого взрослого, воспитателя, особенно если при этом присутствуют другие дети. Речь становится тихой, еле-еле слышной, или вообще отсутствует. Кажется, что он хочет что-то сказать, но боится. В отношениях с другими детьми проявляется такая же тенденция. Застенчивый ребенок хочет играть со всеми, но боится, что другие дети подумают о нем что-то плохое.

У таких детей наблюдается обостренное восприятие оценки себя. Удачи их успокаивают, но малейшая неудача выбивает из колеи, вызывая новый всплеск робости.

Отметим, что по уровню умственного развития эти дети не уступают ни в чем другим детям, а иногда проявляют даже большие способности, чем их сверстники.

Застенчивый ребенок имеет высокую самооценку, считает себя самым хорошим, но в то же время сомневается в положительном отношении к себя других людей. Эта неуверенность не позволяет ему в полной мере удовлетворять свою потребность в общении.

Однако если такой ребенок все же включается в игру, то можно видеть его преобразование – когда ребенок входит в роль, то он совершенно перестает стесняться. Это происходит потому, что ребенок перестает быть собой в какой-то степени, он играет роль, а, следовательно, его уже не будут оценивать.

Мы рассмотрели основные три формы конфликтного отношения детей к окружающим. Несмотря на то, что все они разные, между ними есть одно общее звено.  Дети с этими проблемами фиксированы на оценке себя, на собственной ценности. Это вовсе не значит искажения самооценке, нет, это постоянное сосредоточение на мысли «что я значу для других». Таким образом, другие люди для них – зеркала, в которых они видят себя, свое отражение.

Конечно, такая фиксация на своей ценности не может не отражаться на отношениях со сверстниками.

Теперь, когда мы разобрались, какие механизмы лежат в построении дружеских отношений, посмотрим, какое  же влияние взрослый может оказать на построение дружеских отношений.

Возможны два пути:

  1. организация совместной деятельности
  2. формирование взаимоотношений

Если мы берем детей 3-4 лет, где главное для малыша – игрушка, то организовать их совместную деятельность сложно. Так как они не умеют играть вместе, им это еще не доступно, за игрушкой они не видят сверстника. Воспитатель здесь может помочь ребенку увидеть сверстника, обратить на него внимание, проявить интерес детей друг к другу. Нужно помочь ребенку увидеть сходство между ним и другим ребенком. В этом помогают различные хороводные игры, где все дети действуют одинаково. В этих играх отсутствует соревновательное начало, они насыщены эмоционально и помогают детям почувствовать общность группы.

Но как быть, если ребенок наотрез отказывается от таких игр?

Ничего страшного, пусть он сначала посидит, посмотрит, что ничего страшного в этом нет. А когда сам захочет – присоединится.

Однако некоторые дети, особенно застенчивые, даже после продолжительного времени наотрез отказываются участвовать в такого рода играх. В этом случае можно поиграть с ним в такую же игру вдвоем, потом позвать еще одного ребенка и поиграть втроем. Постепенно включать его в более расширенный круг детей. Так ему будет проще привыкнуть к такой ситуации.

Вообще, в игровых занятиях с детьми лучше исключать соревновательный момент, либо свести его к минимуму. Так как, в соревновательных играх основной акцент ребенок направляет на себя, на свои достижения, а к сверстнику вырабатывается негативное отношение – как к сопернику.

Конечно, развивать конкурентное начало в ребенке сейчас очень модно. Но это мешает ребенку в построении дружеских отношений.

Важно научить детей обращать внимание на состояние их сверстников. Можно научить их замечать что-то в другом ребенке, делать ему комплименты, обращать внимание на что-то новое. Все это смещает акцент ребенка с себя на сверстника.

Хорошо в этом плане работают игры, которые заставляют детей слушать других. Например, «Испорченный телефон», «Эхо», «Зеркало». Правила этих игр составлены так, что детям приходится внимательно следить за другим ребенком.

Еще одна задача педагогов – помочь ребенку самому выразить поддержку другим. Сделать это дети должны по своей инициативе, а педагог должен лишь обеспечить необходимые условия. Организовать такие игры, в которых была бы возможность оказать помощь товарищу.

И только после этих занятий можно начинать организовывать совместную продуктивную деятельность детей.

Опять же можно начинать с пары. Давать детям занятия, которые они должны выполнить в паре. Например, игра «Домик», дети должны вдвоем нарисовать дом, и придумать про него рассказ.

Хорошая игра – «Рукавички». В этой игре детям раздаются вырезанные из бумаги рукавички с узором, ребенок должен найти другого ребенка с такой же рукавичкой, а затем раскрасить свои рукавички одинаково (это главное!). Детям на двоих дается только три карандаша.

Здесь важно, чтобы малыш думал не о себе, о своих достоинствах и недостатках, а о результатах своей деятельности. Тогда ему будет легче делать что-то вместе с другими детьми.

Напоследок, хотелось бы дать еще некоторые рекомендации воспитателям по поводу подержания дружеского коллектива в группе.

  1. Первое правило, которое необходимо помнить педагогам – никаких отрицательных оценок в адрес ребенка в присутствии других детей.

Как мы уже говорили выше, что дошкольники очень чувствительны к оценке взрослого. Суждения воспитателя становится суждением ребенка. Если воспитатель часто порицает ребенка (за то, что он медленно одевается, плохо ест, плохо себя ведет на занятиях), то другие дети будут к нему относится также негативно. Это неизбежно понизит статус ребенка в коллективе, сделает его отвергаемым. Такое положение вещей вызовет у ребенка массу негативных переживаний, которые потом могут вылиться в трудности в поведении.

Во-вторых, порицание ребенка в присутствии других детей может нравиться ребенку, так как на него обращают внимание, которого ему может не доставать. Тогда он может специально провоцировать педагога своим плохим поведением.

Логичный вопрос, который вы можете задать: Что же тогда ему спускать с рук его плохое поведение?

Нет, конечно, нет. В таком случае лучше сделать замечание один на один,  в спокойной обстановке, без присутствия других детей. Это будет даже более продуктивнее, чем отчитывать перед всей группой.

  1. Чтобы повысить статус ребенка в группе, можно дать ему возможность проявить себя как-то перед другими детьми. Если вдруг ребенок что-то хорошо умеет, например, рисовать. Можно дать ему задание – нарисовать что-то для всей группы. Или, если у него хорошая память, выучить стишок и рассказать его на занятии.
  2. Хорошо, если есть возможность организовать встречи детей вне сада. Нужно посоветовать мамам детей, не принимаемых сверстниками, скооперироваться, подружиться. Если их дети будут вместе встречаться, гулять, то это будет поддерживать их отношения. Конечно, лучше если отвергаемые дети будут встречаться вне сада с теми детьми, с которыми им хотелось бы играть, дружить, а может быть и с популярными детьми.

Используемая литература:

  1. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Н.И. Ганошенко Л. Н. Галигузова С. Ю. Мещерякова А. Г. Рузская Е. О. Смирнова; под ред. Е. О. Смирновой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.– 240с.
  2. Рояк А. Л.  Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста // Вопросы психологии, 1974. – № 3. – С. 71–83.
  3. Терещук Р.К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников: Автореф. канд. дисс.-М.:1986
  4. Эльконин Д.Б, Детская психология. Учебное пособие для Вузов. – М.: Академия, 2008. – 384


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская дружба

 Дружба крепкая не сломается никогда......

Родительское собрание в старшей группе " О детской дружбе"

Представлено  нетрадиционное родительское собрание из опыта работы , форма проведения которого - круглый стол. Данное собрание проводилось с родителями старшей группы. Родители не только слушали ...

Конспект занятия №1 "Начало дружбы. Встречаем гостей". Из проекта "Маршруты детской дружбы".

Тема занятия говорит о её цели, три группы встречаются и воспитатели знакомят детей друг с другом для дальнешего плодотворного сотрудничества с группами, всё это выражается в конечном совместном творч...

Какая бывает дружба? В чем секреты детской дружбы?

Какая бывает дружба? В чём секреты детской дружбы?...

Детская дружба. Правила дружбы. Консультация для родителей

Детская дружба. Правила дружбы. Консультация для родителей...

"С чего начинается… детская дружба". Что такое дружба?

Дружба – это величайшая ценность, клад и подарок судьбы. Дружба всегда помогает нам и в учебе и в работе и в жизни в целом. Благодаря ей, человек становится лучше, добрее и духом сильнее. Поэтом...

"С чего начинается… детская дружба". Что такое дружба?

Дружба – это величайшая ценность, клад и подарок судьбы. Дружба всегда помогает нам и в учебе и в работе и в жизни в целом. Благодаря ей, человек становится лучше, добрее и духом сильнее. Поэтом...