Главные вкладки

    Статья по теме:
    РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА» В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

    Зубова Лиана Викторовна

    В соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к дошкольному образованию, предполагается тесная интеграция всех направлений и областей воспитательно-образовательного процесса. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc64.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА» В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

    В соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к дошкольному образованию, предполагается тесная интеграция всех направлений и областей воспитательно-образовательного процесса. Она обеспечивается прежде всего единством цели, обозначенной в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ), - цели формирования общей культуры детей, достижение которой предполагает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных особенностей.

    В образовательной области «Музыка» предполагается двухстороннее взаимодействие содержательных и целевых установок во всех областях воспитательно-образовательного процесса, для чего необходимо решать как общие задачи  личностного становления ребёнка, так и согласованные с ними, отражающие специфику данной области, вносящие свой вклад в формирование общей культуры детей.

    Основными целевыми установками и задачами образовательной области «Музыка», ведущими к реализации общих воспитательно-образовательных целей, обозначенных в ФГТ, являются: «Развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, приобщение к музыкальному искусству».

    Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

    Духовное развитие человека невозможно без накопления опыта восприятия музыкально-культурных ценностей.  Музыкальная культура, как и общая культура человека, формируется с раннего возраста. Музыкальный язык и речь начинают осваиваться ребёнком ещё до рождения. Научившись воспринимать культурные ценности, ребёнок учиться их творить и создавать.

    Каковы воспитательные возможности музыки в становлении личностных качеств ребёнка? Прежде всего – музыка формирует эмоциональную сферу ребёнка. Он получает представления о чувствах человека, выраженных в музыке и существующих в реальной жизни. Вызывая эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, мы формируем у них представления о нравственности, добре и зле.

    Можно обобщить сказанное, выделить качества личности ребёнка, которые воспитываются с помощью музыки:

    - физически развитый  (музыка окрашивает движения ребёнка эмоциями, двигательная активность детей под музыку способствует физическому развитию, увлечённости этой деятельностью);

    - любознательный, активный (привлекательная музыкальная деятельность  вызывает активность, проявляющуюся в вопросах, желании действовать);

    - эмоционально отзывчивый (эстетические чувства закрепляются в виде личностных нравственно-эстетических проявлений);

    - овладевший средствами общения (совместная художественная деятельность сплачивает, объединяет детей и взрослых);

    - интеллектуально развитый (развитие словаря, оценочной деятельности в процессе восприятия музыки);

    - креативный (способный к экспериментированию в пении, движении, игре на музыкальных инструментах, высказываниях о музыке);

    - подготовленный к учебной деятельности в школе (развитие музыкального восприятия – процесс обучения детей слушать и слышать, выполнять задания взрослого, творить).

    Основные виды деятельности с дошкольниками связаны с наблюдениями, рассматриванием, выполнением творческих работ по впечатлению, словесному фантазированию, по проигрыванию своих впечатлений, перенос впечатлений в игру, общение. Непосредственное общение с предметами окружающего мира предполагается через зрительно-, словесно-, сенсорно- игровые формы работы; через разнообразные действия с цветом, формой, звуками, движениями; через слово и действие; через цветовые, музыкальные, двигательные, интонационные фантазии.

    В этот период детства, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья, наиболее оптимальна интеграция в таких видах художественной деятельности, как: слово и изображение; слово и цвет; слово и жест; цвет и настроение; цвет и звук; аромат и действие; форма и движение; движения и музыка; музыка и слово; слово и действие; цвет и действие и др.

    В процессе работы желательно задействовать не более двух видов художественного мышления одновременно, которые органично дополняли бы друг друга. А само обучение предполагается выстраивать, главным образом, на игровых методах работы. Игровая методика помогает вовлекать воспитанников в процесс творчества. В старших группах для наиболее полного представления и прочувствования передаваемого образа важны ассоциации с другими формами художественной деятельности, фантазирование в других областях искусства и отображение желаемого в действии:

             Цвет – звук – движение;

             Движение – действие – слово;

             Форма – движение – характер;

             Характер – цвет – звук.

    Разные виды творческой деятельности соединяются в единое художественное событие. Чувства и сенсорные способности детей обогащаются путём восприятия и освоения природных и художественных явлений. Этот этап посвящён развитию внимания, наблюдения, памяти, воображения, фантазии, умения замечать выразительный язык каждого из искусств (музыки, движения, цвета, формы, языка), умения сравнивать одно искусство с другим, рассуждать по поводу искусства, рассказать об увиденной картине, прослушанной музыке, стихотворении, развитию интереса к творческой деятельности в разных искусствах. Можно выделить возрастные особенности освоения детьми искусства и развивающие этапы преимущественной интегрированной деятельности:

    - 3 года – зрительно-игровой;

    - 4 года – словесно-игровой;

    - 5 лет – сенсорно-игровой;

    - 6 лет – обучающий игровой;

    - 7 лет – ознакомительно-изучающий.

       Выделенные позиции связаны с сенсорным насыщением ребёнка. В дошкольном возрасте это приобретает первостепенное значение. Обязательным элементом творческого полихудожественного развития, конечно, должно быть слово, сказанное мамой, воспитателем. В связи с этим у детей формируются представления о слове поэтическом, художественном, сказочном, волшебном и о простой речи.

    Интеграция в образовательном процессе – особо выстроенный структурный процесс, направленный:

    - на обучение детей рассматривать любые явления с разных позиций;

    - развитие умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи;

    - формирование способности самостоятельно проводить посильные небольшие творческие исследования;

    - развитие желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.

    При правильной организации процесса интегрированное обучение и полихудожественное воспитание становятся факторами динамического развития и мобилизации совместных усилий всего коллектива детского сада.

    Полихудожественный подход в обучении предполагает активную творческую работу (как педагога, так и детей) в разных видах искусства, предусматривает особый психологический климат в процессе обучения, построенный на сотворчестве педагога и ребёнка, детей в группе, педагогов в коллективе детского учреждения, сотворчестве педагогов, детей и родителей. Наиболее благодатный материал в развитии этих качеств (в дошкольном возрасте особенно) – разные виды художественно-творческой деятельности. В процессе изобразительного творчества у ребёнка развивается полноценное зрение; на занятиях музыкой – слух; в условиях театрального творчества формируются коммуникативные способности детей, умение общаться со сверстниками и взрослыми; танцевальное искусство совершенствует осанку, красоту движений; художественное слово учит понимать и чувствовать поэзию, развивает речь, умение грамотно выражать свои мысли.

    Ряд развивающих видов деятельности, которые на разных возрастных ступенях отражены по степени важности:

    - зрительно-внешние наблюдения и перенос наблюдаемого в художественную форму (рисунок, конструкцию, музыку, литературное творчество);

    - собственное творчество детей, самостоятельное порождение творческого продукта в разных видах искусства;

    - природная среда, среда предметная, музыкальная, изобразительная, театральная и другие;

    - разнообразие форм и методов работы, инструментов и материалов;

    - организация и проведение занятий, объединённых одной сквозной темой, построенных на активном взаимодействии основного и дополнительного образования;

    - проведение художественных событий, как варианта коллективного творчества всего коллектива детей. Педагогов, воспитателей и родителей;

    - системность форм и методов работы.

    Полихудожественная  деятельность у дошкольников носит естественный характер. В силу своих природных и возрастных особенностей (рассеянности, внимания, неспособности к длительной работе, быстрого переключения внимания с одной работы на другую) маленький ребёнок без особого труда перевоплощается, активно общается и быстро входит в игру, увлекается придуманным образом, действием. Эту особенность возраста необходимо учитывать и в процессе восприятия искусства. Игра часто требует от детей одновременного проявления себя в действии с предметами, рисовании, танце, игре, общении со сверстниками и другом.

    В коррекционной педагогике существенную роль играет среда: это и среда общения и сотворчества, интеллектуальная и творческая, полихудожественная и эстетическая среда специального (коррекционного) учреждения. Динамика освоения разных видов художественного творчества в дошкольном возрасте может быть представлена как движение от изучения природы и жизни к освоению всех разных видов искусства через игру, внешнее духовное проявление ребёнка в среде, к усовершенствованию мыслей ребёнка, их стремлению к самореализации в творчестве. Обозначенные позиции полноценно осуществляются только в том случае, если вопросы художественного образования и эстетического воспитания детей будут первоочередными в структуре работы ДОУ и развиваться с позиций предметно-пространственного подхода, то есть когда освоение любого искусства происходит не изолированно от других искусств, а в реальной художественно-организованной среде.

    Такое направление оправдано тем, что именно среда предполагает одно из важных педагогических условий – интегрированный подход к освоению искусства. Сама среда интегрирована по своей природе: все живёт и развивается в ней. Среда объединяет в себе многообразие предметного, природного мира и искусства (А. Раппопорт); позволяет максимально развивать у детей поле пространственного воображения: широту, объём воображаемых представлений, фантазию, которые, с позиций теории «полихудожественного развития» Б.П. Юсова, являются непременным условием развития творческого потенциала ребёнка.

    Такой подход не только стимулирует музыкальное развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач:

    - формирование навыков безопасного поведения в подвижных и музыкальных играх, при пользовании музыкальными игровыми атрибутами («Безопасность»);

    - создание на музыкальных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и прочее, побуждение детей к  самооценке действий и поведения сверстников («Социализация»);

    - участие детей в расстановке и уборке музыкально-игрового инвентаря и оборудования («Труд»);

    - активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчёт атрибутов и прочее), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные музыкальные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о музыкальном искусстве, музыкантах, культурном образе жизни («Познание»);

    - проговаривание действий и называние движений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы музыкальной культуры («Коммуникация»);

    - игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; тематические музыкальные занятия и сюжетные инсценирования на темы прочитанных сказок, потешек («Чтение художественной литературы»);

    - привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование на занятиях музыкой изготовленных детьми элементарных дидактических пособий («Художественное творчество»);

    - ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение («Физическая культура»).

    Аналогично реализуется интегрированный подход при решении коррекционных задач:

    1. логоритмика (совершенствование общей и мелкой моторики, пластики движений; развитие зрительной памяти и фонемотического слуха);
    2. психогимнастика (стимулирование внимания, памяти, мыслительных процессов; выразительность мимики);
    3. артикуляционная гимнастика (совершенствование артикуляционной мускулатуры);
    4. дыхательная гимнастика (постановка диафрагмально-речевого дыхания, голоса; совершенствование просодической стороны речи -  темпа, тембра, выразительности и силы голоса).
    5. пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой, фонопедические упражнения стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга.
    6. Пальчиковые игры развивают речь, двигательные качества, повышают координационные способности, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

    В контексте ФГТ предлагается форма комплексно-тематического планирования на основе интеграции содержания различных образовательных областей. Разработка тематики работы разных специалистов Специального (коррекционного) ОУ на основе единого «стержня» - логична, однако, прямое подчинение содержания музыкальных занятий другим разделам образовательной деятельности разрушает смысл и собственную логику музыкального воспитания, его основную направленность, цели и задачи, поскольку происходит подмена главного – музыкального развития. Задачи музыкального воспитания детей с целью формирования основ музыкальной и общей культуры, развития важнейших личностных качеств дошкольника можно сформулировать следующим образом:

    - развивать музыкальные и творческие способности в процессе ознакомления с произведениями, имеющими подлинную художественную ценность с помощью различных видов музыкальной деятельности, с учётом возможностей каждого ребёнка;

    - накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки;

    - вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости;

    - развивать музыкальное мышление, общие интеллектуальные способности (осознание эмоционально-образного содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, развития «словаря эмоций», первоначальных суждений о музыке;

    - развивать творческое воображение, проявление творческой активности и самостоятельности;

    - побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности, формируя необходимые для этого умения и навыки музыкальной и художественной деятельности (образная речь, рисование, пластика, инсценировка, театр);

    - расширять знания и представления о музыке;

    - формировать эстетические чувства, интересы, начала вкуса, представления об эталонах красоты (основы музыкально-эстетического сознания);

    - побуждать в оценке музыкальных впечатлений, поддерживать проявления эмоционально-оценочного отношения к музыке;

    - воспитывать духовно-нравственные качества, культуру поведения средствами музыкально-эстетической деятельности.

               Оценка результата освоения программы осуществляется на основе показателей достижения интегративных качеств выпускников детского сада (в соответствии с ФГТ), и может быть реализована на основе системы наблюдений за проявлениями детей в различных  регламентированных и нерегламентированных образовательных ситуациях. В основе диагностики образовательного процесса – приоритетная актуализация компенсаторной функции музыки в данном типе образовательной ситуации (коррекция тяжёлых нарушений речи). Это предполагает особую расстановку акцентов при отборе принципов и показателей успешности образовательного процесса. Показатели диагностики процесса музыкально-творческой деятельности с детьми описаны в виде ситуаций, которые могли бы характеризовать её как успешную. В этой связи педагогический процесс можно считать эффективным, если:

    1. удалось создать атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения всех участником музицирования;
    2. дети активно участвовали в творческом музицировании, предлагали собственные идеи, что обогатило содержание деятельности и способствовало достижению нового качества совместной творческой работы;
    3. удалось попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходилось прибегать к принуждению;
    4. удалось избежать манипулирования детьми и осуществить задачи образовательной ситуации на основе взаимодействия с ними;
    5. совместное музицирование доставило всем воодушевляющее удовлетворение.

      Данные принципы оценки характера образовательного процесса на основе творческого музицирования выдвигают на первый план не технологическую эффективность музыкального воспитания, а его гуманистическую направленность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познание» по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья

    Состав числа 6 Лексическая тема: Дикие животные.Образовательные задачи-Знакомить детей с составом числа 6;- учить расклады­вать число 6 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять чи...

    Организация адаптивной образовательной среды в ДОУ(Организации) в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

    Современное дошкольное образование находится на новом этапе развития - идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены в обществе. Ратификация Россией международ...

    Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Образовательная область «Музыка» в контексте ФГОС для детей дошкольного возраста (2-7 лет)

    Рабочая программапо реализации основной общеобразовательнойпрограммы дошкольного образовательного учрежденияОбразовательная область «Музыка» в контексте ФГОСдля детей дошкольного возраста (2-7 лет)...

    НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    В статье излагается практический опыт работы со слабослышащими  детьми старшего дошкольного возраста  МДОУ «Детский сад №26 компенсирующего вида»  города Чебоксары по проблеме фор...

    НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов о...

    НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов о...

    Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

    Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...