Главные вкладки

    Патриотическое воспитание в детском саду и семье
    методическая разработка (средняя группа) по теме

    Доронина Наталья Владимировна

     

    Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников

    В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики, гербов городов России. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания по истории России.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по патриотическому воспитанию

    Тема: «Россия — Родина моя».

    Цель: Формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране.

    Программные задачи:

    • Закрепить знания о нашей стране и государственной символике.

    • Познакомить детей с картой России. Учить находить на карте страну и ее столицу.

    • Развивать словарный запас.

    • Формировать патриотические чувства на основе беседы о родном городе и стране.

    Оборудование и материалы: глобус, карта России, изображения российских герба и флага, паззл «Российский флаг»; маленький красный флажок, мяч; красный маркер; аудиозаписи, презентация «Моя родина-РОССИЯ»,  мультимедийное оборудование(интерактивная доска).

    Ход занятия:

    Дети сидят на стульях, воспитатель входит в зал с букетом ромашек.

    Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какой красивый у меня букет. А вы знаете, как называются эти цветы?

    Дети: ромашки.

    Воспитатель: Верно, ребята. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Людмилы Бурденко «Ромашковое поле».

    Ромашки, ромашки – цветы полевые,

    Вы символ российских полей.

    Ромашки, ромашки – вы солнца кусочек,

    Вы светлый денёчек России моей.

    Ромашки, ромашки, кто сеял вас в поле,

    Какой же вы в жизни имеете вес?

    «Посеял нас ветер, земля нас растила,

    А небо дождём поливало с небес».

    И солнце тепло нам дарило лучами,

    А силы нам Боженька дал.

    Мы помним, как шли здесь бои полевые,

    Мы - память сынов тех, кто жизнь здесь отдал.

    И наша задача напомнить всем людям,

    Что жизнью своею обязаны им,

    Кто кровь здесь пролил за родную Отчизну,

    Мы светлую память о них здесь храним».

    И если однажды сорвёшь ты ромашку,

    Ты помни, здесь ветер не просто её посадил,

    В ней сила и слава, и свет в ней России,

    В ней память о тех, кто тебя защитил.

    Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение?

    Предположительные ответы детей: О ромашках, о России, о погибших воинах…

    Воспитатель: Одним словом это стихотворение о нашей Родине.

    Родина слово большое, большое!

    Пусть не бывает на свете чудес,

    Если сказать это слово с душою,

    Глубже морей оно, выше небес.

    Т. Бокова

    Воспитатель: А как вы думаете, что такое Родина?

    Предположительные ответы детей: Родина - это место, где ты родился. Это твоя улица, твой дом.

    Воспитатель: Верно. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина - это не только твой дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, город. Это - твоя страна.

    Воспитатель: Ребята, а как называется наша страна?

    Дети: Россия.

    Воспитатель: Россия… Вслушайтесь в это слово.

    Россия - как из песни слово,

    Березок юная листва.

    Вокруг моря, сады и горы,

    Раздолье, русская душа.

    С. Васильев

    Воспитатель: Россия – могучая и величественная страна. По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. Наше государство настолько огромно, что когда в одной его части наступает ночь, то в другой - начинается день, в одной его части – идет снег, а в другой – светит солнце. Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России – россияне! Россия – это самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны. В России больше тысячи городов, много сел, деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом.

    Давайте, найдем его на карте и обведем его границы.

    (Воспитатель вызывает детей по очереди, и они маркером обводят границу России.)

    Воспитатель: В нашей стране множество городов, деревень, поселков. А как называется город, в котором мы живем?

    Дети: Нижневартовск

    Воспитатель: Наш славный город богат своей историей. Ребята, послушайте стихотворение о нашем  городе.

    Воспитатель: А как называется самый главный город нашей страны, столица нашей Родины?

    Дети: Москва.

    Воспитатель: Ребята, а давайте найдем ее на глобусе?

    Задание «Найди город на глобусе».

    (дети подходят к глобусу, находят г. Москва и отмечают его маленьким красным флажком)

    Воспитатель: А давайте вспомним пословицы и поговорки о нашей столице.

    • Москва создана веками.

    • Москва - всем городам мать.

    • Кто в Москве не бывал, тот и красоты не видал.

    • Не за один день Москву строили!

    • Москва - третий Рим.

    • В Москве чуть-чуть не считается!

    Воспитатель: Молодцы, много пословиц вспомнили.

    Воспитатель: Каждая страна мира имеет столицу, символы, традиции, историю, людей, прославивших ее. Ребята, назовите, пожалуйста, символы нашей страны.

    Дети: Флаг, герб и гимн России.

    Воспитатель: Верно. Расскажите о российском флаге. Какие цвета на нашем флаге?

    Дети: Белый, синий. красный.

    Воспитатель: Правильно. Российский флаг состоит из трех полос, поэтому его называют «триколор». Верхняя полоса — белая, как чистый снег, средняя полоса — синяя, как ясное небо, а нижняя полоса — ярко-красная, как солнышко на рассвете.

    «… Три полоски флага – это неспроста:

    Белая полоска – мир и чистота.

    Синяя полоска – это цвет небес,

    Куполов наглядных, радости, чудес.

    Красная полоска – подвиги солдат,

    Что свою Отчизну от врагов хранят.

    Он страны великой самый главный знак, -

    Доблестный трёхцветный наш российский флаг!»

    Воспитатель: Давайте, ребята, рассмотрим флаг. Что вы можете о нем сказать? Какой он?

    Предположительные ответы детей: Торжественный, нарядный, трехцветный, большой.. .

    Воспитатель: Ребята, подойдите к столу, я вам предлагаю собрать паззл «Флаг России».

    После того, как дети соберут паззлы, воспитатель подзывает их к мольберту, на котором изображен герб России.

    Воспитатель: Посмотрите это герб – еще один символ России.

    «…У России величавой

    На гербе орел двуглавый,

    Чтоб на запад - на восток

    Он смотреть бы сразу мог.

    Сильный, мудрый, он и гордый.

    Он – России дух свободный».

    В. Степанов

    Воспитатель: Ребята, а ведь есть еще один символ. Какой?

    Дети: Гимн.

    Воспитатель: Давайте его послушаем.

    Звучит аудиозапись «Гимн России». муз. А. Александрова. сл. С. Михалкова.

    (после прослушивания дети садятся на стулья)

    Воспитатель: Сейчас прозвучал гимн России. Что вы можете сказать о нем? Какой он?

    Предположительные ответы детей: Торжественный, величественный, гордый, красивый.

    Воспитатель: Гимн, герб и флаг - это символы, которые есть у каждого государства.

    … Берегите Россию!

    Без неё нам не жить.

    Берегите её,

    Чтобы вечно ей быть.

    Нашей правдой и силой,

    Всею нашей судьбой!

    Берегите Россию!

    Нет России другой.

    Е. Синицын

    Воспитатель:  Я приготовила вам небольшой сюрприз. Сейчас мы посмотрим презентацию о нашей стране, нашем городе.

    Просмотр презентации «Россия – родина моя»



    Предварительный просмотр:

    Тема:«Воспитание любви к родному городу и округу

    в детском саду и семье».

    Добрый вечер, уважаемые родители!
    Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания любви к родному городу и  округу  в детском саду и семье. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов. 
    Семья и детский сад выполняют каждая свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка. 

    Слайд 1: Что такое патриотизм (Патриотизм (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам).
    Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

    Слайд 2: Направления работы по патриотическому воспитанию

    Работу  по привитию детям духовно – нравственных ценностей, воспитанию достойного человека, патриота своей Родины следует вести  по нескольким направлениям:

     духовно – образовательном (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);

     воспитательно – образовательном (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);

     культурно – познавательном  (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);

     нравственно – трудовом ( продуктивная деятельность, организация труда детей).

    Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или детскому саду?   Высказывания родителей.

    Слайд 3 : Детский сад и семья

    Правильно, всё начинается с семьи, с её традиций.  Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает,  по которым он строит своё поведение. 

    Слайд 4 : Семья.


    Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.

    С чего необходимо начинать?  Высказывания родителей.

    Правильно, с самого дорогого, с близких и родных, с самого ребёнка.  Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания.

    Важно сформировать у ребёнка представление о себе, своём месте в семье (девочка, дочка, сестра, внучка, племянница…).

    Знакомить с историей семьи, её родословной, местом каждого члена в жизни семьи.

    Знает ли ваш ребёнок своих бабушек, дедушек и других родственников? Как их зовут? Чем они занимаются или занимались?

    Рассматриваете ли вы совместно с детьми фотографии из семейного альбома?

    Слайд 5: Альбом с фото.

    Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и маленького. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе времени. Листая семейный альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими же как вы, и бабушка была просто – мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.

    Какие традиции есть у вашей семьи?

    Слайд 6: Традиции семьи.

    Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребёнка.

    Слайд 7: Символ дома.

    Как вы считаете, нужно ли ребёнку знать свой домашний адрес, телефон?

    Пожалуйста, поднимите  руку  те родители, дети которых знают домашний адрес. 
    Знает ли ребёнок свой двор, дорогу к дому? 
    Задумайтесь, нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш подъезд, наш двор – это наш общий дом,  который мы должны беречь и охранять? Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребёнком цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребёнка?

    Слайд 8: Символ детского сада.

    Знает ли ребёнок номер детского сада, его адрес? Разговариваете ли вы с ребёнком о детском саде?

    Мы уверены, что многие интересуются, чем ребёнок занимался в детском саду, какие у него успехи, как он себя вёл… А какие чувства испытывает ребёнок к детскому саду? (что нравится, чем хотел бы поделиться с друзьями, что рассказать, какое общее дело делали и т.д.) Очень хорошо, когда родители внушают ребёнку доверие к педагогу, когда сами активно участвуют в жизни группы, когда воспитывают гордость за свой детский сад, чувство любви к детям, взрослым, сотрудникам д/сада. . Мы гордимся своим детским садом и стараемся передать свою любовь и гордость детям.

    Часто устраиваем экскурсии по территории детского сада, знакомим с сотрудниками.

    Слайд 10: Символ-фотография города Нижневартовска.  

    Мы с вами живём в одном из красивейших городов ХМАО.

    А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? 

    Во время прогулки с ребенком вы обращаете внимание на красоту нашего города, на достопримечательности, рассказываете ли ребенку оних?

    В нашем детскомсаду созданы мини-музее( «Комната русского быта», «Народно-прикладное искусство», «Картинная галерея», «Наш округ»).

    Слайд 11-14: «Комната русского быта», «Народно-прикладное искусство», «Картинная галерея», «Наш округ»)

    Мы учим детей  понимать, что и у людей и у вещей есть своя история.

    Знакомим с культурой, прошлым и настоящим, достопримечательностями нашего города и округа, с промышленностью, с традициями и обычаями, с людьми, прославившими город.Развиваем потребность в самостоятельном освоении окружающего мира, познавательную активность.

    А у вас дома есть какие-нибудь мини-музеи или коллекции?

    Помните, всё начинается с малого. Воспитывайте в ребёнке любовь, доброту, внимание и заботу, чувство патриотизма. Предоставляйте ребёнку возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке,   лепке, аппликации,    в сочинительстве. Поощряйте любознательность и интерес.

    Слайд 15: ?????????

    Мы в группе тоже хотели бы создать свой мини-музей. Мы уже оформили семейный альбом, будем двигаться дальше.

    А какой- мы просим помощи у вас??? (Может бытьколлекцию фото, где вы отдыхали  или гуляли по нашему городу и фотографировались возле памятников?)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему : "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в детском саду".

    Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в детском саду».Дорогие родители одной из главных задач , которая заложена в «Программе обучения и восп...

    Методическая разработка "Вопросы патриотического воспитания в детском саду"

    Предлагаю свой опыт работы по патриотическому воспинаию дошкольников,разработанный на основе рекомендаций и программ Н.В.Алешиной,Т.И.Оверчук,Е.К.Ривиной. Надеюсь,что мой опыт будет полезен старшим во...

    Патриотическое воспитание в детском саду

    Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего города.В детском саду  ставится основная цель работы – воспитание у ребят любви к своему городу. Если удиви...

    «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

    Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

    Консультация для воспитателей «Сотрудничество с семьями воспитанников по нравственно – патриотическому воспитанию в детском саду» (из опыта работы)

    взаимодействие и общение с родителями - процесс сотрудничества, формирования единых интересов и потребностей между детским садом и семьёй, единых линий и преемственности воспитания в семье и дошкольно...

    Консультация для воспитателей "Сотрудничество с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду"

        Взаимодействие и общение с родителями  это процесс сотрудничества, формирования единых интересов и потребностей между детским садом и семьёй, единых линий и преемственности в...