Главные вкладки

    «Роль национально – регионального компонента в духовно-нравственном воспитании воспитанников школы-интерната»
    статья по теме

    Сэротэтто Алена Петровна

    Доклад

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_serotetto_a.p.docx32.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сэротэтто Алена Петровна, воспитатель МКУОШИ «ПШИС (П) ОО»

    Тема: «Роль национально – регионального компонента в духовно-нравственном воспитании воспитанников школы-интерната».

         Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, где человек родился, вырос, живет и трудится. С каждым годом воспитание бережного уважительного отношения к культурному наследию в  ЯНАО становится более значимым, и элементы национально - регионального компонента вносят весомый вклад в этнокультурное  и духовное воспитание детей коренной национальности, что является залогом успеха в формировании гуманной, духовно развитой личности. Воспитатель хочет  видеть своих  воспитанников  нравственно-здоровыми, добрыми, милосердными, сострадательными, любящими свое  Отечество и готовыми жить и трудиться на его благо. И в условиях окружающей действительности, на фоне духовно-нравственного кризиса воспитывать такую личность  при применении национально-регионального компонента на основе традиционных ценностей становится важной частью  воспитания. Системные включения национально-регионального компонента и  духовно-нравственного в образовательно-воспитательном пространстве  –   воспитательную  работу – дает возможность построить воспитание на прочном абсолютно-целостном фундаменте и придать ему высший смысл.  В  работе воспитателя следует воспользоваться вековыми традициями,  духовными ценностями, богатейшим  опытом, чтобы не потеряться в сложном и переменчивом мире.       Воспитание – это питание души и сердца ребенка возвышенным,  благородным и прекрасным.  

         Патриотизм - это любовь к своему отечеству, к родным местам «земле отцов», к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа.  Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями: гражданским, духовно-нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания, что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого. 

         Воспитание   патриотизма на мероприятиях и   внеурочное время   имеет огромное значение, так как речь  идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши воспитанники  должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

       Концепция национально – регионального компонента государственного стандарта общего образования ЯНАО определяет основные цели национально- регионального компонента общего образования, где одной из основной целью является воспитание гражданственности и патриотизма.

             В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в воспитании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент. Использование материала с национально-региональным компонентом на мероприятиях несёт очень большой объём знаний по различной тематике:

            Цель использования материала национально-регионального компонента – это формирование  знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края
       
    Работая над материалом национально-регионального компонента в духовно-нравственном воспитании  использую его на мероприятиях, очень важно придерживаться определённых принципов:

    1. систематичность 
    2. доступность 
    3. наглядность 
    4. разнообразность материала 
    5. связь материала в   воспитательной работе 
    6. взаимосвязь местного и общего исторического, географического материала.

           Важно, чтобы на таких мероприятиях  широко использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд - фильмы. Интеграция элементов национально-регионального компонента в другие предметы требуют активных форм и методов обучения: игры-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, мастер - классы, различные творческие работы сделанные руками детей  и т.д
     
    Ещё великий русский педагог К. Д. Ушинский связывал с «родиноведением» не только историю, изучение родного края, но и изучение родного языка, поэтому важно включать на мероприятиях отрывки из художественной литературы  поэтов и писателей крайнего севера, тексты, содержащие материал о природе и о животных родного края.

         На национальный характер и этническую культуру  народов севера оказали влияние природно-климатические условия проживания. Чтобы выжить в экстремальных условиях севера, человек должен был находиться в духовной гармонии с природной и социальной средой.  Основная идея менталитета народа ненцев и ханты: «Человек – дитя природы. Природа – дом человека». Человек чувствовал себя органической частью природы, обладая высоким чувством соразмерности и целесообразности. Хозяйственное освоение жизненного пространства, несомненно, было связано с освоением духовным, северный человек почитал и обожествлял природу. Гармоническое сосуществование с природой выработало наряду с физическим совершенствованием развитие внутренних сил, особую мораль северного человека, которую составили  терпимость и достоинство как основа духовности, формируя нравственные качества, высокую экологическую культуру, укрепляя волю, характер человека. Следовательно, доминирующими ценностями у народов крайнего севера в условиях циркумполярной цивилизации являются ценность жизни на земле и ценность природы, а также ценность общности – единения людей.

           Особое внимание при проведении мероприятий по развитию духовно-нравственного воспитания я уделяю разностороннему рассмотрению конкретной темы. Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших современников помогает литература, в частности, произведения местных авторов. Например, стихи Л.В Лапцуя, И.Истомина и др. поэтов и писателей, посвящённых не только родной природе, а также матерям, отцам, героям ВОВ. Литература как предмет эстетического цикла, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся, приобщает их к духовным ценностям этнической культуры. Использование музыкального сопровождения способствует созданию определенной эмоциональной обстановки, практическое завершение данных мероприятий может варьироваться: написание рисунка, создание проекта, разучивание или инсценировка произведения и т.д.

    На мероприятиях по ознакомлении природы с детьми проводятся экскурсии в тундру, на речку, для наблюдения и выбора темы для рисунка. В результате осуществляется духовно-нравственное постижение мира, формируются ценные ориентации, пробуждается интерес к родному краю. Воспитывается любовь к родине, что, несомненно, влияет на художественно-творческое развитие воспитанников школы-интерната. 

         Духовно-нравственное воспитание способствует формированию навыка и внутренней работы над собой. Человек не в силах изменить мир, но он в силах изменить себя. Это и есть цель духовно-нравственного воспитания, с использованием национально-регионального компонента.

          Использование национально-регионального компонента на мероприятиях даёт блестящую возможность реализовать идею духовно-нравственного воспитания, органично связывать  мероприятия по изучению родного края к реализации  темы данного вопроса. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования, при этом, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности воспитанников. Подбираю  для работы на  мероприятиях не только красивые  иллюстрации для занятий,  тематические ориентированные на природу, экономику, материальную и духовную культуру региона, но и языковой материал, составляющий лингвистическую специфику нашего края: историческую ономастику, топонимику местности, живую речь и фольклор народов, проживающих на территории ЯНАО, языковые особенности произведений местных поэтов и писателей. 

    Живое слово земляков и о земляках  на мероприятиях воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её истории и сегодняшнем дне, что способствует общей гуманизации воспитания. Обращение к местному языковому материалу предполагает возможность интегрированных занятий, экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, путешествий по станциям и т.д. 

       Средства воспитания, которые оказывают помощь в повышении эффективности изучения национально регионального компонента на занятиях

       Представляя материалы национально-регионального компонента на мероприятиях, мы часто упоминаем географические понятия – названия городов, посёлков, рек нашей региона. Это мероприятие «Северный калейдоскоп», на котором была представлена презентация «На Ямале мы живём», мастер-класс «Ямальский сувенир», «Загадки народов севера», «Зов морошковой тундры».

     Важную роль в воспитании  всегда играли картины, иллюстрации, портреты знаменитых людей нашей региона. Они несут в себе информацию, способствуют эмоциональному восприятию, учат видеть не только основное, но и второстепенное, обращать внимание на детали. Для этого необходимы картины демонстрационного формата. Коллекции предметов материальной культуры позволяют «прикоснуться» к историческому прошлому, увидеть реальные объекты, представляемые в воображении или виденные на иллюстрации, лучше понять, для чего служили или служат эти предметы, как их использовали или используют. Предметы таких коллекций можно подержать в руках, они дают общее и конкретное представление об объектах материальной культуры.

          Одним из видов внеклассной работы является «Месячник оборонно-массовой работы по патриотическому воспитанию».   В план мероприятий включается и местный материал с использованием национально – регионального компонента, нравственного, духовно-патриотического воспитания, где  учитываются возрастные особенности воспитанников. Проводятся беседы, викторины по произведениям  писателей и поэтов, по картинам, заочные экскурсии, конкурс «Знатоки истории Ямала», «Великие полководцы и флотоводцы» - час общения, «Вечная память » - викторина, конкурсно - игровая программа «Защитники Отечества», «Есть такая профессия Родину защищать», «Пионеры герои».  Мероприятия вызывают большой интерес у ребят.  Такие мероприятия  исподволь дает ответы на внутренние вопросы детей, дает возможность разобраться в себе и не делать ошибок в будущем, призывает к состраданию и милосердию. Дает возможность в наш сумасшедший век услышать рядом стоящего человека.

        Участие в конкурсах стимулирует у воспитанников интерес к учебе, к здоровому образу жизни, к духовному развитию. Это и участие во Всероссийском творческом конкурсе «Недаром помнит вся Россия» посвященное 200-летию Бородинского сражения, всероссийский конкурс «Торжество Российского флота».

        Годы, годы… Они не щадят ветеранов, их память. Редеют их ряды. Тем ценнее воспоминания о них и память в сердцах внуков и правнуков. Работы воспитанников  к 9 мая весной 2012 года лебеди из бумаги – оригами (подарок ветеранам)  в честь 70 - летия Великой Победы.   Не менее интересно ребятами воспринимается повесть В. Васильева «А зори здесь тихие…» о девушках – зенитчицах. Здесь чувствуется прямая связь с девушками - участницами Великой Отечественной войны.   Материал о женщинах – фронтовичках хороший материал для бесед и часов общения для воспитанников.

    На основе воспитания детей коренной национальности,  который ведет поиск эффективных методов и навыков  работы,  достигнута  подготовка  и создание новой инновационной модели духовно-нравственного воспитания детей коренных малочисленных народов в школах-интернатах Крайнего Севера.
         Таким образом, воспитательная работа  позволила обосновать организационно-педагогические условия и возможности, с помощью которых процесс воспитания подготовки детей в зависимости от решения поставленных задач на перспективу становится приоритетным, целенаправленным, непрерывным и управляемым.

    «Тот   опыт   работы,   который   накоплен   у   меня,   показывает,   что проводимая работа позволяет детям с  детских лет  впитывать  народные традиции, народный дух.

    Все, чего достигла,  далось нелегко, но этот труд  этот  поиск   оправдан,   так   как   проводимая работа   стала   предпосылкой   воспитания   у   детей   интереса   к духовно нравственным ценностям,   понимания  его  ценности и необходимости для людей любой национальности, формирования  чувства симпатии к народу - творцу талантливых людей.

    Самое главное, целенаправленная работа  с детьми в этом направлении воспитывает уважение и взаимопонимание  к другим народам. Духовно-сильная, нравственно-здоровая, высокообразованная и благовоспитанная молодежь – важнейшая цель наших  трудов.

    Литература:

    1. Научный вестник. Выпуск №5. «Актуальные проблемы современного образования» г. Салехард, 2003год
    2. Ямальский меридиан №4 2003 год, «Этнопедагогика» стр.24
    3. «Национальный колорит прививаем с детства». Мелькаева Г. И. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Национально-Региональный компонент в художественно-эстетическо воспитании

    •Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.•Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность л...

    Роль национально - регионального компонента в системе внедрения ФГОС в ДОУ

    Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декорат...

    «Обеспечение равноправных партнерских отношений с родителями (законными представителями) воспитанников через осуществление деятельности по национально-региональному компоненту»

    Уникальная природа древней и прекрасной Югорской земли – щедрый источник жизни многих и многих поколений людей. Это хрупкий и тонкий мир, главным условием гармоничного развития которого является...

    Фотоотчет на тему: "Реализация национально - регионального компонента в ДОУ в рамках духовно-нравственного воспитания детей"

    В фотоотчете отражены мероприятия проводимые с детьми по реализации национально-регионального компонента....

    Буклет - программа районного семинара «Современные подходы к организации регионального компонента в духовно-нравственном воспитании детей»

    Буклет представляет собой печатное издание на одном листе, складывающемся ширмочкой. Эта форма очень удобная и интересная для ознакомления участников с работой семинара....