Инновационный педагогический опыт работы "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»"
учебно-методический материал по теме

Каштанова Анна Васильевна

   В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в  жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

   В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в  жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

   Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности к окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

   Быть патриотом – значит ощутить себя неотъемлемой частью Отечества. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно – обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей.

   Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств,  к которым и относится чувство патриотизма.

   Детские годы, тот возраст беззаботной радости, игры, сказки – это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни гражданственности. « От того, что ребёнку открылось в окружающем мире в годы детства, что возмутило и восхитило, что возмутило и заставило плакать, - от того… зависит, каким гражданином будет наш воспитанник» - писал    В. А. Сухомлинский.

   Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)

   Концептуальность патриотического воспитания обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребёнку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать своё отношение к ней.

   В последние годы возникло внимание к духовному богатству культурного наследия народа.  В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению.

   Сегодня ведущим принципом воспитания следует  считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции.

   В своей практике я использую принцип личностно – ориентированного общения, который предусматривает индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

   Принцип гуманно – творческой направленности создаёт условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества).

   Принцип интеграции различных видов деятельности.

   Реализация этого принципа невозможна без «вполне определённого обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно – развивающие условия организации среды.

   Наличие теоретической базы опыта.

   Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях повышения уровня воспитанников в области патриотического воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога. В своей педагогической практике я использую методические пособия: «Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алёшина, «Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет» Н. Г. Комратова, «С чего начинается Родина?»   Л. А. Кондрыкинская, «Моя страна» В. И. Натарова, «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» Н. Д. Маханева, «Растите детей патриотами» Н. Д. Жариков, «Дошкольникам о защитниках Отечества» Л. А. Кондрыкинская, «Приобщение к истокам русской культуры» О. В. Князева, «Край Ельниковский» Е. В. Никишова, Н. М. Арсентьев, «Родной край» Г. И. Жуковская.

    Ведущая педагогическая идея

   Знакомство дошкольников с культурными истоками малой Родины становится в настоящее время  одним из приоритетных направлений.

   В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к малой Родине.

    Оптимальность и эффективность средств

   Ведущая педагогическая идея краеведческого аспекта «Моя малая Родина» будет оптимальна и эффективна, если проводится постоянно и последовательно. Объяснить новый материал, расширить словарный запас детей, открыть ребёнку доступ к культуре своего народа возможно при интеграции образовательных областей различными видами деятельности, специфическими для детей дошкольного возраста. Необходимо использовать личный опыт ребёнка, который он приобретает, общаясь в своём социуме (семье, на улице, в детском саду и соотносится с тем опытом, который они могут приобрести в разных формах образовательной деятельности.

   Особый упор делается мною на «сотрудническую миссию» воспитания, обучения и развития детей, взаимоподдержку  и взаимопонимание в образовательном процессе.

      Результативность опыта

    Своим педагогическим  опытом я неоднократно делилась с коллегами на педагогическом совете, методическом объединении педагогов района, выступала с докладом из опыта работы в ГОУ ДПО (ПК)С «Мордовский республиканский институт образования», являюсь автором программы «Моя малая Родина», утверждённой Республиканским экспертным советом при Министерстве образования республики Мордовия.

   Проводя мониторинг итоговых результатов освоения детьми программы «Моя малая Родина» я убеждаюсь в том, что смогла донести до воспитанников любовь к малой Родине; это они являются носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и Ельниковского края.

   Реализовать эту программу я смогла через беседы, игры, досуги, утренники, чтение книг, рассматривание фотографий, работы с родителями, экскурсии в краеведческий музей, мини –музей детского сада, прогулки по селу, тематические выставки. В результате дети получили первичные представления о культуре и её истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей ельниковского народа, имеют знания о родном селе, традициях, праздниках.

   У детей улучшилось внимание, усидчивость ,повысился интерес к русской народной культуре в целом.

  Возможность тиражирования

   Программа «Моя малая Родина» рекомендована для дошкольных образовательных учреждений Республики Мордовия.

    Наличие обоснованного числа приложений

           В районной газете опубликовала статью «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через общение с природой родного края». Выступила с докладом «Использование проектного метода в ознакомлении детей с родным краем» на педагогической конференции. Участвовала в создании проекта «Целебные растения республики Мордовия» в ГОУ ДПО (ПК)С «Мордовский республиканский институт образования».  Провела открытые занятия: «Дружные малыши детского сада» во второй младшей группе, «Откуда хлеб пришёл на стол» в средней группе.

            В социальной сети работников образования – nsportal.ru/kashtanova-anna-vasilevna  опубликовала методические разработки образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Что такое героизм», «Памятники воинской славы», статью «Методы выявления детской одарённости», презентацию «Патриотическое воспитание дошкольников»

  Презентации прилагаются на диске CD – R  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт по теме: «Организация краеведческой работы с дошкольниками».

Изучение краеведения воспитывает  стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край...

Консультация для педагогов ДОУ "Воспитание патриотизма у дошкольников через знакомство с малой Родиной"

Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений о методах воспитания патриотизма у детей средней группы детского сада через знакомство с малой Родиной...

Инновационный педагогический опыт «Сотрудничество ДОУ с Волжским краеведческим музеем Республики Марий Эл с целью воспитания у дошкольников основ толерантности»

Мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали, т.к. современный мир зачастую жесток, жестокими могут становиться и дети.Задача детского сада состоит в том, чтобы из ег...

Воспитание патриотизма в семье через любовь к малой Родине

Воспитание патриотизма в семье через любовь к малой РодинеВоспитание патриотизма в дошкольном возрасте - это неотъемлемая часть образовательной программы. Одной из основных задач является развитие люб...

Воспитание патриотизма в семье через любовь к малой Родине

Воспитание патриотизма в дошкольном возрасте - это неотъемлемая часть образовательной программы. Одной из основных задач является развитие любви к Родине и формирование гордости за свою страну. Это на...