Главные вкладки

    Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с признаками одаренности в специальном (коррекционном) образовании.
    статья (старшая группа) по теме

    Терешкова Анна Николаевна

    В данной статье рассказывается о психологическом сопрвождении детей с признаками одаренности в дошкольном коррекционном образовании. Описываются основные направления психолого-педагогического сопровождения детей в специальном (коррекционном) образовании.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Статья "Одаренные дети"44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Терешкова А. Н.

    г. Миасс

    Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста

    с признаками одаренности в специальном (коррекционном) образовании

    Дети с признаками  одаренности являются уникальным явлением в социальном мире. Как отмечают многие педагоги, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но в первую очередь по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. Многим родителям, педагогам сложно выделить основные направления работы с такими детьми, подобрать адекватные их развитию программы обучения и воспитания. Отдельной проблемой является психологическое сопровождение одаренных детей и детей с признаками одаренности в дошкольном образовательном учреждении.

    Существенная роль в работе с детьми с признаками одарённости отводится специалистам психологической службы образовательного учреждения. Взаимодействуя со всем педагогическим коллективом, они призваны обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления и охраны психического здоровья детей, оказания психологической помощи одаренным детям в адаптации к жизни в обществе и обществе сверстников.

    Цель психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одаренности в специальном (коррекционном) образовании – создать условия в социально-педагогической среде для максимального личностного и интеллектуального развития ребенка.

    Темп развития каждого ребенка индивидуален, в этом процессе могут быть скачки и замедления, однако в каждом возрастном периоде существуют свои преимущества и своеобразие. Из этого следует, что существует «возрастная одаренность». Яркие проявления возрастной одаренности – это базис, на котором могут вырасти выдающиеся способности.

    А.М. Петровский [1] рассматривает структуру одаренности, состоящую из «существенных важных способностей». Он отмечает: «Первая особенность личности, которая может быть выделена – это внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе. Вторая особенность личности высокоодаренного ребенка неразрывно связана с первой, заключается в том, что готовность к труду у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться. Третья группа особенностей связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности».

    Среди основных слагаемых одаренности, как правило, принято выделять следующие составляющие:

    Мотивация. Любая деятельность человека полимотивирована, то есть в основе любых действий лежат самые разные мотивы. Но при этом исследователи отмечают, что сама мотивационно-потребностная сфера личности имеет иерархическую структуру: одни мотивы занимают относительно устойчивое доминирующее, другие – подчиненное положение. Это явление получило наименование «направленность личности».

    Направленность – одна из основных характеристик творческой личности, выражена она в иерархической структуре мотивационно-потребностной сферы, в которой доминируют мотивы, непосредственно связанные с содержанием творческой деятельности. Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности вне зависимости от ее предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная) доминируют мотивы, непосредственно связанные с содержанием деятельности.

    Основные направления психолого-педагогического сопровождения:

    1. Выявление детей с определёнными способностями. Для этого используются опросы педагогов и родителей, наблюдения за детьми в деятельности, анкетирование родителей по заявленной проблеме, анкетирование педагогов (анкета способностей ребёнка, банк данных)
    2. Создание программно-методического комплекса, включающего: перспективное планирование работы с детьми, отбор современных педагогических технологий для реализации выделенного содержания работы, отбор или разработка инструментария для оценивания уровня сформированности у детей способностей, описание системы индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребёнку в зависимости от его способностей и направленности способностей.
    3. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов, работающих с данной категорией детей, включающее: организацию консультаций, семинаров, бесед, методической помощи педагогу через подборку научно-методической информации по работе с данной категорией детей.
    4. Психолого-педагогическое сопровождение детей, включающее: изучение уровня мотивации к тому или иному виду деятельности, анализ успешности ребёнка в том или ином виде деятельности, анализ творческого роста каждого ребёнка.
    5. Психолого-педагогическое сопровождение родителей через организацию просветительских мероприятий и индивидуальных консультаций.

    Система психолого-педагогического сопровождения, выстроенная в ДОУ, позволяет создать условия для творческого самовыражения и самореализацию каждого ребёнка, вне зависимости от проблем его развития.

    Список литературы:

    1.Петровский, А.М. История психологии /А.М. Петровский– М.: Педагогика, 1994- 448с

    2.Психология одаренности детей и подростков /Под ред. Н.С-Лейтеса. - М.: Изд. Центр "Академия", 1996. - 416с.

    3.Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /А.И Савенков - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

    Ребёнок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжёлу...

    Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

    Сопровождение  детей дошкольного возрастас тяжелыми нарушениями речи....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

    Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса...

    Педсовет"Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"

    Психолого-педагогическое сопровождениедетей дошкольного возрастав условиях введения ФГОС ДОВ системе дошкольного образования произошли большие изменения.С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон...

    Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с признаками одаренности в творческой деятельности

    Педагогический процесс целенаправленного взаимообмена и взаимообогащения смыслом деятельности, опытом между значимым взрослым и ребенком дошкольного возраста, включающий в себя защиту, поддержку педаг...

    Программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих эмоционально-волевые и личностные проблемы в развитии на основе психопрофилактической программы по обучению диафрагмальному дыханию "Волна"

    В данной программе представлен тематический план и комплекс занятий по подготовке и обучению детей диафрагмальному дыханию на тренажере"Волна" с включением методов сказко-, игро-, песочной т...

    Индивидуальный образовательный маршрут, как средство развития детей дошкольного возраста с признаками интеллектуальной одаренности (формирование элементарных математических представлений)

    В настоящее время проблема развития одаренных и талантливых детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого входят п...