Главные вкладки

    По использованию современных образовательных технологий, системно -деятельного подхода в учебно-воспитательном процессе.
    статья по теме

    Сэротэтто Алена Петровна

    «Человек есть существо самое кроткое и самое божественное, если он будет укрощен настоящим воспитанием; если же его не  воспитывать или давать ему ложное воспитание, то он будет самым диким животным из всех, кого производит земля», - слова, сказанные Платоном много веков назад, не потеряли своей актуальности и по сей день.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Из  опыта работы Сэротэтто А.П.

    По использованию современных образовательных технологий, системно-деятельного подхода в учебно-воспитательном процессе.

    «Человек есть существо самое кроткое и самое божественное, если он будет укрощен настоящим воспитанием; если же его не  воспитывать или давать ему ложное воспитание, то он будет самым диким животным из всех, кого производит земля», - слова, сказанные Платоном много веков назад, не потеряли своей актуальности и по сей день.

    Да, все мы с вами знаем, что нет  ничего сложнее воспитания: куда проще обучать ребенка, развить его способности и таланта, сформировать его интерес к чему-то. Но вот заложить в нем доброту, честность, порядочность, уважение к окружающим, милосердие – это пожалуй, и есть главная забота всего общества, но основные воспитатели – родители и педагоги.

    Все новое есть хорошо забытое старое. Ведь всегда считалось, что грамотно построенная воспитывающая деятельность, от которой мы ждем высокой результативности, не может быть организована без глубокого анализа выявления стоящих перед воспитателем задач, определения тенденции и перспектив воспитывающей деятельности.

    И всё-таки сегодня мы действительно стоим на новом этапе.  И, безусловно, перед каждым воспитателем встает вопрос: как умело организовать свой воспитательный процесс?

    Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

    Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики выделяются педагогические технологии (образовательные технологии). Что же подразумевается под понятием «педагогические образовательные технологии»? В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая образовательная технология».

            «Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

            «Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

    Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

    1. Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса;
    2. Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания (методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя);
    3. Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология самостоятельной работы и др.).

    В  своей педагогической практике я использую такие образовательные технологии, как:

    • Личностно-ориентированные технологии (самостоятельными направлениями здесь выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания);
    • Технологии проблемного обучения;
    • Игровые технологии;
    • Развивающие технологии;
    • Технологии проектной деятельности;
    • Технологии коллективного обучения;
    • Здоровьесберегающие технологии;
    • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ - технологии);  и др.

    Рассмотрим подробнее некоторые из них.

    Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

    Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

    В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

    Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

    Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

    Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

    Сущность проблемного обучения

    Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

    Проблемное обучение (воспитание) может способствовать реализации двух целей:

    • Первая цель - сформировать у воспитанников необходимую систему знаний, умений и навыков;
    • Вторая цель - достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию, самовоспитанию.

    Важно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения (воспитания)  - сформировать особый стиль учебно-воспитательной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

    Здоровьесберегающие технологии

    Здоровьесберегающие образовательные технологии – это, прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья школьников. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей учащемуся самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В школьной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения школьников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

    Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Включает в себя два направления:

    Медико-гигиенические технологии (МГТ)

    К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы-интерната организует проведение прививок воспитанникам, оказывает консультативную и неотложную помощи обратившимся в медицинский кабинет, следит за динамикой здоровья воспитанников, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Так же совместно с медицинскими работниками интерната и воспитателями проводятся различного рода мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению воспитанников интерната: часы общения («Если хочешь быть здоровым, закаляйся», «Личная гигиена - твоё здоровье», «Как уберечься от гриппа», « Весёлые старты», «Уроки здоровья» и т.д.)

    Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ)

    Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры школьников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами школьного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.

    В школе-интернате я   активно пропагандирую ЗОЖ, ежедневно организуем прогулки с использованием подвижных игр, беседы, часы общения с презентациями о ЗОЖ «вредных привычках»,  часто гуляем (с наступлением тепла количество и время прогулок увеличилось). Ежегодно учувствуем совместно с воспитанниками в конкурсах различного уровня «Мы выбираем ЗОЖ», занимая призовые места: 2011-2012учебный год - Сэротэтто Денис, 3 место - литературное творчество «Я люблю спорт», 2013-2014 учебный год - Худи Анине, 3 место - презентация «Мы выбираем здоровый образ жизни» . Зимой мы со старшими воспитанниками ходим на  футбольное поле, где  девочки ходят быстрым шагом по кругу, а мальчики устраивают серии футбольных матчей.

    Так же данная технология реализуется во время проведения спортивных соревнований между воспитанниками интерната, разнообразных спортивных игр, в результате систематического соблюдения режимных моментов (зарядка, подъем, отбой, прогулки и игры на свежем воздухе).

    Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ-технологии)

    Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогу качественно изменить содержание, методы и организационные формы работы.

    На настоящий момент  я не представляю свою деятельность без применения информационно-коммуникационной технологии (ИКТ).

    Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия педагога и воспитанника, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса воспитания.

    Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой. В настоящее время высок интерес воспитанников интерната  к компьютерам и отсюда как следствие, включение эмоциональной сферы, которая и формирует особое отношение к миру.

    Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании технологий:  наглядность, доступность.

    Применяя ИКТ, я готовлю  разнообразные материалы для использования при проведении часов общения, викторин, познавательных игр. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с воспитанниками, сделать их более творческими, упрощается  процесс общения с воспитанниками.

    К коммуникативной функции ИКТ относится содействие общему благоприятному климату в семье. Становление доброжелательных межличностных отношений происходит в результате совместной деятельности воспитанников. К такой деятельности относятся  часы общения, информационные часы, ведение семейного мультимедийного фотоальбома, подготовка и проведение общеинтернатных мероприятий. Часы общения сопровождаются компьютерными презентациями, составленными либо мной, либо воспитанниками. Всё это помогает мне  проводить тематические викторины и игры (собрана серия презентаций: о родном городе, о символах России, о тундре, о дружбе и др.). Мною созданы мультимедийные презентации, дополняющие материалы часов общения, бесед, воспитательных мероприятий: « Как красиво в тундре», «Загадочная тундра», «Чудеса света». Также в программах ProShou Producer,  Pinnacle Studio 15 мною ведется видео хроника «семьи»: «Один день из жизни воспитанника», «Экскурсия в пожарную часть», «Визитная карточка «семьи», «День именинника». В программе Publisher создана «Летопись семьи», где освящаются все мероприятия, проводимые в течение года, пользуюсь цифровой обработкой фото - и видеоматериалов, поиск информации в сети Интернет для самообразования, участвую в дистанционных курсах повышения квалификации, имею свою электронную почту для переписки, общения с коллегами.

    Работа с современными техническими средствами требует концентрации внимания, самодисциплины и организованности, поэтому у ребят развивается способность к самоконтролю и чувство ответственности. Ребята привыкают к общению, поиску и обработке информации современными средствами, у них повышается чувство уверенности в себе, поскольку появляется возможность найти ответ практически на любой вопрос. В процессе групповой работы воспитанники приобретают способность к сотрудничеству. Особенно высока эффективность этих видов работы при осуществлении проектной деятельности, когда группа ребят получает информацию (например, из интернета), сразу и обсуждает, анализирует, обрабатывает и с помощью компьютерных программ получает практически важный результат.

    Современные информационно-коммуникативные технологии позволяют значительно повысить уровень формирования и развития у школьников не только познавательных и коммуникативных учебных действий. У учащихся повышается мотивация к учебной деятельности, появляется необходимость правильной организации своей работы и своего рабочего места, что оказывает положительное влияние на формирование и развитие их личностных и регулятивных учебных действий.

    Современные информационные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования и воспитания. Информационные технологии позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к воспитанию.

    Таким образом, современные информационные технологии открывают возможности педагогам отказаться от свойственных традиционному обучению и воспитанию  рутинных видов деятельности преподавания, предоставив ему возможность использовать интеллектуальные формы труда.

    Современные технические устройства, электронные образовательные ресурсы, ресурсы Интернета формируют новую ИКТ – насыщенную информационно-образовательную среду, имеют немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно-ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей обучаемых.

    Технологии коллективного обучения

    Технологии коллективного обучения, как форма познавательной деятельности содействует установлению коммуникативных связей между ребятами, основывающихся на сотрудничестве и взаимопомощи. Это деятельность, обеспечивая успех всем ученикам (в то числе и с более скромными возможностями), является продуктивной формой учебной работы и эффективным способом улучшения взаимоотношений между субъектами в учебно-воспитательном процессе. Групповая учебно-воспитательная деятельность представляет интерес и как источник социальной поддержки. В группе у ребенка возникает ощущение защищённости: осознание того, что другие ему помогут, если он ошибается в чем-нибудь, делает его спокойным и уверенным. Данная технология особенно полезна для ребят, которые испытывают излишне застенчивость и скромность.

    Игровые технологии

             Игра является инструментом воспитания, который активизирует мыслительную деятельность детей, позволяет сделать процесс воспитания увлекательным и интересным, заставляет воспитанников волноваться и переживать. Прежде всего, игра оказывает огромное положительное влияние на деятельность интеллектуально - пассивных детей. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка, предполагается принятие решения: как поступить, что сказать. Игры помогают сделать процесс воспитания интересным и увлекательным. Внося элементы игры в проводимые мероприятия, беседы, снимается  утомляемость, восполняется дефицит общения. Упражнения игрового характера обогащают воспитанников новыми впечатлениями, придают оттенок эмоциональности их речи, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию. Что немаловажно для воспитанников начального звена, прибывших из тундры.

    Проводимые  мною мероприятия в игровой форме способствуют развитию познавательных интересов воспитанников, расширении кругозора. Например, «В тундре», «Какие бывают животные», «Что мы знаем о здоровье», «Чудеса света», «Игры народов севера» и т.п. Игра создает предпосылки к совместному стремлению воспитателя и воспитанника достигнуть единой цели. Мой  опыт  работы  показывает, что в  процессе  воспитания  новое  всегда  притягивает  воспитанников, но  столкнувшись  с  трудностями,  с  однообразием, воспитанник  постепенно  теряет  интерес  и  желание  учиться. И  всем  нам  известно,  что  одних  способностей  и  стараний  педагога не  достаточно  для  учебно-воспитательного  процесса. Должна  работать  связь  учитель - ученик  и  ученик – учитель.  Где  ключевым  звеном  является  не просто  ученик как  субъект,  а  ученик, активно  проявляющий  себя  в  этом  процессе. И  каждый  раз,  входя  в  семью, я  твёрдо  знаю, чего   я хочу от  своих  воспитанников.

    Но  желание  научить их  тому, чему  знаю  сама,  зависит  не  только  от  наличий  знаний,  но  прежде  всего  от  умения  сделать  эти  знания  достоянием воспитанников.  Одним  из  путей  решения  проблемы  вижу  в  работе  проектной  деятельности в  воспитательном  процессе. Это  позволит  сделать воспитательный процесс  более  интересным  и  увлекательным, от  которых  у  воспитанников  появиться  желание  учиться.

    Мотивов  к  учению  у  ребят  конечно  много:  это  и  доставить  радость  своим  родителям,  и  стать  лидером  среди  своих  сверстников,  расширить  кругозор,  обогатиться  знаниями.  Учёба  должна  быть  не  ради  оценки,  она  должна,  прежде  всего,  приносить  радость  самому  воспитаннику.

    Как  сделать  так,  чтобы  не  гасла  тяга  к  учёбе,  к  знаниям,  которая  присуща,  к  сожалению,  многим  воспитанникам уже  к  концу  обучения  в  начальной  школе? Решение  одно -  искать  новые  формы  и  методы  обучения.

    Опыт  работы  показал,  что  именно  проектная  деятельность  позволяет  воспитанникам не  только  воспринимать  учебный  материал с  интересом,  но  и  самому  быть  активным  участником  этого  процесса. 

    Термин «проект» выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни  и в производственных процессах этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающих их проектами.

    1)     они направлены на достижение конкретных целей;

    2)     они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

    3)     они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

    4)     все они в определенной степени неповторимы и уникальны

    При этом ведущим видом  деятельности в проектах может быть любая её разновидность:

    • экспериментально – исследовательская,
    • проектно – конструкторская,
    • информационно – аналитическая,
    • научная,
    • методическая,
    • образовательная и т. д.

    В зависимости от целей проектной деятельности воспитанников различные виды действий, входящие в проектную деятельность, могут быть  скомбинированы, в них могут вводиться дополнительные условия, ограничения, вспомогательные этапы (для освоения навыков).

    Работа над проектом всегда предполагает решение, какой либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов,  средств обучения,  а с другой стороны – интегрирование знании, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей и т. д.  Результаты выполненных проектов должны быть осязаемы.

    Перспективность  опыта  в  том, что  он  позволяет  не  только  решать  задачи  на  мероприятиях,  но  и  способствует  раскрытию  и  реализации  педагогического  мастерства  педагога,  но  и  творческий  потенциал  воспитанника, а  также  его  знания,  умения  и  навыки.

    Данный  опыт  универсален  и  может  быть  интересен  как  воспитателям,  так  и  учителям.

    Сегодня человеку для активного участия в жизни общества и реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. В связи с этим роль педагога – воспитателя становиться особенно значимой, а к воспитателю, работающему с ребятами начального звена, которых у меня насчитывается 8 детей, это относиться в первую очередь, так как в младшем школьном возрасте закладываются основы дальнейшего успешного формирования личности. Современный уровень развития педагогической науки не позволяет относиться к процессу организации и проведения внеурочной деятельности только на уровне сообщения, изложения материала и объяснения. Именно мы, воспитатели, должны совместно с учителем научить воспитанников воспринимать, анализировать информацию, самостоятельно находить решения творческой задачи, делать выводи, совершать открытия. Значительную помощь в повседневной работе могут оказать социоигровые технологии. Применение социоигровых технологий позволяет развивать память, внимание, силу воли и речь воспитанников. Важно, что при этом каждый воспитанник получает возможность почувствовать себя в ситуации успеха.

    Педагог-воспитатель, владеющий социоигровыми технологиями, имеет в своем распоряжении большое количество приемов и упражнений. Приведу несколько приемов из своего опыта работы.

    Говорить хором. Среди воспитанников (особенно малышей) немало таких, которые не могут говорить на аудиторию, боясь допустить ошибку. Им поможет хоровая работа. Я говорю ребятам: «Кто знает ответ, встаньте и скажите его хором». Если кто-то из ребят ошибается, то я сразу услышу это и начинаю объяснять ребенку индивидуально.

    Работа в группах. Распределение на группы может происходить так: я раздаю ребятам части разрезанной открытки (количество частей должно соответствовать желаемому количеству человек в группе). Ребята собирают из них открытку, тем самым определяя состав группы. Собравшись в группу, воспитанники сообщают об этом одновременным хлопком. Так же они будут показывать и момент завершения работы над заданием. Групповая работа уместна при составлении задач и чтение текста с выбором непонятных, незнакомых слов, пересказе текста.

    Пойди спроси. Если ребята что-то не понимают, в чем-то сомневаются, то мы пользуемся приемом «пойди спроси», причем не у воспитателя, а у одноклассника. Как правило, ученики с большим интересом и ответственностью подходят к процессу объяснения. Иногда они обращаются к старшим с вопросом: «Как это объяснить?» и старшие ребята, особенно братья и сестры, с удовольствием им помогают.

              Использование современных образовательных технологий помогает нам педагогам организовать учебно-воспитательную деятельность нетрадиционно, интересно, находить в ней и духовное удовлетворение. Эмоции открытий могут и должны присутствовать и в личном педагогическом труде каждого воспитателя, и в познавательной деятельности каждого воспитанника. Очень полезно в этом плане является внимательное изучение методических рекомендаций и аккуратный подход к тем новациям, которые собирается применять педагог. Залогом успеха является гармоничное сочетание различных средств и технологий обучения и воспитания, имеющихся в распоряжении педагога.

                Владение современными педагогическими технологиями и новыми методиками - это составляющая методической культуры воспитателя. Внедрение новых технологий в учебный процесс меняет позицию и привычные установки не только школьника, но и самого педагога. Не случайно еще Н.В. Гоголь говорил: «Уча других, также учишься».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта образовательной ситуации. (технология системно-деятельного подхода, автор Петерсон Л.Г.).по изобразительной деятельности в подготовительной группе " Укрась варежку".

    Тема: Укрась варежку.Цель: Создание условий для украшения варежек с помощью пластилина.Задачи:1. Организация деятельности детей по развитию творческих способностей2. Организация деятельности по актуал...

    Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»

    Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятель...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет) Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием современной образовательной технологии «Игровая деятельность»

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет)Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием...

    «Гости из русских сказок» с использованием современной образовательной технологии «Игровая деятельность»

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию (театрализация, лепка) для детей средней группы (3-4 года) Тема: «Гости из русских сказок» с испо...