Главные вкладки
«ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»
статья по теме
Статья по применению разлиных форм взаимодействия в работе с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Терешкова А.Н.
г. Миасс
«ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»
Работу с родителями детей, поступивших в специализированные группы, целесообразно выстраивать поэтапно и начинать ее не с традиционного родительского собрания, а со дня открытых дверей. Ведь даже зная о том, что в саду есть логопед, дефектолог, психолог, они не вполне понимают, чем занимаются эти специалисты. На общем собрании мы можем решить только организационные вопросы, направленные на знакомство с внутренним распорядком, режимом дня, с вопросами питания и т.д. а проблемы каждой семьи очень индивидуальны. В дни открытых дверей у родителей есть возможность не только пройти по группам и посмотреть открытые занятия, но и посетить, например кабинеты логопеда, дефектолога, психолога, пообщаться с каждым специалистом в отдельности.
Для большинства родителей первые, зрительные впечатления оказываются самыми яркими и стойкими. Приглашая их в свои кабинеты, мы хотим познакомить их с играми и пособиями, которыми он оснащён. Представляя родителям все эти игровые пособия мы не только рассказываем им о их назначении, но и предлагаем им рассмотреть и даже поиграть в эти знакомые и незнакомые для них игры.
Знакомство родителей с условиями обучения в коррекционно-развивающей группе, со всем комплексом лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на преодоление их детьми трудностей в развитии и приобретение полноценных возможностей овладения в дальнейшем школьной программой, нередко позволяет убедить их в правильности выбора такой формы развития и обучения для их ребенка.
Эффективное взаимодействие дошкольного учреждения с родителями решает множество проблем.
Целью этого сотрудничества с родителями является профилактическое воздействие на семью, имеющую ребенка с особыми образовательными потребностями, повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, получение дополнительной информации по вопросам обучения и воспитания дошкольников, обмен опытом семейного воспитания.
Практический опыт работы показывает, что для полноценного развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи. В нашем детском саду используются разные формы взаимодействия с родителями.
Индивидуальные формы работы с родителями.
Современным и наиболее эффективным взаимодействием является ИКТ в работе с родителями. Компьютер позволяет:
- расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей;
- реализовать коррекционные задачи, активизируя работу с родителями;
- применить индивидуальный подход к ребенку;
- сформировать в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-дефектологом и родителями;
-повысить компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка.
Мною разработана система работы с родителями с использованием ИКТ. В эту систему входят:
-компьютерные презентации;
-развивающие игры;
-интернет-ресурсы.
Вся эта информация дается родителям на диске.
В течение всего учебного года систематически проводится индивидуальное консультирование родителей специалистами. Учитель-дефектолог консультирует родителей по вопросам:
- развития интеллектуальной и эмоционально-личностной сфер ребенка;
- в начале, середине и конце года сообщает о результатах обследования, об особенностях психического развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны;
- обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения;
- показывает приемы работы с ребенком: учит правильно выполнять задания на развитие мелкой моторики и пальчиковую гимнастику, закреплять полученные знания в бытовых ситуациях и повседневной жизни;
- подчеркивает успехи и трудности ребенка, показывает, на что нужно обратить внимание дома.
Ещё одна форма работы с родителями, которую мы используем в своей работе - совместные занятия детей и родителей, которые позволяют не только повысить педагогические знания родителей, но и научить их учитывать индивидуальные особенности своего ребенка в ходе совместного выполнения с ним, например, занятия по подготовке детей к школе, на которых родители не только присутствуют, но и под руководством педагога выполняют предложенные задания.
Групповые формы работы с родителями мы начинаем с проведения обучающих мастер-классов, на которых мы учим родителей правильно проводить с детьми занятия по развитию мелкой моторики, которые они могут проводить дома, не отвлекаясь от своих домашних забот.
Все мы знаем, что у каждого отдельно взятого ребенка задержка психического развития может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления.
В связи с этим мы проводим тематические консультации, на которые приглашаем родителей не всей группы, а лишь тех которым необходима информация по конкретной теме.
Темами таких консультаций могут быть: «Развитие памяти ребёнка с помощью дидактических игр», «Игротека в кругу семьи», «Рука развивает мозг» и т.д.
Большую часть информации родители могут найти на стендах, находящихся в группах. При оформлении информационно-методических стендов для родителей мы пытаемся привлечь их внимание, используя современные технологии, рекламные слоганы, цвет, шрифт. Данная рубрика консультативно знакомит родителей с развитием, обучением и воспитанием детей каждой возрастной группы, например: психическое развитие ребенка 5, 6, 7 лет по разделам в норме и у детей с проблемами в развитии, «Особенности сюжетно-ролевой игры у детей с задержкой психического развития», «Развитие временных представлений у ребёнка» и т.д.
Также мы оформляем папки-передвижки, которые знакомят родителей с темами, целями и задачами основных занятий, чтобы родители были в курсе того, что изучают дети, какие знания, умения и навыки получают они. Это способствует тому, что родители могут соучаствовать в обучении ребенка, оказывать ему посильную помощь.
Сегодня мы хотим рассказать ещё об одной, не новой для вас, форме работы с родителями – это тетрадь взаимодействия учителя - дефектолога и родителей.
Сейчас в продаже имеется достаточное количество пособий для проведения коррекционной работы с детьми, но большинство из них предназначены для учителей логопедов и больше направлены на развитие речи детей, что в свою очередь, не маловажно. Нам же хотелось бы, чтобы задания были направлены ещё и на развитие мышления, внимания, памяти, представлений об окружающем мире, на развитие мелкой моторики и графических навыков детей.
Проанализировав достаточное количество материала, мы решили попробовать сами составить такую тетрадь. Идею и большую часть заданий мы взяли из книги Карповой С.И., Мамаевой В.В. «Развитие речи и познавательных способностей ребёнка». Конечно, мы внесли некоторые изменения:
- Убрали некоторые речевые задания, чтобы не дублировать их с логопедом;
- Убрали лексические темы, которые не будут изучаться детьми;
- Добавили лексические темы, которые мы запланировали для ознакомления с детьми во время учебного года. Все задания для них мы выстраивали по принципу построения уже имеющихся лексических тем;
Заменили задания, которые показались нам очень сложными, либо очень лёгкими для нашего контингента детей;
Подобрали картинный материал к каждой лексической теме, решив тем самым две проблемы: избавив родителей от необходимости резать книги и журналы, подбирая картинки и подготовка кисти руки к письму путём раскрашивания.
Тетради мы составили на две возрастные группы: старшую и подготовительную. В связи с тем, что большинство лексических тем повторяется на второй год обучения, мы, как и в данной книге:
- Усложнили некоторые задания;
- Предметные картинки заменили сюжетными;
- Убрали более лёгкие и добавили более сложные задания.
Поскольку уровень развития детей одной возрастной группы различен, то задания, представленные в тетради, оказываются для некоторых детей непосильными или, наоборот, очень лёгкими. В таких случаях мы подбираем для них аналогичные задания, соответствующие его уровню развития.
Родителям очень нравится данная форма сотрудничества с дефектологом, так как она имеет несколько преимуществ:
- Лексические темы расположены в соответствии с перспективным планом, это позволяет не отстать от группы в случае болезни ребёнка или отсутствия его в детском саду;
- Повторяющиеся задания позволяют родителям быстро запомнить их и проговаривать с их с ребёнком не только дома, но и на прогулке, в транспорте, в гостях и т.д.
Сейчас в продаже имеется достаточное количество пособий для проведения коррекционной работы с детьми, но большинство из них предназначены для учителей логопедов и больше направлены на развитие речи детей, что в свою очередь, не маловажно. Нам же хотелось бы, чтобы задания были направлены ещё и на развитие мышления, внимания, памяти, представлений об окружающем мире, на развитие мелкой моторики и графических навыков детей.
В течение всего учебного года мы проводим анкетирование, в котором родители отражают свое мнение, насколько полезной оказалась для них то или иное мероприятие и насколько оправдало оно их ожидания, а также высказывают свои пожелания и замечания. Любая информация является отправной точкой для проработки вопроса и повышение эффективности качества коррекционно-развивающей работы.
Вера родителей в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствуют формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивают чувство уверенности в себе, доверие к окружающему миру. Сотрудничество педагогов и родителей в доброжелательном стремлении помочь ребенку при понимании его индивидуальных особенностей и трудностей в усвоении учебного материала лежит в основе всей коррекционной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества, первым окружением человека. И поэтому о...

Статья по применению разлиных форм взаимодействия в работе с родителями...

Cодействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;- информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогическ...
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок с ОВЗ ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, огранич...

Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем своего ребенка. Работа с родителями ограничивалась конс...

В работе педагога - психолога особое значение имеет взаимодействие с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка с ЗПР. Именно семья является ближ...

Приведены приемы и последовательность работы сродителями ребенка, поступающего в логопедическую группу....