Главные вкладки

    «ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»
    статья по теме

    Терешкова Анна Николаевна

    Статья по применению разлиных форм взаимодействия в работе с родителями

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tereshkova_a.n._tekst_doklada_miass.docx23.02 КБ

    Предварительный просмотр:

     Терешкова А.Н.

    г. Миасс

    «ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ  ПОТРЕБНОСТЯМИ»

    Работу с родителями детей, поступивших в специализированные группы, целесообразно выстраивать поэтапно и начинать ее не с традиционного родительского собрания, а со дня открытых дверей. Ведь даже зная о том, что в саду есть логопед, дефектолог, психолог, они не вполне понимают, чем занимаются эти специалисты. На общем собрании мы можем решить только организационные вопросы, направленные на знакомство с внутренним распорядком, режимом дня, с вопросами питания и т.д. а  проблемы каждой семьи очень индивидуальны.  В дни открытых дверей у родителей есть возможность не только пройти по группам и посмотреть открытые занятия, но и посетить, например кабинеты логопеда, дефектолога, психолога, пообщаться с каждым специалистом в отдельности.

    Для большинства родителей первые, зрительные впечатления оказываются самыми яркими и стойкими. Приглашая их в свои кабинеты, мы хотим познакомить их с играми и пособиями, которыми он оснащён. Представляя  родителям все эти игровые пособия мы не только рассказываем им о их назначении, но и предлагаем им рассмотреть и даже поиграть в эти знакомые и незнакомые для них игры.

    Знакомство родителей с условиями обучения в коррекционно-развивающей группе, со всем комплексом лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий,  направленных на преодоление их детьми трудностей в развитии и приобретение полноценных возможностей овладения в дальнейшем школьной программой, нередко позволяет убедить их в правильности выбора такой формы развития и обучения для их ребенка.

    Эффективное взаимодействие дошкольного учреждения с родителями решает множество проблем.

    Целью этого сотрудничества с родителями является профилактическое воздействие на семью, имеющую ребенка с особыми образовательными потребностями, повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, получение дополнительной информации по вопросам обучения и воспитания дошкольников, обмен опытом семейного воспитания.

    Практический опыт работы показывает, что для полноценного развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи. В нашем детском саду используются разные формы взаимодействия с родителями.

    Индивидуальные формы работы с родителями.

    Современным и наиболее эффективным взаимодействием является ИКТ в работе с родителями. Компьютер позволяет:

    - расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей;

    - реализовать коррекционные задачи, активизируя работу с родителями;

    - применить индивидуальный подход к ребенку;

    - сформировать в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-дефектологом и родителями;

    -повысить компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка.

    Мною разработана система работы с родителями с использованием ИКТ. В эту систему входят:

    -компьютерные презентации;

    -развивающие игры;

    -интернет-ресурсы.

    Вся эта информация дается родителям на диске.

    В течение всего учебного года систематически проводится индивидуальное консультирование родителей специалистами. Учитель-дефектолог консультирует родителей по вопросам:
              - развития интеллектуальной и эмоционально-личностной сфер ребенка;

    - в начале, середине и конце года сообщает о результатах обследования, об особенностях психического развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны;

    - обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения;

    - показывает приемы работы с ребенком: учит правильно выполнять задания на развитие мелкой моторики и пальчиковую гимнастику, закреплять полученные знания в бытовых ситуациях и повседневной жизни;

    - подчеркивает успехи и трудности ребенка, показывает, на что нужно обратить внимание дома.

    Ещё одна форма работы с родителями, которую мы используем в своей работе - совместные занятия детей и родителей, которые  позволяют не только повысить педагогические знания родителей, но и научить их учитывать индивидуальные особенности своего ребенка в ходе совместного выполнения с ним, например, занятия по подготовке детей к школе, на которых родители не только присутствуют, но и под руководством педагога выполняют предложенные задания.

    Групповые формы работы с родителями мы начинаем с проведения обучающих мастер-классов, на которых мы учим родителей правильно проводить с детьми занятия по развитию мелкой моторики, которые они могут проводить дома, не отвлекаясь от своих домашних забот.

    Все мы знаем, что у каждого отдельно взятого ребенка задержка психического развития может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления.

    В связи с этим мы проводим тематические консультации, на которые приглашаем родителей не всей группы, а лишь тех которым необходима информация по конкретной теме.

    Темами таких консультаций могут быть:  «Развитие памяти ребёнка с помощью дидактических игр», «Игротека в кругу семьи», «Рука развивает мозг» и т.д.

    Большую часть информации родители могут найти на стендах, находящихся в группах. При оформлении информационно-методических стендов для родителей мы пытаемся привлечь их внимание, используя современные технологии, рекламные слоганы, цвет, шрифт. Данная рубрика консультативно знакомит родителей с развитием, обучением и воспитанием детей каждой возрастной группы, например: психическое развитие ребенка 5, 6, 7 лет по разделам в норме и у детей с проблемами в развитии, «Особенности сюжетно-ролевой игры у детей с задержкой психического развития», «Развитие временных представлений у ребёнка» и т.д.

    Также мы оформляем папки-передвижки,  которые знакомят родителей с темами, целями и задачами основных занятий, чтобы родители были в курсе того, что изучают дети, какие знания, умения и навыки получают они. Это способствует тому, что родители могут соучаствовать в обучении ребенка, оказывать ему посильную помощь.

    Сегодня мы хотим рассказать ещё об одной, не новой для вас, форме  работы с родителями – это тетрадь взаимодействия учителя - дефектолога и родителей.

    Сейчас в продаже имеется достаточное количество пособий для проведения коррекционной работы с детьми, но большинство из них предназначены для учителей логопедов и  больше направлены на развитие речи детей, что в свою очередь, не маловажно.  Нам же хотелось бы, чтобы задания были направлены ещё и на развитие мышления, внимания, памяти, представлений об окружающем мире, на развитие мелкой моторики и графических навыков детей.

    Проанализировав достаточное количество материала, мы решили попробовать сами составить такую тетрадь. Идею и большую часть заданий мы взяли из книги Карповой С.И., Мамаевой В.В. «Развитие речи и познавательных способностей ребёнка».  Конечно, мы внесли некоторые изменения:

    • Убрали некоторые речевые задания, чтобы не дублировать их с логопедом;
    • Убрали лексические темы, которые не будут изучаться детьми;
    • Добавили лексические темы, которые мы запланировали для ознакомления с детьми во время учебного года.  Все задания для них мы выстраивали по принципу построения уже имеющихся лексических тем;

    Заменили задания, которые показались нам очень сложными, либо очень лёгкими для нашего контингента детей;

    Подобрали картинный материал к каждой лексической теме, решив тем самым две проблемы: избавив родителей от необходимости резать книги и журналы, подбирая картинки и подготовка кисти руки к письму путём раскрашивания.

    Тетради мы составили на две возрастные группы: старшую и подготовительную.  В связи с тем, что большинство лексических тем повторяется на второй год обучения, мы, как и в данной книге:

    • Усложнили некоторые задания;
    • Предметные картинки заменили сюжетными;
    • Убрали более лёгкие и добавили более сложные задания.

    Поскольку уровень развития детей одной возрастной группы различен, то задания, представленные в тетради, оказываются для некоторых детей непосильными или, наоборот, очень лёгкими. В таких случаях мы подбираем для них аналогичные задания, соответствующие его уровню развития.

    Родителям очень нравится данная форма сотрудничества с дефектологом, так как она имеет несколько преимуществ:

    • Лексические темы расположены в соответствии с перспективным планом, это позволяет не отстать от группы в случае болезни ребёнка или отсутствия его в детском саду;
    • Повторяющиеся задания позволяют родителям быстро запомнить их и проговаривать с их с ребёнком не только дома, но и на прогулке, в транспорте, в гостях и т.д.

    Сейчас в продаже имеется достаточное количество пособий для проведения коррекционной работы с детьми, но большинство из них предназначены для учителей логопедов и  больше направлены на развитие речи детей, что в свою очередь, не маловажно.  Нам же хотелось бы, чтобы задания были направлены ещё и на развитие мышления, внимания, памяти, представлений об окружающем мире, на развитие мелкой моторики и графических навыков детей.

    В течение всего учебного года мы проводим анкетирование, в котором  родители отражают свое мнение, насколько полезной оказалась для них то или иное мероприятие и насколько оправдало оно их ожидания, а также высказывают свои пожелания  и замечания. Любая информация является отправной точкой для проработки вопроса и повышение эффективности качества коррекционно-развивающей работы.

    Вера родителей в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствуют формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивают чувство уверенности в себе, доверие к окружающему миру. Сотрудничество педагогов и родителей в доброжелательном стремлении помочь ребенку при понимании его индивидуальных особенностей и трудностей в усвоении учебного материала лежит в основе всей коррекционной работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

    Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества,  первым окружением человека. И поэтому о...

    Формы и методы работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

    Cодействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;-    информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогическ...

    Презентация.Особенности работы с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ

    Рождение ребенка с нарушениями в  развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок с ОВЗ ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, огранич...

    Комплексное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями

    Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем своего ребенка. Работа с родителями ограничивалась конс...

    Консультация "Организация взаимодействия педагога-психолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением когнитивных функций".

    В работе педагога - психолога особое значение имеет взаимодействие с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка с ЗПР. Именно семья является ближ...

    Работа с семьей воспитывающей ребенка с нарушением речи

    Приведены приемы и последовательность работы сродителями ребенка, поступающего в логопедическую группу....