Методическая разработка на тему: «Музыка и дети» Развитие музыкальных способностей у дошкольников.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Карбаева Ольга Вячеславовна

Развитие музыкальных способностей у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_i_deti.doc38.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Музыка и дети»

Развитие музыкальных способностей у дошкольников.

         Дошкольный возраст активный для развития музыкальных способностей. Ребенок эмоционально воспринимает ее образы, откликается на выраженные в ней чувства, настроения. Одним из важнейших и любимых видов работы с детьми по музыкальному воспитанию является обучение игре на русских народных музыкальных инструментах. Этот вид музыкальной деятельности очень важен, т. к.:

- помогает развить творческие способности у детей,

- препятствует у детей возникновению «барьера неполноценности»,

- способствует «подстраиванию» голоса к инструментальному звучанию мелодии, помогает сочинению и подбору мелодий по слуху, развивает звуковысотный слух, а игра в ансамбле с другими инструментами развивает тембровый и ладовый слухи, чувство, ритма;

- развивает как образное мышление, так и творческое; совершенствует культуру движений, как знакомых, так и новых, придуманных в процессе работы; социальные навыки закрепляются через сотрудничество в игре; работа с музыкальными инструментами формирует готовность к поиску творческих решений;

- развивается внимание к звуку и его особенностям.

        В работе над развитием творческих способностей, особенно на ранних его этапах, существенную помощь может оказать применение детских музыкальных инструментов. Их использование вызывает огромный интерес у ребят, вносит разнообразие в ход занятия, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового слуха, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу.

        Начиная работу с оркестром, нельзя выпускать перспективу из виду, т. е. мы готовим детей к совместному музицированию на детских инструментах. В круг этих задач входит и развитие музыкальных способностей, творческой активности.

Методы и приемы обучения детей игре на русских народных инструментах

1. Игра по слуху - эффективный метод развития не только музыкального слуха, но и музыкальности в целом. Это единственный продуктивный путь обучения дошкольников игре в ансамблях и оркестрах.

         Для того чтобы дети начали играть на русских народных музыкальных инструментах по слуху, у детей должно быть предварительное накопление необходимых музыкально- слуховых представлений; индивидуальные занятия на одном чисто настроенном звуковысотном инструменте, а затем перенос приобретённых способов действия на другие инструменты. Развитие умений подбирать по слуху проводится в два этапа: первый - подготовительный, второй - основной. На подготовительном этапе у детей происходит формирование музыкально - слуховых представлений.

2. Пение без музыкального сопровождения, и вместе с ним, отдельное пропевание сложных мелодических оборотов и проигрывание на музыкальном инструменте, индивидуальное пропевание ребёнком мелодии в удобной для него тональности с последующей корректировкой мелодической линии и т. д.

3. Приёма «музыкальное эхо» педагогу следует умело подбирать слова и звукоподражания, способствующие тому, чтобы музыкальное эхо было сыграно в спокойном темпе, выразительно, динамично. Воспроизведение за музыкальным руководителем сначала ритмического рисунка, а затем мелодии, состоящей из двух - трёх звуков, является первой попыткой игры несколькими пальцами.

4. Эффективным методом работы на этом этапе является совместная игра музыкального руководителя и ребёнка на одном музыкальном инструменте по фразам.

5. Метод проблемного изучения. Детям предлагают самостоятельно «обследовать» инструменты, ставят перед ними несложные творческие задания и побуждают к самообучению в самостоятельных занятиях.

        Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический.

        Почему «клавишный»? Потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки, и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует.

         Рассмотрите с ребенком части гармони на рисунке. По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. А между ними – камера, в которую накачивается воздух. Воздух накачивается к звуковым планкам гармошки, и она звучит. Именно поэтому инструмент – «пневматический», в нем работает невидимка-воздух.

         Как же пользоваться цифровой системой на гармошке?
Для игры на гармошке мы ставим на клавиши начиная от 1 до 7, по числу семи ступеней гаммы: цифра 1 соответствует звуку до, цифра 2 — звуку ре и т.д.
        В подготовительной группе отдельным детям можно вместо цифр нарисовать фортепианную клавиатуру, а на клавишах — названия ступеней (до, ре, ми и т.д.)
       Некоторые музыкальные руководители не пользуются цифрами, и дети должны запоминать, через сколько пластинок и сколько раз ударить ту или иную пластинку. Это дается детям с трудом.
       Иногда на клавиши наклеивают разноцветные кружки. Цветные наклейки усложняют запоминание мелодии и требуют механического запоминания.

          Из простых, доступных мелодий можно взять: «На зеленом лугу»,  «Во саду ли, в огороде»,  «Полянка»,  «К нам гости пришли» Ан. Александрова,  «Песня про елочку» Е. Тиличеевой,  белорусская народная мелодия «Савка и Гришка».
         Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно, да и неинтересно детям.

         Приемы игры на двух ложках

         Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

         «Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

          «Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

            «Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

            «Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

           «Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;
          «Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На счет «один» - удар по колену, «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки, на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, ложками удар по приподнятой руке.

             «Дуга» - на счет «один» - удар по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;

              «Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;
«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

              «Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг) ;
«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;

              «Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

Вывод

           Дети при помощи представленных приемов легче и быстрее усваивают навыки игры на русских народных инструментах. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм).

Материал подготовлен на основе:

Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах».

Рытов. Д. А. «У нашего двора нет веселья конца».

Картотека игры на гармошке и на гуслях

Картотека игры на гуслях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронно - методическая разработка по теме: "Безопасность на дороге". Правила дорожного движения для дошкольников в играх "Наши друзья-дорожные знаки"

Данная работа сделана, чтобы привлечь внимание родителей к проблеме безопасноно поведения детей на дороге и в транспорте. Используя предложенные в работе игры, родители  могут знакомить детей с п...

Методическая разработка По теме: «Снегири» для музицирования на музыкальных колокольчиках с элементами театрализации под музыку песни «Снегири»

Методическая разработкаПо теме: «Снегири»для музицированияна музыкальных колокольчикахс элементами театрализации под музыку песни «Снегири»...

Методическая разработка на тему "Формирование словообразовательных умений и навыков у старших дошкольников с ОНР"

В данной разработке представлена презентация и сопровождение к ней. В презентации выделены задачи и этапы коррекционной работы  по формированию словообразования у детей старшего возраста с ОНР....

Методическая разработка на тему «Обучение детей игре на музыкальных инструментах»

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах является первой ступенью коллективного музицирования в детском саду.   Актуальностьопыта.  Цель и задачи. Обучение детей игре н...

Методическая разработка на тему: «Изучение и практическое освоение правил дорожного движения дошкольниками по средствам информационно-игрового стенда»

Данная методическая разработка представляет собой различные методы и формы работы по изучению и практическому освоению правил дорожного движения дошкольниками....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Роль пальчиковых игр в развитии речи младшего дошкольника» в форме разработки плана-конспекта проведения родительского собрания

Форма родительского собрания: игровой практикум.Цель общая: взаимное сотрудничество воспитателя и родителей, повышение уровня педагогической культуры родителей.Цель конкретная: раскрытие значения паль...

Методическая разработка STEM – как средство развития творческих и математических способностей младших дошкольников «Волшебные крышечки»

Развитие логического мышления следует начинать уже в дошкольный период. Ежедневно мы сталкиваемся со множеством задач, для решения которых требуется задействовать логическое мышление. И...