Главные вкладки

    Статья по теме:
    Доклад для воспитателей на тему: «Методы проведения образовательного мониторинга в детском саду»

    Методы проведения образовательного мониторинга в детском саду.

    Мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.

         Цель педагогического мониторинга в ДОУ - выявление динамики развития физических, личностных, интеллектуальных качеств дошкольника.

    Этапы мониторинга:

    - Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов);

    - Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики;

    - Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существующих источников.

    - Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития;

    - Принятие решения об изменении деятельности.

    В «федеральных государственных требованиях к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и Науки  РФ 23.11.2009 г. № 655) указывается, что обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание малоформализованных  и формализованных методов.

    К формализованным методам относятся тесты, опросники, методы проективной техники.  Для них характерна определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления  стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого). Эти методики позволяют собрать диагностическую  информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который лает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_dlya_vospitateley.docx30.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад для воспитателей на тему:

    «Методы проведения образовательного мониторинга в детском саду»

    Автор: воспитатель ГБДОУ № 34 Турумтаева Р.Х.

    Методы проведения образовательного мониторинга в детском саду.

    Мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.

         Цель педагогического мониторинга в ДОУ - выявление динамики развития физических, личностных, интеллектуальных качеств дошкольника.

    Этапы мониторинга:

    - Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов);

    - Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики;

    - Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существующих источников.

    - Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития;

    - Принятие решения об изменении деятельности.

    В «федеральных государственных требованиях к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и Науки  РФ 23.11.2009 г. № 655) указывается, что обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание малоформализованных  и формализованных методов.

    К формализованным методам относятся тесты, опросники, методы проективной техники.  Для них характерна определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления  стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого). Эти методики позволяют собрать диагностическую  информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который лает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

    Тесты – это стандартизованные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных индивидуально-психологических различий между детьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от ребенка нужно получить правильный ответ.

    Так для изучения степени освоения детьми образовательной области «Познание» воспитателями могут быть широко использованы предметные тесты, где материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей, геометрических фигур.

    Методы проективной техники – это группа методик, которые  широко используются при изучении особенностей личностного развития ребенка и освоения им большинства образовательных областей.  Существенным признаком проективных методов   является использование в них неопределенных стимулов, которые ребенок должен сам дополнять, интерпретировать, развивать. Так, ребенку предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний.

    Опросники – это группа диагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого.

    В рамках мониторинга в детском саду в основном используются тесты и методы проективной техники.

     К малоформализованным методам относятся наблюдения, беседа, анализ продуктов деятельности. Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке. Однако следует отметить, что они очень трудоемки: только наличие высокого уровня культуры проведения при наблюдении, беседах с детьми помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.

    Наблюдение – ведущий метод проведения мониторинга в детском саду. Это целенаправленное, преднамеренное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение позволяет выявить психологические особенности ребенка в естественных условиях.

    Выделяют несколько видов наблюдений:

    • Непосредственное (это наблюдение, когда педагог сам выступает наблюдателем происходящего педагогического явления). Опосредованное (это наблюдение когда к его проведению привлекаются другие лица). Методика проведения таких наблюдений должна быть заранее отработана теми, кто будет их вести.
    • Включенное (это наблюдение, когда педагог включен в процесс взаимодействия с теми за кем наблюдает). Невключенное наблюдение – это наблюдение со стороны.
    • Непрерывное наблюдение (это наблюдение, которое предполагает фиксацию всех наблюдаемых факторов, проявлений, качеств, реакций от начала до конца какого либо процесса). Дискретное ( это наблюдение по определенным параметрам).
    • Кратковременное (в течение незначительного отрезка времени). Длительное (от нескольких дней до нескольких лет).
    •  Широкое (за возрастной группой детского сада). Узкое (за отдельным ребенком).

    Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно на протяжении этого этапа.

    • Определить цели и задачи наблюдения.
    • Определить 3-5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня, каждый день мы меняем детей и в течении 2-3 недель все дети смогут попасть в поле зрения педагога.
    • Выбрать ситуацию наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью.
    • Выбрать способ фиксации результатов наблюдения.

    Способы фиксаций наблюдений:

    • Регистрация эпизодов. Эпизоды – это короткие описания конкретных случаев. Они дают фактическую информации о том, что случилось, когда, где, что послужило толчком, какова реакция ребенка, чем закончилось действие. Описание должно быть кратким и не оценочным, может быть единичным и серийным. Для записи наблюдений используется блокнот или тетрадь.
    • Повествовательные или дневниковые заметки. Это чаще всего записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности, которые делаются в конце каждого дня. Они используются при многодневных наблюдениях.
    • Карта наблюдения. Карта дает основу для систематического сбора данных относительно развития ребенка в различных видах деятельности. Обычно в ней перечисляются навыки, расположенные в той последовательности, в которой они формируются. Карты обеспечивают информацией о развитии интегративных качеств и о том, что ребенок может и чего не может в каждой из областей развития.
    • Видеозапись, фотографирование и аудиозапись.

          Наблюдение опирается на следующие принципы:

    • Результаты наблюдения не должны получать эмоциональную оценку педагога.
    • Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке.
    • При проведении наблюдений происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития.
    • Наблюдение должно проводиться  не менее двух недель.

    Рассмотрим процесс наблюдения при создании  диагностической ситуации «Поможем малышам», для изучения особенностей проявления доброжелательности во взаимоотношениях дошкольников со сверстниками.

    Цель диагностической ситуации – выявить отзывчивость и умение детей объединяться для выполнения социально значимой задачи.

    Детям предлагается следующая ситуация: помочь малышам подготовить материал для занятия по математике (вырезать кружочки, квадраты), но все это нужно сделать после дневного сна.

    После сна фиксируется:

    • Какие дети по своей инициативе, самостоятельно вспомнили о поручении.
    • Кто начал работу после того, как увидел, что часть детей уже приступила к выполнению поручения.
    • Кто из детей начал работу и завершил только после напоминания воспитателя.
    • Кто формально включился в работу после неоднократных напоминаний воспитателя и не закончил ее.

    В процессе наблюдения необходимо отметить особенности отношения старших дошкольников к социально значимому поручению:

    • Эмоциональный настрой детей;
    • Отношение к работе;
    • Отношение детей друг к другу в процессе работы;
    • Результат;
    • Переживание значимости проделанной работы.

              Беседа – это исследовательский метод, позволяющий познать особенности личности, уровень знаний, интересов, мотивов действий, поступков на основе анализа ответов на поставленные и предварительно продуманные вопросы. В результате беседы у педагога-исследователя складывается более целостное представление о личных качествах воспитанника.

    При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.  К беседе надо тщательно готовиться:

    • определить цель, задачи, составить примерный план;
    •  четко продумать основные вопросы, которые должны быть заданы ребенку.

     Исследователь не должен надеяться на эксперимент, он обязан всегда продумывать хотя бы схематичный план беседы (о чем он будет вести разговор, что выявлять, что фиксировать), подумать, в какой форме её лучше провести. Здесь следует учесть личностные особенности ребенка (импульсивность, молчаливость, замкнутость, вспыльчивость, экстравертивность, интравертивность и т.д.); его состояние (раздражен, нервничает, весел); его отношение к педагогу-исследователю (недоверчивость, симпатия, антипатия, доверие); его предполагаемое отношение к теме предстоящего разговора.

    К несомненным достоинствам беседы следует отнести:

    • В живом контакте  педагога с ребенком;
    • возможность учитывать  ответные реакции ребенка, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора;
    • задать дополнительные, уточняющие вопросы, возможность индивидуализации вопросов, их варьирования, дополнительных уточнений;
    •  в возможности оперативной диагностики достоверности и полноты ответов;
    • беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к испытуемому.

    В процессе беседы рекомендуется:

    - создать и поддерживать обстановку непринужденности, комфорта, взаимного интереса;

    - вопросы  задавать в дружеском тоне, ставить их так, чтобы собеседник рассказывал, а не отвечал односложно "да" или "нет";

    - не прерывать собеседника, внимательно и до конца выслушивать его ответы;

    - не вести в ходе беседы записи ответов на поставленные вопросы;

    - в допустимой степени рассказывать о себе;

    - обращать внимание на положительные качества собеседника;

    Рассмотрим  способ фиксации индивидуальной беседы направленной на изучение системы межличностных отношений дошкольников в группе, результаты которой фиксируются в таблице.

    В индивидуальной беседе ребенку предлагают ответить на вопросы:

    1. С кем из детей ты хотел бы дружить, а с кем дружить ты не станешь
    2. Кого бы ты хотел пригласить на свой день рождения, а кого ни за что не пригласишь?
    3. С кем ты бы хотел сидеть за одним столом, а с кем нет?

    В результате каждый из детей получает от сверстников определенное количество отрицательных и положительных выборов. Ответы детей заносятся в общую таблицу:

    Имя

    Саша П.

    Оля В.

    Юра М.

    Таня Д.

    Саша П.

    -

    -

    +

    Оля В.

    -

    +

    +

    Юра М.

    +

    -

    +

    Таня Д.

    +

    -

    -

    Положительный выбор

    2

    0

    1

    3

    Отрицательный выбор

    1

    1

    2

    0

    Сравнение суммы положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком от сверстников, позволяет понять каково положение ребенка в группе и оценить степень его благополучия. Особого внимания заслуживают дети, не получившие от сверстников ни положительного, ни отрицательного выбора.

    В основном, при проведении бесед, ответы детей на вопросы  фиксируются в дневник и оцениваются баллами.

             Анализ продуктов деятельности – это изучение рисунков, поделок, аппликаций, лепки, конструкций ребенка, а также анализ словотворчества, различных видов игр, других продуктов деятельности, характеризующих особенности психических функций ребенка, его состоянии и свойств личности, общительности, сформированности представлений об окружающем мире. Наиболее часто как в тех, так и в других целях используются детские рисунки. Их изучение предоставляет данные для выявления представлений ребенка об окружающем, его эмоциональных особенностей, уровня развития восприятия, воображения, мышления.

    Рассмотрим пример анализа  процесса  рисования  и детских рисунков на тему:  «Я в детском саду», направленной на изучение межличностных отношений старших дошкольников в группе ДОУ.

    Анализ проводится по следующим показателям:

    • В процессе рисования отмечается эмоциональное состояние детей: рисуют с удовольствием, старательно, используют разные цветные карандаши; или рисуют без видимого желания, небрежно, используют один цвет, быстро отдают свой рисунок воспитателю и уходят, не проявляя дальнейшего интереса;
    • Содержание рисунка. Необходимо обратить внимание на то, как изобразил себя ребенок – одного или вместе со сверстниками, или с лучшим другом, присутствует ли на рисунке воспитатель, конкретные признаки детского сада (игрушки, аквариум). Если ребенок нарисовал себя без сверстников и взрослых или на расстоянии от них или изобразил себя значительно меньшего размера по сравнению с другими фигурами, это скорее всего свидетельствует о неудовлетворенности в дружеских контактах, ощущении некоторой изолированности от других.

    Если рисунок  выполнен с использованием разных цветов, с проработкой отдельных деталей, если рядом с ребенком на рисунке изображены друзья, воспитатель, это свидетельствует о положительном самочувствии в детском саду.

    Результаты данной методики должны обязательно дополняться и уточняться с помощью других методов диагностики межличностных отношений старших дошкольников в группе ДОУ.

    Анализ результатов деятельности открывает педагогу стороны психики ребенка, недоступные для изучения с помощью других методов. Однако этот метод не позволяет в полной мере проследить процесс создания ребенком конкретного продукта. Этот метод используется как вспомогательный, поскольку, опираясь только на его данные, исследователь может допустить грубых ошибок. Поэтому в основном его используют как составную других методов, например  наблюдения, ибо для педагога имеет значение не только продукт деятельности, но и процесс его создания.

    Анкетирование родителей и воспитателей - представляет собой методический приём получения  информации при помощи составленных в соответствии с определёнными правилами систем вопросов. Вопросы анкет бывают открытыми (предполагают свободные ответы по своему усмотрению) и закрытыми (даны готовые ответы для выражения своего согласия или несогласия, список ответов на выбор или ответы для определения их места в классификации).

    Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно испытуемого, или третьего лица. Анкетный материал вскрывает преимущественно конечный результат, а не динамику процесса. Применение анкетного метода ограничено в изучении эмоциональной и волевой сферы человека, так как словесные высказывания об эмоциях и желаниях не есть еще эмоциональные переживания и волевые действия. При составлении анкеты важно учитывать ее содержание и форму. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему. Каждый вопрос обязательно сопровождается дополнительным вопросом, касающимся мотивов высказывания.

     Для успешности анкетирования большое значение имеют:

    • нормальное самочувствие испытуемого;
    •  определенный интерес и отсутствие предвзятости к испытанию;
    • доверие к исследователю.

    Достоинствами анкет являются:

    • Массовость обследования;
    • Большая скорость сбора информации;
    • Лёгкость обработки результатов;
    •  Возможность применения статистических методов.

    К недостаткам следует отнести:

    • Анкетирование не учитывает различное понимание вопросов.
    • Объективность ответов не всегда высокая, так как опрашиваемые могут недобросовестно отнестись к ответу.
    • Жёсткий список вопросов может ограничить круг мыслей опрашиваемых и заставить ответить не то, что они думают в действительности.

    При составлении анкет используются вопросы:

    • О фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.п.); любое высказанное при этом мнение представляет собой оценочное суждение и носит субъективный характер;
    • О фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности);

    В качестве примера рассмотрим анкетирование родителей и воспитателей , которое помогает выявить заинтересованность родителей  в развитии представлений  дошкольников о России , воспитании интереса к родной стране, и  изучить компетентность педагогов в вопросе воспитания основ гражданских чувств у дошкольников и отношение их к взаимодействию  с родителями по данной проблеме. Исследование по данной теме показало, что развитие у современных дошкольников представлений о родной стране, отношение к событиям ее прошлого и современности зависят от позиции близких взрослых – родителей и педагогов.

    В завершении хотелось бы отметить, что  малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять формализованным  методикам: они взаимно дополняют друг друга.

    Формализованные и малоформализованные методы в сочетании обеспечивают более точные результаты исследования развития интегративных качеств у детей.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей На тему: « Формирование основ математических представлений в детском саду».

    Консультация для воспитателейНа тему: « Формирование основ математических представлений в детском саду»....

    Консультация для воспитателей На тему: « Формирование основ математических представлений в детском саду».

    Консультация для воспитателейНа тему: « Формирование основ математических представлений в детском саду»....

    Консультация для воспитателей "Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду"

    Цель:  Для приобщения и развития артистизма, творчества, активности детей,  помочь педагогам использовать  разнообразные  формы организации театрализованной деятельности,  мет...

    Доклад на тему «Особенности проведения экологических экспериментов в детском саду»

    Выступление в методическом обьединении «Формирование эколо-гического сознания детей дошкольного возраста»...

    Доклад на тему «Особенности проведения экологических экспериментов в детском саду»

    Выступление в методическом обьединении «Формирование эколо-гического сознания детей дошкольного возраста»...

    Консультация для воспитателей на тему: «Как проводить родительское собрание в детском саду»

    Консультация для воспитателейна тему: «Как проводить родительское собрание в детском саду»...

    Консультация для воспитателей на тему: «Как проводить родительское собрание в детском саду»

    Родительское собрание в детском саду проводится 4-5 раз в году. Первое родительское собрание проводится в сентябре, когда дети переходят в следующую группу. На нем избирается родительский комитет, кот...