Главные вкладки

    Программа дополнительного образования по интеллектуальной направленности «АБВГДейка» Для детей старшего дошкольного возраста.
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Сова Елена Витальевна

     

     

     

     

     

     

     

     

    Программа дополнительного образования по интеллектуальной направленности

    «АБВГДейка»

    Для детей старшего дошкольного возраста.

     

     

     

     

    Составила

    Воспитатель МБДОУ

    Детского сада №31

    Сова Елена Витальевна

     

     

     

     

     

     

     

    Пояснительная записка

                Особое значение для личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т.е. «внутренняя позиция школьника», представляющая собой совокупность всех отношений ребенка к действительности, сложившихся в определенную систему, которая формируется в процессе его жизни и воспитания,

                Более широкое понимание проблемы подготовки ребенка к школе предполагает прежде всего формирование его активной жизненной позиции, освоение средств и способов познания окружающего мира.

    Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «АБВГДейка» -это комплексная система занятий, упражнений, развивающих игр, диагностических заданий и учебных материалов. Они  направлены на овладение математическими операциями и мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, а также на формирование универсальных познавательных умений: умения понять, запомнить и самостоятельно выполнить учебную задачу, умения концентрироваться на задании и восприятии материала.

    Данная программа рассчитана на один год обучения. Реализуемый в ней образовательный процесс направлен на создание у дошкольников условий для формирования и развития  уровня «школьной зрелости», при переходе на следующую ступень образования – к начальному образованию. При этом обеспечивается познавательное, физическое, эмоционально-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста, формирование их как эмоционально благополучных, активных субъектов образовательной деятельности и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

               Дети шестого года жизни испытывают острую потребность в движении. В связи с этим используется разнообразная двигательная деятельность: организация активных переменок и динамических пауз.

               Распределение программного материала соответствует возрастным особенностям детей и реальным требованиям, предъявляемым к современному обучению.           Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребёнка в игре к целенаправленному, сосредоточенному запоминанию.

    Анализ психических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, их деятельности, результаты экспериментальной работы позволили определить содержание систематической подготовки к обучению, которое направлено на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.

     

    Основу программы составляют следующие разделы:

    Раздел «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать основные выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.

     Раздел «От слова к букве» помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.

     В основу отбора содержания  программы легли следующие положения:

    ·        учёт возрастных и индивидуальных особенностей;

    ·        практическая направленность;

    ·        занимательность;

    ·        наглядность и др.

     

     

    Актуальность программы

    Настоящее время, когда обучение в начальных классах приобретает особую актуальность, важнейшей задачей становится разработка новых технологий в области подготовки детей к школе.

             В целях обеспечения преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и начальной школой разработан ряд методических вопросов создания благоприятных условий для подготовки детей к школе, что обеспечивает адаптацию дошкольников к условиям новой ведущей деятельности – школьному обучению.

    Предлагаемая программа:

    ·        позволяет значительно повысить интерес к обучению в школе

    ·        позволяет легче пройти период адаптации в первые дни учёбы;

    ·        предотвращая потерю интереса к выполняемой работе, учитель, учитывая психологические особенности младших школьников, оказывает им своевременную помощь, стимулирует интерес, обеспечивает успешное завершение работы;

    ·        близкое общение учителя с детьми дошкольного возраста позволяет лучше узнать будущего ученика, его способности, и, исходя их этого, руководить развитием его интересов, самостоятельной познавательной деятельностью, а ученик при общении с учителем преодолевает страхи, которые испытывают ученики в первые дни учёбы;

    ·        благодаря игровым моментам позволяет развить заинтересованность к учёбе, желание познавать новое.

    Таким образом, актуальность программы «АБВГДейка» заключается в умелом индивидуальном подходе к ребёнку, в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие личности ребёнка, с опорой на психологические особенности возраста детей.

     

    Новизна.

                Образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми. Если во время организованной образовательной деятельности ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает собственную задачу. Используемые игры-забавы, ролевые игры, игры-задачи не только опираются на интересы дошкольников, но и развивают их познавательную мотивацию. Программа предполагает использование широкого спектра игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных.

    Символическая игра – употребление ребёнком символов является одной из ступеней в развитии его мышления. Благодаря использованию символов у ребёнка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта.

     

    Организация деятельности кружка.

    Занятия проводятся 2 раза в неделю, включают в себя небольшую  теоретическую часть  с иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики ,театрализованную деятельность.

    Длительность каждого занятия для детей данного возраста -30 мин.

    Планируется распределение материала  на 64 часа  в год из расчёта  2 часа в неделю.

    В группе 8-10 детей.

     

     

     

     

    График  проведения занятий

     

    Режим занятий:  2 раза в неделю

    №п.п

    Возраст воспитанников

    Всего часов

    В том числе

    Формы контроля

    Лекции

    Практические занятия

    1.

    5-6 лет

    32 часа

    10 часов

    22 часов

    диагностика

     

     

     

    Старшая группа

    (I подгруппа)

    Старшая группа

    (II подгруппа)

    Понедельник

    15.30 – 16.00

    16.10 – 16.40

    пятница

    15.30 – 16.00

    16.10 – 16.40

     

    Программные задачи для детей старшей группы по развитию речи, грамоты

    • Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки;
    • Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах;
    • Закреплять умение делить слова на слоги;
    • Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита;
    • Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные;
    • Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце);
    • Продолжать знакомить с графическим изображением слова – прямоугольником (моделирование);
    • Познакомить с условным обозначением звуков: гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат (моделирование);
    • Учить обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков;
    • Учит писать слова с помощью графических изображений;
    • Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец;
    • Учить соотносить звук и букву;
    • Учить писать слова, предложения печатными буквами;
    • Учить проводить звуковой (фонетический) анализ слова;
    • Способствовать развитию фонематического восприятия;
    • Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные  тексты;
    • Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными;
    • Познакомить с терминологией «предложение»;
    • Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение»;
    • Учить составлять предложение из двух, трех, четырех слов;
    • Учить записывать предложение условными обозначениями;
    • Способствовать развитию графических навыков;
    • Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
    • Формировать навык самоконтроля и самооценки

     

     

    Предполагаемые умения и навыки детей

    • Знает буквы русского алфавита;
    • Пишет буквы русского алфавита в клетке;
    • Понимает и использует в речи термины «звук», «буква»;
    • Определяет место звука в слове: в начале, в середине, в конце;
    • Различает гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
    • Пользуется графическими обозначениями звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий, мягкие согласные – зеленый);
    • Умеет записывать слово условными обозначениями, буквами;
    • Соотносит звук к букве;
    • Пишет слова, предложения условными обозначениями, буквами;
    • Определяет ударный слог, ударную гласную и обозначает соответствующим значком;
    • Проводит звуковой анализ слова;
    • Читает слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;
    • Правильно пользуется терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
    • Составляет предложение из двух, трех слов, анализирует его.

     

    Тематический план по развитию речи и грамоты для старшей  группы

     

    Название темы

    Месяц

    1.

    Звук и буква «А». Графическое изображение звука «А». Рисование матрешек, написание буквы «А» в клетке. Место звука и буквы в слове

    Октябрь

    2.

    Звук и буква «О». Графическое изображение звука «О». Рисование мячей, написание буквы «О» в клетке. Игра «Схема-слово»

    3.

    Звук и буква «У». Графическое изображение звука. Рисование крючков, написание буквы «У». Игра «Соедини правильно»

    4.

    Звук и буквы «Ы». Графическое изображение звука «Ы». Игры «Слово, схема», «Ну-ка, буква, отзовись»

    5.

    Звук и буква «Э». Написание буквы «Э» в клетке. Игры «Закончи предложение», «Напиши правильно», «Кто больше»

    Ноябрь

    6.

    Закрепление пройденного материала, написание и чтение слов АУ, УА. Игры «Кто в каком домике живет», «Закрась правильно», «Звуки и буквы»

    7.

    Звук и буква «Л», написание буквы «Л», чтение слогов. Игры «Схема-слово», «Раздели правильно». Графическое изображение звука «Л»

    8.

    Звук и буква «М», написание буквы «М», чтение слогов. Графическое изображение звука «М». Игры «Загадки и отгадки», «Слоговые головоломки» Чтение слов «мама», «мыло». Знакомство с ударением

    9.

    Звук и буква «Н», написание буквы «Н», чтение слогов. Игры «Соедини правильно, «Подскажи словечко», «Слово, схема, предмет»

    Декабрь

    10.

    Звук и буква «Р», написание буквы «Р», чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закрась правильно», «Слова и слоги»

    11.

    Закрепление пройденного материала. Игры «Звук потерялся», «Как зовут мальчика», «Закрась правильно», «Звук и буква»

    12.

    Буква «Я», написание буквы «Я», чтение слогов, знакомство с твердыми и мягкими согласными. Игры «Загадки и отгадки», «Как зовут девочку». Чтение  предложения и его графическая запись

    13.

    Буква «Ю», написание буквы «Ю». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Как зовут девочку и мальчика». Чтение слов и их графическая запись

    Январь

    14.

    Буквы «Е», написание буквы «Е», чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Составление предложения и его графическая запись

    15.

    Буква «Ё», написание буквы «Ё». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Подскажи словечко»

    16.

    Звук и буква «И», написание буквы «И». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука  в слове», «Предмет, схема, слово»

    17.

    Закрепление пройденного материала. Твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Кто больше». Чтение предложения

    Февраль

    18.

    Звуки «К-КЬ», «Г-ГЬ», буквы «Г-К». Написание букв «Г-К». Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Слово, схема». Составление предложения и его графическая запись

    19.

    Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», буквы «Д-Т». Написание букв «Д-Т». Игры «Загадки и отгадки», «Узнай, какой звук потерялся»

    20.

    Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы «В-Ф». Написание букв «В-Ф», чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Определи место звука  в слове». Запись слов знаками, фонематический разбор слов

    21.

    Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы «З-С». Написание букв «З-С». Чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Допиши и прочитай». Фонематический разбор слова

    Март

    22.

    Звуки «Х-ХЬ», буквы «Х», написание буквы «Х», чтение слогов, слов, предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение»

    23.

    Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы «Б-П», написание букв «Б-П», чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Буквы рассыпались». Чтение предложений

    24.

    Звуки и буквы «Ж-Ш». Написание букв «Ж-Ш». Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема». Запись и чтение слов

    25.

    Звуки и буквы «Ч-Щ». Написание букв «Ч-Щ», чтение слогов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Фонематический разбор слов

    Апрель

    26.

    Звук и буква «Ц». Написание буквы «Ц». Чтение слогов, стихотворения. Игры «Загадки и отгадки», «Буквы рассыпались»

    27.

    Звук и буква «Й», написание буквы «Й». Чтение слов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема»

    28.

    Буква «Ь», написание буквы «Ь». Чтение слов, стихотворения, фонематический разбор слов. Игры «Буква потерялась», «Слово, схема», «допиши слово»

    29.

    Буквы «Ъ», написание буквы «Ъ», чтение слов, стихотворения. Игры «Слово, схема», «Звук, буква, слово», «Найди букву»

    Май

    30.

    Закрепление пройденного материала. Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «Разгадываем ребусы», «Отгадываем загадки»

    31.

    Закрепление пройденного материала. Игровые упражнения «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и запиши предложения». Игра «Подскажи словечко»

    32.

    Закрепление пройденного материала. Чтение стихотворения, знакомство с алфавитом.

     

     

     

    Программные задачи для детей старшей группы по формированию математических представлений.

     

    1. Количество и счет:

    • Закрепить представление о числах и цифрах до 5;
    • Дать представление о числах и цифрах от 6 до 10 на основе сравнения двух множеств;
    • Продолжать учить считать по образцу и названному числу; понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета;
    • Учить воспроизводить количество движений по названному числу; писать цифры от 1 до 10; записывать решение задачи с помощью математических знаков и цифр; составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале; из неравенства делать равенство; различать количественный и порядковый счет в пределах 10; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации
    • Познакомить с математическими знаками +, -, =, >, >

    2. Величина:

    • Учить располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, употреблять сравнения; делить предмет на 2, 4 и более частей; понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
    • Развивать глазомер

    3. Геометрические фигуры:

    • Закрепить знания о геометрических фигурах; умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов;
    • Познакомить с геометрической фигурой – трапецией; тетрадью в клетку;
    • Учить преобразовывать фигуры; рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур; выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры

    4. Ориентировка в пространстве:

    • Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;
    • Учить обозначать словами положение предмета по отношению к себе, другому лицу; ориентироваться в тетради в клетку

    5. Ориентировка во времени:

    • Закреплять и углублять временные представления о частях суток, временах года;
    • Учить называть последовательно дня недели, определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра;
    • Знакомить с названиями месяцев

    6. Логические задачи:

    Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез

     

    Предполагаемые умения и навыки детей

    • Считают по образцу и названному числу в пределах десяти;
    • Понимают независимость числа от пространственного расположения предметов;
    • Пишут цифры от 1 до 10;
    • Пользуются математическими знаками +, -, =, <, >;
    • Записывают решение математической задачи с помощью математических знаков, цифр;
    • Соотносят количество предметов с соответствующей цифрой;
    • Различают количественный и порядковый счет в пределах десяти;
    • Составляют числа от 3 до 10 из двух меньших;
    • Знают геометрическую фигуру – трапецию;
    • Рисуют в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
    • Выкладывают из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;
    • Располагают предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;
    • Делят предмет на 2-4 и более частей, понимают, что часть меньше целого, а целое больше части;
    • Называют последовательно дня недели, месяцы;
    • Ориентируются на листе бумаги, в тетради в клетку;
    • Определяют положение предметов по отношению к другому лицу;
    • Решают логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
    • Понимают задание и выполняют его самостоятельно;
    • Проводят самоконтроль и самооценку выполненной работы;
    • Самостоятельно формулируют учебные задачи

     

    Тематический план для детей старшей группы

     

    Название темы

    Месяц

    1.

    Число и цифра 1; большой, поменьше, маленький

    Октябрь

    2.

    Число и цифра 2, знаки +, =; соотнесение формы предмета с геометрической фигурой; ориентировка на листе бумаги

    3.

    Числа и цифра 1, 2, 3. соотнесение количества предметов с цифрой; квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку

    4.

    Числа и цифры 1, 2, 3, 4. Соотнесение количества предметов и цифр, величина, работа в тетради в клетку; круг

    5.

    Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Знаки +, =, независимость числа от величины предметов, состав числа 5 из двух меньших

    Ноябрь

    6.

    Число и цифра 6. Знаки =, +, сложение числа 6 из двух меньших; длинный, короче, еще короче, самый короткий

    7.

    Числа и цифры 4, 5, 6. Знаки <, >, =, независимость числа от расположения предметов; квадрат, треугольник

    8.

    Числа и цифры 4, 5, 6. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки

    9.

    Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0, знак -; Дорисовывание геометрических фигур

    Декабрь

    10.

    Числа и цифры 0, 4, 5, 6. решение задачи, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки -, <, >; слева, справа, впереди, сзади

    11.

    Число и цифра 7. Знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет; часть и целое; выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради к клетку, деление квадрата на 2, 4 части

    12.

    Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Состав числа 7 из двух меньших; дни недели

    13.

    Числа и цифры 1-8, знаки +, -

    Январь

    14.

    Порядковый счет. Сложение числа 8 из двух меньших; деление предмета на 4 части

    15.

    Решение примеров на сложение и вычитание; овал; положение предмета по отношению к себе и другому лицу

    16.

    Знаки <, >. Порядковый счет; прямоугольник, треугольник, квадрат, круг

    17.

    Числа и цифры 1-9; высокий, низкий; дни недели

    Февраль

    18.

    Порядковый счет. Сравнение смежных чисел; часть и целое; квадрат

    19.

    Число 10; выкладывание из счетных палочек трапеции, лодки, работа в тетради в клетку; различия в двух похожих рисунках

    20.

    Цифры от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших; круг, трапеция, треугольник, квадрат

    21.

    Решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +, -; работа в тетради в клетку

    Март

    22.

    Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет; работа со счетными палочками

    23.

    Решение примеров на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших; работа в тетради в клетку; круг, прямоугольник

    24.

    Установление соответствия между цифрой и количеством предметов, знаки <, >; дни недели; круг, треугольник, прямоугольник, трапеция

    25.

    Решение задач на сложение и вычитание; четырехугольники, шестиугольник

    Апрель

    26.

    Решение задачи на вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, работа в тетради в клетку; большой, поменьше, самый маленький; треугольник; части суток

    27.

    Решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет; дни недели, времена года

    28.

    Решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших; круг, овал, треугольник; ориентировка на листе бумаги

    29.

    Решение задач; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник

    Май

    30.

    Порядковый счет, решение математической загадки; рисование предмета из заданных фигур; работа в тетради в клетку

    31.

    Порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших; треугольник, круг, трапеция, символические изображения предметов из счетных палочек

    32.

    Решение задачи, примеров, соотнесение цифры с количеством предметов, стихи о цифрах с 1 до 10

     

     

    Диагностика математических способностей

    детей 5-6 лет

     

     

     

     

     

     

    Фамилия, имя

    Различать и называть треугольник, квадрат, прямоугольник, цилиндр, шар, куб, знает их характерные отличия.

     

    Различать, из каких частей составлена группа предметов, назвать их характерные особенности (цвет, форму, величину)

    Сравнивать две группы предметов, путем поштучного соотнесения.

    Раскладывать 3 – 5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем, убывающем порядке

    Может назвать  все цифры от 0 до 9

    Ориентирование в пространстве, времени.

    1. Тульский Ваня

     

     

     

     

     

     

    imageВысокий уровень –        

    image                   Средний               –       

    image                   Низкий                 -        

    Диагностика по речевому развитию

    детей 5-6 лет

     

     

     

     

     

     

    Фамилия, имя

    Владение  новыми названиями  предметов, их качеств, деталей

    Умение  пользоваться  словами  с   противоположным  значением

    Умение  правильно  согласовывать слова  в  предложении

    Умение  самостоятельно  конструировать  слова  и  их  формы

    Правильное  произношение всех звуков  родного  языка

    Умение различать на слух и называть слова с  определенным  звуком

    Интонационная  выразительность  речи ; дикция

    Умение  вести диалог со взрослыми и  сверстниками ( просьба, мнение)

    Умение задавать вопросы, правильно отвечать на  вопросы

    Умение пересказывать небольшие сказки и рассказы

    Умение составлять небольшие рассказы о предмете, по картине

    1. Тульский Ваня

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    image                   Высокий уровень –              

    image                   Средний               –               

    image                   Низкий                 -                

     

     

     

    Список литературы

     

    1. Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки» - М., «Сфера», 2008
    2. Е.В.Колесникова «Математика для детей 3-4 лет». Методическое пособие – М., «Сфера», 2007
    3. Е.В.Колесникова «Я начинаю считать». Рабочая тетрадь – М., «Сфера», 2007
    4. Е.В.Колесникова «Математика для детей 4-5 лет». Методическое пособие – М., «Сфера», 2008
    5. Е.В.Колесникова «Я считаю до пяти». Рабочая тетрадь – М., «Сфера», 2008
    6. Е.В.Колесникова «Математические прописи для детей 4-5 лет» - М., «Сфера», 2008
    7. Е.В.Колесникова «Математика для детей 5-6 лет». Методическое пособие – М., «Сфера», 2008
    8. Е.В.Колесникова «Я считаю до десяти». Рабочая тетрадь – М., «Сфера», 2008
    9. Е.В.Колесникова «Я запоминаю цифры». Рабочая тетрадь – М., «Сфера», 2007
    10. Е.В.Колесникова «Математические прописи для детей 5-7 лет» - М., «Сфера», 2008
    11. Е.В.Колесникова «Я составляю числа». Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет – М., «Сфера», 2007
    12. Е.В.Колесникова «Я решаю логические задачи». Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет - М., «Сфера», 2008
    13. Е.В.Колесникова «Геометрические фигуры». Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет - М., «Сфера», 2008
    14. Е.В.Колесникова «Математика для детей 6-7 лет». Методическое пособие – М., «Сфера», 2008
    15. Е.В.Колесникова «Я считаю до двадцати». Рабочая тетрадь – М., «Сфера», 2008

    16.Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» - М., «Ювента», 2007 г.

    17.Колесникова Е.В. «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет». Учебно-методическое пособие – М., «Ювента», 2007 г.

    18.Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет». Учебно-методическое пособие – М., «Ювента», 2007 г.

    19.Колесника Е.А. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет». Учебно-методическое пособие – М., «Ювента», 2007 г.

    20.Колесникова Е.В. «Звуки и буквы». Демонстрационный материал  и учебно-методическое пособие для занятий с детьми 5-7 лет – М., «Ювента», 2007 г.

    21.Колесникова Е.В. «Развитие интереса и способностей у детей 6-7 лет». Учебно-методическое пособие – М., «Ювента», 2007 г.

    22.Колесникова Е.В. «Я начинаю читать». Рабочая тетрадь для занятий с детьми 6-7 лет – М., «Ювента», 2007 г.

    23.Колесникова Е.В. «От А до Я». Рабочая тетрадь для занятий с детьми 5-6 лет – М., «Ювента», 2007 г.

    24.Колесникова Е.В. «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для занятий с детьми 4-5 лет – М., «Ювента», 2007 г.

    25. Колесникова Е.В. «Раз – словечко, два – словечко». Рабочая тетрадь для занятий с детьми 3-4 лет – М., «Ювента», 2007 г.


     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dop.obr_.doc168 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа дополнительного образования по интеллектуальной направленности

    «АБВГДейка»

    Для детей старшего дошкольного возраста.

    Составила

    Воспитатель МБДОУ

    Детского сада №31

    Сова Елена Витальевна

    Пояснительная записка

            Особое значение для личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т.е. «внутренняя позиция школьника», представляющая собой совокупность всех отношений ребенка к действительности, сложившихся в определенную систему, которая формируется в процессе его жизни и воспитания,

            Более широкое понимание проблемы подготовки ребенка к школе предполагает прежде всего формирование его активной жизненной позиции, освоение средств и способов познания окружающего мира.

    Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «АБВГДейка» -это комплексная система занятий, упражнений, развивающих игр, диагностических заданий и учебных материалов. Они  направлены на овладение математическими операциями и мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, а также на формирование универсальных познавательных умений: умения понять, запомнить и самостоятельно выполнить учебную задачу, умения концентрироваться на задании и восприятии материала.

    Данная программа рассчитана на один год обучения. Реализуемый в ней образовательный процесс направлен на создание у дошкольников условий для формирования и развития  уровня «школьной зрелости», при переходе на следующую ступень образования – к начальному образованию. При этом обеспечивается познавательное, физическое, эмоционально-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста, формирование их как эмоционально благополучных, активных субъектов образовательной деятельности и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

               Дети шестого года жизни испытывают острую потребность в движении. В связи с этим используется разнообразная двигательная деятельность: организация активных переменок и динамических пауз.

               Распределение программного материала соответствует возрастным особенностям детей и реальным требованиям, предъявляемым к современному обучению.           Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребёнка в игре к целенаправленному, сосредоточенному запоминанию.

    Анализ психических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, их деятельности, результаты экспериментальной работы позволили определить содержание систематической подготовки к обучению, которое направлено на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.

    Основу программы составляют следующие разделы:

    Раздел «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать основные выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.

     Раздел «От слова к букве» помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.

     В основу отбора содержания  программы легли следующие положения:

    ·        учёт возрастных и индивидуальных особенностей;

    ·        практическая направленность;

    ·        занимательность;

    ·        наглядность и др.

    Актуальность программы

    Настоящее время, когда обучение в начальных классах приобретает особую актуальность, важнейшей задачей становится разработка новых технологий в области подготовки детей к школе.

             В целях обеспечения преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и начальной школой разработан ряд методических вопросов создания благоприятных условий для подготовки детей к школе, что обеспечивает адаптацию дошкольников к условиям новой ведущей деятельности – школьному обучению. 

    Предлагаемая программа:

    ·        позволяет значительно повысить интерес к обучению в школе

    ·        позволяет легче пройти период адаптации в первые дни учёбы;

    ·        предотвращая потерю интереса к выполняемой работе, учитель, учитывая психологические особенности младших школьников, оказывает им своевременную помощь, стимулирует интерес, обеспечивает успешное завершение работы;

    ·        близкое общение учителя с детьми дошкольного возраста позволяет лучше узнать будущего ученика, его способности, и, исходя их этого, руководить развитием его интересов, самостоятельной познавательной деятельностью, а ученик при общении с учителем преодолевает страхи, которые испытывают ученики в первые дни учёбы;

    ·        благодаря игровым моментам позволяет развить заинтересованность к учёбе, желание познавать новое.

    Таким образом, актуальность программы «АБВГДейка» заключается в умелом индивидуальном подходе к ребёнку, в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие личности ребёнка, с опорой на психологические особенности возраста детей.

    Новизна.

            Образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми. Если во время организованной образовательной деятельности ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает собственную задачу. Используемые игры-забавы, ролевые игры, игры-задачи не только опираются на интересы дошкольников, но и развивают их познавательную мотивацию. Программа предполагает использование широкого спектра игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных.

    Символическая игра – употребление ребёнком символов является одной из ступеней в развитии его мышления. Благодаря использованию символов у ребёнка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта.

    Организация деятельности кружка.

    Занятия проводятся 2 раза в неделю, включают в себя небольшую  теоретическую часть  с иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики ,театрализованную деятельность.

    Длительность каждого занятия для детей данного возраста -30 мин.

    Планируется распределение материала  на 64 часа  в год из расчёта  2 часа в неделю.

    В группе 8-10 детей.

    График  проведения занятий

    Режим занятий:  2 раза в неделю

    №п.п

    Возраст воспитанников

    Всего часов

    В том числе

    Формы контроля

    Лекции

    Практические занятия

    1.

    5-6 лет

    32 часа

    10 часов

    22 часов

    диагностика

    Старшая группа

    (I подгруппа)

    Старшая группа

    (II подгруппа)

    Понедельник

    15.30 – 16.00

    16.10 – 16.40

    пятница

    15.30 – 16.00

    16.10 – 16.40

    Программные задачи для детей старшей группы по развитию речи, грамоты

    • Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки;
    • Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах;
    • Закреплять умение делить слова на слоги;
    • Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита;
    • Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные;
    • Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце);
    • Продолжать знакомить с графическим изображением слова – прямоугольником (моделирование);
    • Познакомить с условным обозначением звуков: гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат (моделирование);
    • Учить обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков;
    • Учит писать слова с помощью графических изображений;
    • Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец;
    • Учить соотносить звук и букву;
    • Учить писать слова, предложения печатными буквами;
    • Учить проводить звуковой (фонетический) анализ слова;
    • Способствовать развитию фонематического восприятия;
    • Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные  тексты;
    • Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными;
    • Познакомить с терминологией «предложение»;
    • Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение»;
    • Учить составлять предложение из двух, трех, четырех слов;
    • Учить записывать предложение условными обозначениями;
    • Способствовать развитию графических навыков;
    • Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
    • Формировать навык самоконтроля и самооценки

    Предполагаемые умения и навыки детей

    • Знает буквы русского алфавита;
    • Пишет буквы русского алфавита в клетке;
    • Понимает и использует в речи термины «звук», «буква»;
    • Определяет место звука в слове: в начале, в середине, в конце;
    • Различает гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
    • Пользуется графическими обозначениями звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий, мягкие согласные – зеленый);
    • Умеет записывать слово условными обозначениями, буквами;
    • Соотносит звук к букве;
    • Пишет слова, предложения условными обозначениями, буквами;
    • Определяет ударный слог, ударную гласную и обозначает соответствующим значком;
    • Проводит звуковой анализ слова;
    • Читает слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;
    • Правильно пользуется терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
    • Составляет предложение из двух, трех слов, анализирует его.

    Тематический план по развитию речи и грамоты для старшей  группы

    Название темы

    Месяц

    1.

    Звук и буква «А». Графическое изображение звука «А». Рисование матрешек, написание буквы «А» в клетке. Место звука и буквы в слове

    Октябрь

    2.

    Звук и буква «О». Графическое изображение звука «О». Рисование мячей, написание буквы «О» в клетке. Игра «Схема-слово»

    3.

    Звук и буква «У». Графическое изображение звука. Рисование крючков, написание буквы «У». Игра «Соедини правильно»

    4.

    Звук и буквы «Ы». Графическое изображение звука «Ы». Игры «Слово, схема», «Ну-ка, буква, отзовись»

    5.

    Звук и буква «Э». Написание буквы «Э» в клетке. Игры «Закончи предложение», «Напиши правильно», «Кто больше»

    Ноябрь

    6.

    Закрепление пройденного материала, написание и чтение слов АУ, УА. Игры «Кто в каком домике живет», «Закрась правильно», «Звуки и буквы»

    7.

    Звук и буква «Л», написание буквы «Л», чтение слогов. Игры «Схема-слово», «Раздели правильно». Графическое изображение звука «Л»

    8.

    Звук и буква «М», написание буквы «М», чтение слогов. Графическое изображение звука «М». Игры «Загадки и отгадки», «Слоговые головоломки» Чтение слов «мама», «мыло». Знакомство с ударением

    9.

    Звук и буква «Н», написание буквы «Н», чтение слогов. Игры «Соедини правильно, «Подскажи словечко», «Слово, схема, предмет»

    Декабрь

    10.

    Звук и буква «Р», написание буквы «Р», чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закрась правильно», «Слова и слоги»

    11.

    Закрепление пройденного материала. Игры «Звук потерялся», «Как зовут мальчика», «Закрась правильно», «Звук и буква»

    12.

    Буква «Я», написание буквы «Я», чтение слогов, знакомство с твердыми и мягкими согласными. Игры «Загадки и отгадки», «Как зовут девочку». Чтение  предложения и его графическая запись

    13.

    Буква «Ю», написание буквы «Ю». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Как зовут девочку и мальчика». Чтение слов и их графическая запись

    Январь

    14.

    Буквы «Е», написание буквы «Е», чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Составление предложения и его графическая запись

    15.

    Буква «Ё», написание буквы «Ё». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Подскажи словечко»

    16.

    Звук и буква «И», написание буквы «И». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука  в слове», «Предмет, схема, слово»

    17.

    Закрепление пройденного материала. Твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Кто больше». Чтение предложения

    Февраль

    18.

    Звуки «К-КЬ», «Г-ГЬ», буквы «Г-К». Написание букв «Г-К». Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Слово, схема». Составление предложения и его графическая запись

    19.

    Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», буквы «Д-Т». Написание букв «Д-Т». Игры «Загадки и отгадки», «Узнай, какой звук потерялся»

    20.

    Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы «В-Ф». Написание букв «В-Ф», чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Определи место звука  в слове». Запись слов знаками, фонематический разбор слов

    21.

    Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы «З-С». Написание букв «З-С». Чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Допиши и прочитай». Фонематический разбор слова

    Март

    22.

    Звуки «Х-ХЬ», буквы «Х», написание буквы «Х», чтение слогов, слов, предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение»

    23.

    Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы «Б-П», написание букв «Б-П», чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Буквы рассыпались». Чтение предложений

    24.

    Звуки и буквы «Ж-Ш». Написание букв «Ж-Ш». Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема». Запись и чтение слов

    25.

    Звуки и буквы «Ч-Щ». Написание букв «Ч-Щ», чтение слогов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Фонематический разбор слов

    Апрель

    26.

    Звук и буква «Ц». Написание буквы «Ц». Чтение слогов, стихотворения. Игры «Загадки и отгадки», «Буквы рассыпались»

    27.

    Звук и буква «Й», написание буквы «Й». Чтение слов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема»

    28.

    Буква «Ь», написание буквы «Ь». Чтение слов, стихотворения, фонематический разбор слов. Игры «Буква потерялась», «Слово, схема», «допиши слово»

    29.

    Буквы «Ъ», написание буквы «Ъ», чтение слов, стихотворения. Игры «Слово, схема», «Звук, буква, слово», «Найди букву»

    Май

    30.

    Закрепление пройденного материала. Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «Разгадываем ребусы», «Отгадываем загадки»

    31.

    Закрепление пройденного материала. Игровые упражнения «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и запиши предложения». Игра «Подскажи словечко»

    32.

    Закрепление пройденного материала. Чтение стихотворения, знакомство с алфавитом.

    Программные задачи для детей старшей группы по формированию математических представлений. 

    1. Количество и счет:

    • Закрепить представление о числах и цифрах до 5;
    • Дать представление о числах и цифрах от 6 до 10 на основе сравнения двух множеств;
    • Продолжать учить считать по образцу и названному числу; понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета;
    • Учить воспроизводить количество движений по названному числу; писать цифры от 1 до 10; записывать решение задачи с помощью математических знаков и цифр; составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале; из неравенства делать равенство; различать количественный и порядковый счет в пределах 10; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации
    • Познакомить с математическими знаками +, -, =, >, >

    2. Величина:

    • Учить располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, употреблять сравнения; делить предмет на 2, 4 и более частей; понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
    • Развивать глазомер

    3. Геометрические фигуры:

    • Закрепить знания о геометрических фигурах; умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов;
    • Познакомить с геометрической фигурой – трапецией; тетрадью в клетку;
    • Учить преобразовывать фигуры; рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур; выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры

    4. Ориентировка в пространстве:

    • Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;
    • Учить обозначать словами положение предмета по отношению к себе, другому лицу; ориентироваться в тетради в клетку

    5. Ориентировка во времени:

    • Закреплять и углублять временные представления о частях суток, временах года;
    • Учить называть последовательно дня недели, определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра;
    • Знакомить с названиями месяцев

    6. Логические задачи:

    Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез

    Предполагаемые умения и навыки детей

    • Считают по образцу и названному числу в пределах десяти;
    • Понимают независимость числа от пространственного расположения предметов;
    • Пишут цифры от 1 до 10;
    • Пользуются математическими знаками +, -, =, <, >;
    • Записывают решение математической задачи с помощью математических знаков, цифр;
    • Соотносят количество предметов с соответствующей цифрой;
    • Различают количественный и порядковый счет в пределах десяти;
    • Составляют числа от 3 до 10 из двух меньших;
    • Знают геометрическую фигуру – трапецию;
    • Рисуют в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
    • Выкладывают из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;
    • Располагают предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;
    • Делят предмет на 2-4 и более частей, понимают, что часть меньше целого, а целое больше части;
    • Называют последовательно дня недели, месяцы;
    • Ориентируются на листе бумаги, в тетради в клетку;
    • Определяют положение предметов по отношению к другому лицу;
    • Решают логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
    • Понимают задание и выполняют его самостоятельно;
    • Проводят самоконтроль и самооценку выполненной работы;
    • Самостоятельно формулируют учебные задачи

    Тематический план для детей старшей группы

    Название темы

    Месяц

    1.

    Число и цифра 1; большой, поменьше, маленький

    Октябрь

    2.

    Число и цифра 2, знаки +, =; соотнесение формы предмета с геометрической фигурой; ориентировка на листе бумаги

    3.

    Числа и цифра 1, 2, 3. соотнесение количества предметов с цифрой; квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку

    4.

    Числа и цифры 1, 2, 3, 4. Соотнесение количества предметов и цифр, величина, работа в тетради в клетку; круг

    5.

    Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Знаки +, =, независимость числа от величины предметов, состав числа 5 из двух меньших

    Ноябрь

    6.

    Число и цифра 6. Знаки =, +, сложение числа 6 из двух меньших; длинный, короче, еще короче, самый короткий

    7.

    Числа и цифры 4, 5, 6. Знаки <, >, =, независимость числа от расположения предметов; квадрат, треугольник

    8.

    Числа и цифры 4, 5, 6. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки

    9.

    Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0, знак -; Дорисовывание геометрических фигур

    Декабрь

    10.

    Числа и цифры 0, 4, 5, 6. решение задачи, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки -, <, >; слева, справа, впереди, сзади

    11.

    Число и цифра 7. Знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет; часть и целое; выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради к клетку, деление квадрата на 2, 4 части

    12.

    Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Состав числа 7 из двух меньших; дни недели

    13.

    Числа и цифры 1-8, знаки +, -

    Январь

    14.

    Порядковый счет. Сложение числа 8 из двух меньших; деление предмета на 4 части

    15.

    Решение примеров на сложение и вычитание; овал; положение предмета по отношению к себе и другому лицу

    16.

    Знаки <, >. Порядковый счет; прямоугольник, треугольник, квадрат, круг

    17.

    Числа и цифры 1-9; высокий, низкий; дни недели

    Февраль

    18.

    Порядковый счет. Сравнение смежных чисел; часть и целое; квадрат

    19.

    Число 10; выкладывание из счетных палочек трапеции, лодки, работа в тетради в клетку; различия в двух похожих рисунках

    20.

    Цифры от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших; круг, трапеция, треугольник, квадрат

    21.

    Решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +, -; работа в тетради в клетку

    Март

    22.

    Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет; работа со счетными палочками

    23.

    Решение примеров на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших; работа в тетради в клетку; круг, прямоугольник

    24.

    Установление соответствия между цифрой и количеством предметов, знаки <, >; дни недели; круг, треугольник, прямоугольник, трапеция

    25.

    Решение задач на сложение и вычитание; четырехугольники, шестиугольник

    Апрель

    26.

    Решение задачи на вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, работа в тетради в клетку; большой, поменьше, самый маленький; треугольник; части суток

    27.

    Решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет; дни недели, времена года

    28.

    Решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших; круг, овал, треугольник; ориентировка на листе бумаги

    29.

    Решение задач; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник

    Май

    30.

    Порядковый счет, решение математической загадки; рисование предмета из заданных фигур; работа в тетради в клетку

    31.

    Порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших; треугольник, круг, трапеция, символические изображения предметов из счетных палочек

    32.

    Решение задачи, примеров, соотнесение цифры с количеством предметов, стихи о цифрах с 1 до 10

    Диагностика математических способностей

    детей 5-6 лет

    Фамилия, имя

    Различать и называть треугольник, квадрат, прямоугольник, цилиндр, шар, куб, знает их характерные отличия.

    Различать, из каких частей составлена группа предметов, назвать их характерные особенности (цвет, форму, величину)

    Сравнивать две группы предметов, путем поштучного соотнесения.

    Раскладывать 3 – 5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем, убывающем порядке

    Может назвать  все цифры от 0 до 9

    Ориентирование в пространстве, времени.

    1. Тульский Ваня

    Высокий уровень –        

                    Средний               –        

                    Низкий                 -        

    Диагностика по речевому развитию

    детей 5-6 лет

    Фамилия, имя

    Владение  новыми названиями  предметов, их качеств, деталей

    Умение  пользоваться  словами  с   противоположным  значением

    Умение  правильно  согласовывать слова  в  предложении

    Умение  самостоятельно  конструировать  слова  и  их  формы

    Правильное  произношение всех звуков  родного  языка

    Умение различать на слух и называть слова с  определенным  звуком

    Интонационная  выразительность  речи ; дикция

    Умение  вести диалог со взрослыми и  сверстниками ( просьба, мнение)

    Умение задавать вопросы, правильно отвечать на  вопросы

    Умение пересказывать небольшие сказки и рассказы

    Умение составлять небольшие рассказы о предмете, по картине

    1. Тульский Ваня

                    Высокий уровень –              

                    Средний               –                

                    Низкий                 -                

    Список литературы

    1. Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки» - М., «Сфера», 2008
    2. Е.В.Колесникова «Математика для детей 3-4 лет». Методическое пособие – М., «Сфера», 2007
    3. Е.В.Колесникова «Я начинаю считать». Рабочая тетрадь – М., «Сфера», 2007
    4. Е.В.Колесникова «Математика для детей 4-5 лет». Методическое пособие – М., «Сфера», 2008
    5. Е.В.Колесникова «Я считаю до пяти». Рабочая тетрадь – М., «Сфера», 2008
    6. Е.В.Колесникова «Математические прописи для детей 4-5 лет» - М., «Сфера», 2008
    7. Е.В.Колесникова «Математика для детей 5-6 лет». Методическое пособие – М., «Сфера», 2008
    8. Е.В.Колесникова «Я считаю до десяти». Рабочая тетрадь – М., «Сфера», 2008
    9. Е.В.Колесникова «Я запоминаю цифры». Рабочая тетрадь – М., «Сфера», 2007
    10. Е.В.Колесникова «Математические прописи для детей 5-7 лет» - М., «Сфера», 2008
    11. Е.В.Колесникова «Я составляю числа». Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет – М., «Сфера», 2007
    12. Е.В.Колесникова «Я решаю логические задачи». Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет - М., «Сфера», 2008
    13. Е.В.Колесникова «Геометрические фигуры». Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет - М., «Сфера», 2008
    14. Е.В.Колесникова «Математика для детей 6-7 лет». Методическое пособие – М., «Сфера», 2008
    15. Е.В.Колесникова «Я считаю до двадцати». Рабочая тетрадь – М., «Сфера», 2008

    16.Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» - М., «Ювента», 2007 г.

    17.Колесникова Е.В. «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет». Учебно-методическое пособие – М., «Ювента», 2007 г.

    18.Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет». Учебно-методическое пособие – М., «Ювента», 2007 г.

    19.Колесника Е.А. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет». Учебно-методическое пособие – М., «Ювента», 2007 г.

    20.Колесникова Е.В. «Звуки и буквы». Демонстрационный материал  и учебно-методическое пособие для занятий с детьми 5-7 лет – М., «Ювента», 2007 г.

    21.Колесникова Е.В. «Развитие интереса и способностей у детей 6-7 лет». Учебно-методическое пособие – М., «Ювента», 2007 г.

    22.Колесникова Е.В. «Я начинаю читать». Рабочая тетрадь для занятий с детьми 6-7 лет – М., «Ювента», 2007 г.

    23.Колесникова Е.В. «От А до Я». Рабочая тетрадь для занятий с детьми 5-6 лет – М., «Ювента», 2007 г.

    24.Колесникова Е.В. «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для занятий с детьми 4-5 лет – М., «Ювента», 2007 г.

    25. Колесникова Е.В. «Раз – словечко, два – словечко». Рабочая тетрадь для занятий с детьми 3-4 лет – М., «Ювента», 2007 г.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"

    Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи Программы:·...

    Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"

    Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи Программы:·                   Создать условия ...

    Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные ладошки» Группа №7 «Фантазеры»

    Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки» по развитию мелкой моторики в 1 младшей группе № 7 № «Фантазёры» «Источники способностей и дарований детей - на кончиках и...

    Рабочая программа дополнительного образования кружка "Скоро в школу" для детей старшего дошкольного возраста.

    В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенкам языка в единстве сознания и деятельности.К...

    «Организация и методика работы по программе дополнительного образования по аквааэробике «Весёлые рыбки» с детьми старшего дошкольного возраста.»

    Аква- фитнес – это новое, модное понятие последних лет, но оно активно покоряет сердца людей, стремящихся к красоте и здоровью. Разумеется, подход к физическим упражнениям на воде разниться в за...

    Образовательная программа дополнительного образования по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц

    Одной из важнейших задач системы дошкольного образования уже на протяжении многих лет является развитие речи детей.  Связная речь   выполняет важнейшие функции: с ее помощью формируются...