Главные вкладки

    Театрализованная деятельность как средство коррекции эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития
    статья по коррекционной педагогике по теме

    Саулина Екатерина Сергеевна

    Данный материал является обобщением педагогического опыта работы с детьми с задержкой психического развития. В презентации отражены особенности эмоционально-волевой сферы, формирования игровой, театрализованной деятельности данного контингента детей. Представлены различные формы организации совместной деятельности и некоторые используемые технологии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл презентация1.76 МБ
    Файл текст презентации46.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Театрализованная деятельность как средство коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР ГБДОУ детский сад №133 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга Учитель-дефектолог Саулина Е.С. Воспитатель Васильева Л.Н.

    Слайд 2

    Эмоции и воля как психические процессы Психический процесс и состояние во время которых возникает в различных формах отношение человека к окружающей его действительности, предметам, людям, животным, природе называется эмоциями . Эмоция как процесс – есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Воля –потребность в преодолении препятствий.

    Слайд 3

    Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР Неустойчивость эмоционально-волевой сферы Проявления негативизма Эмоциональные расстройства

    Слайд 4

    Театрализованная деятельность Театрализованная деятельность определяется рядом исследователей как игра, включенная в сюжетно-ролевую игру. (Д.Б. Эльконин ) Театрализованная деятельность выделяется наряду с сюжетно-ролевой как творческая игра (Н.Я. Михайленко , Л.В. Артемова) В различных пособиях театрализованная деятельность рассматривается как театрально-игровая и приравнивается к игре - драматизации

    Слайд 5

    Театрализованная деятельность детей с ЗПР Эмоциональная бедность Безынициативность Отсутствие речевого сопровождения Несформированный целевой компонент Неустойчивый или избирательный интерес Отражательный характер Не сформированность функции замещения

    Слайд 6

    Театрализованные игры Режиссерские игры Театр плоскостных фигур Объемный плоскостной театр Театр на палочках Теневой театр Пальчиковый театр Театр кукол би-ба-бо

    Слайд 7

    Игры-драматизации Частично костюмированные Полностью костюмированные

    Слайд 8

    Формы организации индивидуальная групповая

    Слайд 9

    Коррекционно-развивающие задачи Развитие у ребенка представлений о себе Обучение распознаванию своего эмоционального состояния и умения его оценивать Формирование умения с помощью мимики выражать эмоциональные состояния (радость, гнев, испуг, огорчение) Развитие навыков эмоционального общения детей друг с другом и взрослыми Формирование неречевых (мимика, жест) и речевых средств общения Обучение выражению своих чувств и настроений в соответствии с заданной сказочной ситуацией Формирование основ нравственного поведения Обучение простейшей импровизации Развитие пространственно-временной ориентировки Развитие общей и мелкой моторики

    Слайд 10

    Подготовительный этап Создание эмоционально-комфортного фона Установление контакта между педагогами и ребенком Формирование положительного эмоционального отношения к окружающему миру Сформировать интерес к театрализованной деятельности

    Слайд 11

    Основной этап Создание эмоционально-комфортного фона Стимулировать к выражению эмоций посредствам мимических, пантомимических и речевых средств Формирование умения видеть и понимать простейшие действия человека, животного, их чувства, настроение Развивать умение управлять своими эмоциями произвольно Активизация внимания и речевой активности детей

    Слайд 12

    Сказкотерапия Технология, в основе которой используется сказка и позволяет в доступной неназидательной форме воздействовать на эмоциональное состояние ребенка.

    Слайд 13

    Психогимнастика Пантомимические этюды

    Слайд 14

    Темпоритм

    Слайд 15

    Медитативная техника

    Слайд 16

    Релаксация

    Слайд 17

    Проигрывание сказочной ситуации Сказка про башмачки Русская народная сказка « Заюшкина избушка»

    Слайд 18

    Песочная игротерапия Технология позволяющая в процессе игры, использовать природный материал- песок, создавая прекрасную возможность для выражения эмоций, отношения к окружающему, снижению уровня тревожности.

    Слайд 19

    Дорожка к теремку

    Слайд 20

    Какое настроение у колобка?

    Слайд 21

    Музыкальная терапия Технология, в которой используется музыка, способная успокаивать, возбуждать, воодушевлять, тревожить, погружая в определенное эмоциональное состояние.

    Слайд 22

    Изотерапия Технология позволяющая посредством изобразительного творчества выражать чувства, эмоциональное состояние, используя при этом цвет, линию, форму, не ставя целью создание произведения искусства, эстетического продукта.

    Слайд 23

    Моё настроение по мотивам сказки « Заюшкина избушка »

    Слайд 24

    Осенняя сказка авторская сказка

    Слайд 25

    Мешок яблок по мотивам сказки В. Сутеева

    Слайд 26

    Моё настроение в детском саду

    Слайд 27

    Театрализованная деятельность, как никакая другая, открывает поистине безграничные возможности для коррекции, развития не только эмоционально-волевой сферы, но и личности в целом.



    Предварительный просмотр:

    Слайд 1

    Театрализованная деятельность как средство коррекции эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития.

    Слайд 2

            Жизнь современного человека многообразна и неотъемлемой ее частью являются эмоции. Мы испытываем их всегда и везде.

            Психический процесс и состояние, во время которых возникает в различных формах отношение человека к окружающей его действительности, предметам, людям, животным, природе называется эмоциями.

            В тоже время эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний.

            Человек, как существо разумное может осуществлять контроль над своим эмоциональным состоянием с помощью воли. Это выражается в способности индивида к сознательному регулированию своего поведения. Совершаемые человеком действия в большей или меньшей степени связаны с психическим регулированием, а именно волевым процессом.

            Некоторые специалисты считают, что воля – потребность в преодолении препятствий. И как любая потребность, может стать источником эмоций – положительных или отрицательных, возникших в результате преодоления или не преодоления преграды.

            Из вышесказанного можно сделать вывод: эмоции и воля неразрывно связаны между собой.

    Слайд 3

            Мы работаем в группе для детей с задержкой психического развития. Комплексное изучение данного контингента  детей выявило у них незрелость эмоционально-волевой сферы, нарушение познавательной активности, не сформированность психических процессов внимания, памяти, мышления. Данные нарушения требуют комплексного подхода и систематического коррекционно-развивающего обучения.

            У детей с ЗПР наблюдается:

    1. Неустойчивость эмоционально-волевой сферы.

    Дети не могут сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Это обуславливается низким уровнем произвольной психической активности.

    1. Проявления негативизма

    У детей наблюдаются трудности в установлении контактов со сверстниками, проявление негативных эмоций, агрессии.

    1. Эмоциональные расстройства

    Дети испытывают страх, повышается шкала тревожности, склонны к аффективным реакциям.

    Дети с Задержкой психического развития некритичны, неорганизованны, неадекватны в самооценке, эмоции их поверхностны и неустойчивы.

    Данные особенности являются одним из значимых факторов, которые не допускают полноценного развития познавательной деятельности. Доказана взаимосвязь между уровнем интеллекта, устойчивостью внимания  и эмоционально-волевой сферой детей с ЗПР. Что позволяет отметить следующее: нормализация эмоционально-волевой сферы является одним из основных факторов успешной коррекционно-развивающей работы, способствующей положительной компенсации и социализации таких детей.

    Слайд 4

    В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра. Значительную роль в развитии ребенка занимают театрализованные игры. Этот вид деятельности наиболее привлекательный для детей, так как несет большую эмоциональную нагрузку, допуская незаметное руководство взрослого, тем самым принося ребенку удовлетворение и радость. Большинство исследователей отождествляют понятия деятельность и игра. Д.Б. Эльконин рассматривает театрализованную деятельность как игру, включенную в сюжетно-ролевую игру; по мнению Н.Я. Михайленко, Л.В. Артемовой , театрализованная деятельность наряду с сюжетно-ролевой образуют творческую игру; в различных пособиях театрализованная деятельность определяется как театрально-игровая и приравнивается к игре-драматизации.

    Слайд 5

    Л.С.Выготский считал, что в развитии нормального ребенка и ребенка с особенностями существуют общие закономерности. Опираясь на данное положение можно сделать вывод: дети с задержкой психического развития проходят те же стадии, что и нормально развивающиеся, происходят последовательные смены ведущего вида деятельности. Таким образом, у детей с ЗПР наступает период, когда игра становится наиболее значимой. Но для этого необходимо выполнение ряда условий: систематическая коррекционно-развивающая работа, создание особой познавательной среды.

    Осуществление данных условий обусловлено индивидуальными особенностями детей с ЗПР: в процессе театрализованной деятельности у ребят не наблюдается разнообразие интонаций определяющих героев, личного отношения к сюжету, событиям. Они не проявляют инициативу, в силу не сформированности целевого компонента, не используют предметы-заместители, действия носят отражательный характер (подражание взрослому), отсутствует речевое сопровождение, отмечается неустойчивый или избирательный интерес.

    Хотелось отметить, что эмоциональная бедность театрализованной деятельности обусловлена не только биологическими факторами, но и эмоциональной депривацией, которая может возникать еще в раннем возрасте в семье. Родители не уделяют должного внимания, не проявляют действий направленных на эмоциональное общение с ребенком (не поют детям песни, редким бывает тактильный контакт, не проявляют эмоций сами). Общение сводится к ситуативно-деловому.

    Проведенная нами экспериментальная работа показала: дети, с ЗПР у которых, во время коррекционно-развивающего обучения формировалась целенаправленно театрализованная деятельность стали отличаться от сверстников динамикой развития, адекватными эмоциональными реакциями, доброжелательностью, отсутствием проявлений негативизма, снижением тревожности.

    Слайд 6

    Поэтому целенаправленная работа по формированию театрализованной деятельности  ведется систематически. Предлагаем рассмотреть формы организации совместной деятельности и некоторые используемые технологии.

    В процессе театрализованной деятельности используются игры. Мы придерживаемся классификации Артемовой Л.В.:

            Данная работа проводится совместно учителем-дефектологом и воспитателем. Для этого используется следующий материал: дидактические игрушки, объемные и плоскостные куклы, костюмы, иллюстрации. Материал подбирается с учетом особенностей детей с ЗПР и соответствует задачам и содержанию данной деятельности.

    Слайд 8

     Используется подгрупповая и индивидуальная форма взаимодействия. Основная цель индивидуальной деятельности – активизация потенциальных возможностей ребенка, усвоение индивидуальных коррекционно-развивающих программ. Данная  работа не дублирует содержание подгрупповых занятий, а развивает эмоциональную, двигательную, познавательную сферу каждого ребенка, учитывая его особенности.

    Сочетание индивидуальных и подгрупповых форм взаимодействия, связь с другими разделами программы: ознакомление с окружающим миром, конструированием, формированием элементарных математических представлений, рисованием, лепкой, аппликацией, использование поделок, рисунков изготовленных детьми  в процессе театрализованных игр, взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя позволяет осуществлять комплексный подход, что в свою очередь позволяет постоянно воздействовать и на эмоционально-волевую сферу ребенка, и на формирование личности в целом.  

    Слайд 9

            Учитывая особенности детей с ЗПР, уровень их развития, возраст в проведении театрализованных игр, целесообразно выделить два этапа: подготовительный и основной.

            На всех этапах реализуются следующие задачи:

    • Развитие у ребенка представлений о себе
    • Обучение распознаванию своего эмоционального состояния и умения его оценивать
    • Формирование умения с помощью мимики выражать эмоциональные состояния (радость, гнев, испуг, огорчение)
    • Развитие навыков эмоционального общения детей друг с другом и взрослыми
    • Формирование неречевых (мимика, жест) и речевых средств общения
    • Обучение выражению своих чувств  и настроений в соответствии с заданной сказочной ситуацией
    • Формирование основ нравственного поведения
    • Обучение простейшей импровизации
    • Развитие пространственно-временной ориентировки
    • Развитие общей и мелкой моторики

    Слайд 10 

    В процессе подготовительного этапа первостепенными становятся следующие задачи:

    • Создание эмоционально-комфортного фона: ребенку должно быть комфортно в детском саду, группе, он должен адаптироваться к новым условиям (детский коллектив, режимные моменты, отсутствие родителей). Весь коллектив нашего детского сада всегда доброжелателен, в группе познавательно-развивающая среда организованна таким образом, что все игрушки доступны детям без помощи взрослого, отсутствуют игры способствующие проявлению агрессии, педагоги всегда помогают детям в ознакомлении с группой, понимании и соблюдении режимных моментов, организуют постоянную, различную совместную деятельность, учитывая эмоциональное состояние. Это помогает уменьшить риски адаптационного периода и сократить его по времени.
    • Установление контакта между педагогами и ребенком
    • На данном этапе педагоги демонстрируют  положительное эмоциональное отношение к окружающему миру по средствам театрализации, наблюдениями за объектами природы, тем самым формируя его у детей.
    • Формировать интерес к театрализованной деятельности, важнейшая задача подготовительного периода. Достаточно длительный период педагоги выполняют игровые действия с куклами, театрами, сопровождая эти действия речевыми образцами, на высоком эмоциональном фоне, демонстрируя свою увлеченность и интерес к данной деятельности. Когда дети начинают проявлять заинтересованность, педагоги вовлекают их театрализованные игры, обучая проявлять эмоции, мимику, интонацию персонажей, сопровождать действия речью, подражая взрослому.

    Слайд 11

    На основном этапе первостепенной задачей становится подготовка и вовлечение ребенка в процесс театрализации.

    Немаловажны и следующие:

    • Создание эмоционально-комфортного фона
    • Стимулировать к выражению эмоций посредствам мимических, пантомимических и речевых средств
    • Формирование умения видеть и понимать простейшие действия человека, животного, их чувства, настроение
    • Развивать умение управлять своими эмоциями произвольно
    • Активизация внимания и речевой активности детей

    Для решения данных задач и коррекции эмоционально-волевой сферы мы считаем наиболее эффективными следующие технологии и приемы:

    Слайд 12

    Сказкотерапия - технология, в основе которой используется сказка и позволяет в доступной неназидательной форме воздействовать на эмоциональное состояние ребенка.

    Дети вовлекаются в сказкотерапию только добровольно, не все сразу включаются в процесс, поэтому дается возможность присутствовать в качестве зрителя и в любой момент по желанию перейти к активному участию.

    Слайд 13 

    В данном виде деятельности обязательно включение психогимнастики – системы этюдов, игр и упражнений, способствующих выражению в мимике и движениях эмоциональных состояний.

     В процессе пантомимических этюдов на первом этапе мы обучаем детей изображать элементарные эмоции (радость – грусть) и их последовательную смену, в дальнейшем  воспитанники учатся отображать эмоциональное состояние героев сказок, передавать пантомимически  природные явления.

    Слайд 14

    Одними из наиболее любимых детьми являются упражнения на ритмизацию природных явлений, чувств и действий героев. «Дождь»: дети совместно с педагогом и музыкальным сопровождением ритмически, используя пальцы рук, отбивают ритм дождя, сначала дождь слабый, потом сильнее, совсем сильный, слабее, последние капли.

    Слайд 15

    Отдельное место занимают медитации – погружение  в определенное эмоциональное состояние, посредством музыкального сопровождения, движения, использования определенных атрибутов.

    Данные упражнения и их систематическое использование способствует развитию умения детей распознавать, выражать и контролировать эмоции не только в процессе игры, но и в реальной действительности,  эмоциональному раскрепощению. Так например во время проведения сказкотерапии «Потерялась мама» детям предлагается представить себя главным героем сказки – козленком, который наконец нашел свою маму, ему стало радостно, весело, он улыбался, все вокруг стало разноцветное , яркое, при этом используются атрибуты разноцветные ленточки,…..

    Слайд 16

     В отдельную группу можно выделить релаксации: в данном виде работы ребенок переносится с помощью звуков, музыки, речи, удобному положению тела, закрытым глазам в эмоционально положительный, спокойный мир своего воображения: в летний лес, на цветущий луг, на берег моря.

    У большинства детей с ЗПР в анамнезе присутствует синдром дефицита внимания с гиперактивностью, таким детям просто необходимы в течение дня релаксационные паузы, способствующие успокоению, расслаблению, и тем самым благотворно влияющие на состояние нервной системы.

    Слайд 17

    Проигрывание сказочной ситуации. Сказка для ребенка — это особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, столкнуться со сложными явлениями и чувствами в доступной для понимания ребенка форме, понять взрослый мир чувств и переживаний.

    Кроме этого, у детей сильно развит механизм идентификации, то есть процесс эмоционального  объединения себя с другим человеком, например со сказочным персонажем, а также присвоения его норм, ценностей, образцов поведения как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством  ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагается выход из сложных ситуаций, пути решения возникающих конфликтов, позитивная вера в себя.

    Слайд 18

        Особый интерес вызывает у детей песочная игротерапия – технология, позволяющая в процессе игры, использовать природный материал - песок, создавая прекрасную возможность для выражения эмоций, отношения к окружающему, снижению уровня тревожности.

            Песок – это универсальный дидактический материал его можно трогать, пересыпать, он может быть теплым, холодным, сухим, мокрым, белым, цветным, из него можно строить, лепить, на нем можно рисовать.  Этот материал знаком детям с раннего детства, ассоциируется с положительными эмоциями и потому не вызывает тревожности перед неизвестным, а наоборот привлекает.

    Слайд 19

    Для создания положительного эмоционального фона, снятия напряжения используются различные игры, наиболее увлекательна для детей деятельность с цветным песком. «Дорожка к теремку»: ребенку на выбор предлагается песок разного цвета, выбрав по своему желанию цвет, он выстраивает дорожки к теремку для каждого героя, проигрывая сказку. 

    Слайд 20

            Очень важны игры направленные на узнавание и выражение эмоций: одна из таких игр «Какое настроение у колобка?» для её проведения используется специальный песок из которого можно лепить. Ребенку предлагают подумать и изобразить: «В каком настроении был колобок, когда катился по тропинке?». Слепив колобка, ребенок сравнивает свою фигурку с предложенной педагогом, оценивает правильность выбора цвета, формы, отображения эмоций.

    Слайд 21

    Музыкальная терапия – технология, в которой используется музыка, способная успокаивать, возбуждать, воодушевлять, тревожить, погружая в определенное эмоциональное состояние.

    Музыка используется практически в любом виде театрализованной деятельности, позволяя  создать необходимый эмоциональный фон в зависимости от разыгрываемой ситуации, настроить детей на восприятие сказки, передать настроение и характер героев, природные явления. Музыка используется не только как аккомпанемент,  детям предлагается самим  с помощью музыкальных инструментов выразить чувства, настроение. В данных играх не используются правила игры на музыкальных инструментах, ребенок, извлекая звук, пытается понять подходит ли он к его настроению или настроению героев, если нет – подбирает другой, меняя ритм, тональность, действуя интуитивно.

    Таким образом, музыкальные игры способствуют эмоциональному раскрепощению детей, нормализации настроения, выражению своих чувств, снижению тревожности и агрессии и являются неотъемлемой частью театрализованной деятельности.

    Слайд 22

       Изотерапия – технология, позволяющая посредством изобразительного творчества выражать чувства, эмоциональное состояние, используя при этом цвет, линию, форму, не ставя целью создание произведения искусства, эстетического продукта.

    «Как только человек понимает и осознает свои переживания, они становятся источником творчества» (Н.Роджерс)

    И как только у детей с ЗПР возникает желание изобразить настроение героев сказки, своё, после проигрывания сказочной ситуации, когда ребенок выбирает краски, карандаши, используя преимущественно яркие, светлые цвета, мы испытываем радость: во-первых нам удалось создать положительный эмоциональный фон, во-вторых, если ребенок рисует, даже имея заданную тему, значит он понимает, а в некоторых случаях и осознает свои переживания и способен к выражению эмоций.

    Рисование универсальный способ выражения своих чувств, настроения, доступно любому и в любом месте. Можно рисовать красками, карандашами, мелками, пальчиками, даже палочкой на листе бумаги, на песке, на снегу, на асфальте. Здесь нет определенных правил, мы можем лишь предложить ребенку тему слайд 23 (твое настроение после проигрывания русской народной сказки «Заюшкина избушка»), технику рисования слайд 24 (нарисуй «Осеннюю сказку» так), изобразить свои фантазии слайд 25 ( сказка В.Сутеева «Мешок яблок»).

    Слайд 26

    И конечно очень приятно получать такие работы «Мое настроение в детском саду». Наша группа называется «Радуга» и очень хочется, чтобы с помощью нашей работы, стараний родителей, в жизни детей с Задержкой психического развития присутствовали  все цвета радуги.  (жизнь детей с зпр заиграла всеми цветами радуги).

    Слайд 27

    Проводя, совершенствуя , анализируя нашу работу по коррекции эмоционально-волевой сферы, в процессе театрализованной деятельности мы пришли к выводу:

     деятельность, как никакая другая открывает поистине безграничные возможности для коррекции, развитию не только эмоционально-волевой сферы, но и личности в целом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема «Шоколадная фабрика»

    В рамках творческо - исследовательского проекта "Шоколад - это полезно или вредно" мы с детьми узнали много интересного о шоколаде и сами готовили шоколадные конфеты по рецепту Мудрого Филина....

    Театрализованная деятельность как средство коррекции психо-речевого недоразвития детей с ЗПР.

    Данный материал раскрывает роль театрализованной деятельности в развитии детей с психо-речевыми недостатками....

    Презентация "Развитие эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития"

    В презентации раскрыты особенности эмоционального развития детей и использование антистрессовых игрушек в процессе коррекционной работы....

    Конспект непосредственно- образовательной деятельности с применением ИКТ в подготовительной группе детей с задержкой психического развития "Что мы знаем о животных?"

    Создание совместно с детьми  стенгазеты «Дикие и домашние животные» в подарок  детям старшей группы.Закрепление знаний детей о домашних и диких животных....

    Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

    Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окр...

    Особенности эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития

    Для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подража...