"Синтезатор как средство развития тембрового мышления"
статья на тему

Савина Елена Анатольевна

Материал о важности работы с тембрами на занятия композиции, используя возможности синтезатора

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon savina_e._sintezator_kak_sredstvo_tembrmyshl.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Савина

Синтезатор как средство развития тембрового мышления

Сочинение музыки это один из сложнейших видов музыкальной деятельности. Процесс сочинения требует знания основ гармонии, полифонии, музыкальной формы и инструментовки, а также умений в области  импровизации и исполнения музыки. Научиться  сочинять можно, если есть тяга к самовыражению при помощи музыки, а вот научить этому искусству другого – это сложная задача, тем более, если это учащийся детской музыкальной школы. Выделить единственный правильный метод преподавания композиции очень проблематично. Во многом выбор приемов творческого развития зависит от самого учащегося, так как при этом выборе  учитывается его индивидуальность, уникальность. На занятиях по композиции параллельно решается большое количество задач, которые совпадают с возможностями нового инструмента – синтезатора.

Появление синтезаторов было началом не только технической, но и идейной революции в музыке. Давнишняя мечта - объединить в одном лице композитора, исполнителя, дирижера - реализовалась в одном этом инструменте. Синтезатор может воспроизводить записанную ранее музыку и создавать новую. В этом принципиальное отличие этого инструмента от любого другого, поэтому и методика обучения должна принципиально отличаться. Кроме того, синтезатор как инструмент все время находится в стадии совершенствования и добавления возможностей. Поэтому нет смысла строить методику обучения и писать учебные пособия, ориентируясь на какую-то конкретную модель синтезатора. Обучение на синтезаторе может помочь преодолеть одностороннее музыкальное образование, как и сочинение музыки.

Ниже приведена небольшая таблица тех моментов, с которыми приходиться сталкиваться на уроках композиции. Напротив описаны некоторые возможности синтезатора (средних параметров), которые могут помочь в реализации творческих замыслов. Новые модели синтезаторов представляют уже современные рабочие станции, в которых можно даже создавать собственные тембры и стили, а также  использовать приемы звукорежиссуры.

Задачи композиции

Возможности синтезатора

1

Импровизация в разных музыкальных стилях и жанрах

Использование банков со стилями и функции автоаккомпанемента

2

Сочинение тембров в произведении

Огромный выбор тембровых красок (сэмплированные звуки)

3

Оформление сочинения в нотную запись

Функция многодорожечной записи, просмотр партитуры в окне синтезатора

4

Собственно сочинение – мелодии, подголосков, фактуры, гармонии.

Все выше перечисленные функции

Изначально, синтезатор изобретался с одной целью - дать возможность создания новых тембров, и только потом стал «обрастать» множеством других функций и возможностей. Именно тембрам уделяется огромное внимание в этом инструменте. Большое количество различных музыкальных инструментов способно озвучить практически любое произведение – это является необходимым средством при работе над сочинением.

Развитие тембрового мышления важно не только при музыкальном воспитании начинающего композитора, но и исполнителя. Симфонический оркестр с его более чем 20 разновидностями различных инструментов охватывает богатейшую палитру красочных звучаний. Поэтому в педагогической практике для развития тембрового слуха чаще всего вызывают в воображении звучание различных инструментов симфонического оркестра и прибегают к их имитации. Не имея возможности сразу озвучить сочинение теми тембрами, которые выбирает учащийся, приходится прибегать к данной методике. К сожалению, не у всех учащихся получается более точно представить «нужное» звучание, по причине небольшого слухового опыта и недостаточных знаний в области инструментовки. В этом случае синтезатор может сыграть решающую роль. Он может дать возможность озвучивания и записи всех пластов музыкальной фактуры разными тембрами. При последующем прослушивании записанных партий учащийся может оценивать:

  1. собственную игру (неточное исполнение, «нехватка» техники исполнения может стать стимулом к занятиям на инструменте);
  2. соответствие выбранного тембра музыкальному образу сочинения;
  3. гармоничное сочетание тембровых красок внутри одной фактуры;
  4. схожесть манеры исполнения на синтезаторе с игрой на выбранном музыкальном инструменте.

Некоторые моменты, такие как техническая подвижность инструмента, особые штрихи и приемы звукоизвлечения, должен объяснять и демонстрировать педагог. Здесь важна не простая констатация факта возможностей того или иного тембра, а то, для чего они используются и как влияют на музыкальный образ.

Не смотря на то, что тембровая драматургия – понятие, которое используется, в основном, для характеристики симфонических произведений, некоторые её приемы можно использовать и в сочинениях для небольших инструментальных составов. Простейший прием из арсенала тембровой драматургии – персонификация тембра. Суть его в том, что определенный тембр ассоциируется с каким-либо персонажем или аксессуаром сюжета. Применяется это в программной музыке. Именно выбор  окраски звучания может повлиять на создаваемый музыкальный образ – подчеркнуть его, сделав ярче, привнести новый оттенок в настроение.

В практике преподавания композиции не всегда тембру уделяется должное внимание. Алгоритм сочинения порой противоречит развитию тембрового мышления, так как сначала пишется музыка, а потом выбираются тембры, чтобы её озвучить. Данный тип работы можно использовать на начальном этапе, но всегда следует стремиться к более правильному, идеальному алгоритму сочинения: изначально писать произведение для конкретного музыкального инструмента, учитывая его тембровые характеристики, технические возможности и особые приемы звукоизвлечения. Если использовать такой подход, то тембр сможет  участвовать в процессе формообразования нового сочинения: «подсказывать» приемы и методы развития музыкального материала, выстраивать форму произведения в целом.

Рассмотрим некоторые приемы формообразования.

  1. Появление нового тембра уже является одним из средств развития музыкального материала. Обычно смена тембровой краски происходит в момент  развития или обновления (появления нового) тематизма.
  2. Экономия тембров это процесс постепенного включения новых инструментов. Общее крещендо, которое подводит к кульминации всего произведения, может осуществляться не только с помощью фактурного уплотнения и динамического усиления, но и с помощью накопления тембров.
  3. Взаимоотношения функций музыкальной ткани и тембров -  важнейший процесс инструментовки. Различные одновременно звучащие функции ткани должны отличаться друг от друга своим тембровым оснащением или характером звучания.

Здесь требуется уделить особое внимание анализу фактуры, определению функций голосов.  Чаще всего мы сталкиваемся с гомофонно-гармонической фактурой, в которой есть тема и сопровождение. Следует помнить, что обязательным является контраст между соло и аккомпанементом - тембровый, тесситурный и ритмический. В зависимости от образного содержания произведения, можно использовать несколько солирующих тембров, тогда можно применять следующие методы развития материала:

  1. сочинение подголосков «новым» тембром к основной мелодии;
  2. дублирование мелодии в унисон, октаву, в интервалы – терция, секста;
  3. смена ролей – тематизм одного тембра переходит к другому и наоборот;
  4. продолжение мелодии другим тембром и т. д.

Сопровождение можно разделить на три функции – бас, гармоническая и ритмическая. Функция баса может выполнять и мелодическую функцию, что может внести разнообразие в общий характер звучания. Поэтому её следует выделять другим тембром. Что же касается гармонической функции, то здесь можно выделить следующие моменты. Изложение гармонии может быть хоральным, фигурационным и смешанным. При хоральном изложении важно динамическое равновесие. Звуки вертикали должны быть тщательно уравновешены по силе звучания. Чем компактнее вертикальная функция ткани, тем настоятельнее необходимость в их одинаковой тембровой оснащенности. При фигурационном изложении могут быть различные варианты тембровой насыщенности, которые можно определить только в каждом конкретном случае. Если используются ударные инструменты, то можно выделить ритмическую функцию, которая так же будет влиять на общее настроение композиции.

Таким образом, тембровое мышление является одним из важных компонентов процесса сочинения, который помогает осваивать логику развития музыкального материала и развивать более тонкое слышание и чувствование всех элементов фактуры. Поэтому использование тембровых банков синтезатора в сочетании с другими многочисленными функциями позволяет осуществлять самые грандиозные творческие замыслы. Можно пробовать сочинять музыку к театральным постановкам, фантазировать в определенных стилях и жанрах, заниматься аранжировкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников

Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольниковЛогическое мышление детей существенно отличается от логического мышления взрослого человека. Современные психологи...

Мастер-класс "Логико-математические игры как средство развития логического мышления детей"

Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками...

Математические игры как средство развития логического мышления дошкольников

Использование различных игр во время образовательной деятельности при изучении математики....

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вэтой статье представлен материял о влиянии дидактической игры на развитие логического мышления у старших дошкольников....

Дидактическая игра как средство развития логического мышления

Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказы...

Работа с загадками, как средство развития логического мышления у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются особенности работы с загадками у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста....