«Познавательно-речевое развитие ребёнка на пороге школы» (Занимательная математика для дошкольников)
методическая разработка на тему

Борисова-Пугачева Ольга Владимировна

 Знания, данные детям в занимательной форме, усваива­ются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.                                                                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

"Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать случаев,
делать его немного занимательным".
             
Б. Паскаль

    Математика детям дошкольного возраста просто необходима, ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе.

   Обучению дошкольников началам математики  в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин:

- началом школьного обучения с шести лет,

- обилием информации, получаемой ребенком,

- повышением внимания к, компьютеризации,

- желанием сделать процесс обучения более интенсивным,

- стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

  Математика для маленьких детей довольно сложная наука, которая может вызвать трудности во время обучения в школе. Кроме того, далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам.

  Современная школьная программа, довольна, насыщенна и далеко не проста, поэтому развитие у дошкольника интереса к математике с раннего возраста значительно облегчит ему обучение в школе.

   Группа детей, с которой я работаю, показала свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома уделяется большое внимание со стороны взрослых. Такие ребята, придя  в детский сад, должны подниматься на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности. Но не стоит забывать и про остальных, которым намного тяжелее всё даётся в связи с возрастными и психологическими особенностями.

  Разрабатывая собственные занятия, мной учитываются многие факторы:

- возрастные и психологические особенности моих воспитанников;

- специфика самого занятия;

- познавательный интерес детей;

- ситуативность;

- результаты предыдущей деятельности в данном направлении.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упраж-нениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. 

Многообразие занимательного материала можно классифицировать по различным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

Можно выделить условно 3 группы: математические развлечения, математические и дидактические.

                   Занимательный математический материал

       Развлечения

Математические (логические)

игры, задачи, упражнения

Дидактические и упражнения

1.Загадки, задачи – шутки, ребусы, кроссворды, голо-воломки, математические квадраты, математические фокусы, лабиринты.

1.С блоками, кубиками на включение, нахождение

1.С наглядным материалом

2.Шахматы, шашки, морской бой

2.Танграм, колумбово яйцо, пентамино, кубики для всех и д.р.

2.Словесные

3.Словесные

Учитывая возрастные и психологические особенности, познавательный интерес детей моей группы я разработала перспективный план развивающих и дидактических игр и попыталась построить развивающую среду, максимально отвечающую потребностям каждого ребёнка.

Перспективный план работы с детьми по занимательной математике в младшей группе

Месяц

Название игры

                       Цель:

Сентябрь

1.«Елочка»

2.Пирамидка

3.Большие и маленькие

Сенсорные способности (восприятие цвета, обучение обследованию предмета через тактильные ощущения)

Учить выполнять простые действия с предметами. Обогащение зрительно-осязательного опыта.

Развитие восприятия по величине, цвету, форме.

Октябрь

1.Мобильные тренажёры

2. «Кто, где живёт?»

3. «Цветные столбики»

Учить называть различные цвета. Формировать представления о величине.

Ознакомление с пятью геометрическими формами и их названиями. Обучение приёму обследования формы – обведению пальцем фигуры.

Формирование математических понятий (знакомство с формой и цветом)

Ноябрь

1. «Сложи квадрат» (1сл)

2.Кораблик «Плюх-Плюх»

3.Кто, где спит?

Знакомство с сенсорными эталонами цвета и формы. Соотнесение целого и части.

Формирование математических представлений (высокий-низкий, много, мало, поровну). Развитие творческого воображения.

Ознакомление с пятью геометрическими формами и их названиями. Обучение соотнесению по величине трёх предметов.

Декабрь

1.«Мозаика»

2.Игры со счётными палочками

3.Геометрические фигуры – вкладыши Монтессори

Развивать координацию движения рук, ориентировка в пространстве (влево, вправо, вверх, вниз)

Учить выкладывать по образцу. Составление геометрических фигур. Развитие творческих способностей.

Учить фиксировать внимание на форме предметов. Развитие творческого воображения.

Январь

1.Палочки Кюизенера «Дом с колокольчиком»

2. «Игровизор»

3.Упражнение с прищеп-ами

Развитие пространственного воображения, сообразительности, логики мышления. Способствует освоению навыкам счёта и графическим способностям, цветоощущению.

Тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого. Развитие пространственного воображения, логического мышления.

Развитие сенсорного восприятия. Работа с прищепками по алгоритму.

Февраль

1.«Сложи узор»

2.Собери бусы.

3.Фигуры – вкладыши (Воскобовича)

Развитие пространственного воображения, сообразительности, логики мышления. Способствует освоению навыкам счёта и графическим способностям, цветоощущению.

Развитие координации рук. Закрепление цвета, формы (круг). Нанизывание пробок по алгоритму.

Учить фиксировать внимание на форме предметов. Развитие творческого воображения. Развитие сенсорных способностей.

Март

1.Конструктор «Мозаика»

2.Развивающая игра «Цвета»

3. «Логоформочки»

Развитие сенсорного восприятия, интеллекта, развитие воображения и творческих способностей.

Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, формирование умения выделять существенные связи между предметами и явлениями.

Развитие координации «глаз-рука», процессов внимания, памяти, умение сравнивать, объединять части в целое, выстраивать логические связи и другое.

Апрель

1.Логические блоки Дьенеша

2. «Чудо-крестики»

3. «Хамелеон»

Учит решать логические задачи на разбиение фигур по свойствам (цвет, форма, размер)

Развитие сенсорных способностей, интеллекта, развитие воображения и творческих способностей.

Развивает умение сочетать и варьировать цвет и форму, что ведёт к созданию образа.

Май

1.«Сложи квадрат»(2 сл.)

2. «Геоконт»

3.Развивающая игра «Фигуры»

Соотнесение целого и части. Тренировка  и развитие сообразительности.

Способствует развитию сенсорных способностей, совершенствованию интеллекта, освоению геометрических представлений, пространственных отношений, развитию творческих способностей.

Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, формирование умения выделять существенные связи между предметами и явлениями.

Перспективный план работы с детьми по занимательной математике в средней группе

Месяц

Название игры

                       Цель:

Сентябрь

1.«Сложи квадрат»(2 сл.)

2.Шнуровка-тренажёр «Ромашка»

3.Конструктор «Мозаика»

Тренировка и развитие цветоощущения и сообразительности при решении проблемы части и целого.

Позволяет познакомиться со свойствами геометрических фигур и решать логические задачи.

Развитие сенсорного восприятия, внимания памяти, комбинаторных способностей, пространственного воображения.

Октябрь

1.Квадрат Воскобовича (2-х цветный)

2.Игры со счётными палочками

3. «Сложи узор» (2-5 лет) Чудо-кубики-1

Ознакомление с пятью геометрическими формами и их названиями. Обучение приёму обследования формы – обведению пальцем фигуры.

Составление геометрических фигур, счёт в пределах пяти. Развитие творческих способностей.

Учит дифференцировать и сравнивать предметы по размеру, преобразовывать изображение и воссоздавать из частей целый образ. Развивает внимание, память, мелкую моторику, конструктивные способности, учит ориентироваться в пространстве.

Ноябрь

1. «Игровизор»

2. Логические блоки Дьенеша

3.Развивающая игра «Отгадайка»

Тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого. Развитие пространственного воображения, логического мышления.

Учит решать логические задачи на разбиение фигур по свойствам (цвет, форма, размер, величина, толщина)

Развитие внимания, памяти, логического мышления, зрительного восприятия.

Декабрь

1.«Шнур – затейник»

2. « Хамелеон»

3.Развивающая игра «Фигуры»

Ориентировка в пространстве. Развитие внимания, памяти, воображения, мышления.

Развивает умение сочетать и варьировать цвет и форму, что ведёт к созданию образа, образное мышление, умение осуществлять комбинаторные действия.

Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, формирование умения выделять существенные связи между предметами и явлениями.

Январь

1.Палочки Кюизенера «Дом с колокольчиком»

2. «Часы»

3.Развивающая игра «Логика»

Развитие пространственного воображения, сообразительности, логики мышления. Способствует освоению навыкам счёта и графическим способностям, цветоощущению.

Знакомство с цифрами от 0 до 9, количественным счётом. Развит-ие внимания, памяти, воображения, логического мышления.

Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, формирование умения выделять существенные связи между предметами и явлениями.

Февраль

1.«Волшебная восьмёрка»

2.Развивающая игра «Ассоциации»

3.Геометрическая мозаика.

Развивает процессы внимания, словесно-логической памяти, операции пространственного и логического мышления.

Способствует развитию памяти, внимания, воображения, речи и таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение и др.

Развитие сенсорного восприятия, внимания, памяти, комбинаторных способностей, пространственного воображения. Развитие творческих способностей, смекалки.

Март

1.«Геоконт»

2. «Уникуб»

3.«Математические корзинки»

Способствует развитию сенсорных способностей,          освоению геометрических представлений, пространственных пред-ставлений.

Развитие пространственного и математического мышления.

Помогает осваивать состав числа в пределах пяти. Учит считать, складывать. Развитие внимания, памяти, мышления.

Апрель

1.«Сложи квадрат» (3 сл.)

2. «Логоформочки»

3. «Сложи узор» (3-5 лет) Чудо-кубики-1

Закрепление цвета, развитие сообразительности, логики мышления, математических и творческих способностей.

Развитие координации «глаз-рука», процессов внимания, памяти, умение сравнивать, объединять части в целое, выстраивать логические связи и другое.

Способствует развитию внимания, памяти, мелкой моторики, мышления, творческого воображения, конструктивные способности, учит ориентироваться в пространстве.

Май

1.«Танграм»

2. «Математический планшет»

3. «Чудо-крестики»

Восприятие формы. Способность выделять фигуру из фона, выделение основных признаков объекта, глазомер, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно – моторную координацию, зрительный анализ, синтез, умение работать по правилам.

Способствует освоению математического содержания. Развитие пространственного воображения, сообразительности, логики мышления, памяти, внимания.

Развитие сенсорных способностей, интеллекта, развитие воображения и творческих способностей.

Перспективный план работы с детьми по занимательной математике в старшей группе

Месяц

Название игры

                       Цель:

Сентябрь

1.Логические блоки Дьенеша

2. «Шнур – затейник»

3. «Сложи узор» (4-8 лет) Чудо-кубики-2

Учит решать логические задачи на разбиение фигур по свойствам (цвет, форма, размер, величина, толщина). Развитие воображения и творческих способностей.

Ориентировка в пространстве. Развитие внимания, памяти, воображения, мышления.

Способствует развитию внимания, памяти, мелкой моторики, мышления, творческого воображения, конструктивные способности, учит ориентироваться в пространстве.

Октябрь

1.«Танграм»

2.«Волшебная восьмёрка»

3. Развивающая игра «Ассоциации»

Восприятие формы. Способность выделять фигуру из фона, выделение основных признаков объекта, глазомер, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно – моторную координацию, зрительный анализ, синтез, умение работать по правилам.

Развивает процессы внимания, словесно-логической памяти, операции пространственного и логического мышления, умение составлять цифры и складывать образные фигуры, мелкую моторику рук.

Способствует развитию памяти, внимания, воображения, речи и таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение и др.

Ноябрь

1.«Сложи квадрат» (3 сл.)

2. Игры со счётными палочками

3. Шнуровка-тренажёр «Ромашка»

Развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.

Составление геометрических фигур, счёт в пределах дясити. Развитие творческих способностей, смекалки.

Позволяет познакомиться со свойствами геометрических фигур и решать логические задачи.

Декабрь

1. Палочки Кюизенера

2«Математический планшет»

3. «Листик»

Развитие пространственного воображения, сообразительности, логики мышления. Способствует освоению навыкам счёта и графическим способностям, цветоощущению.

Помогает осваивать состав числа в пределах десяти. Учит считать, складывать, вычитать. Развитие внимания, памяти, мышления.

Восприятие формы. Способность выделять фигуру из фона, выделение основных признаков объекта, глазомер, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно – моторную координацию, зрительный анализ, синтез, умение работать по правилам.

Январь

1. « Хамелеон»

2. «Геовизор»

3. «Колумбово яйцо»

Развивает умение сочетать и варьировать цвет и форму, что ведёт к созданию образа, образное мышление, умение осуществлять комбинаторные действия.

Развитие математических представлений о пространственных отношениях, количественном счёте, умение решать логико-математические задачи.

Восприятие формы. Способность выделять фигуру из фона, выделение основных признаков объекта, глазомер, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно – моторную координацию, зрительный анализ, синтез, умение работать по правилам.

Февраль

1.«Игровизор»

2. «Уникуб»

3.Конструктор «Мозаика»

Тренировка и развитие цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого. Развитие пространственного воображения, логического мышления.

Развитие пространственного и математического мышления.

Развитие сенсорного восприятия, внимания, памяти, комбинаторных способностей, пространственного воображения. Развитие творческих способностей, смекалки.

Март

1.«Монгольская игра»

2. «Лабиринт цифр»

3. «Сложи квадрат»(4 сл)

Восприятие формы. Способность выделять фигуру из фона, выделение основных признаков объекта, глазомер, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно – моторную координацию, зрительный анализ, синтез, умение работать по правилам.

Развитие познавательных способностей. Способствует освоению математического содержания (обозначение количества цифрой)

Развитие сообразительности, логики мышления, математических и творческих способностей.

Апрель

1.Квадрат Воскобовича (4-х цветный)

2.«Прозрачный квадрат»

3. «Геоконт»

Способствовать освоению приёмов конструирования фигур по схемам, развивать умение, придумывать и складывать свои фигуры, давать им названия. Рисовать схемы.

Способствовать освоению приёмов конструирования, складывать, придумывать фигуры или сюжетные картинки и схемы.

Способствует развитию сенсорных способностей, совершенствованию интеллекта, освоению геометрических представлений, пространственных отношений, букв и цифр, развитию творческих способностей.

Май

1.«Математические корзинки»

2.Морской бой

3. «Волшебный круг»

Помогает осваивать числа в пределах 10. Учит считать, складывать, вычитать. Знакомит с такими понятиями, как полное, неполное и пустое множество.

Способствует развитию сенсорных способностей, совершенствованию интеллекта, освоению геометрических представлений, пространственных отношений, букв и цифр, развитию творческих способностей.

Восприятие формы. Способность выделять фигуру из фона, выделение основных признаков объекта, глазомер, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно – моторную координацию, зрительный анализ, синтез, умение работать по правилам.

Перспективный план работы с детьми по занимательной математике       подготовительной группе

Месяц

Название игры

                       Цель:

Сентябрь

1.Игры со счётными палочками

2.«Сложи квадрат» (4 сл)

3. «Монгольская игра»

Составление геометрических фигур, счёт в пределах десяти. Развитие творческих способностей.

Развитие сообразительности, логики мышления, математических и творческих способностей, моторики рук.

Восприятие формы. Способность выделять фигуру из фона, выделение основных признаков объекта, глазомер, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно – моторную координацию, зрительный анализ, синтез, умение работать по правилам.

Октябрь

1.Палочки Кюизенера

2. Квадрат Воскобовича (4-х цветный)

3. Развивающая игра «Краб»

Развитие пространственного воображения, сообразительности, логики мышления. Способствует освоению навыкам счёта и графическим способностям, цветоощущению.

Способствовать освоению приёмов конструирования фигур по схемам, развивать умение, придумывать и складывать свои фигуры, давать им названия. Рисовать схемы.

Учит устному счёту и простейшим арифметическим действиям: сложению, вычитанию. Совершенствуется мелкая моторика рук, соединения сложных геометрических фигур, развивается пространственное воображение и логическое мышление.

Ноябрь

1.«Шнур – затейник»

2. «Сфинкс»

3. Морской бой

Ориентировка в пространстве. Развитие внимания, памяти, воображения, мышления.

Восприятие формы. Способность выделять фигуру из фона, выделение основных признаков объекта, глазомер, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно – моторную координацию, зрительный анализ, синтез, умение работать по правилам.

Способствует развитию сенсорных способностей, совершенствованию интеллекта, освоению геометрических представлений, пространственных отношений, букв и цифр, развитию творческих способностей.

Декабрь

1.«Волшебная восьмёрка»

2. Архимедова игра»

3. «Уникуб»

Развивает процессы внимания, словесно-логической памяти, операции пространственного и логического мышления, умение составлять фигуры и складывать образные фигуры, совершенствует мелкую моторику рук.

Восприятие формы. Способность выделять фигуру из фона, выделение основных признаков объекта, глазомер, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно – моторную координацию, зрительный анализ, синтез, умение работать по правилам.

Способствует развитию пространственного воображения и математического мышления, развитию творческих способностей.

Январь

1.«Волшебный круг»

2. «Сложи узор» (4-8лет)

Чудо-кубики-2

3. Развивающая игра «Пингвин»

Восприятие формы. Способность выделять фигуру из фона, выделение основных признаков объекта, глазомер, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно – моторную координацию, зрительный анализ, синтез, умение работать по правилам.

Развитие внимания, памяти, пространственного воображения, сообразительности, логики мышления. Способствует освоению навыкам счёта и графическим способностям, цветоощущению.

Знакомит с цифрами от 0 до 12, учит устному счёту и простейшим арифметическим действиям: сложению, вычитанию. Совершенствуется мелкая моторика рук, навык соединения сложных геометрических фигур, развивается пространственное воображение и логическое мышление.

Февраль

1.«Математические корзинки»

2. «Пентамино»

3. «Лабиринт цифр»

Помогает осваивать числа в пределах 10. Учит считать, складывать, вычитать. Знакомит с такими понятиями, как полное, неполное и пустое множество.

Восприятие формы. Способность выделять фигуру из фона, выделение основных признаков объекта, глазомер, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно – моторную координацию, зрительный анализ, синтез, умение работать по правилам.

Развитие познавательных способностей. Способствует освоению математического содержания.

Март

1.«Геоконт»

2«Математический планшет»

3.  «Геовизор»

Способствует развитию сенсорных способностей, совершенствованию интеллекта, освоению геометрических представлений, пространственных отношений, букв и цифр, развитию творческих способностей.

Помогает осваивать состав числа в пределах десяти. Учит считать, складывать, вычитать. Развитие внимания, памяти, мышления.

Развитие математических представлений о пространственных отношениях, количественном счёте, умение решать логико-математические задачи.

Апрель

1.« Хамелеон»

2.«Прозрачный квадрат»

3. «Шашки»

Развитие внимания, памяти, пространственного воображения, сообразительности, логики, образное мышление, умение осуществлять комбинаторные действия.

Способствовать освоению приёмов конструирования, складывать, придумывать фигуры или сюжетные картинки и схемы.

Развивает процессы внимания, словесно-логической памяти, операции пространственного и логического мышления.

Май

1.«Вьетнамская игра»

2. «Игровизор»

3.Шахматы

Восприятие формы. Способность выделять фигуру из фона, выделение основных признаков объекта, глазомер, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно – моторную координацию, зрительный анализ, синтез, умение работать по правилам.

Тренировка и развитие цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого. Развитие пространственного воображения, логического мышления.

Развивает процессы внимания, словесно-логической памяти, операции пространственного и логического мышления.

Литература:

1.Бондаренко Т.М.Развивающие игры в ДОУ.- Воронеж: ИП, Лакоценин С.С., 2009 год.

2. Волина В.В. Весёлая арифметика. - Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1999 год.

3.Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. - М.:ТЦ Сфера, 2005 год.

4.Математика от трёх до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / З.А.Михайлова, З.Н.Иоффе. - СПб.: «Акцидент», 1996 год.

5.Математика — это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений. СПб.: Детство-Пресс, 2002. В методическом пособии для педагогов ДОУ представлены игровые ситуации для детей дошкольного возраста, приемы активизации мыслительной деятельности, мотивации поиска.

6.Методическое пособие для воспитателей и родителей / З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая. - СПб.: 1993 год.

7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1990 год.

8. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., Полякова М.Н. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Учебное пособие. Хрестоматия.- СПб:ЦВПО,2006

9.Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1982. Методическое пособие для воспитателей детских садов разработано на основе исследований автора. Представлены особенности освоения детьми временных отношений, методы и приемы развития у детей представлений о времени. Книга издавалась дважды, в 1986 г. переведена на итальянский язык.

10.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Уч. пособие для студентов пед. инст. / Р.Л.Березина, З.А.Михайлова и др.; под редакцией А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1988 год.

11.Чеплашкина «Математика - это интересно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познавательно-речевое развитие ребёнка на пороге школы» (Занимательная математика для дошкольников)

Знания, данные детям в занимательной форме, усваива­ются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для...

Ребёнок на пороге школы.

Готовность к школе – важный итог развития ребёнка в период дошкольного детства и значимый показатель эффективности воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Готовность к школе яв...

педагогический совет "Ребёнок на пороге школы"

ход педсовета с участием родителей "Ребёнок на пороге школы"...

ребёнок на пороге школы

Ребёнок на пороге школы. Практико-ориентированный проект....

Семинар "Ребёнок на пороге школы: проблемы и пути решения"

Семинар «Ребенок на пороге школы: проблемы и пути решения»...

Выступление на педагогическом совете на тему :"Развитие познавательной активности дошкольников. Ребёнок на пороге школы." " Готовность ребёнка к школьному обучению. Особенности развития детей 6-7 лет".

quot; Готовность ребёнка к школьному обучению.Особенности развития детей 6-7 лет."    Нередко родители понимают под готовностью ребёнка к школе только умения ребёнка читать, писать и с...