Рабочая программа кружка ритмики «Танцевальная мозаика» (подготовительная группа /2 год обучения)
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Тюшева Татьяна Александровна

Рабочая программа кружка ритмики «Танцевальная мозаика» (подготовительная  группа /2 год обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmat.doc293.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное  образовательное учреждение

 городского округа Саранск «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Рабочая программа

кружка ритмики

«Танцевальная мозаика»

(подготовительная  группа /2 год обучения/)

                                                                             

Составитель:

Руководитель кружка -  

Музыкальный руководитель

Тюшева Т. А.


 Пояснительная записка

Направленность образовательной программы

Ритмика – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей. Ритмика является один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.

Обучать ритмике необходимо всех детей, развивая в них глубокое "чувствование", проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях.

Формирование осанки, культуры движений, мимики, развитие музыкального вкуса повышают уверенность ребёнка в себе. Совершенствование координации движений способствует повышению коммуникативной активности ребёнка.

Высокая выразительность и эмоциональность занятий оказывают положительное влияние на психическое самочувствие дошкольников.  

«Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И именно занятия ритмикой  помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет, мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребёнка. Высокий интерес детей к танцевальной деятельности, возможность раскрытия творческого потенциала каждого ребенка в процессе дополнительных занятий танцами, а так же запрос родителей.

Актуальность программы движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма. Немаловажным является также и лечебный эффект занятий, в результате которых создаётся мышечный корсет, исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие, что позволяет также решать задачи общего укрепления и физического развития ребёнка

Цель программы: укрепление физического и психического здоровья  дошкольников, привитие начальных навыков в искусстве танца и воспитание хореографической культуры.

Задачи:

  1. Развивать двигательную активность и координацию движений.
  2. Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре и танце.
  3. Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма).
  4. Учить   воспринимать   музыкальные   образы   и   выражать   их   в движении, согласовывая движения с характером музыки; определять музыкальные жанры (марш, песня, танец).
  5. Развивать творческие  способности:  учить  оценивать  собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ и «свой» танец.
  6. Поощрять   исполнительское   творчество:   участие   в   праздниках, спектаклях, концертах.

Возраст детей, участвующих в реализации данной ОП

Сроки реализации ОП (продолжительность образовательного процесса, этапы)

Программа «Маленькая страна» предназначена для обучения детей 5 – 7 лет и рассчитана на два учебных года. Этот период можно определить как первый этап в освоении азов ритмики, азбуки классического, русского и бального танцев.

Обязательными условиями проведения занятий в музыкальном зале являются:

  • соответствие зала и занятий санитарным нормам и правилам;
  • наличие формы;

В процессе изучения курса дети знакомятся с основами танцевального искусства, осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских праздниках и концертах.

Репертуар к программе подобран для каждого возраста детей и прописан в содержании программы.

Главным возбудителем фантазии ребенка является музыка. Поэтому музыкальный материал подбирается особенно тщательно, по следующим принципам:

  • соответствие возрасту;
  • художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
  • моторный характер музыкального произведения, побуждающий к движениям («дансантность»);
  • разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки, детских песен, музыки из мультфильмов.

На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный репертуар.

Важно, чтобы в процессе занятий, приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а развивало музыкально-танцевальные и общие способности, творчество, формировало основы духовной культуры детей.

Формы и режим занятий

Все занятия делятся на несколько видов:

Обучающие занятия. На общих занятиях детально разбираются движения. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется приём его исполнения. На занятии может быть введено не более 2 – 3 комбинаций.

Закрепляющие занятия. Предполагает повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих правильно, лучше других или идет соревнование – игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога.

Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации.

Импровизационная работа. На этих уроках дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие занятия развивают фантазию. Ребёнок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, предать своё видение образа.

В течении учебного года планируется проведение 72 занятия. Занятия проводятся два раза в неделю, во второй половине дня с сентября по май. Длительность занятий на первом году обучения – 25 минут, на втором – 30 минут.

Успешное решение поставленных задач на занятиях ритмикой  с дошкольниками возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.

Принципы:

  • индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);
  • систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
  • наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
  • повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
  • сознательности и  активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение  воспитанника к своим действиям).

Методические приёмы:

Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой. Является основным. Разучивание нового движения, упражнения, особенно 1 год обучения, сопровождается точным показом педагога. Педагог обязан выполнять упражнения вместе с детьми.

Словесный   метод. Это  беседа   о   характере   музыки,   средствах   ее выразительности, объяснение методики   исполнения движений, оценка. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Объяснения должны быть краткими, точными, конкретными. Знакомить детей со специальными терминами, в основном 2 год обучения.

Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.

Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.

Концентрический  метод по мере усвоения детьми определенных движений, упражнений вновь возвращается к пройденному, но уже усложняя их.

Ожидаемый результат и формы их проверки

Овладение детьми навыками искусства танца, способности и желание продолжать занятия  в хореографических студиях.

Контроль над усвоением программы проводится в конце учебного года в каждой возрастной группе по следующим показателям:

-эмоциональная выразительность

- пластичность (гибкость)

- ритмичность (четкость исполнения)

- творчество (импровизация)

-знание терминологии

Формы подведения итогов реализации программы

В течение года дети  принимают участие в утренниках (показывают танцы, выученные в кружке), спортивных мероприятиях, конкурсах. В конце года – отчетный концерт.


Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

II год обучения

1.

«Волшебное знакомство»

1

3

4

2.

Ее величество – музыка

1

7

8

3.

Игровой стретчинг

1

7

8

4.

Веселая разминка

0,5

1,5

2

5.

Азбука танца

1

5

6

6.

Рисунок танца

2

8

10

7.

Танцевальные этюды и танцы

0,5

3,5

4

8.

Бальный танец

4

8

12

9

Русский танец

2

8

10

10

Танцуй веселей

1

7

8

Итого:

14

58

72


3. Содержание курса

3.1. Второй год обучения

ТЕМА «Волшебное знакомство» (Вводное занятие)

Задачи:

  1. Проверить знания детей (терминологию, позиции ног, рук, корпуса,
  2. Рассказать о пользе занятий танцами.

ТЕМА «Ее величество Музыка»

Задачи:

  1. Закрепить знания, навыки, полученные на первом году обучения.
  2. Уметь анализировать музыкальное  произведение, двигаться в соответствии с музыкой.

Содержание:

  1. Задания на анализ музыкальных произведений (темп, характер, динамика, ритмический рисунок, строение).
  2. Умение выделять сильные и слабые доли на слух (хлопками, взмахом платочка).
  3. Рисунки танца.
  • Выполнение всех рисунков танца и перестроение.   Дети   из одного рисунка должны перестраиваться, по очереди, в другой.
  1. Музыкальный жанр.
  • Полька, марш, вальс, полонез, галоп (устно определить жанр)
  • Игра: «Марш – полька – вальс»

ТЕМА «Игровой стретчинг» (партерная гимнастика)

 Задачи:

  1. Подготовить двигательный аппарат к сценическим сложностям.
  2. Развивать природные данные детей.
  3. Исправлять дефекты осанки.
  4. Укреплять физическое и психическое здоровье.

Содержание:

  1. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Капелька», «Коробочка», «Ящерица», «Мостик», «Лодка», «Рыбка».
  2. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклонов вперед: «Носорог», «Ежик», «Чайка», «Слон», «Улитка», «Ванька-встанька».
  3. Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны: «Змея», «Стрекоза», «Тростинка», «Флюгер», «Часики».
  4. Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Павлин», «Бег», «Паровозик», «Паучок», «Карандаш».
  5. Упражнения на Укрепление и развитие стоп: «Ходьба», «Лягушонок», Медвежонок».
  6. Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Замочек», «Самолет», «Колеса», «Пловцы».
  7. Упражнения для тренировки равновесия: «Цапля», «Крыло».

ТЕМА «Веселая разминка»

Задачи:

  1. Развивать внимание, память, координацию движений.
  2. Подготовить организм ребенка к выполнению более сложных элементов.

Содержание:

  1. Комплекс движений разминки.
  2. Танцевальный этюд на современном материале.

ТЕМА «Азбука танца»

Задачи:

  1. Повторить и закрепить знания прошлого года
  2. Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
  3. Формировать правильную осанку и координацию движений.
  4. Подготовить детей к изучению более сложных элементов.

Содержание:

  1. Шаги:
  • танцевальный шаг с носка,
  • марш,
  • на полупальцах,
  • подскоки,
  • галоп,
  • шаг польки.
  1. Бег:
  • мелкий на полупальцах,
  • с высоко поднятыми коленями,
  • с откидыванием ног назад.
  1. Экзерсис на середине зала:
  • постановка корпуса (ноги в свободном положении);
  • понятия рабочая нога и опорная нога;
  • demi - plie   в I – II – III позиции;
  • battement tendu во всех направлениях (I-я позиция);
  • releve на полупальцы (в невыворотных позициях);
  • точки зала (по методике А.Я.Вагановой);
  • положение en face;
  • позиции рук: подготовительная, I-я, II-я, III-я;
  • перевод рук из позиции в позицию (рort de bras – I форма);
  • повороты головы на 1/2; 1/4.

ТЕМА "Рисунок танца"

Задачи:

  1. Повторение пройденного материала прошлого года
  2. Приобрести навыки свободного перемещения в пространстве.
  3. Изучить простые рисунки танца для использования их в концертных номерах.
  4. Привить навык держать равнение в рисунке, соблюдать интервалы.

Содержание:

  1. Движение по линии танца.
  2. Рисунок танца "Круг" (рассказ из истории):
  • замкнутый круг;
  • раскрытый круг (полукруг);
  • круг в круге;
  • сплетенный  круг (корзиночка);
  • лицом в круг, лицом из круга;
  • круг парами.

Научить перестраиваться из одного вида в другой.

  1. Рисунок танца «Колонна», «Линия»:
  • перестроения из круга в колонну, в линию, (на задний план, передний план);
  • перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих).
  1. Понятие «Диагональ»:
  • перестроение из круга в диагональ;
  • перестроение из маленьких кружков в диагональ (самостоятельно
    указав ведущих).
  1. Рисунок танца «Спираль».
  • Игра «Клубок ниток».
  1. Рисунок танца «Змейка»:
  • горизонтальная;
  • вертикальная.

Перестроение из «круга»   в «змейку» (самостоятельно, выбрав ведущего).

ТЕМА «Танцевальные этюды и танцы»

Задачи:

  1. Научить детей самостоятельно двигаться под музыку.
  2. Закреплять изученные и осваивать новые танцевальные движения. Закрепить знания терминологии.

ТЕМА «Бальный танец»

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей бального танца.
  2. Научить основам танца «Полька».
  3. Разучить основные элементы танца «Вальс».

Содержание:

  1. Введение в предмет
  2. Изучение основ танца «Полька»:
  • подскоки, шаг польки, галоп;
  • комбинирование изученных элементов;
  • положения  в паре:
  • «лодочка»,
  • руки «крест- накрест»,
  • мальчик  держит девочку за талию, девочка кладет руки мальчику на плечи.
  1. Изучение основ танца «Вальс»:
  • основные элементы:
  • «качели»,
  • «квадрат»,
  • «ромб»,
  • «вальсовая дорожка»,
  • «перемена»;
  • работа в паре:
  • положение рук в паре,
  • «ромб»  в паре,
  • вращение «звездочка»;
  • простые танцевальные комбинации.

ТЕМА «Русский танец»

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей русского танца, его особенностями, формами.
  2. Рассказать об отличительных особенностях характера, манер исполнения.
  3. Научить основам русского танца.

Содержание:

  1. Введение в предмет «Русский танец»;
  2. Постановка корпуса;
  3. Изучение основ русского народного танца:
  • работа рук в русском танце;
  • навыки работы с платочком;
  • русский поклон;
  • развитие подвижности стоп на основе элементов «елочка»,
    «гармошка», ковырялочка;
  • ходы:
  • простой, на полупальцах,
  • боковой, приставной,
  • боковой ход «припадание» по VI позиции,
  • беговой шаг с отбрасыванием согнутых ног назад.
  • подготовка к «дробям»:
  • притопы,
  • удары полупальцами,
  • удары каблуком;
  • хлопки и хлопушки для мальчиков:
  • одинарные по бедру и голенищу.

ТЕМА «Танцуй веселей»

Задачи:

  1. Научить детей самостоятельно двигаться под музыку.
  2. Подготовить к показательным выступлениям.
  3. Закрепление знаний и умений, приобретенных за год.
  • Терминологии
  • Упражнений на стрейчинг и укреплений мышц тела
  • Рисунков танца, перестроение
  • Позиций рук, ног, корпуса
  1. Повторение всех танцев.


 Репертуар

2 год обучения

Мероприятие

Период подготовки

Название номера

(название и количество может меняться)

Осенний праздник

Сентябрь, октябрь

«Танец лесных зверей»

«Бабочки»

Новый год

Ноябрь, декабрь

«Озорные медвежата»

«Краски»

«Пингвины»

8 Марта

Январь, февраль

«Танец с лентами»

«Радуга»

«Цветные горошины»

Выпускной праздник

Март  апрель, май

«Танго»

«Весенняянка»

«Праздничный вальс»


Организация проведения занятий

Дети организованно под музыку входят в зал, используя различные виды танцевального шага, перемещаясь по кругу.

 Строятся в 2 –х линии в «шахматном порядке» ориентируясь, чтобы не мешать друг другу. Проверяется равнение в колоннах и шеренгах, правильность осанки детей. Под музыку дети здороваются с преподавателем (общий поклон).

Занятие состоит из трех частей. В первой части (разминка) ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей (основной) части занятия. В содержание разминки входят упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения, упражнения на внимание, координацию движений.

Во второй (основной) части занятия дети обучаются новым движениям, элементам, закрепляют старые. Постепенно изученные движения объединяются в танец.

В третьей (заключительной) части занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребенка к другим видам деятельности, проводятся игровые танцы под знакомую детям музыку. Выполнение простых танцевальных движений в игровой форме расширяет двигательные навыки детей, приучает их координировать свои движения согласно музыке, создает дополнительный положительный фон и настрой. Помимо игровых танцев проводятся танцевально-театральные игры, позволяющие активизировать действия детей, развивать их внимание, артистизм.

Заканчиваются занятия подведением итога стараний детей, после чего они прощаются с преподавателем.


6. Методические рекомендации

Занятия ритмикой необходимо проводить в танцевальном зале, оборудованном станками, зеркалами.

 Во время занятий педагогу следует периодически менять направление движения детей, с тем, чтобы, поворачиваясь то лицом, то спиной к зеркалу, они научились контролировать себя через ощущение. Постоянные занятия лицом к зеркалу не дадут возможности почувствовать свое тело и мышцы, а впоследствии затруднят ориентацию при выступлении на сцене.

Следует, как можно чаще менять построение детей в зале, менять в последовательном порядке линии, по которым выстроены дети. В противном случае, дети, постоянно находящиеся в последних линиях, привыкнув смотреть на ноги впереди стоящих, никогда не научатся мыслить и работать самостоятельно.

Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное объяснение может привести к потере внимания. Ограничиваться только практическим показом нельзя, в этом случае дети воспринимают материал подражательно, неосознанно.

Для приобретения детьми навыков в системе классического танца и их закрепления требуется определенная повторяемость и последовательность. Исходя из этого, занятия надо составлять так, чтобы объем мышц нарастал пропорционально, не деформируя контуры ног и тела. Повторяемость движений должна быть умеренной и не слишком однообразной. Не следует требовать полной выворотности ног от детей дошкольного возраста, если только она не является природной особенностью ребенка.

В процессе преподавания необходим дифференцированный подход к детям, учитывая их возрастные особенности, творческие наклонности и физические данные, степень восприятия и усвоения материала.

Овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться положительным эмоциональным настроем. На занятиях можно использовать стихотворения, сказочные сюжеты, скороговорки, считалки. Это обогатит образную речь детей, разнообразит эмоциональный фон общения.

В работе с детьми дошкольного возраста важно «не стремиться к высоким исполнительским достижениям, как самоцели, а использовать навыки, знания и умения, полученные на занятиях по ритмике для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка в атмосфере доброжелательности, любви и уважения к своим воспитанникам и профессиональному делу» (2).


7. Диагностика

Диагностика проводится в форме открытых занятий в конце учебного года. Результаты оцениваются визуально, в зависимости от начальных природных данных ребенка.

Критериями оценки усвоения программы являются следующие:

  • эмоциональная отзывчивость на музыку;
  • Пластичность (гибкость, природные данные);
  • ритмичность;
  • Импровизация.

В конце второго года обучения дети закрепив знания и навыки первого года и получив более углубленное представление о музыке и движении, должны уметь:

  • анализировать музыкальное произведение;
  • выделять сильные и слабые доли;
  • уметь выделить такт (объяснить понятие);
  • определять музыкальный жанр;
  • воспроизводить заданный учителем ритмический рисунок;
  • самостоятельно начинать движение после вступления, менять движение в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
  • правильно управлять телом (осанка, положение рук и т.д.);
  • умение ориентироваться в пространстве (перестроения в рисунки, равнение, интервалы);
  • свободно владеть основными понятиями, навыками классического танца (позиции рук: подготовительная, I, II, III; ног I, II, III; demi plie, battement tendu, releve, en face, saute, En dedans, En dehors);
  • уметь рассказать об истории рождения танца, особенностях характера русского танца, назвать формы русского танца, правильно исполнять простейшие движения русского танца;
  • самостоятельно, без показа учителя, выполнять элементы, танцевальные этюды, танцы.

8. Литература

1.

Барышникова Т. Азбука хореографии. – СПб: Просвещение, 1996.

2.

Белкина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей  6-7 лет. – М.: Просвещение, 1984.

3.

Бриске  И.Э. Мир танца для детей. – Челябинск, 2005.

4.

Ваганова А.Я. Основы классического танца. - Л.: Просвещение, 1980.

5.

Захаров В.М. Радуга русского танца. – М.: Вита, 1986.

6.

Константинова А.И. Игровой стретчинг. – СПб.: Вита, 1993.

7.

Константинова Л.Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. – СПб: Просвещение, 1994.

8.

Макарова Е.П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стретчингом. – СПб: Искусство, 1993.

9.

Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос, 2003.

10.

Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». -  М.: Линка – Пресс, 2006.

11.

Уральская В.И. Рождение танца. – М.: Варгус, 1982.

12.

Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: «Детство - пресс», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка ритмики «Маленькая страна» (старшая группа /1 год обучения)

Рабочая программа кружка ритмитки «Маленькая страна» (старшая группа /1 год обучения)...

Перспективное планирование кружка ритмики «Танцевальная мозаика» подготовительная группа 2 год обучения

Перспективное планирование кружка ритмики  «Танцевальная мозаика» подготовительная группа 2 год обучения...

Программа кружка по танцевальной ритмике « Топотушки »

Кружок по танцевальной ритмике разработан для  детей старшего дошкольного возраста(5-6 лет)...

Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика"

Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика" состоит из:1.Пояснительная записка.2.Учебно-тематический план на 2015-2016 уч.год.3.Содержание.4.Методическое обеспечение.5.Список ...

Рабочая программа кружка по ритмике «Игровая ритмика» для детей от 4-7 лет.

Рабочая программа дополнительного образования по ритмике, сроком реализации три года....

Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика"

Рабочая программа создана для детей 5-6 лет. В программе изложены цели,задачи,музыкальный репертуар,подготовительные упражнения,предполагаемые результаты на конец учебного года....

Рабочая программа художественной направленности «Танцевальная мозаика» для детей старшей группы

Программа  дает возможность раскрыть методику ознакомления дошкольников с историей возникновения и развития танца, вводит в большой и удивительный мир хореографичес­кого искусства, посредство...