Главные вкладки

    Перспективный план работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на 2013 -2014 учебный год
    учебно-методический материал (старшая группа) на тему

    Зотеева Ирина Александровна

    Сегодня ни у кого не вызывает сомнение огромная значимость народной культуры в духовном, нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании подрастающего поколения, в приобщении детей и молодёжи к родной истории, вековым культурным традициям России.

    Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают детей, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. На занятиях эстрадного пения стараюсь зажечь искорку любви и интереса к жизни народа, к его истории и культуре, к природе России, чтобы дети хорошо знали и уважали своё прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Перспективный план работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на 2013 -2014 учебный год

    месяц

    Тема

    Цель и задачи

    Формы работы

    сентябрь

    «Кто мы, откуда? Где наши корни?

    «Путешествуем в прошлое России»

    «Русский народный костюм»

    Знакомство детей с предметом «Народная культура», с русским народом и его корнями

    На примере легенд, былин

    показать красоту, мудрость и смелость русского народа, народных героев.

    Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения.

    Рассматривание семейных фотографий;

    Просмотр слайд – фильма «Как жили наши предки»;

    Изготовление семейного древа

    Чтение былин, просмотр диафильмов об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемяке и других;

    Рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова «Богатыри» (оружие, доспехи)

    Оформление альбома «Русский народный костюм» (совместно с родителями;

    «К нам гости пришли» с/р игра

    (Кукла в русском костюме);

    Знакомство с такими деталями русского костюма, как понева, зипун, душегрея, картуз, рубаха.

    октябрь

    «Вечера долгие, руки умелые, головушки умные

    «С новым урожаем!»

    «Покров – первое зимовье»

    Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение.

    Знакомство с историей создания календаря, с подведением итогов осенних работ

    Продолжать знакомство детей с народными праздниками

    Рассматривание фото (готовые головные уборы: повязки, кокошники, картуз);

    Украшение головного убора (повязки) бусинками, пуговицами, блестками, тесьмой.

    Праздник  «Осень, осень, в гости просим»;

    Беседы о трудолюбии и лени на примере пословиц и поговорок;

    Выставка поделок из природного материала.

    Приметы, пословицы об осени, наблюдение за погодой;

    Рисование не тему «Поздняя осень»

    ноябрь

    «Дом, дом, открой свою тайну»

    «Дух и природа»

    «Синичкины именины»

    Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору;

    Помочь детям понять, что духовная жизнь и природа соединены на  Руси в единой гармонии. Раскрыть собирательный образ Бабы – Яги как лесного духа.

    Познакомить детей с традициями  проведения праздника на Руси

    Развлечение «Милости просим, гости дорогие»

    Отгадывание загадок о предметах быта;

    Экскурсия в краеведческий музей;

    Д/И «Собери целое из частей»

    Чтение: «Сказания и поверья русского народа»;

    Чтение стихов о природе;

    Иллюстрации и фрагменты сказок с участием Бабы -Яги

    (обыгрывание)

    Игра – викторина: «Что мы знаем о зимних пернатых друзьях»

    Проведение акции совместно с родителями «Кормушки для птиц»

    декабрь

    «Начинаем готовиться к зимним святкам»

    «Спиридон – солнцеворот»

    «Новый год у ворот »

    Поддерживать у детей интерес к обычаям и традициям русского народа, желание принимать участие в играх и развлечениях

    Продолжать знакомить детей с традициями  проведения праздников на Руси

      Способствовать развитию интереса у детей к обрядам и традициям,  учить сравнивать, делать умозаключения.                                                                                                                                                                                                                                                                                    

    Рассказ воспитателя о двухнедельных новогодних праздниках;

    Разучивание колядок, игр к празднику;

    Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням

    Заклички солнца, игры – забавы: (катание друг друга на санках, лепка снежной бабы, игра в снежки)

    Хоровод с Петрушкой;

    Драматизация отрывков из сказок «Мороз Иванович», «Снегурочка»

    Презентация для детей «Новый год на Руси»

    Пение колядок;

    Сравнение игрушек (картинок) русского Николы и Санта – Клауса – чем похожи и в чем отличие;

    Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров»

    январь

    «У нас Рождественский Сочельник»

    «Русский самовар и чаепитие на Руси.

    Доставить детям радость, удовлетворение от возможности перевоплотиться в сказочного героя, способствовать раскрепощению, выплеску эмоций.

    Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа.

    Разучивание считалок, слов к играм «Горшки», «Две тетери», «Горелки»

    Конкурс рисунков «Рождественская сказка»

    Беседа с детьми «Кто любит чай в семье, когда пьют, как, какой и т. д»

    Рассматривание коллекций чая;

    Лепка из соленого теста пряников, сушек;

    Д.И «Разбитый чайник»

    Чайный вечер с родителями.

    февраль

    «Ждем весну. Готовимся к Масленице»

    «День Трифона. День святого Валентина (14 февраля)

    «Познаем секреты русской кухни. Печем блины»

    Продолжить знакомство с народными праздниками, о том как празднуется Масленица на Руси.

    Продолжать развивать интерес к народным праздникам, любознательность, познавательную активность.

    Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека.

    Разучивание закличек на Сретение (15 февраля), масленичных приговоров;

    Чтение русской народной сказки «Как весна зиму переборола»;

    Фольклорно – спортивный праздник «Широкая Масленица»

    Сравнение двух праздников. Рассматривание слайдов, комментарии детей;

    Изготовление сердечек – сувениров с последующим обмениванием ими по симпатиям.

    Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу;

    Загадки о блинах;

    Совместное мероприятие с родителями «История русских блинов;

    с/р. Игра «Семья»

    март

    «Народные промыслы:

    хохломские узоры, дымковская игрушка, гжельские узоры, филимоновская игрушка,

     жестовские подносы»

    Дать общение представление о народных промыслах России. Рассказать, почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку.

    Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей, желание самим создавать узор.

    Игра – путешествие « В музее  народного творчества»

        Рисование на темы:

    - «Русская матрёшка»

    -  «Городецкая роспись»

    - «Это чудо – Гжель»

    - «Роспись дымковских игрушек»

         Лепка на темы:

    - «В гостях  у сказки»

    - «Дымковские игрушки»

         Аппликация на темы:

    - «Орнаменты для сарафанов и кокошников»

    - «Украшение дымковских игрушек»

    Дидактические игры:

       «Укрась кокошник», «Составь узор»

    Выставка работ детского творчества «Город мастеров»

    апрель

    «Благовещенье – птиц на волю отпущенье»

    «Вербное воскресенье»

    «Пасха»

    Познакомить детей с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.  Приобщать детей к духовному наследию русского народа.

    Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах.

    Продолжать знакомство детей с обычаями и традициями.

    Воспитывать в детях интерес к народной культуре.

    Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригами») с последующим отпусканием по ветру на улице;

    Наблюдение за птицами на прогулке (поведение, места обитания и т д)

    Рассматривание веточек вербы;

    Использование веточек вербы в игре «Ручеек»;

    Игра с пением «Верба – вербочка»

    Склеивание корзиночек подставок для яиц;

    Дети расписывают яйца красками или путем аппликации, делают поделки по желанию»

    Праздник «Пасха»

    май

    «Не бывать на Руси весны без Егория»

    «Про отцов и дедов помним»

    «Белая береза-Русская береза! Любимое дерево на Руси»

    Объяснить детям значимость этого праздника для пастухов, земледельцев, воспитывать уважение к людям труда.

    Воспитывать чувство гордости за страну в которой мы живем, уважение к ветеранам войны, помнить солдат, отдавших жизнь за Родину.

     

    Познакомить детей с традициями русских гуляний на Троицу. Обогатить словарный запас детей (название праздников, пословицы, приметы)  Развивать творчество, артистизм.

    Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля. Рассказ воспитателя.

    Посещение Краеведческого музея (дети и родители)

    Выставка работ детского творчества «Победный май»

    Рассматривание фото из семейного альбома;

    Утренник «День победы!»

    Развлечение «Прощание с весной, встреча лета»

    Хоровод «Во поле береза стояла»

    Загадывание загадок о березе, о лете;

    Коллаж «Разноцветная полянка»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства

     Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...

    Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

    Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки.Приобщая детей к  истокам наро...

    Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

    Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...

    Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

    С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

    "Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".

    От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики».

    Данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы является создать условия  для восприятия целостной картины истории своей...

    План по самообразованию "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"

    Предлагаю план по самообразованию по теме: "Приобшение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры". В наше современное время, эта тема очень актуальна. Дети позн...