Главные вкладки

    Использование народных традиций в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
    статья (подготовительная группа) на тему

     

    Выступление  на тему: «Использование народных традиций в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon osnovnoy_ispolzovanie_narod.traditsiy.doc78.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ ДПО (ПК)  специалистов

    «Мордовский республиканский институт образования»

    Выступление

    на тему: «Использование народных традиций в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»

                                               Подготовила:

                                                                 музыкальный руководитель

                                                                 высшей квалификационной категории

                                                                 МДОУ «Детский сад №5

                                                                 комбинированного вида»

                                                                 Булатова Лариса Маратовна

    Саранск, 2012

                                      «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным,        

                                       должно быть народным…Воспитание, созданное самим  

                                       народом, основанное на народных началах, имеет  ту                                        

                                       воспитательную силу, которой нет в самых лучших

                                       системах, основанных на абстрактных идеях…»
                                                                                                      К. Ушинский
                              

                  Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое можно с уверенностью сказать, что большинство, к сожалению, знакомо очень поверхностно. Например, с народной культурой. Как жили  люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Ответить на эти и подобные  вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

                 В  наше сегодняшнее время нельзя  забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития. К. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…», он высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, — писал он, — имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор и музыкальная культура как сокровищница разных  народов находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками, обязательным компонентом содержания музыкально-эстетического воспитания детей  является народная музыка.

                  Все специалисты нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями  народных обычаев, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам  народных культур, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Работа  коллектива строится на основе реализации инновационных программ и современных педагогических технологий. Наш сад работает по программе      «Радуга» Т.И. Гризик, Т.Н. Дороновой и использует  региональный модуль программы дошкольного образования «Мы  в Мордовии живем» О.В. Бурляевой, Л.П. Карпушиной, Е.Н. Киркиной.  

                 Педагоги участвуют в различных смотрах и конкурсах городского, республиканского значения, завоевывая отличные награды: смотр-конкурс мини-музеев «Славен город Саранск!» (1 место), городской конкурс совместных проектов взрослых и детей «Саранск-город будущего!» (приз зрительских симпатий), республиканский конкурс декоративно-прикладного творчества «Бабань парь»( 2 место), конкурс на лучший фольклорный сценарий «Широкая масленица» ( 1 место), городской конкурс «Мой любимый город» (2 место), конкурс на лучшую куклу в национальном костюме народов Поволжья «Дружные соседи» (3 место) и многих других.

                 В методическом кабинете  оформлен уголок мордовской и  русской национальной культуры, где широко представлены материалы для использования в работе. Это художественная и методическая литература, литература по мордовскому  искусству,  игрушки, сделанные народными умельцами из Подлесной Тавлы, матрешки, папка-раскладушка с разновидностями национальных костюмов,  альбом элементов мордовского орнамента и вариантов украшения предметов быта, одежды и головных уборов,  совместные поделки родителей с детьми.

                 О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-этнографическое воспитание детей является одной из основных задач нашего дошкольного учреждения. Следует подчеркнуть, что данная задача может помочь реализовать на практике принцип государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ “Об образовании” – воспитание гражданственности, любви к Отечеству, к окружающей природе, Родине, семье.

                Поставив задачу познакомить своих воспитанников с народным творчеством, видами народного искусства, мы понимали, что это будет  приобщением ребят к важной части духовной культуры народов. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей.

               В  нашем детском саду имеется комната народного быта «Изба». Здесь сложили печь, сделали лавки, стол, полки из дерева, постелили самотканые коврики. В «избе»  собрали предметы старинного народного быта: самовар, чугунки, деревянные ведра с коромыслом, ухваты, сундук, прялку, одеяла из лоскутков и многое другое. То есть воссоздали обстановку народной избы. Дети имеют возможность потрогать своими руками все предметы. Невозможно на вербальном уровне объяснить детям значение давно вышедших из употребления слов, таких, как прялка, кадка, ступа, ухват, кочерга, коромысло. Только увиденное своими глазами, обыгранное в процессе игры – занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. Приобретая личный опыт общения с предметами старины, дети эмоционально легко входят в строй народной жизни, запоминают сведения о его свойствах, предназначении, исторических и культурных связях.  

              Главное в работе — не накопление детьми большого объема информации  о  памятниках истории, искусств, культуры, архитектуры, а воспитание гордости за родной город, народ, его язык, традиции, обычаи, а значит Родину, воспитание не стороннего наблюдателя, а активного гражданина Отечества. Ведь все начинается с малого, с чувства сопереживания, с ощущения себя частью окружающего мира.

    Многие занятия по ознакомлению с народным творчеством стали проходить в «избе» ( «Котик- коток»- разучивание потешек, «В гости к хозяюшке», «Баю-баюшки», - для детей младшего возраста, «К себе в избу всех гостей зову», «Русские потешки», «Песня-душа народа», «Без частушки прожить можно, да чего-то не живут....», «В старину бывало деды...»- для детей старшего возраста).  Занятия развивают у детей уважение к старшему поколению, ко всему окружающему его миру, к своему внутреннему «Я». Ненавязчивое, но постоянное предложение правил этикета и приобщения через адаптационные процессы к изменяющимся условиям внешней среды межпредметного общения дают ребенку широкий диапазон навыков для формирования национального самосознания, уважения к себе, родственникам, окружающим людям, родителям, воспитания патриотизма к своей Родине.

              При ознакомлении с окружающим миром, где  дети знакомятся с загадками разных народов, проводим народно-дидактические игры «Вершки-корешки», «Съедобное-несъедобное» Во время непосредственно организованной образовательной деятельности  по развитию речи дети знакомятся со сказками тех народов, представители которых есть в нашем детском саду («Алдар-көше и жадный бай», «Терешечка»,) потешками (Сидит, сидит зайка и др.), скороговорками.

               В «избе» проводим мы и именины детей. Приглашаем родителей. Ставим на стол самовар с угощением. Обязательно в этот день приходят любимые сказочные герои, проводятся игры, пляски, хороводы. Дети с интересом узнают порядок размещения за столом, назначение кухонной утвари, ребята усваивают правила гостеприимства. И от каждой встречи дети получают радость и удовольствие.

                 Нами была проделана огромная работа по изучению русского и мордовского фольклора, народного искусства, а также по составлению конспектов занятий и сценариев обрядовых праздников («Осенины», колядки, Масленица, Пасха, Троица, «Встреча весны», «День  русских богатырей», посиделки «Весела была беседа» для детей и родителей). Народный фольклор мы стараемся использовать не только на обрядовых праздниках, но и на утренниках («Новый год»- приходят ряженые, скоморохи, Снегурочку встречают ее подруги с прялками; «День защитника Отечества»- богатыри; «8 марта»- матрешки и другие).

                  В каждой группе есть уголки по художественному творчеству, «полочки народного декоративно – прикладного искусства», оснащенные богатым материалом, который помогает знакомить детей с историей, культурой, трудом, бытом разных народов. Проводятся интегрированные занятия ( «Матрешка» младший и старший возраст, «Этот волшебный завиток» (знакомство с хохломской росписью), «Забавные птицы» (лепка дымковской игрушки). На этих занятиях- развлечениях ребята знакомятся с народной игрушкой и народной росписью, исполняют народные песни и пляски, развивают навыки изобразительной и музыкальной деятельности. В качестве фона во время работы, ребята слушают народную музыку разнообразного характера. Все это помогает детям создать яркие художественные образы.

                   Мы старались соблюдать народные традиции в повседневной жизни детей. Совместно с воспитателями подобрали потешки, пестушки, прибаутки для работы с детьми в группах младшего возраста. Младших детей, приучая их ухо к интонационному строю родной речи, знакомили и с колыбельными песнями.  Малыши не только слушали песенки, но и сами пели куклам про кота- воркота, про заиньку.  Чтобы песня звучала  эмоциональнее, даю ей ритмическое сопровождение: хлопки, топанье, покачивание рук (солнышко, пирожки, погрозить пальцем, постучать каблучком).  Для разучивания элементов плясок в младших группах чаще всего используем народные плясовые мелодии. Они более доступны для передачи ритма ( «Из-под дуба»,«Ах вы, сени» и др.).  При обучении танцевальным движениям также используем ритмические подговорочки (например: «Чок- чок каблучок, мы танцуем гопачок» и др.). При обучении движениям мордовского танца  используем стихотворные четверостишия Натальи Сураевой- Королевой. Поем мы песни и с использованием детских музыкальных инструментов, таких как ложки, трещотки, погремушки, деревянные палочки.

                Детям старшего возраста мы даем представления о хороводной, бытовой, лирической песне, частушке, обрядовой песне. Так как произведения музыкального фольклора складывались без помощи музыкального сопровождения, поэтому они очень удобны для исполнения детьми. На музыкальных занятиях мы развиваем у детей умение петь без сопровождения, вступать в любой заданный тон без предварительного повторения звуков вслух. Это является хорошей тренировкой и воспитанием внутреннего слуха. Простой акцентный ритм, мелодия попевочного строения все это способствует быстрому запоминанию песен.  А наличие запева позволяет детям отдохнуть во время пения запевалы, что способствует гигиене и охране детского голоса.

                В подготовительной к школе  группе дети исполняют  правильно и точно интонируя мелодические формулы песен, не нарушая ритмическую пульсацию, соблюдая композиционную форму песен.

               Во время непосредственной организованной образовательной деятельности в области «Музыка»  мы стараемся постепенно развивать первоначальные творческие песенные проявления детей. Сначала используем такие упражнения:  звукоподражания на слоги (ку-ку, тра-та-та), найди интонацию для музыкального ответа на мой вопрос (-Заинька, зайка, где бывал?),

     или  я начинаю петь незнакомую песенку, а дети заканчивают ее, т.е. находят опорный звук. Затем сочиняем свои попевки на заданный текст потешки, пестушки, дразнилки, заклички. В группе обязательно находятся несколько человек, которые активно включаются в творчество и предлагают пусть далеко не совершенные свои импровизации. За ними тянутся остальные дети. Ребята с удовольствием поют свои мелодии.

               Особенно большую помощь в обучении детей народному пению оказывают пластинки и аудиозаписи. Поэтому в детском саду мы собрали фонотеку, куда вошли записи с мордовскими песнями в исполнении Н.Спиркиной, ансамбля «Торама» , грамзаписи «Веселые частушки, припевки и страдания», русские народные песни в исполнении А.Стрельченко, М.Мордасовой, Л. Руслановой.

              Известно, что дети очень любят танцевать. Танцуя, они удовлетворяют свою потребность в движении. Для занятий танцами я подбираю специальный музыкальный материал, который уточняется и дополняется. Так, как на первом этапе я все время показывала движенья детям, то удобнее было пользоваться записью музыки. В первые занятия я включаю простые движения, не представляющие особых  затруднений для восприятия и выполнения. Это дробный шаг, выставление ноги на пятку, пружинка, элементы   мордовского танца («вертушок, «солнышко», «лепешки» и др.) Вначале большинство детей не  обращали  внимание на характер музыки, им трудно было согласовывать движение с музыкой. Поэтому я не предъявляла слишком больших требований к четкости и выразительности. Для меня было главным на этом этапе, что дети с большим удовольствием танцуют. Однако находились дети, которые стеснялись учиться движениям. Если разучиваемое движение у них не выходило, то с такими детьми я занималась индивидуально, а на  занятиях старалась похвалить их, вселить веру в свои силы.

              Когда у детей накопился достаточный запас движений, предусмотренных программой, я стала обучать их самостоятельному творческому движению. В каждом движении стремилась внести элемент творчества. К самостоятельному движению в соответствии с характером музыки подвожу детей постепенно, с помощью таких игр, как «Внимание музыка», «Передача платочка», «Запомни музыку», «Плетень», «Зеркало», «Капуста». На этом этапе работы слежу за тем, чтобы движения, которые ребята использовали в своих плясках, соответствовали характеру музыки.

               Народные обрядовые праздники всегда сопровождались игрой. В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей часто однообразны, иногда это просто калька с популярных мультсериалов. В нашем детском саду мы стараемся чаще обращаться к народным играм с пением и без него. Наиболее любимы у детей игры «У медведя во бору», «Родничок», «Ворон», «Раю-раю», «В редьку»,  «Ловишки»  (Тотыш уены),

    «Продаем горшки» (Чулмак уены). Народные игры с педагогической точки зрения отличает широкая направленность: в каждой решается сразу несколько практических задач (развивается мышление, формируется эмоциональная сфера, укрепляется память и внимание, отрабатываются речевые, ритмические, интонационно- слуховые, двигательные навыки).  Все игры развивают фантазию, воображение ребенка. А это является  главным двигателем развития творческих проявлений детей.

                Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на народных музыкальных инструментах. В музыкальном зале  подобран наглядный материал по музыкальным инструментам, собраны куклы в костюмах разных национальностей.  Знакомить детей с народными инструментами, как я уже отмечала, мы начинаем еще в младшей группе: показывали барабан, бубен, погремушку, колокольчик, ложки; играем на этих инструментах. Ребят  старшего возраста знакомим с такими  инструментами как дудка, балалайка, гусли, гармошка, баян, трещотки, свистульки, некоторыми мордовскими инструментами. Знакомство с новыми инструментами, исполнение под их аккомпанемент  песен, плясок, способствует музыкальному развитию детей.

               В народном фольклоре к драматическим действам относятся не только обряды, игры, хороводы, но и сценки. Большое внимание мы обращаем и на костюмировку. Большую помощь в создании костюмов нам оказывают и родители. Какую радость и удовольствие доставляет детям изготовление костюма вместе с родителями и последующей демонстрацией его на празднике.  Но участие родителей в музыкальном развитии детей не ограничивается только изготовлением костюмов.  Радостно было слышать от родителей, что дети часто рассказывают обо всем интересном и новом дома, с удовольствием поют и танцуют для родителей и просто для себя. После проведения колядок в детском саду, многие дети колядовали и дома, получая дары.

              Неформальный подход к работе с родителями помогает найти  в них единомышленников, они становятся активными участниками  в работе по приобщению детей к истокам народной культуры. Ежегодно являются участниками выставок и конкурсов: городской конкурс декоративно-прикладных работ «Мамы руки золотые» (2место), городская выставка «Созвездия талантов» (благодарность), фестиваль семейной песни «Вместе весело шагать по просторам» (диплом). Родители помогают собирать книги по народному творчеству. Дети приносят старые пластинки, которые слушаем во время непосредственной организованной образовательной деятельности  и при самостоятельной деятельности в группе. Совместными усилиями были созданы альбомы с образцами русских и мордовских костюмов, подобрали коллекцию книг с иллюстрациями героев сказок, былин.

            Опыт работы нашего детского сада показал, что знакомство с национальными мордовскими традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на основе краеведческого материала. Для приобщения  детей к истокам народной культуры, нами были определены следующие направления работы:

    - расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной

    Родине;

    - дать детям общее представление о республике Мордовия;

    -познакомить с мордовскими обычаями и традициями, с народным

    творчеством;

    - приобщить  детей к истокам мордовской праздничной и традицион-

    ной культуры.

            На фоне кризиса культуры и дегуманизации проблема сохранения и осознания отечественных традиций имеет общекультурное значение. Развитие этнокультурного сознания и освоение традиционных форм народного творчества является своего рода духовной экологией этноса, необходимой в  современную эпоху нашествия западной культуры. Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможно, когда освоена родная культура. Цель введения ребенка в родную культуру- не изоляция в этнически замкнутом пространстве, а приобщение к тем духовным ценностям, которые и являются человеческим началом, объединяющим всех людей.        

    Использованная литература:

    *)Кенеман А. В. 'Детские подвижные игры народов СССР' - Москва: 'Просвещение', 1988 - с.239

    *) Мордовские народные игры. Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений/Сост. А.И.Исайкина. – Саранск, 1993.

    *) Н.Сураева –Королева «Маленькие бубенчики». Учебно-методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ- Саранск-2005.

    *) интернет ресурсы

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста

    Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность  в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспи...

    Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.

    Когда – то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели св...

    Использование народных национальных традиций в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

    Актуальность проекта     Актуальность проекта  определяется возрастанием роли, национально-культурного и исторического наследия в современном воспитательном и образовательном ...

    Обмен опыта. Сообщение на тему: "Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста"

    Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста...

    "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста"

    Здоровье ребенка - это не только отсутствия болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приор...