Главные вкладки

    Технология развития процесса обобщения у младших школьников с нарушением зрения
    методическая разработка на тему

    Волкова Инна Николаевна

    В технологии описана актуальность развития процесса обобщения для детей с нарушением зрения, подобрана методика для исследования словесно-логического мышления, предложен тематический план для группового взаимодействия со школьниками данной категории.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение «Начальная школа – детский сад IV вида №144»

    Утверждаю:

                                                                                                                                                                          Директор

                                                                                                                                                                                                      _______ Синицына Н.В.

                                                                                                                                                                                               03. 09. 2014г.

    Технология развития  процесса обобщения у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения

    Разработала педагог-психолог

                                                                                             первой квалификационной

                                                                                        категории         Волкова И.Н.

                                                               Пояснительная записка

             Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. Л.С.Выготский считает, что с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.

    Задачи дошкольного и школьного образования могут быть успешно разрешены лишь при формировании у детей умений самостоятельной мыслительной деятельности. Данное положение в полной мере распространяется на детей, имеющих нарушения зрения.

    Как установлено исследованиями дефектологов (Л.С. Выготский, М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева и др.), нарушение зрения, возникшее у детей в раннем детстве или имеющееся с рождения, является причиной целого ряда особенностей в психическом развитии ребенка. Слепота или слабовидение обусловливает своеобразие в формировании детских восприятий и представлений, в развитии двигательной активности, что влияет также и на другие стороны их познавательной деятельности, в том числе и мышление.

             Ученые, исследовавшие особенности психического развития детей с нарушением зрения, отмечали у детей инертность мышления, отсутствие выраженного интереса к окружающему. Поэтому для оптимизации обучения данной категории школьников необходимы способы педагогического воздействия, направленные на активизацию познавательных процессов.

             Цель: способствовать развитию процесса обобщения у младших школьников с нарушением зрения.

             Задачи:

    -изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

    -провести диагностику словесно-логического мышления младших школьников;

    -разработать тематический план группового взаимодействия с младшими школьниками по развитию процесса обобщения и провести цикл занятий;

    -провести итоговую диагностику словесно-логического мышления младших школьников;

    -провести семинар-практикум с учителями и воспитателями группы продленного дня на тему: «игры и упражнения, способствующие развитию  мыслительной деятельности младших школьников с нарушением зрения»

    -провести лекцию для родителей на тему:  «Особенности мыслительной деятельности младших школьников с нарушением зрения»

      Методика изучения словесно - логического мышления

     методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра.

    Цель: исследование уровня развития понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.

    Оборудование: опросник, включающий четыре вербальных субтеста.

    Описание методики: в методику входят задания четырех типов, направленные на выявление умений ребенка осуществлять различные логические операции с вербальным материалом. Каждый субтест  включает 10 заданий.

    В состав первого субтеста входят задания, требующие от школьников навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно также судить о словарном запасе 'школьников.

    Второй субтест представляет собой словесный вариант методики исключения «пятого лишнего». Результаты его проведения позволяют судить об уровне сформированности операций обобщения, абстрагирования, выделения существенных признаков предметов и явлений.

    Третий субтест — задания на умозаключения по аналогии. Они требуют умственных навыков установления отношений и логических связей между понятиями.

    Четвертый субтест также направлен на исследование важнейшей для данной ступени интеллектуального развития операции обобщения.

    для 1 и 2 субтеста — 26 баллов;

    для 3 субтеста — 23 балла;

    для 4 субтеста — 25 баллов.

    Общий балл сравнивается с максимально возможным баллом по данному тесту в целом (он составляет 100 баллов), и в соответствии с ним устанавливается уровень развития, словесно-логического мышления школьников:

    100—75 баллов — высокий уровень развития;

    74—50 баллов — средний уровень развития;

    49—25 баллов — низкий уровень развития.

    СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ МЫШЛЕНИЕ

    1 СУБТЕСТ

    Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.

     1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица)

     2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень)

     3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев)

     4.  Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)

     5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец)

    6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда)

    7.Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник)

    8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная)                

    9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень)

    10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)

    2 СУБТЕСТ

    Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его:

    1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

    2. Река, озеро, море, мост, болото

    3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата

    4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса

    5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник

    6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

    7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей

    8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

    9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение

    10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

    3 СУБТЕСТ

    Найди среди пяти слов, написанных под чертой, одно, которое так же подходило бы к слову, написанному над чертой, как подходят друг к другу слова соседней пары:

    1.   Огурец         георгин

      овощ            сорняк, роса, садик, цветок, земля
    2.  Учитель       врач

      ученик               очки, больные, палата, больной,  термометр

    3.  Огород         сад

    морковь          забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

    4.  Цветок          птица
     ваза               клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

    5.   Перчатка     сапог
     рука             чулки, подошва, кожа, нога, щетка

    6.  Темный         мокрый

          светлый          солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

     7.   Часы             термометр

            время           стекло, температура, кровать, больной, врач

    8.    Машина        лодка  

         мотор                  река, моряк, болото, парус, волна

    9.     Стул                          игла

       деревянный            острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

    10.   Стол               пол

            скатерть          мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

            ;

    4СУБТЕСТ

    Подбери общее слово к двум, указанным в строчке.

     1. Метла, лопата ...

     2. Окунь, карась ...

    3. Лето, зима ...

    4. Огурец, помидор ...

    5. Сирень, шиповник ...

    6. Шкаф, диван...

     7. День, ночь ...

     8. Слон, муравей ...

     9. Июнь, июль …

    10. Дерево, цветок ...

    Занятие №1

    Упражнение 1.Развитие слуховой памяти (10 слов)(№3, с.5)

    Упражнение 2.Развитие координации движений и графических навыков (рисование обеими руками       геометрических форм)(№3, с.5)

    Упражнение 3.Припоминание 10 слов из упр.1

    Упражнение 4.Гимнастика для глаз (6 кругов по часовой стрелке, 6 против)(№3, с.6)

    Упражнение 5. «Кто самый внимательный»(№5, с.64)

    Упражнение 6. «На что это похоже?»(№1, с.187)

    Упражнение 7. «Дорисуй изображение» (№1, с.188)

    Занятие №2

    Упражнение 1.Развитие механической зрительной памяти (10 невербальных символов для запоминания) (№3, с.6)

    Упражнение 2. Развитие координации движений и графических навыков (рисование обеими руками       геометрических форм с разных точек)(№3, с.7)

    Упражнение 3. Припоминание 10 символов из упр.1

    Упражнение 4.Гимнастика для глаз (6 кругов по часовой стрелке, 6 против)(№3, с.6)

    Упражнение 5. «Систематизация» (№1, с.210)

    Упражнение 6. «Раздели на группы» (№1, с.210)

    Упражнение 7. «Подбери слова» (№1, с.211)

    Занятие №3

    Упражнение 1. Развитие ассоциативной памяти (10 картинок-10 слов) (№3, с.8)

    Упражнение 2.Развитие  сенсомоторики (нарисовать одновременно  обеими руками  по образцу) (№3, с.9)

    Упражнение 3. «Составление предложения»(№2, с.103)

    Упражнение 4.Гимнастика для глаз (9 кругов по часовой стрелке, 9 против)(№3, с.6)

    Упражнение 5.Развитие внимания и графических умений (переписать без ошибок буквенный ряд) (№5, с.64)

    Упражнение 6. «Найди общее слово» (развитие обобщения)

    Упражнение 7.  «Слова-близнецы» (придумать слова-омонимы)

    Занятие №4

    Упражнение 1. Развитие ассоциативной памяти (10 картинок-10 слов) (№3, с.8)

    Упражнение 2.Развитие зрительной памяти и пространственной ориентации (Прочитать и запомнить слова, написанные наоборот, 6 слов-20 сек.) (№3, с.10)

    Упражнение 3.Развитие пространственной ориентации и координации тонких движений (нарисовать одновременно  обеими руками  по образцу) (№3, с.9)

    Упражнение 4.Гимнастика для глаз (глазами написать свое имя и фамилию)(№3, с.10)

    Упражнение 5.Выделение существенных свойств объекта (№1, с.226)

    Упражнение 6.Установление логических связей (№1, с.228)

    Упражнение 7.Выделение существенных признаков (№1, с.229)

    Занятие №5

    Упражнение 1. «5-й лишний на вербальном уровне» (Исключить лишние слова на слух и запомнить их) (№3, с.11)

    Упражнение 2.Развитие сенсомоторики (нарисовать одновременно  обеими руками  по образцу) (№3, с.12)

    Упражнение 3.Припоминание лишних слов, выделенных в упр.1

    Упражнение 4.Гимнастика для глаз (написать глазами цифры от 0 до 9)(№3, с.12)

    Упражнение 5. «Объясни смысл пословицы» (№3, с.230)

    Упражнение 6. «Дорисуй букву» (№5, с.66)

    Занятие №6

    Упражнение 1. Развитие мышления и памяти (расшифровать слова, запомнить их и выделить лишнее слово) (№3, с.13)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

    Упражнение 2.Развитие сенсомоторики (нарисовать одновременно  обеими руками  по образцу) (№3, с.13)

    Упражнение 3. Припоминание слов, расшифрованных в задании 2 (№3, с.14)

    Упражнение 4.Гимнастика для глаз (написать глазами сегодняшнюю дату)(№3, с.13)

    Упражнение 5.Установление ассоциаций (назвать все знакомые слова, связанные с данным понятием) (№4, с.5)

    Упражнение 6.Назвать видовые понятия (№4, с.6)

    Занятие №7

    Упражнение 1.Развитие зрительно-опосредованного запоминания (запомнить и записать слова из согласных букв) (№5, с.64)

    Упражнение 2. Развитие сенсомоторики (нарисовать одновременно  обеими руками  по образцу) (№3, с.15)

    Упражнение 3.Припоминание слов из упр.1 (№5, с.64)

    Упражнение 4.Гимнастика для глаз (6 кругов по часовой стрелке, 6 против)(№3, с.6)

    Упражнение 5. «Назови одним словом» (№4, с.6)

    Упражнение 6. «Четвертый лишний» (№4, с.8)

    Занятие №8

    Упражнение 1.Развитие способности к концентрации и расслаблению (№3, с.16)

    Упражнение 2.Развитие смысловой памяти и логического мышления (к 10 словам придумать слова, связанные с ними по смыслу)(№3, с.16)

    Упражнение 3. Развитие сенсомоторики (нарисовать одновременно  обеими руками  по образцу) (№3, с.17)

    Упражнение 4.Гимнастика для глаз (9 кругов по часовой стрелке, 9 против)(№3, с.6)

    Упражнение 5. «Продолжите» (вид-вид) (№4, с.9)

    Упражнение 6. Сравнение    видового и родового понятия (№4, с.10)

    Занятие №9

    Упражнение 1. Развитие способности к концентрации и расслаблению (№3, с.16)

    Упражнение 2. Развитие зрительной памяти и пространственной ориентации (Прочитать и запомнить слова, написанные наоборот, 6 слов-20 сек.) (№3, с.10)

    Упражнение 3. Развитие пространственной ориентации и координации тонких движений (нарисовать одновременно  обеими руками  по образцу) (№3, с.9)

    Упражнение 4.Гимнастика для глаз (нарисовать перевернутые восьмерки  глазами)(№3, с.6)

    Упражнение 5. «Продолжите» (части-целое)(№4, с.11)

    Упражнение 6. «Назовите части, которые составляют целое» (№4, с.11)

    Упражнение 7. «Укажите целое, частью которого являются…»(№4, с.11)

    Занятие №10

    Упражнение 1. Развитие ассоциативной памяти (10 картинок-10 слов) (№3, с.8)

    Упражнение 2. «Запомни предметы» (развитие объема памяти)(№5, с.65)

    Упражнение 3.Развитие сенсомоторики (рисование обеими руками одновременно по образцу «мышка»)(№3, с.18)

    Упражнение 4.Гимнастика для глаз (глазами нарисовать 6 горизонтальных восьмерок и 6 вертикальных)(№3, с.21)

    Упражнение 5. «Противоположности» (№4, с.12)

    Упражнение 6. «Назови причины следующих событий»( установление причинно-следственных отношений)(№4, с.14)

    Упражнение 7. «Проведи аналогии» (№4, с.15)

    Литература:

    1.Битянова М.Р., Азарова Ж.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. «Работа психолога в начальной школе», Москва, «Совершенство», 1998г.

    2.Ануфриев А.Ф. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Москва 2000г.

    3.Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Ростов-на Дону 2010г.

    4.Коновалнеко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9.Москва 2000г.

    5.Любимова Т.Г. Подумай и ответь. Чебоксары        1997г.

    6.Рудякова О.Н. Психологическая поддержка младших школьников. Волгоград 2008г.

    7.Ермаков В.П. Якунин Т.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М.: «Просвещение»-2006г.

    8.Литвак А.Г., Сорокин В.М., Головина Т.П. Практикум по тифлопсихологии. М.:   «Просвещение»-1989г.

    9.Основы специальной психологии. / Кузнецовой Л.В., Переслени Л.И., Солнцевой Л.И., М.: «Академия»- 2002г.

    10. Основы специальной психологии. / Кузнецовой Л.В., Переслени Л.И., Солнцевой Л.И., М.: «Академия»- 2002г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта. Система работы логопеда по формированию и развитию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).

    Система работы логопеда по формированию и развитию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).Одним из приоритетных направлений логопедической работы...

    Развитие лексической стороны речи младших школьников с нарушением интеллекта

    Для активации речевой деятельности младших школьников с нарушением интелллекта нередко нужно применять разные методы обучения. Одним из таких методов является дидактическая игра....

    Система работы по коррекции нарушений процесса письма у младших школьников

    Современная психология, рассматривая письмо как один из видов речевой деятельности, представляет его как более сложный психический акт нежели устная речь. Разными авторами высказываются несколько разл...

    Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

    Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

    Методическая разработка: «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе для детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

    В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии»  прочно вошло во все элементы образовательной системы...

    Коррекция фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи

    Этапы логопедического воздействия, их цели, задачи, способы достижения....

    Проектная работа "Организация занятий направленных на сенсорное и сенсомоторное развитие школьников с нарушением зрения".

    Опыт стран всего мира свидетельствует о росте числа детей с отклонениями в развитии. К факторам, вызывающих увеличение числа детей-инвалидов, относят высокий уровень заболевания матерей, ухудшение эко...