Главные вкладки

    Консультация по теме:
    Консультация для воспитателей: "Устное народное творчество в системе речевого развития детей дошкольного возраста"

    Предлагаю вашему вниманию консультацию для воспитателей "Устное народное творчество в системе речевого развития детей дошкольного возраста"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                    Устное народное творчество в системе речевого развития детей дошкольного возраста.

             Речь во всем ее многообразии,является необходимым компонентом общения,в процессе которого она и формируется.Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации,способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

    Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка,становления и развития всех сторон речи:фонетической,лексической,грамматической.

    В современном мире наблюдается процесс упрощения,оскуднения русского языка,исчезает его красота,образность.Основной целью работы по развитию речи в дошкольных учреждениях является систематизация методов и приемов на материале устного народного творчества.

    В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:

    1.Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество,выраженное в песнях,припевках,закличках,сказках,хороводах и т.д.

    2.Поэтапно формировать интерес к фольклору и,как следствие,обогащать словарный запас детейбразвивать грамматическую сторону речи,диалогическую и монологическую связную речь.

    Детский фольклор необычайно богат и разнообразен.Он представлен героическим эпосом,сказками,многочисленными произведениями малых жанров.

    Малые жанры:

    колыбельные песни;

    пестушки;

    потешки;

    прибаутки;

    календарный детский фольклор;

    жеребьевые скороговорки,считалки,дразнилки,скороговорки;

    загадки;

    пословицы и поговорки;

    былины;

    сказки.

    Заложенные в фольклор языковые формы обеспечивают баланс традиционности и индивидуальности в речевом творчестве,и их включение в педагогический процесс совершенно необходимо.

    Изучив и проанализировав опыт работы О.Л.Князевой,М.Д.Маханевой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”,М.Осениевой “Знакомство детей с русским фольклором”,С.И.Мерзляковой “Фольклор-музыка-театр”,М.Н.Мельникова “Русский детский фольклор”,можно определить следующие задачи:

    1.Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.

    2.Посредством живого образного языка учить понимание слов и выражений,развивать выразительность,интонацию,силу голоса.

    3.Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок,которые открывют првила поведения,моральные нормы.

    4.Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.

    5.Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.

    6.Развивать интерес к народным играм.Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованой деятельности.

    В реалиации всех этих задач важную роль играет систематизация фольклорного материала по устному народному творчеству,консультации и беседы для родителей.А также важно определить следующие формы работы:

    возрастной подход;

    функциональность;

    вариативность;

    наглядность;

    системность;

    комфортность;

    самостоятельность;

    доступность;

    применяемость;

    соответствие требованиям программы.

            

    Правильно и четко организованная работа по приобщению детей в детском саду к устному народному творчеству способствует не только развитию речи,но и развитию его духовности-интегрированного свойства личности,которое проявляет себя на уровне человеческих отношений.Систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспиательное значение,способствует обогащению словаря,развитию  речевой активности детей дошкольного возраста.

    Устное народное творчество представляет собой особый вид искусствабто есть вид духовного освоения действительности человека с целью творческого преобразования окружающнго мира по законам красоты.Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание.В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира,речевого развития детей.Средствами устного народного творчества в детях воспитывается желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни.

    Раннее и дошкольное детство-это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного творчества.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Русские народные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

    Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элемен...

    Консультация для педагогов "Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей"

    Знакомство с народной музыкальной культурой вводит дошкольников в образный мир песни. Это средство сохранения исполнительских традиций и специфических черт национального интонирования....

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ЦЕЛЯХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Мы можем воспитывать дошкольников на героических традициях нашего народа. Особое значение  в воспитании патриотизма нужно придавать родному слову и искусству, изучая с  детьми народных сказо...

    Влияние народного творчества на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста.

    Влияние народного творчества на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста....

    Малый жанр устного народного творчества в познавательно-речевом развитии детей раннего возраста в рамках ФГОС

    Формирование патриотических чувств детей раннего возраста через знакомство с русским народным фольклором....

    Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

    Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

    Методическая разработка по теме: «Традиционная народная культура в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

    Методическая разработка по теме: «Традиционная народная культура в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»...