В чем я вижу плюсы и минусы новых стандартов образования
статья на тему

Стахеева Людмила Владимировна

Плюсы современного дошкольного образования.

 Определение дошкольного образования как одного из уровней системы общего образования, который при этом не является подготовительным. Признание уникальности данного уровня на основе признания самоценности дошкольного детства, требование для предоставления данному уровню таких  же социально-экономических возможностей, как и другим уровням, в том числе государственному финансированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _i_-_novykh_standartov_obrazovaniya.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

В чем вы видите плюсы и минусы новых стандартов образования?

 Плюсы современного дошкольного образования.

1. Определение дошкольного образования как одного из уровней системы общего образования, который при этом не является подготовительным. Признание уникальности данного уровня на основе признания самоценности дошкольного детства, требование для предоставления данному уровню таких  же социально-экономических возможностей, как и другим уровням, в том числе государственному финансированию.

2. Несмотря на сведение образовательного процесса к образовательной услуге, закрепленную в ФЗ «Об образовании в РФ», ориентированность стандартами образовательной программы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и реализацию индивидуального подхода к каждому ребенку прослеживается в полной мере.

3. Включение терминов «социальная ситуация развития» и «образовательная среда» в условия и содержание реализации программы, отражены особенности организации образовательной деятельности и взаимодействие детского сада и семьи.

4. Отражение в содержании образовательной программы следующих аспектов образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  • характер взаимодействия со взрослыми;
  • характер взаимодействия с другими детьми;
  • система отношений ребенка к  миру, к  другим людям, к самому себе.

5. Формирование для педагога основных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста:

  • обеспечение эмоционального благополучия;
  • поддержка индивидуальности и инициативы детей;
  • установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях;
  • построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;
  • взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выделения потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

6.  Обоснование необходимости использования (или введения) новых форм организации образовательного процесса, связанных с взаимодействием детей друг с другом в парах между собой, с родителями. Такие формы будут способствовать социализации детей, формированию положительного микроклимата и дружеских отношений в коллективе сверстников.

7. Много внимания уделяется в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования поддержке детской инициативы и самостоятельности. При этом самостоятельная деятельность – это одно из «западающих»  звеньев в нашем образовании, и не только дошкольном. При этом основные проблемы связаны с взрослыми – родителями педагогами, не владеющих как организацией самостоятельной (свободной) деятельностью, так и самой этой деятельностью. Работа по самообразованию в этой области предстоит огромная. Тем более, что многие практики даже не представляют себе, как можно совместить воспитание самостоятельности и коллективизма у дошкольников.

Минусы современного дошкольного образования.

1. Согласно ФЗ РФ от 29.12.2012 №273 «Об образовании в РФ», федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Это понятие определяет как объект, так и предмет регулирования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

2. Цели и задачи, целевые ориентиры дошкольного образования между собой не согласованы. Цели, задачи и целевые ориентиры дошкольного образования, дошкольной образовательной организации, образовательной программы детского сада и образовательной деятельности педагога – это не одно и то же. В ФГОС дошкольного образования они не дифференцируются, а накладываются друг на друга и подменяют друг друга.

3. Самое «больное» место в стандарте – управление качеством процесса. В тексте нет вообще упоминания о том, что такое образовательный процесс, связанный с ним индивидуальный образовательный маршрут и траектории развития каждого ребенка, их виды и формы. Если уж речь идут об индивидуализации, образовательные потребности -  не особые, а для всех детей, в соответствии с правом на образование, о котором говориться в Конституции РФ. Исходя из контекста использования данного термина, можно сделать вывод о том, что образовательный процесс утратил признаки системы и возможности его преемственности со стандартом начального школьного образования, они только декларируются.

4. Идет «неразбериха» из-за выделения пяти образовательных областей, среди которых совершенно неправомерно названо в качестве направления социально-коммуникативное развитие (вместо социально-личностного или социально-нравственного, полностью охватывающих указанные в нем задачи), разведены речевое развитие и познавательное развитие, хотя они всегда проникали друг в друга и ранее объединялись термином «умственное развитие». Наравне с математическим и экологическим развитием.

5. Из образовательной программы выплеснуты модели организации образовательного процесса – единственный управленческий механизм, способный восстановить системность образовательного процесса. В программе вместо этого требуют описать режим дня в разных возрастных группах и события в течении года на уровне детского сада. Волей-неволей педагогам детского сада навязывается событийная или ситуативная модель организации.

6. Среди условий реализации программы большое внимание уделено финансовым условиям. При этом полностью отсутствует взаимосвязь этих условий с содержанием и результатами реализации образовательной программы.

7. Отсутствуют критерии оценки результатов деятельности детского сада.

8. Не учтены организационно-правовые формы ДОО (автономные, бюджетные, казенные).

9. Правовые условия заключения и расторжения образовательных правоотношений, выполнения или невыполнения госзаказа на услуги так же не отражены, хотя ФГОС призван регулировать правовые отношения в сфере образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ В НОВЫХ СТАНДАРТАХ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИИ

Опыт построения интеграционного воздействия  учителя-логопеда, психолога, воспитателя, музыкального руководитееля при коррекции речевых нрушений в группе детей с кратковременным пребыванием....

НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ В НОВЫХ СТАНДАРТАХ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИИ

В статье рассматривается опыт  интегрированного коррекционного воздействия при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья на базе группы кратковременного пребывания при Центре ди...

Плюсы и минусы ИКТ в современном дошкольном образовании.

Мы живем в веке информационных технологий, когда компьютер является необходимым атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, вопрос об использовании информа...

Мотивация воспитанников дошкольного возраста к занятиям физической культурой в соответствии с новыми стандартами образования.

Мотивация воспитанников дошкольного возраста к занятиям физической культурой в соответствии с новыми стандартами образования....

Эссе на тему:«Дистанционное образование в дошкольном обучении. Плюсы и минусы»

Эссе на конкурс творческих работ "Педагогическй старт - 2020"...

В чем «+» новых стандартов образования?

. Моя статья посвящена вопросу "В чем  «+»  новых стандартов образования? " и описаны новые подходы в воспитательном процессе и в работе с родителями....

статья «Цифровое образование для детей дошкольного возраста: плюсы и минусы»

В статье рассматриваются положительные и негативные стороны аквтивного включения цифровых технологий в жизнь ребенка дошкольного возраста....