Практика реализации инноваций по подготовке детей к школьному обучению в условиях учреждений дополнительного образования
статья
Практика реализации инноваций в студии предшкольной подготовки АБВГД-ейка при подготовке учащихся к школе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практика реализации инноваций по подготовке детей к школьному обучению в условиях учреждений дополнительного образования
Кузнецова К.В. педагог дополнительного образования студии предшкольной подготовки АБВГД-ейка и студии раннего развития «Родничок» МОУ ДОД «Центр детского творчества г.Балашова»
Вопрос подготовки детей к школе, был и остается актуальным в современном мире. В детских садах и раньше ему уделялось огромное значение, так как в дошкольных учреждениях есть все условия для его решения. Но на практике вопросы подготовки детей к школе рассматривались довольно узко и сводились к усвоению знаний обязательного базового компонента - элементарных математических представлений и обучению грамоте.
В современном мире школы очень различаются между собой и по программам, и по методам обучения. Поэтому вопрос о готовности и подготовке ребенка к школе стоит особенно остро. Дошкольное образование - основа всей образовательной системы, в процессе которого закладывается личность ребенка, определяющая дальнейшее его развитие. Подготовка детей к школе в настоящее время осуществляется не только в детских садах, сейчас существует много дошкольных учреждений, ведущих подготовку детей к школе.
В условиях модернизации современной системы образования возникает потребность в обновлении содержания дошкольного образования. Цель современного дошкольного образования: формирование компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение инноваций, способствующих развитию различных направлений в учреждениях дополнительного образования. Инновационная деятельность-процесс, который позволяет перейти на более качественную ступень в образовании при использовании новых методов, программ, технологий. Общая цель внедрения инноваций- достижение высоких результатов в дошкольном образовании, воспитании и развитии личности. В настоящее время вся система образования включена в инновационный процесс.
С 2009 года в МОУ ДОД ЦДТ реализуется интегрированная образовательная программа студии предшкольной подготовки «АБВГДейка», специализирующейся на подготовке детей к школе.
Целью обучения данной студии является развитие разносторонней творческой личности, создание у ребенка целостного представления об окружающем мире. Интеграция же в обучении как цель должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны (Ю.М. Колягин).
Так, направлениями деятельности студии предшкольной подготовки, помимо обучения основным предметам, таким как основы письма и математики, стали: ознакомление с основами безопасности жизни, использование здоровьесберегающих технологий, экологическое образование дошкольников, интеграция учебного процесса, игровые технологии, метод проектов, а так же большое внимание уделяется совместной работе с родителями. Такие занятия дают возможность эффективнее и качественнее подготовить воспитанника к школе и достичь целей программы студии предшкольной подготовки. На таких занятиях воспитанники обучаются не по принципу «меня учат», а по принципу «мы учимся вместе».
Для активизации позиции семьи в воспитании ребенка вводятся новые формы работы с родителями. По мнению психологов Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина “развитие ребенка происходит только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением. Первым и наиболее значимым окружением ребенка является его семья. Именно взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей во многом определяют психическое развитие ребенка, в том числе и формирование его адаптационных возможностей”. Поэтому, работа с семьей – важная задача образовательной системы в целом и дошкольного и дополнительного образования в частности. В МОУ ДОД Центр детского творчества г. Балашова при работе с родителями проводятся как общепринятые мероприятия, такие как собрания, диагностико-аналитическое анкетирование при поступлении ребенка в студию предшкольной подготовки, беседы с родителями, в том числе посещение семьи с целью познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для ребенка обстановке, консультации, так и инновационные, одним из которых является творческая гостиная «Мама, папа, я – творческая семья». В творческом процессе таких мероприятий происходит обмен опытом семейного воспитания, организуются выставки рисунков, поделок родителей и детей, совместные концерты художественной самодеятельности, происходит спокойное, доверительное общение, а родители выступают не как зрители, а как активные участники. Все это способствует заинтересованности родителей в дошкольном образовании детей, проявлению интереса к содержанию занятий, побуждению родителей к анализу тех или иных способов воспитания, повышения их заинтересованности в обсуждении вопросов и решении тех или иных педагогических ситуаций и задач.
Проектные методы обучения являются еще одной инновацией при работе с дошкольниками. Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. При проектной деятельности активно вовлекаются не только учащиеся, но и их родители. Так, в 2013-2014 году в студии предшкольной подготовки «АБВГД-ейка» были реализованы следующие долгосрочные проекты: «Мы помогаем скворцам» и «Стань звездой английского театра».
Особое место в ряду остальных занимают музыкальные занятия. Именно музыкальные занятия способствуют гармоничному развитию учащегося. Инновационные технологии на занятиях по вокалу позволяют сделать занятия интереснее, насыщеннее, позволяют учащимся активно участвовать в образовательном процессе. Основой инновационных технологий на занятиях по вокалу является коллективная деятельность, которая объединяет пение, ритмические игры, пальчиковую гимнастику, танец, декламацию и другие речевые упражнения, театрализацию. Для развития музыкальных способностей используются: коммуникативные танцы-игры, координационно-подвижные и пальчиковые музыкальные и речевые игры, ритмодекламация под музыку, игры со звуками, элементарное музицирование. Использование таких инновационных технологий позволяет добиться следующих результатов: создание на занятии атмосферы радостного общения, приподнятого настроения, учащиеся активны, легче усваивают материал и развивают музыкальные способности, учащиеся получают естественное и непринужденное общение с музыкой, отсутствует утомительное заучивание материала.
На занятиях в студии предшкольной подготовки педагоги уделяют особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Огромное значение имеет организация занятий. Педагоги строят занятия, учитывая возрастные особенности учащихся, время для каждого задания, чередуя виды работ. С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся, педагоги используют следующие приемы: положительный эмоциональный настрой на урок; пальчиковая гимнастика (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи); дыхательная гимнастика (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей); физкультминутка, динамическая пауза (снимают напряжение общей моторики); смена видов деятельности (разнообразие заданий: слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д., направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости); игра, игровые моменты (преобладающая форма деятельности у дошкольников, через которую ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать); оптимальный темп ведения занятия; подача материала наиболее доступным рациональным способом (предполагает воздействие на все каналы); нестандартное размещение ученических рабочих мест в классе; чередование горизонтальных (работа за столом) и вертикальных рабочих плоскостей; нетрадиционная система опроса; музыкальное сопровождение.
Таким образом, внедрение инноваций – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дополнительного образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению перейти на новую, более качественную ступень развития. Инновации в программе подготовки дошкольников в студии предшкольной подготовки позволяют выполнить цели программы в более полном объеме. В то же время внедрение инноваций требует профессиональной компетентности, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов. Поэтому весь педагогический коллектив должен находиться в постоянном поиске новых форм работы с воспитанниками и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогическое сопровождение развития ребенка от 3х месяцев до 1 года в условиях учреждения дополнительного образования детей"
Известный педагог А.С. Макаренко сказал: «Воспитание начинается с первого вздоха ребёнка, и если мать начала думать о воспитании сына на шестом месяце его жизни, то она опоздала на полгода». В первый ...

Квалификационная работа на тему : "Обучение английскому языку детей дошкольного возраста средствами игры в учреждении дополнительного образования детей"
В данном сборнике представлен теоретический и практический материал, который используется в обучении детей дошкольного возраста английскому языку. Сборник рассчитан на воспитателей дошкольных образова...

консультация для педагогов и родителей:"Физическая готовность детей к школьному обучению в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования"
Всех нас интересует: "Как будет учиться ребенок?" Этот вопрос волнует и педагогов и родителей, но в первую очередь нужно знать , а готов ли ребенок к школьному обучению. Готов ли в первую очеред...
Презентация "Развитие познавательной активности детей 6-7 лет как условие подготовки детей к школьному обучению"
Презентация представляет отчет по тематической проверке...

Круглый стол. Выступление «Научно-методическая и инновационно-преобразующая деятельность методических объединений – основа системного развития творческой инициативы педагога и реализации педагогических технологий при подготовке детей к школьному обучению»
Выступление на РМО воспитателей групп старшего и младшего дошкольного возраста...

Подготовка детей к школьному обучению в условиях детского сада
Е.Е.Кравцова отмечала следующее: “Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка”. Психологическая готовность к школе – тольк...

Дополнительная общеразвивающая программа по подготовке детей к школьному обучению "Будущий первоклассник"
дополнительная общеразвивающая программа по подготовке детей к школьному обучению...
