Главные вкладки

    Условия формирования самооценки у старших дошкольников
    статья (старшая группа) на тему

    Личность - понятие достаточно широкое и имеет несколько составляющих. Самооценка - один из компонентов личности, представляющий собой некий феномен активно  развивающийся и формирующийся в детстве. Очень важно огромное внимание уделять развитию самооценки ребёнка дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx24.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сафронова Екатерина Сергеевна

    Сафронова Екатерина Сергеевна

    Условия формирования  самооценки у старших  дошкольников

         Появление и  развитие самосознания, а также  самооценки, как его компонента у  старших дошкольников происходит в  различных видах деятельности. Дошкольник, становится самостоятельным, более независимым от взрослых. Его взаимоотношения с окружающими расширяются и усложняются. Это дает возможность более полно и глубоко осознать себя и оценить.
         
    Вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности.
         
    Анализ  литературных источников, посвященных  проблеме развития самооценки личности (Т.А.Репина, Е.Е.Кравцова, В. А. Горбачева, Е.В. Субботский, М.И. Лисина, А.И. Сильвестру, Е В. Кучерова и др.), позволяет  выделить механизм формирования самооценки в дошкольном детстве, который разворачивается следующим образом:

    • через оценки значимых взрослых (родителей, педагогов);
    • на основе собственного практического опыта;
    • через сверстников, на основе информации о качестве результата при решении конкретных задач[1].

         Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом  проявляется в жизнедеятельности  человека.
         
    При адекватной самооценке представление людей о себе соответствуют действительности, реальности, мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. Обычно такие люди могут правильно указать на свои плюсы и минусы. Адекватность самооценки непосредственно зависит от степени развитости оценочных способностей, которые нужно развивать на ранних стадиях развития самооценки. Активность, бодрость, чувство юмора, находчивость, общительность, присущи детям с адекватной самооценкой. Эти качества очень высоко ценятся сверстниками. При неадекватной самооценке представления о себе не соответствуют действительности. Люди с заниженной самооценкой видят в себе те качества, которых на самом деле у них нет, охарактеризовать себя они не могут, мнение других – основной ключ, на котором строится их самооценка [1].
         
    Неадекватная  самооценка делится на завышенную и  заниженную. Дети с заниженной самооценкой  недооценивают себя по сравнению  с тем, что они в действительности представляют, видят в себе только отрицательные качества, им присуща неуверенность в себе, мнительность, пассивность, обидчивость, ранимость, замкнутость, все это приводит к трудностям в общении, взаимодействии между детьми и взрослыми,    мешает устанавливать контакты и т.п.
         
    Дети  с завышенной самооценкой отмечают в себе в основном только хорошие, положительные качества, часто переоценивая себя, характеризуются самоуверенностью, высокомерием, бестактностью, не прислушиваются к мнению других. Все эти качества отрицательно воспринимаются сверстниками.
         
    Адекватная  и неадекватная самооценка делится  на две группы: устойчивая и неустойчивая. Устойчивая самооценка – это та, которая не изменяется под воздействием каких либо факторов, нелегко поддается коррекции. Неустойчивая самооценка более динамична, ее можно изменять, корректировать. Самооценка старшего дошкольника характеризуется неустойчивостью, и, следовательно, хорошо поддается коррекции, воздействию, благодаря чему расширяются возможности направленного формирования самооценки.
         
    Самооценка  бывает также абсолютной и относительной. Абсолютная самооценка выражается в отношении человека к себе без сопоставления с мнением других. Относительная -же, наоборот, – отношение человека к себе, но уже в сопоставлении с другими[2].
         
    У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту ребенка образной деятельности, общения с взрослыми и сверстниками.
         
    Можно сказать, что наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители. Представления о том, каким должен быть ребенок (родительский образ ребенка), формируется еще до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье. Руководствуясь собственными представлениями о том, каким должен быть ребенок, родители оценивают его реальную деятельность и поведение. Усвоенные от родителей оценки становятся собственными оценками ребенка. Ребенок оценивает себя так, как оценивают его окружающие, и прежде всего родители. Родители так же формируют у ребенка определенные личностные ценности, идеалы, эталоны, на которые следует равняться, намечают планы, которые необходимо выполнить, определяют стандарты выполнения тех или иных действий. Если они реалистичны и соответствуют возможностям ребенка, то достижение целей, реализация планов, способствуют формированию позитивного образа «Я» и положительной самооценки. Если же цели и планы нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к потере веры в себя, формированию заниженной самооценки и негативного образа «Я». 
         
    Для ребенка одинаково вредны и отсутствие критики со стороны родителей  и чрезмерная строгость, когда замечания  родителей носят исключительно  негативный характер. В первом случае у детей старшего дошкольного  возраста формируется неадекватно завышенная, а во втором случае заниженная самооценка. И в том и в другом случае не развивается способность анализировать, оценивать и контролировать свои действия и поступки.
         
    Еще одним из условий развития самооценки в старшем дошкольном возрасте является расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Под индивидуальным опытом, в данном случае, имеется в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем его предметном мире.
         
    Индивидуальный  опыт, полученный в конкретной деятельности, является реальной основой для определения  ребенком наличия или отсутствия у него определенных качеств, умений, возможностей. Он может слышать каждый день от окружающих, что у него есть те или иные способности, или, что у него их нет, однако это не является основой формирования правильного представления о своих возможностях. Критерием наличия или отсутствия каких-либо способностей является, в конечном счете, успех или неуспех в соответствующей деятельности. Путем прямой проверки своих сил в реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих возможностей.

     

    Список литературы

    1. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста.- Новосибирск: ГЦРО., 2000.
    2. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков; под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1999.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Условия подержания у детей интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков

    Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Ведь культура ...

    Доклад на тему «Условия поддержания у детей интереса к выполнению культурно-гигиеническим навыкам»

    Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков....

    Условия формирования у дошкольников с ОВЗ знаний о предметах и явлениях живой природы

    В предлагаемой статье описываются особенности знаний, а также, сформулированы факторы, от которых зависит степень осведомленности дошкольников с ОВЗ о предметах и явлениях живой природы в детском саду...

    "Условия формирования у детей правильного звукопроизношения"

    Простые рекомендации для использования родителями в повседневной жизни, помогут развить у ребенка правильное произношение, а также предупредить возникновение речевых нарушений....

    Сообщение "Ситуация успеха как условие формирования у дошкольников уверенности в себе"

    Материал о формировании у дошкольников уверенности в себе....

    Условия формирования у воспитанников культуры здорового питания.

    Система деятельности педагога, направленная на решение профессиональной проблемы...

    «Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества»

    Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...