Главные вкладки

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации основной образовательной программы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детский сад № 71 «Радость» на 2014 – 2015 учебный год область МУЗЫКА
    рабочая программа на тему

    Магина Наталья Александровна

    Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 2 до 7 лет и  базируется на следующих разделах: восприятие, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальное творчество. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_muzyka.doc247.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 71 «РАДОСТЬ»

    ПРИНЯТО:                                                                УТВЕРЖДАЮ:

    на заседании педагогического совета                     Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска

                                                                                  ДС № 71«Радость»

    Протокол №________

    от «_____» ______________ 20____г                ________________И.И.Приходченко

                                                    Приказ №____ от «____»__________ 20__г.

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

    по реализации основной образовательной программы

    муниципального автономного  дошкольного образовательного учреждения

    города Нижневартовска  детский сад № 71 «Радость»

    на 2014 – 2015 учебный год

    область «Художественно-эстетическое развитие»

    раздел

    МУЗЫКА. МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

     группы общеразвивающей направленности

    детей с 2 до 7 лет

    Разработала:

    Магина Наталья Александровна,

     музыкальный руководитель

    первой квалификационной категории

    г. Нижневартовск

    Паспорт Программы

    1

    Наименование программы

    Рабочая учебная программа по реализации основной образовательной программы.

    2

    Основание для разработки программы

    Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    СанПиН 2.4.1.3049 - 13

      Устав МАДОУ города Нижневартовска ДС №71 «Радость»

    Постановление администрации города об утверждении тарифов на услуги, предоставляемые    МАДОУ города Нижневартовска ДС №71 «Радость» от 09.10.2013 №2091.

    3

    Организация исполнитель программы

    муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад  №71 «Радость».

    4

    Целевая группа

    дети  дошкольного возраста 2-7 лет.

    5

    Разработчик программы

    Магина Н. А. – музыкальный руководитель

    6

    Цели программы

     Развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, фольклора, реализация самостоятельной творческой деятельности в различных видах музыкальной деятельности.

    7

    Задачи программы

    1. Формировать музыкально-эстетическое восприятие, сознание, оценку, потребности, интересы.

    2. Развивать творческую активность в различных видах музыкальной деятельности.

    3. Обеспечивать эмоционально-положительное отношение к произведениям музыкального искусства

    8

    Ожидаемый результат

      Сформировано музыкально-эстетическое восприятие

      Развита творческая активность

      Сформировано эмоционально-положительное отношение к    произведениям музыкального искусства

    9

    Срок реализации программы

    1 год.

    Содержание программы

    Введение

    Область «Музыка. Музыкальное развитие»

    Группа общеразвивающей направленности детей с 2 до 3 лет

    1.

    Пояснительная записка.

    5

    1.1.

    Возрастные особенности ребенка в данной возрастной группе.

    5

    1.2.

    Количество занятий, общее количество занятий в неделю, длительность занятий.

    6

    1.3.

    Цели и задачи по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    6

    1.4.

    Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы.

    7

    2.

    Проектирование образовательного процесса.

    9-25

    3.

    Система мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных результатов освоения программы.

    26

    Группа общеразвивающей направленности детей с 3 до 4 лет

    1.

    Пояснительная записка.

    29

    1.1.

    Возрастные особенности ребенка в данной возрастной группе.

    29

    1.2.

    Цели и задачи по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    30

    1.3.

    Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы.

    30

    1.4.

    Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы.

    31

    2.

    Проектирование образовательного процесса

    33-52

    3.

    Система мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных результатов освоения программы.

    53

    Группа общеразвивающей направленности детей с 4 до 5 лет

    1.

    Пояснительная записка.

    1.1.

    Возрастные особенности ребенка в данной возрастной группе.

    58

    1.2.

    Количество занятий, общее количество занятий в неделю, длительность занятий.

    59

    1.3.

    Цели и задачи по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    59

    1.4.

    Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной

    программы.

    61

    2.

    Проектирование образовательного процесса.

    62-81

    3.

    Система мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных результатов освоения программы.

    82

    Группа общеразвивающей направленности детей с 5 до 6 лет

    1.

    Пояснительная записка

    89

    1.1.

    Возрастные особенности ребенка в данной возрастной группе.

    89

    1.2.

    Количество занятий, общее количество занятий в неделю, длительность занятий.

    90

    1.3.

    Цели и задачи по реализации основной общеобразовательной программы

    дошкольного образования.

    90

    1.4.

    Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы.

    92

    2.

    Проектирование образовательного процесса.

    93-111

    3.

    Система мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных результатов освоения программы.

    112

    Группа общеразвивающей направленности детей с 6 до 7 лет

    1.

    Пояснительная записка.

    121

    1.1.

    Возрастные особенности ребенка в данной возрастной группе.

    121

    1.2.

    Количество занятий, общее количество занятий в неделю, длительность занятий.

    122

    1.3.

    Цели и задачи по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    122

    1.4.

    Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы.

    124

    2.

    Проектирование образовательного процесса.

    125

    3.

    Система мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных результатов освоения программы.

    150

    Карты обследования уровня развития ребенка по освоению образовательной области «Музыка. Музыкальное развитие»

    157

    Перечень методических пособий.

    Введение

         Программа «Музыка. Музыкальное развитие» разработана на основе программы  дошкольного воспитания Т. Н. Дороновой  «Радуга»; А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»;  О. П. Радынова «Музыкальные шедевры». Она направлена на решение следующих задач:

    - формировать музыкально-эстетическое восприятие, сознание, оценку, потребности, интересы.

    - развивать творческую активность в различных видах музыкальной деятельности.

    - обеспечивать эмоционально-положительное отношение к произведениям музыкального искусства.

        Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 2 до 7 лет и  базируется на следующих разделах: восприятие, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальное творчество. Программа опирается на календарно-тематический принцип планирования, основанный на сочетании постоянных календарных праздников. Возвращение к темам через год по спирали (на основе обогащения и усложнения музыкального и литературно-художественного материала для восприятия и исполнения) способствует накоплению и систематизации представлений и знаний детей об окружающем мире.

        В процессе освоения воспитанниками данной Программы происходит пробуждение эмоциональной сферы каждого ребенка, стимулирование желания самостоятельно включаться в музыкально-творческую деятельность.

        Ориентация дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности.

        В данной программе реализуется комплексный подход к музыкальному воспитанию, это проявляется в связи музыкально-эстетического с нравственным, умственным, физическим воспитанием. Устанавливаются также связи музыкально-учебной деятельности с игровой, трудовой. Музыкальное воспитание осуществляется во всех формах организации детской деятельности. Оно выражается в том, что обеспечивается всестороннее развитие ребенка одновременно средствами различных искусств

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

    по реализации основной образовательной программы

    муниципального бюджетного дошкольного образовательного

    учреждения центр развитии ребенка - детский сад №71 «Радость»

    на 2014-2015 учебный год

    МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

    группа общеразвивающей направленности

    детей с 2 до 3 лет

    1. Пояснительная записка.

    Настоящая программа разработана на основе программы  дошкольного воспитания Т. Н. Дороновой  «Радуга»,  А. И. Бурениной  «Топ-хлоп, малыши».

    Программа музыкального воспитания разработана с учетом следующих принципов:

    Целостный подход в решении педагогических задач:

    а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через различные виды музыкальной деятельности;

    б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

    в) приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов).

    Принцип последовательности предусматривает постепенный и последовательный процесс формирования музыкальных интересов ребенка, его способностей;

    Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.

          Принцип положительной оценки деятельности детей.

    Материал программы распределяется по видам музыкальной деятельности: слушание-восприятие, музыкально-образовательная деятельность, певческая деятельность, музыкально-ритмическая деятельность, приобщение к игре на детских музыкальных инструментах  и соответствует определенной возрастной группе.

          В данной программе реализуется комплексный подход к музыкальному воспитанию, это проявляется в связи музыкально-эстетического с нравственным, умственным, физическим воспитанием. Устанавливаются также связи музыкально-учебной деятельности с игровой, трудовой. Музыкальное воспитание осуществляется во всех формах организации детской деятельности. Оно выражается в том, что обеспечивается всестороннее развитие ребенка одновременно средствами различных искусств.

    1.1. Возрастные особенности ребенка в данной возрастной группе.

    Для детей 2-3 лет характерны следующие особенности музыкального развития:

    • проявляются эстетические чувства при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к собственным действиям.
    • внимательно слушают от начала до конца короткие пьесы;
    • воспроизводят образные движения и несложный сюжет.
    • плохо ориентируются в пространстве зала, и не охватывают его в процессе движений;
    • Певческий голос очень слабый, часто с хрипотцой, дыхание короткое;

    1.2. Количество занятий, общее количество занятий в неделю, длительность занятий.

             Программа предполагает всего 72 занятия в год:  2 занятия в неделю.

    Длительность одного занятия -   10 минут.

    1.3. Цели и задачи по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    Цель: Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку и подпе-
    вать, выполнять простейшие танцевальные движения.

    Задачи разделов.

    Вид

    деятельности

    Задачи

    Слушание – восприятие

    Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музы-
    кальные пьесы разного характера, понимать и эмоционально реагировать
    на содержание (о чем, о ком поется).

    Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

    Певческая деятельность

    Вызывать активность детей при подпевании и пении, стремление вни-
    мательно вслушиваться в песню.

    Развивать умение подпевать фразы в
    песне (совместно с педагогом). Постепенно приучать к сольному пению.

    Музыкально-ритмическая деятельность

    Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через
    движения.

    Продолжать формировать способность воспринимать и
    воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, прито-
    пывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.).
    Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее
    окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка
    косолапый идет).

    Совершенствовать умение ходить и бегать (на нос-
    ках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выпол-
    нять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с из-
    менением характера музыки или содержания песни.

    Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах

    Увлечь детей звучащими музыкальными игрушками и детскими инструментами.

    Знакомить с тембром звучания различных игрушек (бубенчики, дудочка и т.п., а также со звучащими игрушками типа шарманки.

    1.4. Планируемые  результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы. 

    • Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий — низкий).
    • Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.
    • Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.
    • Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
    • Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
    • Называть любимые песни до начала музыкального занятия, просят сыграть их или спеть, тем самым, настраиваясь на слушание.
    • С интересом слушают рассказы педагога, сопровождаемые музыкальными иллюстрациями, запоминают музыку и узнают, о каком персонаже или эпизоде
      она «говорит». быстро запоминают и воспроизводят в соответствии с музыкой новые движения, показанные взрослыми. К концу года в плясовых движениях и групповой маршировке появляется ритмичность.

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

    по реализации основной образовательной программы

    муниципального бюджетного дошкольного образовательного

    учреждения центр развитии ребенка - детский сад №71 «Радость»

    на 2014-2015 учебный год

    МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

    группа общеразвивающей направленности

    детей с 3 до 4 лет

    1.Пояснительная записка.

    Настоящая программа разработана на основе программы  дошкольного воспитания Т. Н. Дороновой  «Радуга», О. П. Радынова «Музыкальные шедевры»

       Программа базируется на следующих разделах: восприятие, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальное творчество. Программа опирается на календарно-тематический принцип планирования, основанный на сочетании постоянных календарных праздников. Возвращение к темам через год по спирали (на основе обогащения и усложнения музыкального и литературно-художественного материала для восприятия и исполнения) способствует накоплению и систематизации представлений и знаний детей об окружающем мире.

        В процессе освоения воспитанниками данной Программы происходит пробуждение эмоциональной сферы каждого ребенка, стимулирование желания самостоятельно включаться в музыкально-творческую деятельность.

        Ориентация дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности.

        В данной программе реализуется комплексный подход к музыкальному воспитанию, это проявляется в связи музыкально-эстетического с нравственным, умственным, физическим воспитанием. Устанавливаются также связи музыкально-учебной деятельности с игровой, трудовой. Музыкальное воспитание осуществляется во всех формах организации детской деятельности. Оно выражается в том, что обеспечивается всестороннее развитие ребенка одновременно средствами различных искусств.

          В данной программе реализуется комплексный подход к музыкальному воспитанию, это проявляется в связи музыкально-эстетического с нравственным, умственным, физическим воспитанием. Устанавливаются также связи музыкально-учебной деятельности с игровой, трудовой. Музыкальное воспитание осуществляется во всех формах организации детской деятельности. Оно выражается в том, что обеспечивается всестороннее развитие ребенка одновременно средствами различных искусств.

    1.1. Возрастные особенности ребенка в данной возрастной группе.

    Для детей 3-4 лет характерны следующие особенности музыкального развития:

    • Имеется достаточный объем музыкально-слуховых представлений: большинство детей помнят, помнят, узнают, называют довольно много знакомых музыкальных произведений, что свидетельствует о развитии их музыкальной памяти;
    • Вслушиваются и различают музыку первичных жанров (песня, танец, марш), а также некоторые виды песни (колыбельная, плясовая).
    • Ярко проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку;
    • Восприятие музыки становится более дифференцированным: различают контрастные регистры, тембры инструментов (двух, трех), слышат четверти и восьмые при выполнении шага и бега;
    • Подстраиваясь под голос педагога передают несложную мелодию;
    • В музыкально-ритмических движениях реагируют на начало и окончание музыки, передают контрастную смену динамики, выполняют различные образные движения в играх.

    1.2. Количество занятий, общее количество занятий в неделю, длительность занятий.

             Программа предполагает всего 72 занятия в год:  2 занятия в неделю.

    Длительность одного занятия -   15 минут.

    1.3. Цели и задачи по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    Цель: воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера. Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песня, танец, марш. Способствовать развитию музыкальной памяти, формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы, протяжность звучания, навык коллективного пения; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать.

    Задачи разделов.

    Вид

    деятельности

    Задачи

    Слушание – восприятие

    Развивать способность яркого эстетического переживания ситуации художественного общения;

    Развивать слуховое восприятие, внимание, память, умение дослушивать произведения до конца.

    Учить различать звуки по высоте в пределах октавы.

    Учить различать 2-х частную музыку контрастного характера.

    Певческая деятельность:

    Песенное творчество

    Формировать  умение петь с музыкальным сопровождением и голосом взрослого.

    Содействовать развитию певческой интонации в диапазоне ре(ми) – ля (си).

    Учить петь без напряжения, не кричать.

    Развивать правильную дикцию.

    Добиваться умения коллективного исполнения песни.

    Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю, баю» и веселых мелодий на слог «ля, ля».

    Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.

    Музыкально-ритмическая деятельность:

    Упражнения

    Танцы, пляски, хороводы

    Танцевально-игровое творчество

    Учить ориентироваться в пространстве зала.

    Учить отмечать начало и конец  музыки.

    Формировать чувство ритма через сочетание ориентировки в пространстве, жестов и движения.

    Различать характер музыки (марш, пляска), силу звучания (громко, тихо) и согласовывать свои движения  соответственно этому.

    Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой.

    Развивать умение кружится в парах, выполнять прямой галоп, двигаться с предметами, игрушками и без них.

    Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых  и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, едут машины и др.

    Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии.

    Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах

    Вызвать интерес к  данному виду деятельности.

    Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударных и ударно-шумовых инструментах.

    Знакомить с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием.

    Музыкально-образовательная деятельность

    Сообщить сведения о жанрах (колыбельная-плясовая).

    Познакомить со средствами музыкальной выразительности (темп и динамика).

    Познакомить с детскими музыкальными инструментами.

    Способствовать усвоению понятий (высоко-низко), (долго – коротко).

    1.4. Планируемые  результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы. 

    • Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы).
    • Замечать изменения в звучании (тихо – громко), выделять средства музыкальной выразительности.
    • Петь, не отставая и не опережая друг друга.
    • Выполнять танцевальные движения: кружится в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т.п.). Умеют плясать без показа взрослого в свободной пляске, самостоятельно менять движения на смену двухчастной музыки.
    • Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, дудочкой, колокольчик, бубен, погремушка, способен эмоционально передать в игре собственное отношение к музыкальному образу.
    • Использовать различные звукоподражания («мяу», «гав-гав», «тра-та-та»)

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

    по реализации основной образовательной программы

    муниципального бюджетного дошкольного образовательного

    учреждения центр развитии ребенка - детский сад №71 «Радость»

    на 2014-2015 учебный год

    МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

    группа общеразвивающей направленности

    детей с 4 до 5 лет

    1. Пояснительная записка.

    Настоящая программа разработана на основе программы  дошкольного воспитания Т. Н. Дороновой  «Радуга»; А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»;  О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры».

    Программа музыкального воспитания разработана с учетом следующих принципов:

    Целостный подход в решении педагогических задач:

    а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через различные виды музыкальной деятельности;

    б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

    в)приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов).

    Принцип последовательности предусматривает постепенный и последовательный процесс формирования музыкальных интересов ребенка, его способностей;

    Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.

          Принцип положительной оценки деятельности детей.

    Материал программы распределяется по видам музыкальной деятельности: слушание-восприятие, музыкально-образовательная деятельность, певческая деятельность, музыкально-ритмическая деятельность, приобщение к игре на детских музыкальных инструментах  и соответствует определенной возрастной группе.

          В данной программе реализуется комплексный подход к музыкальному воспитанию, это проявляется в связи музыкально-эстетического с нравственным, умственным, физическим воспитанием. Устанавливаются также связи музыкально-учебной деятельности с игровой, трудовой. Музыкальное воспитание осуществляется во всех формах организации детской деятельности. Оно выражается в том, что обеспечивается всестороннее развитие ребенка одновременно средствами различных искусств.

    1.1. Возрастные особенности ребенка в данной возрастной группе.

    Для детей 4-5 лет характерны следующие особенности музыкального развития:

    • направленный интерес к музыке и музыкальной деятельности, что проявляется в элементарных эстетических оценках;
    • элементы самостоятельности в музыкальной деятельности;
    • определенный слуховой опыт позволяет ребенку активно проявлять себя в процессе слушания музыки. Дошкольнику нравится содержание музыкальных произведений, связанное с его жизнедеятельностью в саду, так как он способен сопереживать настроении содержанию музыки, соотносящихся с его собственным опытом.
    • проявляет большой интерес к пению, поет вместе со сверстниками и самостоятельно (в пределах квинты)
    • выполняет отдельные действия под музыку более осознано, ребенок может менять их самостоятельно в связи  с изменением контрастных характера, ритма, звучания двух-, трехчастного музыкального произведения.

    1.2. Количество занятий, общее количество занятий в неделю, длительность занятий.

             Программа предполагает всего 72 занятия в год:  2 занятия в неделю.

    Длительность одного занятия -   20 минут.

    1.3. Цели и задачи по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    Цель: продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

    Задачи разделов.

    Вид

    деятельности

    Задачи

    Слушание – восприятие

    Развивать восприятие музыки как одну из форм приобщения к музыкальной культуре, активизируя чувства и мысли ребенка. Способствовать процессу осмысления музыки, размышлению о ней, проявлениям фантазии и воображения.

    Расширять представления детей о музыке как виде искусства (музыка рассказывает о явлениях жизни, временах года, красоте окружающей природы, быте и обычаях разных народов, мире детских увлечений, передает разнооб-
    разные чувства и настроения).

    Формировать целостное и дифференцируемое восприятие музыки (особенная музыкальная речь, рассказывает не словами, а звуками). Учить выделять
    средства музыкальной выразительности, с помощью которых создается художественный образ (мелодия —плавная, поступенная, скачкообразная, резкая; темп — быстрый, средний, медленный; динамика — тихо, громко, не очень
    тихо, не очень громко; регистр — высокий, средний, низкий; части музыкалной формы — вступление, заключение, двухчастная, трехчастная формы).

    Развивать слуховое внимание: устойчивость, объем, переключение, музыкальную память (узнавать музыкальное произведение в целостном звучании,
    а также по мелодии или отрывку).

    Певческая деятельность:

    Песенное творчество

    Исполнять выразительно песни с раз-
    ным эмоционально-образным содержанием: о близких и родных, друзьях, игрушках, родном крае, природе и т.
    Формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы).

    Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами.

    Способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки.

    Учить петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

    Использовать произведения с ярко выраженной тональной основой, учитывая диапазон детского голоса.

    Стимулировать стремление дошкольников к песенному творчеству, используя различные его образцы: детский фольклор, песенки-считалки, музыкальные загадки и т. д. Приобщать детей к специфическому языку деятельности (мелодия вопросительного характера — движение звуков вверх, ответ — мелодическая линия вниз; интонация восклицания — широкий квартовый или квинтовый ход, утвердительная интонация — движение к тонике).

    Музыкально-ритмическая деятельность:

    Упражнения

    Танцы, пляски, хороводы

    Танцевально-игровое творчество

    Формировать у детей умение чувствовать музыкальные основы (темп — умеренный, быстрый, медленный, ритмический рисунок, паузы; динамику звучания — громко, тихо) и выразительно передавать их в движении. Менять движения в соответствии с изменением характера музыки произведений двухчастной и трехчастной формы, различать и передавать в движении жанровые признаки (песня, танец, марш).

    Обучать лексике танцевальных движений: прямой галоп, пружинка, поскоки, выставление ноги на носок, на пятку, кружение по одному и в парах, движение парами по кругу, перестроения из круга врассыпную и обратно.

    Учить овладевать движениями с предметами — цветами, лентами, платочками и т. д.

    Поддерживать стремление дошкольников к творчеству, используя положительную оценку их деятельности. Обращать внимание детей на возможность посредством мимики, жеста и движения передавать различные образы и ситуации, учить инсценировать песни, сказки, создавать выразительные сценки. При этом широко использовать жанры детского фольклора, игры-драматизации, психологические этюды.

    Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах

    Обеспечить условия для элементарного музицирования на простейших музыкальных инструментах: народных (бубен, ложки, колокольчики, трещотки и др.), инструментах детского оркестра (металлофон, триола, ксилофон).

    Учить музицировать на одном, двух-трех звуках (индивидуально и в ансамбле). Вводить творческие импровизации (ритмические и звуковысотные).

    Музыкально-образовательная деятельность

    Формировать музыкальное мышление детей, используя наглядные модели, разнообразие музыкальных образов. Развивать потребность в новых музыкальных впечатлениях.
    Дать понятие о музыке вокальной и инструментальной, расширять представления детей о жанрах музыки: песня, танец, марш, их разновидности (в опере, в балете и т.д.). Дать понятие о фольклоре, его жанрах.

    Вводить в речь детей больше прилагательных, обозначающих эмоциональные состояния (веселая, шутливая, сердитая, тревожная),

     этические качества (добрый, храбрый, смелый, честный), эстетические характеристики. Побуждать детей к вопросам о музыкальном искусстве.

    1.4. Планируемые  результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы. 

    • Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его
    характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением.

    • Узнавать песни по мелодии.

    • Различать звуки по высоте (в пределах сексты — септимы).

    • Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.

    • Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.

    • Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах.

    • Выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).

    • Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы.

    • Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

    по реализации основной образовательной программы

    муниципального бюджетного дошкольного образовательного

    учреждения центр развитии ребенка - детский сад №71 «Радость»

    на 2014-2015 учебный год

    МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

    группа общеразвивающей направленности

    детей с 5 до 6 лет

    1. Пояснительная записка.

    Настоящая программа разработана на основе программы  дошкольного воспитания Т. Н. Дороновой  «Радуга»; А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»;  О. П. Радынова «Музыкальные шедевры»

       Программа музыкального воспитания разработана с учетом следующих принципов:

    Целостный подход в решении педагогических задач:

    а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через различные виды музыкальной деятельности;

    б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

    в)приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов).

    Принцип последовательности предусматривает постепенный и последовательный процесс формирования музыкальных интересов ребенка, его способностей;

    Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.

          Принцип положительной оценки деятельности детей.

    Материал программы распределяется по видам музыкальной деятельности: слушание-восприятие, музыкально-образовательная деятельность, певческая деятельность, музыкально-ритмическая деятельность, приобщение к игре на детских музыкальных инструментах  и соответствует определенной возрастной группе.

          В данной программе реализуется комплексный подход к музыкальному воспитанию, это проявляется в связи музыкально-эстетического с нравственным, умственным, физическим воспитанием. Устанавливаются также связи музыкально-учебной деятельности с игровой, трудовой. Музыкальное воспитание осуществляется во всех формах организации детской деятельности. Оно выражается в том, что обеспечивается всестороннее развитие ребенка одновременно средствами различных искусств.

    1.1. Возрастные особенности ребенка в данной возрастной группе.

    Для детей 5-6 лет характерны следующие особенности музыкального развития:

    • При определении общего характера и настроения музыки, дети ориентируются на два или несколько средств музыкальной выразительности:

    а\  темп или тембр;

    б\  темп и динамика;

    в\  тембр, темп и динамика.

    • У большего числа детей появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, могут дать простейшую оценку произведению (например,  лирическая песня);
    • Обогащается индивидуальная интерпретация  музыки, образы и ассоциации;
    • Восприятие музыкального образа становится более адекватным.
    • Дети усваивают понятие «Жанр» - ключевое понятие музыки;
    • Укрепляются голосовые связки, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения.
    • Диапазон голоса расширяется и звучит в пределах «ре – си» первой октавы, у отдельных детей лучше звучит «до» первой октавы.

    1.2. Количество занятий, общее количество занятий в неделю, длительность занятий.

            Программа предполагает всего 72 занятия в год:  2 занятия в неделю.

    Длительность одного занятия -   25 минут.

    1.3. Цели и задачи по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    Цель: Продолжать накапливать интонационно-слуховой и интонационно-пластический опыт. Углублять развитие музыкальности, пластичности, как компонент муз. культуры. Расширять использование инструментального музицирования,  для выполнения детьми творческих заданий. Развивать основы художественно-музыкального  вкуса

    Задачи разделов.

    Вид

    деятельности

    Задачи

    Слушание – восприятие

    Добиваться понимания  детьми ключевого понятия «Жанр».

    Продолжать приобщение к музыкальному искусству во всех его разновидностях, формировать устойчивый интерес к слушанию народной и классической музыки. (Большой запас музыкальных впечатлений, хорошая память позволяют детям называть любимые произведения.)

    Учить детей давать развернутые характеристики эмоционально-образного содержания произведений различных жанров («Какие чувства передает музыка?»), выделять программность и изобразительность в музыке («О чем рассказывает музыка?»), давать характеристику средствам музыкальной выразительности («Как рассказывает музыка?»).

    Раскрывать детям причинно-следственные связи между музыкальными явлениями: мелодия быстрая (звуки короткие, отрывистые), музыка тревожная (подвижный темп, низкий регистр). Обсуждать с детьми разные варианты исполнительской интерпретации музыкального произведения.

    Певческая деятельность:

    Песенное творчество

    Учить детей выпевать гласные (а, о, у, э, и), четко, но естественно произносить согласные (д, т, п, р). Учить распределять дыхание при пении протяжных фраз.

    Выразительно передавать в певческой интонации поэтический смысл текста.

    Добиваться от детей исполнения песен с эмоциональным настроем: петь с любовью, гордостью, радостно, с сожалением и т. д. Закреплять навыки выразительного исполнения.

    Формировать у детей навыки слухового самоконтроля. Приучать детей к условным дирижерским жестам — начало и окончание песни, движение руки, соответствующее движению звуков мелодии.

    Приучать ребенка к оценке качества собственного пения и пения других детей.

    Учить способам песенных импровизаций: подражание разнообразным звукам; ответы на музыкальные вопросы, передача выразительных интонаций (просительные, жалобные, сердитые, требовательные); пение импровизаций на заданный текст

    Музыкально-ритмическая деятельность:

    Упражнения

    Танцы, пляски, хороводы

    Танцевально-игровое творчество

    Закреплять умение детей в передаче музыкальных основ средствами выразительных движений: передавать характерные образы, ритмический рисунок, темп и динамику произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать движения в соответствии с музыкальной формой.

    Разнообразить лексику танцевальных движений: хороводный шаг разного характера, шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, боковой галоп, переменный шаг.

    Учить детей овладевать танцами (русские и других народов), вводить элементы балетного и современного массового танца.

    Разнообразить традиционные движения: качания с различными изобразительными движениями рук, полуприседания с открыванием и закрыванием рук.

    Поощрять стремление детей к самостоятельным импровизациям в свободных плясках. Учить пластическому выражению театрально-игровых образов. Продолжать формировать умение сочетать пантомиму, танец, пластику.

    Учить отражать в плясовых импровизациях изменения в музыкальном образе.

    Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах

    Учить исполнению песен и попевок, творческим импровизациям (индивидуально и в ансамбле) на инструментах.

    Совершенствовать умения владеть основными приемами игры на музыкальных инструментах.

    Способствовать переносу способов действия на другие музыкальные инструменты.

    Побуждать передавать в игре на музыкальных инструментах средства музыкальной выразительности.

    Музыкально-образовательная деятельность

    Дать детям устойчивые знания о композиторах (зарубежные, отечественные). Расширить представления о музыке вокальной — песня, романс; инструментальной— сольная, ансамблевая, оркестровая. Дети должны знать и называть танцы (полька, вальс; народные — хоровод, камаринская, кадриль, гопак и др.), музыкальные жанры (пьеса, опера, балет, песня, сюита).

    Учить детей сознательно подбирать нужные сложные характеристики музыкальным образам: веселая, радостная, игривая, резвая и т. д., пользоваться музыкальными терминами: темп (медленный, подвижный), характер воспроизведения мелодии (напевно, отрывисто, протяжно), динамика звучания (громко, тихо, постепенно усиливая, замедляя).

    1.4. Планируемые  результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы. 

    • Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); произведения по мелодии, вступлению.
    • Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
    • Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.
    • Ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки.
    • Самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами.
    • Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.
    • Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу.
    • Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

    по реализации основной образовательной программы

    муниципального бюджетного дошкольного образовательного

    учреждения центр развитии ребенка - детский сад №71 «Радость»

    на 2014-2015 учебный год

    МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

    группа общеразвивающей направленности

    детей с 6 до 7 лет

    1. Пояснительная записка.

    Настоящая программа разработана на основе программы  дошкольного воспитания Т. Н. Дороновой  «Радуга»; А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»;  О. П. Радынова «Музыкальные шедевры».

    Программа музыкального воспитания разработана с учетом следующих принципов:

    Целостный подход в решении педагогических задач:

    а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через различные виды музыкальной деятельности;

    б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

    в)приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов).

    Принцип последовательности предусматривает постепенный и последовательный процесс формирования музыкальных интересов ребенка, его способностей;

    Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.

          Принцип положительной оценки деятельности детей.

    Материал программы распределяется по видам музыкальной деятельности: слушание-восприятие, музыкально-образовательная деятельность, певческая деятельность, музыкально-ритмическая деятельность, приобщение к игре на детских музыкальных инструментах  и соответствует определенной возрастной группе.

          В данной программе реализуется комплексный подход к музыкальному воспитанию, это проявляется в связи музыкально-эстетического с нравственным, умственным, физическим воспитанием. Устанавливаются также связи музыкально-учебной деятельности с игровой, трудовой. Музыкальное воспитание осуществляется во всех формах организации детской деятельности. Оно выражается в том, что обеспечивается всестороннее развитие ребенка одновременно средствами различных искусств.

    1.1. Возрастные особенности ребенка в данной возрастной группе.

    Для детей 6-7 лет характерны следующие особенности музыкального развития:

    • С легкостью воспроизводят легкий характер, тембровые и динамические краски, ритмическую структуру, некоторые элементы мелодии, чувствуют форму;

    • Дети владеют основными приемами игры на ударных и звуковысотных музыкальных инструментах.

    • Более чистым становится интонирование мелодии голосом, улучшается артикуляция, крепнет и изменяется дыхание.
    • 1/3 часть детей – чисто интонируют с аккомпанементом, отдельные дети поют чисто без музыкального сопровождения;

    • Владеют главными видами основных движений (шаг, бег, прыжки), однако, им не достает пружинности, легкости, не отработана техника танцевальных движений;

    • Обогащается индивидуальная интерпретация  музыки, образы и ассоциации;

    • Восприятие музыкального образа становится более адекватным.

    1.2. Количество занятий, общее количество занятий в неделю, длительность занятий.

          Программа предполагает всего 72 занятия в год:  2 занятия в неделю.

    Длительность одного занятия -   30 минут.

    1.3. Цели и задачи по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    Цель: Формировать музыкально-эстетическое восприятие, сознание, оценку, потребности, интересы. Развивать творческую активность в различных видах музыкальной деятельности. Формировать эмоционально-положительное отношение к произведениям музыкального искусства.

    Задачи разделов.

    Вид

    деятельности

    Задачи

    Слушание – восприятие

    Способствовать развитию умения различать характер музыки (внутри одного жанра) и эмоциональное отношение к нему.

    Содействовать развитию умения определять форму музыкального произведения (3-х частную, вариативную)

    Побуждать активно высказываться о музыке, используя разнообразные определения, в соответствии с музыкальным образом  и содержанием.

    Продолжать развивать музыкально-сенсорные способности.

    Совершенствовать целостное и дифференцированное музыкальное восприятие.

    Певческая деятельность:

    Песенное творчество

    Продолжать учить детей выразительному исполнению песен.

    Добиваться умения петь звонким голосом, напевая легким, подвижным звуком.

    Продолжать развивать умение брать правильно дыхание

    Совершенствовать навыки чистого интонирования, правильной дикции и артикуляции.

    Закреплять навык коллективного исполнения.

    Способствовать развитию умения петь без музыкального сопровождения.

    Побуждать к творческой самореализации в выразительности исполнения песен, сочинению мелодий на заданный литературный текст, импровизации слов и мелодий, соответствующих настроению ребенка.

    Музыкально-ритмическая деятельность:

    Упражнения

    Танцы, пляски, хороводы

    Танцевально-игровое творчество

    Продолжать формировать выразительное и непринужденное движение в соответствии с характером музыки.

    Способствовать более активной реакции на музыку (эмоциональность, образность в передаче движений в сюжете игры и действиях персонажей).

    Развивать пластичность моторного аппарата, изящность движений и слитность их с музыкой; плавность, мягкость в движениях рук.

    Совершенствовать пружинящий шаг, шаг польки, боковой галоп, элементы национальных народных плясок.

    Продолжать учить пространственной ориентировке: быстро перестраиваться в колонну, шеренгу, во время движения и на месте, исполнять все движения не только ритмично, но и сохраняя указанный темп.

    Содействовать выразительному, осознанному целостному исполнению композиции игры, формы танца, понимая эмоционально-образное содержание музыки, его изменения в различных частях в связи со сменой характера, наиболее ярких интонаций, особенностей взаимодействия двух, трех музыкальных образов.

    Побуждать к творческой передаче действий персонажей в сюжетных играх, образных упражнениях и этюдах.

    Знакомить с особенностями национальных плясок (русские, белорусские, украинские и т. д.

    Побуждать самостоятельно инсценировать игровые песни, придумывать новые варианты образного действия.

    Поощрять придумывание нескольких композиций танцев, комбинировать элементы танцевальных движений.

    Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах

    Способствовать обобщению понятия –«Форма»

    Продолжать закреплять навыки ансамблевого исполнения.

    Содействовать умению -подбирать мелодию на фортепиано.

    Стимулировать получение эстетического удовлетворения от музицирования.

    Развивать координированность, согласованность движений рук в игре на музыкальных инструментах.

    Музыкально-образовательная деятельность

    Продолжать знакомить с музыкальной терминологией.

    Знакомить с приемами и характером исполнения (стаккато, легато).

    Расширять сведения о классической, народной музыке, о композиторах, о взаимосвязи видов искусств.

    Учить использовать музыкальную терминологию (мелодия, аккомпанемент, форма, части и т.д.)

    Расширять понятие о средствах музыкальной выразительности.

    Продолжать знакомить с музыкальными инструментами.

    1.4. Планируемые  результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы. 

    • Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов
    оно исполняется.

    • Различать части произведения (вступление, заключение, запев,
    припев).

    • Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.

    • Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях — интонационные
    мелодические особенности музыкальной пьесы.

    • Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие
    названию пьесы, узнавать характерные образы.

    • Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.

    • Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).

    • Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и от-
    дельные ее отрезки с аккомпанементом.

    • Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.

    • Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.

    • Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать
    в выполнении творческих заданий.

    • Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной
    шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный
    шаг; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами).

    • Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных
    движений в играх и хороводах.

    • Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе на 2014-2015 учебный год «Юный эколог»

    Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источникдетского разума».В. С...

    Рабочая программа танцевального кружка «Задоринки» для детей 5-7 лет на 2014-2015 учебный год

    Рабочая программатанцевального кружка «Задоринки»для детей 5-7 летна 2014-2015 учебный год...

    Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет на 2014-2015 учебный год

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 1 СП «Лукоморье» является детским садом комбинированного вида, обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оз...

    «Целевая программа взаимодействия ДОУ с учреждениями социума» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Центр развития ребенка – Детский сад № 105 «Умка» на 2016 -2017 учебный год

    Деловые отношения с социальными учреждениями социума микрорайона строятся на основе договоров, соглашений, годовых планов и направлены на обеспечение комплекса условий для расширения представлений о б...

    Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения Майнского детского сада № 5 «Теремок» на 2018-2019 учебный год для детей средней группы (4-5 лет )

    Рабочая программапо реализации основной общеобразовательной  программы муниципального дошкольного образовательного учреждения Майнского детского сада № 5 «Теремок» на 2018-2019 учебны...