Работа с педагогами
консультация на тему

Тюпикина Ольга Владимировна

Мастер-класс по экспериментированию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperement._master-klass.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 24  

муниципального образования     Усть – Лабинский район

МАСТЕР-КЛАСС

для педагогов

Тема: «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»

Подготовила Тюпикина О.В.

Усть-Лабинск

2014

Цель мастер – класса: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер - класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы педагога – Тюпикиной Ольги Владимировны по проведению экспериментирования как метода экологического воспитания старших дошкольников.

Задачи:

Обучающие: познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей со свойством воздуха: воздух имеет место.

 Развивающие: развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования. Воспитательные: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Оборудование: методические пособия, часть необходимых предметов из уголка экспериментирования.  

Ход мастер – класса

I. Вводная часть.

I. Представление опыта работы по теме «Детское экспериментирование в ДОУ».

 Экспериментирование является одним из эффективных методов экологического воспитания старших дошкольников. Многолетний опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать.  Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления, интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно новый продукт.  В образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка. П.В. Симонов и П.М. Ершов отмечают, что творческие личности - это люди, сохранившие в себе черты детства с его изумлением перед окружающим миром и свежестью взгляда, не отягощенного мыслительными стереотипами и готовыми решениями.

Мы же сегодня сталкиваемся с тем, что ребенок уже в четыре года говорит: «Я не могу, не умею». Причем если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань от меня». Создание условий для детского экспериментирования позволяет нам создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру: обратите внимание на экран Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира. Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений. Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах. Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать". Средства: язык, речь, поисковые действия. Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты. Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций. Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. Особое внимание мы уделяем таким структурным элементам экспериментирования, как цель, идеал, предвидение способов его достижения, контроль процесса деятельности, включающим взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлений личности. Каждый из этих элементов является необходимым и целостным компонентом экспериментального процесса, постоянно проникающим в другие. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка. Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.). Каждое фундаментальное естественно-научное понятие, с которым мы предлагаем знакомить детей (температура, время, жидкость, газ, твердое тело, тяготение, движение, свет, звук и т.д.), экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования Основное содержание экологических исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений: они перед вами О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год). Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.). О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений). В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.  В связи с этим эксперимент должен отвечать следующим условиям: обратите внимание на экран максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними,  безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов,  показ только существенных сторон явления или процесса,  отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Детское экспериментирование реализуется в специально организованной познавательной деятельности, имеющей разнообразные формы организации: учебно-игровая, коммуникативно-диалоговая, экспериментально- исследовательская. Подробно сданными моделями вы можете ознакомиться в брошюре «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования». В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности. Пространственно-предметная среда должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию. В моей группе создана предметно развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных экологических мероприятий и организации разной деятельности с детьми. Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детей. Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки. Комплект оборудования для конкретного эксперимента готовлю заранее на каждого ребёнка и размещаю на индивидуальном небольшом подносе.  Предоставляю возможность детям проявлять больше самостоятельности. Ничего не сообщаю в готовом виде. Новые знания дети открывают самостоятельно в процессе выполнения заданий. Стараюсь избегать прямых указаний, что и как делать; поощрять познавательную активность ребёнка. Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан, помогаю им понять свою ошибку. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не могут работать не разговаривая. Поэтому я не лишаю их этой возможности проговаривать свои действия т.к. это один из ведущих факторов развития ребёнка - дошкольника. Нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов, необходимо учитывать право ребёнка на ошибку, (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям). Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае я не устраиваю фронтальный опрос, а предоставляю детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия. Эксперимент позволяет знакомить детей с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.,

 II. Основная часть Практическое занятие. -  Сегодня я хочу вас познакомить с проведением эксперимента «Вещество. Три состояния вещества, их свойства». Цель. Развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.  Задачи: - развивать элементарные представления о том, из чего состоят тела и как они могут изменяться;  - познакомить детей с понятиями «твердое тело», «жидкость», «газ» и их отличиями друг от друга;  - на примере воды объяснить, что вещество бывает в трех состояниях.  Три стакана: в одном налита вода, в другом деревянный брусок, а третий стакан пустой. Дети рассматривают содержимое посылки и приходят к выводу о том, что в стаканах находятся жидкость, твердое тело и газ. На первый взгляд третий стакан пустой, но это не так. В нем находится воздух. Дети пробуют ответить на вопрос: «Чем отличаются жидкость, твердое тело и газ?»  Рассматривают схемы и по ним моделируют три состояния вещества:  - твердое тело - дети стоят плотно друг к другу, крепко держась за руки. Их трудно разъединить, разломать, разбить;  - жидкость - дети продолжают держаться за руки, но не так крепко и находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Жидкость можно перелить в другой стакан, т. е. легко разъединяется; - газ - ребята не держатся за руки, свободно распределяются в любом направлении, занимая любой объем.  Итак, дети доказали, что в третьем стакане воздух - смесь газов. 2. Проделать эксперименты:  - двум детям (один в рукавичках, другой - нет) предложить взять в руки кубики льда и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лед: кто держал его в рукавичках или голых руках.

-Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.

- вязнет ли в варенье палец?  

- проходит ли он сквозь сталь (стекло

- можно ли пролить воду?

 Вывод. На морозе частички воды двигаются медленнее, поэтому вода, жидкость, превращается в лед, твердое тело.

При охлаждении жидкости расширяются. Если ее нагреть, то частички воды распределятся более свободно, а значит, вода превратится в газообразное вещество.

В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло рук и холод льда.

Палец вязнет в варенье, потому что варенье - это густая жидкость. Частички варенья находятся достаточно близко друг к другу и «не пускают» палец.

А сквозь стекло и сталь он вообще не проходит, так как это твердые вещества, в которых частички «крепко держатся» друг за друга.

Вода проливается потому, что ее частички хотя и соединены друг с другом, но не так крепко, как в твердых веществах

Рассмотрим свойства жидкости (воды) Проделать эксперименты:  - Плавающее яйцо. В каких жидкостях яйцо будет плавать? Материалы: 4 стакана воды, соль, сахар, мука, свежее яйцо Действия: 1. Наполни каждый стакан водой на 3 четверти. 2. Размешай в одном из стаканов несколько столовых ложек соли до полного растворения. 3. Размешай такое же количество сахара во втором стакане с водой. 4. Такое же количество муки в третьем стакане с водой. 5. В четвёртом стакане оставь простую воду. 6. Подумай, в стакане с какой жидкостью яйцо будет плавать. Теперь все их испытай! Информация: Плотность – это масса единицы объёма вещества. Отношение плотностей двух веществ называется относительной плотностью (обычно плотность вещества определяют относительно плотности воды). Например, яйцо более плотное, чем простая вода, поэтому оно тонет. Солёная вода, однако, более плотная, чем яйцо, поэтому яйцо плавает! А ты плотнее морской воды?  Примечание: если яйцо несвежее, оно будет плавать на воде. Потому что, когда яйцо портится, внутри него образуется газ. Ты можешь использовать эту хитрость для определения свежести яиц.  

. - Волшебный шарик. Надуй шарик газом, полученным из дрожжей. Материалы: пакетик сухих дрожжей, теплая вода, сахар, чайная ложка, прозрачная пластиковая бутылка, воздушный шарик

Действия: 1. Насыпь сухие дрожжи в пластиковую бутылку. 2. Затем добавь в бутылку немного тёплой воды и чайную ложку сахарного песка. Покрути бутылку. 3. Надень шарик на горлышко бутылки так, чтобы оно было закрыто полностью и не оставалось зазоров. 4. Поставь бутылку с шариком на тёплый подоконник или помести бутылку в миску с тёплой водой. 5. Наблюдай за «волшебным» надуванием шарика! Информация: Это кажется удивительным трюком, но на самом деле это не волшебство. При добавлении сахара и нагреве дрожжи растут и производят газ, который называется углекислым. Этот газ поднимается в бутылке и заполняет воздушный шарик. 5. Итог. - Итак, вы сегодня узнали много нового о веществах, их состояниях и свойствах. А знаете ли вы, что с воздухом можно поиграть? Давайте попрощаемся с дедушкой Знаем, вернёмся из страны ДОКОРУПО в нашу группу, где вас ждёт сюрприз – воздушные шары и мыльные пузыри: шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже простым дыханием. Ну что же, давайте встанем и возьмемся за руки, скажем заветные слова: «Раз, два, три, четыре, пять - в группу ты вернись опять» (3 раза).  

III. Заключительная часть. В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Основная задача родителей и воспитателей – на экране «Поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия».  Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.  Для этого взрослым важно создать условия для продуктивной детской работы: обратите внимание на экран - постепенное усложнение,  - организация условий для самостоятельной и учебной деятельности,  - использование проблемных, ситуаций.  Результатом экспериментирования становится опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. Обобщая опыт применения нами метода экспериментирования можно выделить следующие аспекты этой деятельности: вы можете видеть их на экране

- детское экспериментирование свободно от обязанности. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы; - не следует жестко регламентировать продолжительность опыта; - в процессе детского экспериментирования жестко не придерживаться заранее намеченного плана, так как в данном процессе ребенок начинает мыслить самостоятельно, в группе создается творческая атмосфера, способствующая умственному развитию ребенка; - поощрять детские высказывания и рабочий диалог; - признавать право ребенка на ошибку; - учитывать индивидуальные различия, имеющиеся у детей. Результат такого взаимодействия позволяет достичь основную цель экологического образования дошкольника — формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям, развитие чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.  

Уважаемые коллеги! Желаю вам успеха в развитии интереса у детей  к исследованию природы!