Средства формирование первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках.
материал по теме
Формирование первичных представлений у дошкольников об отечественных традициях и прздниках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 114.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа на тему:
«СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЯХ И ПРАЗДНИКАХ»
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
время обучения: 1 сессия: 1.11. – 8.11.2014г.
2 сессия: 17.11. – 21.11.2014г.
Выполнила
Чернова Елена Юрьевна
воспитатель
ГБОУ ООШ №20
С.П. «Детский сад «Гномик»
г. о. Новокуйбышевск
Самара, 2014 г.
Содержание
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной
на решение профессиональной деятельности.
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в
условиях профессиональной деятельности.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе прове-
денного анализа.
3. Описание новых образовательных результатов, сформирован-
ных у обучающихся.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе
(содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих дости-
жение новых образовательных результатов (кадровые, научно-
методические, материально – технические, нормативно –
правовые, информационные, организационные).
II. Описание работы с алгоритмом использования электронного
интерактивного дидактического мультимедийного пособия в
образовательном процессе.
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
«Воспитание, лишённое народных корней – бессильно»
К. Д. Ушинский
В современном быстро меняющемся мире, важнейшей задачей является воспитание в дошкольнике национального самосознания. Приобщение подрастающего поколения к отечественной культуре, к общественно – историческому опыту поколений, традициям ведущим к истокам зарождения нашего отечества. Народные традиции являются богатством, выработанным поколениями и передающим исторический опыт и культурное наследие. Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. В этом и заключается актуальность темы.
На современном этапе в соответствие с введением ФГОС одним из направлений познавательного развития предусматривается формирование первичных представлений об отечественных традициях у детей дошкольного возраста. Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Русские народные традиции – одна из составных частей культурного наследия русского народа. Традиции пронизывают все области общественной и личной жизни. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, идеи, ценности, праздники и т. д.
Традиция – множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколения, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Федеральный закон РФ «Об образование» предлагает гуманистический характер воспитания и призывает воспитывать в детях взаимоуважение, гражданственность, патриотизм.
Анализ недостатков в результатах:
- недостаточно знаний о своей семье, семейные традиции;
- недостаточное представление о РФ, культурных ценностях;
- дети не владеют необходимыми знаниями об отечественных традициях и праздниках.
Анализ недостатков в процессе:
- в календарно – тематическом планировании мало тем посвященных отечественным традициям и праздникам;
- недостаточно разработана образовательная деятельность по формированию первичных представлений об отечественных традициях и праздниках.
Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности:
- недостаточно дидактических игр и пособий;
- отсутствуют мультимедийные методические пособия;
- недостаточно наглядного материала ( народные костюмы, предметы народного быта).
- Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Анализ изменений, происходящих в нашем обществе, заставляют нас по – новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за страну в которой живем. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
В настоящее время в ДОО:
- недостаточно организованно предметно – развивающее пространство для формирования знаний и представлений об отечественных традициях и праздниках;
- не оформлены уголки для детей с использованием элементов народной культуры.
- Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
В результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, дети приобретают следующие качества:
- обладают начальными знаниями о себе, своей семье. интересуются своей родословной, семейными традициями.
- интересуются историей своей Родины, закрепили знания о флаге, гимне и гербе России, расширили знания о государственных праздниках.
- овладели разными видами игр. Могут организовать сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, русские народные подвижные игры, соблюдают правила игры, легко взаимодействуют со своими сверстниками.
- откликаются на эмоции людей. Сопереживают персонажам сказок, знают культуру своего народа через сказки, пословицы, потешки, поговорки.
- интересуются историей предметов народного быта, имеют представления о прошлом и настоящем, поэтому проводятся игры - путешествия.
- разучивают русские народные патриотические песни, стихи.
Активно участвует в народных праздниках, развлечениях,
театрализованных представлениях по мотивам русских народных сказок, рисуют по мотивам народных росписей. Совершенствуются навыки игр на русских народных музыкальных инструментах (ложки, дудка, трещотки и другие). Приобщаем детей к народным праздникам и традициям через разучивание различных игр, водим хороводы, знакомим их с русскими обрядами, которые в последствие выливаются в веселые праздники, развлечения: «Рождество», «Масленица», «Завивание березки», «Встреча весны», новогодние утренники, осенняя ярмарка и другие. С детьми беседуем о народных песнях, слушаем фонограммы. Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогают юбъединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов, в украшении группы к русским народным праздникам: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах. В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по народным праздникам: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица и другие. В детском саду регулярно проводятся народные праздники: Осенние посиделки, Масленица, Зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые и дети.
- Характеристика изменений в общеобразовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Главными воспитателями ребенка остаются родители, и многое зависит от среды, в которой ребенок растет и развивается, педагогу важно проектировать свою деятельность в тесной взаимосвязи с семьёй, с родителями. Нужно помнить, что семейные традиции являются одним из составляющих компонентов семейного уклада. В них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный климат семьи.
Дети на доступном уровне знакомятся с народными играми, основами нравственной культуры, традициями, бытом, крестьянским трудом, обычаями, праздниками.
Для решения проблемы по формированию первичных представлений об отечественных традициях и праздниках необходимо проводить:
В содержании:
- создать многофункциональный уголок «Уголок уединения», «Уголок Ряженья»;
- музей народного быта « Русская изба»;
- тематические беседы «Мой родной город», «Наша Армия родная»,
«Наша родина – Россия»;
- создать фото альбомы « Семейные традиции», «Народные праздники на Руси»;
- создание творческих работ, по народно – прикладному искусству
(аппликации, рисунки, поделки);
- разнообразить сюжетно – ролевые игры;
- экскурсия в краеведческий музей;
- создать зону для театра. Где размещены различные виды театров;
- аудио диски с записями русских народных сказок, песен и мелодий.
- внести изменения в комплексно – тематическое планирование;
- создать фотовыставки;
- совместные беседы с родителями, привлекать их для рассказа детям о народных традициях и праздниках;
- в методический кабинет дополнить книги, художественной
литературой разных народов мира, книги с малыми фольклорными
жанрами;
- создание картотек народных игр, народная игрушка, национальная кукла.
В средствах обучения и воспитания:
- организация выставок «Народная кукла», «Предметы быта»;
- совместная творческая деятельность детей и взрослых (родителей ,
педагогов) «Зимние посиделки» и др;
- реализация проектов « Моя семья», « Наш любимый город»;
- выступление родителей с рассказом о народных традициях и
праздниках;
- организация и проведение народных праздников: «Широкая масленица», «Коляда».
В контроле:
- индивидуальные беседы;
- дидактические игры;
- наблюдение за детьми.
- Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов ( кадровые, научно–методические, материально – технические, нормативно –правовые, информационные, организационные).
От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависит уровень общего развития. Для того чтобы создать соответствующую среду для достижения планируемых результатов, необходимы определённые условия, которые прописаны в федеральных государственных требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Кадровые:
- курсы повышения квалификации педагогов;
- проведение семинаров: «Тряпичная кукла», «Народная игрушка».
- методические объединения: « Воспитание детей в традициях народной культуры»;
- педагогические советы на тему: «Воспитание патриота своей страны», «Приобщение к культурно – нравственным традициям».
Научно – методические:
- подбор необходимой методической литературы;
- разработка тематических планов, проектов;
- методические рекомендации по планированию работы с целью
формирования у детей первичных представлений о народных традициях;
- опыт коллег.
Материально – технические:
- приобрести мультимедийное оборудование для показа детям различных познавательных фильмов и дидактических игр по формированию первичных представлений об отечественных традициях и праздниках;
- приобрести костюмы для проведения театральной деятельности и
народных праздников;
- пополнить ауди диски классической и народной музыки;
- приобрести русские народные инструменты;
Нормативно – правовые:
- письменные разрешения родителей для посещения экскурсий, музеев.
Информационные:
- разработка мультимедийных дидактических игр;
- подключения к сети интернета всех групп;
- приобретение литературы по теме: «Народные традиции и праздники».
Организационные:
- проведение совместных мероприятий (дети, родители, воспитатели);
- проведение родительских собраний на тему: «Отечественные традиции и праздники»;
- выставки совместных рисунков детей с родителями.
Совместная деятельность педагогов и родителей по воспитательно –
образовательной работе, направленная на формирование первичных представлений об отечественных традициях и праздниках у детей дошкольного возраста, помогает нам обогатить его внутренний мир, развить духовные качества, сформировать гражданскую позицию.
Наши дети должны хорошо знать не только историю российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
II.Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе
- Тема пособия: мультимедийная игра «Путешествие по тради-
циям и праздникам».
- Возраст целевой группы: 5-6 лет.
- Цель пособия: формировать первичные представления об
отечественных традициях и праздниках.
- Задачи пособия: обобщить знания дошкольников о традициях
и праздниках.
- Алгоритм работы со слайдами: Порядок слайдов обусловлен
поэтапного знакомства детей с традициями и
праздниками. Алгоритм со слайдами таков:№2,
3,4,5,6 ребёнок является участником игры и
может самостоятельно выполнять задания.
№ Слайда | Действия и возможный вариант пояснений педагога |
№ 1 | «Путешествие по традициям и праздникам». |
№ 2 | Ребёнку предлагается выбрать правельную картинку со временем года. Ответ ребенка (зима). |
№ 3 | Из предложенных картинок ребенку предлагается выбрать того кто приносит подарки на новый год. Ответ ребёнка (дед мороз). |
№ 4 | Предлагается выбрать картинку относящуюся к празднику 9 мая. Ответ ребёнка ( день победы). |
№ 5 | Из предложенных подарков предлагается выбрать наиболее подходящий. Ответ ребёнка (цветы, духи). |
№ 6 | Из предложенных картинок предлагается выбрать то ,что пекут на масленицу. Ответ ребёнка (блины). |
№ 7 | Похвала ребёнка. |