Средства формирование первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках.
материал по теме

Чернова Елена Юрьевна

Формирование первичных представлений у дошкольников об отечественных традициях и прздниках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx114.67 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа на тему:

 «СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ      ТРАДИЦИЯХ И ПРАЗДНИКАХ»

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

время обучения: 1 сессия: 1.11. – 8.11.2014г.

                                2 сессия: 17.11. – 21.11.2014г.

                                                                           

                                                                                                                  Выполнила

Чернова Елена Юрьевна

воспитатель

 ГБОУ ООШ №20

С.П. «Детский сад «Гномик»

                                                                                               г. о. Новокуйбышевск

                     

Самара, 2014 г.

Содержание

 I. Моделирование  системы деятельности педагога, направленной

  на решение профессиональной деятельности.

     1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в

         условиях  профессиональной деятельности.

     2. Формулировка профессиональной проблемы на основе прове-

         денного анализа.

     3. Описание новых образовательных результатов, сформирован-

         ных у  обучающихся.

     4. Характеристика изменений в образовательном процессе

         (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

     5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих дости-

         жение новых образовательных результатов (кадровые, научно-

         методические, материально – технические, нормативно –

         правовые, информационные, организационные).

II. Описание работы с алгоритмом использования электронного

     интерактивного дидактического мультимедийного пособия в

     образовательном процессе.

     


  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

           «Воспитание, лишённое народных корней – бессильно»

                                                                          К. Д. Ушинский

          В современном быстро меняющемся мире, важнейшей задачей является воспитание в дошкольнике национального самосознания. Приобщение подрастающего поколения к отечественной культуре, к общественно – историческому опыту поколений, традициям ведущим к истокам зарождения нашего отечества. Народные традиции являются богатством, выработанным поколениями и передающим исторический опыт и культурное наследие. Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. В этом и заключается актуальность темы.

На современном этапе в соответствие с введением ФГОС одним из направлений познавательного развития предусматривается формирование первичных представлений об отечественных традициях у детей дошкольного возраста. Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Русские народные традиции – одна из составных частей культурного наследия русского народа. Традиции пронизывают все области общественной и личной жизни. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, идеи, ценности, праздники и т. д.

Традиция – множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколения, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Федеральный закон  РФ «Об образование» предлагает  гуманистический характер воспитания и призывает воспитывать в детях  взаимоуважение, гражданственность, патриотизм.

Анализ недостатков в результатах:

- недостаточно знаний о своей семье, семейные традиции;

- недостаточное представление о РФ, культурных ценностях;

- дети не владеют необходимыми знаниями об отечественных традициях и праздниках.

Анализ недостатков в процессе:

- в календарно – тематическом планировании мало тем посвященных отечественным традициям и праздникам;

- недостаточно разработана образовательная деятельность по формированию первичных представлений об отечественных традициях и праздниках.

 

Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности:

- недостаточно дидактических игр и пособий;

- отсутствуют мультимедийные методические пособия;

- недостаточно наглядного материала ( народные костюмы, предметы народного быта).

  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

           Анализ изменений, происходящих в нашем обществе, заставляют нас по – новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за страну в которой живем. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

В настоящее время в ДОО:

- недостаточно организованно предметно – развивающее пространство для формирования знаний и представлений об отечественных традициях и праздниках;

- не оформлены уголки для детей с использованием элементов народной культуры.

  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

           В результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, дети приобретают следующие качества:

- обладают начальными знаниями о себе, своей семье. интересуются своей родословной, семейными традициями.

- интересуются историей своей Родины, закрепили знания о флаге, гимне и гербе России, расширили знания о государственных праздниках.

- овладели разными видами игр. Могут организовать сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, русские народные подвижные игры, соблюдают правила игры, легко взаимодействуют со своими сверстниками.

- откликаются на эмоции людей. Сопереживают персонажам сказок, знают культуру своего народа через сказки, пословицы, потешки, поговорки.

- интересуются историей предметов народного быта, имеют представления о прошлом  и настоящем, поэтому проводятся игры - путешествия.

- разучивают русские народные патриотические песни, стихи.

  Активно участвует в народных праздниках, развлечениях,

театрализованных представлениях  по мотивам русских народных сказок, рисуют по мотивам народных росписей. Совершенствуются навыки игр на русских народных музыкальных инструментах (ложки, дудка, трещотки и другие). Приобщаем детей к народным праздникам и традициям через разучивание различных игр, водим хороводы, знакомим их с русскими обрядами, которые в последствие выливаются в веселые праздники, развлечения: «Рождество», «Масленица», «Завивание березки», «Встреча весны», новогодние утренники, осенняя ярмарка и другие. С детьми беседуем о народных песнях, слушаем фонограммы. Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогают юбъединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов, в украшении группы к русским народным праздникам: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах. В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по народным праздникам: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица и другие. В детском саду регулярно проводятся народные праздники: Осенние посиделки, Масленица, Зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые и дети.

  1. Характеристика изменений в общеобразовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

           Главными воспитателями ребенка остаются родители, и многое зависит от среды, в которой ребенок растет и развивается, педагогу важно проектировать свою деятельность в тесной взаимосвязи с семьёй, с родителями. Нужно помнить, что семейные традиции являются одним из составляющих компонентов семейного уклада. В них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный климат семьи.

Дети на доступном уровне знакомятся с народными играми, основами нравственной культуры, традициями, бытом, крестьянским трудом, обычаями, праздниками.

Для решения проблемы по формированию первичных представлений об отечественных традициях и праздниках необходимо проводить:

В содержании:

- создать многофункциональный уголок «Уголок уединения»,           «Уголок Ряженья»;

- музей народного быта « Русская изба»;

- тематические беседы «Мой родной город», «Наша Армия родная»,

  «Наша родина – Россия»;

- создать фото альбомы « Семейные традиции», «Народные праздники на Руси»;

- создание творческих работ, по народно – прикладному  искусству

  (аппликации, рисунки, поделки);

- разнообразить сюжетно – ролевые игры;

- экскурсия в краеведческий музей;

- создать зону для театра. Где размещены различные виды театров;

- аудио диски с записями русских народных сказок, песен и мелодий.

- внести изменения в комплексно – тематическое планирование;

- создать фотовыставки;

- совместные беседы с родителями, привлекать их для рассказа   детям о народных традициях и праздниках;

- в методический кабинет дополнить книги, художественной

  литературой разных народов мира, книги с малыми фольклорными

  жанрами;

- создание картотек народных игр, народная игрушка, национальная кукла.

В средствах обучения и воспитания:

- организация выставок «Народная кукла», «Предметы быта»;

- совместная творческая деятельность детей и взрослых (родителей ,

  педагогов) «Зимние посиделки» и др;

- реализация  проектов « Моя семья», « Наш любимый город»;

- выступление родителей с рассказом о народных традициях и

  праздниках;

- организация и проведение народных праздников: «Широкая   масленица», «Коляда».

В контроле:

- индивидуальные беседы;

- дидактические игры;

- наблюдение за детьми.

  1.  Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов ( кадровые, научно–методические, материально – технические, нормативно –правовые, информационные, организационные).

          От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависит уровень общего развития. Для того чтобы создать соответствующую среду для достижения планируемых результатов, необходимы определённые условия, которые прописаны в федеральных государственных требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Кадровые:

- курсы повышения квалификации педагогов;

- проведение семинаров: «Тряпичная кукла», «Народная игрушка».

- методические объединения: « Воспитание детей в традициях народной культуры»;

- педагогические советы на тему: «Воспитание патриота своей страны», «Приобщение к культурно – нравственным традициям».

Научно – методические:

- подбор необходимой методической литературы;

- разработка тематических планов, проектов;

- методические рекомендации по планированию работы с целью

  формирования у детей первичных представлений о народных      традициях;

- опыт коллег.

Материально – технические:

- приобрести мультимедийное оборудование для показа детям различных познавательных фильмов и дидактических игр по формированию первичных представлений об отечественных традициях и праздниках;

- приобрести костюмы для проведения театральной деятельности и

  народных праздников;

- пополнить ауди диски классической и народной музыки;

- приобрести русские народные инструменты;

Нормативно – правовые:

- письменные разрешения родителей для посещения экскурсий, музеев.

Информационные:

- разработка мультимедийных дидактических игр;

- подключения к сети интернета всех групп;

- приобретение литературы по теме: «Народные традиции и праздники».

Организационные:

- проведение совместных мероприятий (дети, родители, воспитатели);

- проведение родительских собраний на тему: «Отечественные           традиции и праздники»;

- выставки совместных рисунков детей с родителями.

Совместная деятельность педагогов и родителей по воспитательно –

образовательной работе, направленная на формирование первичных представлений об отечественных традициях и праздниках у детей дошкольного возраста, помогает нам обогатить его внутренний мир, развить духовные  качества, сформировать гражданскую позицию.

Наши дети должны хорошо знать не только историю российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

 

   

II.Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе

   - Тема пособия: мультимедийная игра «Путешествие по тради-

                              циям и праздникам».

   - Возраст целевой группы: 5-6 лет.

   - Цель пособия: формировать первичные представления об

                             отечественных традициях и праздниках.

   - Задачи пособия: обобщить знания дошкольников о традициях

                                 и праздниках.

   - Алгоритм работы со слайдами: Порядок слайдов обусловлен

                               поэтапного знакомства детей с традициями и

                               праздниками. Алгоритм со слайдами таков:№2,

                               3,4,5,6 ребёнок является участником игры и

                               может самостоятельно выполнять задания.

№ Слайда

Действия и возможный вариант пояснений педагога

№ 1

«Путешествие по традициям и праздникам».

№ 2

Ребёнку предлагается выбрать правельную картинку со временем года. Ответ ребенка (зима).

№ 3

Из предложенных картинок ребенку предлагается выбрать того

кто приносит подарки на новый год. Ответ ребёнка (дед мороз).

№ 4

Предлагается выбрать картинку относящуюся к празднику

9 мая. Ответ ребёнка ( день победы).

№ 5

Из предложенных подарков  предлагается выбрать наиболее

подходящий. Ответ ребёнка (цветы, духи).

№ 6

Из предложенных картинок предлагается выбрать то ,что

пекут на масленицу. Ответ ребёнка (блины).

№ 7

Похвала ребёнка.