Главные вкладки

    Правила педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ
    методическая разработка по теме

    Проблема адаптации ребенка – одна из самых важных в педагогике и психологии. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение  многих часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения  создают для ребенка стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. 

     Педагогическое сопровождение в период привыкания к детскому учреждению – необходимый и обоснованный вид помощи ребенку, обеспечивающий его оптимальное развитие, раскрытие его личностного потенциала, способный сделать приспособление ребенка к условиям ДОУ менее болезненным,  способный сформировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только со сверстниками, но и со взрослыми. Данный материал содержит правила, которых должен придерживаться педагог в  период адаптации детей к ДОУ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Правила педагогического сопровождения ребенка раннего возраста в период адаптации к условиям детского дошкольного учреждения

    Воспитатель должен в своей работе придерживаться следующих принципов и требований:

    1. Принципы   организации педагогического сопровождения детей раннего возраста:
    • Принцип деятельного участия.
    • Принцип открытости.
    • Принцип проживания.
    1. Принципы организации взаимодействия с ребенком:
    • Педагогическое воздействие следует за направлением внимания ребенка.
    • Используются единственные, повседневно возникающие ситуации.
    • Приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство.
    • Усвоение правил протекает в игровой форме.
    • Обучение и воспитание включено во взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения родителей и детей.
    1. Требования к организации взаимодействия:
    • Взрослый организует действия поочередно с ребенком.
    • Взрослый называет предметы, игрушки, когда ребенок на них смотрит, действует, держит в руках.
    • Взрослый поддерживает все проявления активности ребенка, откликается на стремление ребенка к вниманию взрослого.
    • Создание коммуникативных пауз, выбор темпа разговора с учетом состояния ребенка.
    • Организация эмоционально насыщенных игровых ситуаций.
    • Профилактика и торможение отрицательных эмоций.

    Приемы торможения отрицательных эмоций:

    • переключение;
    • игры с песком, водой;
    • игры с бытовыми предметами;
    • пальчиковые игры, сжимание пальцев, игрушки-пищалки;
    • спонтанные раскрепощающие движения (надувать щёки, рвать бумагу, топать ногами);
    • игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка).
    1. Требования к организации образовательного пространства:
    • определение достаточного места для ходьбы, бега, игры с мячами, каталками;
    • создание комплекта предметов для торможения отрицательных эмоций;
    • соединение игровых уголков с реальными бытовыми ситуациями;
    • зрительное уменьшение пространства (расположение не по периметру, а так, чтобы образовывались «комнатки»);
    • включение в среду предметов из дома, предметов, сделанных мамой.

    В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога, старших воспитателей. Со временем все дети переводятся на общий режим .Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.

    Необходимо подготовить "полочку любимой игрушки", где будут располагаться вещи, принесенные из дома.

    Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям). Хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос.

    Не мешает уже в первые дни показать ребенку детское учреждение с тем, чтобы дать понять ребенку: его здесь любят.

    В психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю, сильную пищевую реакцию. Необходимо чаще предлагать ребенку попить, погрызть сухарики. Затормаживает отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому ребенку предлагаются игры: нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора "Лего", играть резиновыми игрушками-пищалками, игры с водой. Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны. Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички. Необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни. Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.

    Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.

    Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами. Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

    В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувстви­тельностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...

    Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год

    Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав  период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    Проблема адаптации детей раннего возраста в изменившихся условиях современного дошкольного образования: введение Федеральных государственных образовательных стандартов и появление новых форм обучения ...

    Авторская программа "Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"

    "Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"...

    Программа: Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.

    Данная программа расчитана на детей раннего возраста(2-3). Целевое назначение программы.  Цель: Способность успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада средствами...

    Технология психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.

    В материале содержатся концептуальные основы технологии. Основные задачи по данной технологии.Этапы реализации. Основные методы и приемы....

    Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

    Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследован...