Главные вкладки

    Научно -методическая работа "Обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей в возрасте от 2 года до 7 лет с нарушениями развития"
    статья по теме

    Трапик Екатерина Сергеевна

    В последние годы в системе образования России получило развитие новое направление–оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с особыми нуждами, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_obespechenie_psihologo.docx19.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей в возрасте от 2 года до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).

    В последние годы в системе образования России получило развитие новое направление–оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с особыми нуждами, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. В этой связи возникла необходимость разработки образовательных программ нового типа, отвечающих потребностям особых детей, имеющих нарушения развития.  К настоящему времени в мире накоплен большой опыт комплексной помощи детям первых лет жизни с нарушениями развития и их семьям в рамках служб ранней помощи (раннего вмешательства). Имеются программы ранней педагогической помощи: "Маленькие ступеньки" (Австралия), "Портедж" (США), "Каролина -руководство для младенцев и детей раннего возраста с особыми нуждами" (США), "Каролина -руководство для дошкольников с особыми нуждами" (США).

    Особую историю имеет направление, получившее название "Лекотека" (от шведского "leko"–"игрушка" и греческого "tek" –"собрание", "коллекция"). Цель Лекотеки–поддержка детей с нарушениями в развитии и их семей для облегчения включения детей в полный спектр семейной и общественной жизни. В качестве основного метода в Лекотеке используется семейно-центрированная игра. Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии. Отчасти этому способствует определенная либерализация системы образования, расширяющая права учащихся и их родителей, декларирующая гарантии равного доступа к образованию для всех категорий детей и создающая многочисленные прецеденты инклюзии на разных ступенях и этапах образовательного процесса. Основным понятием в лекотеке является игра, которая рассматривается как деятельность, отражающая собственные стремления ребенка, приводящая к достижению психологического комфорта.

    Использование средств Лекотеки и методов игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития  предполагает создание адаптивной программы, которая бы не имела четкой ориентировки на возраст ребенка, кроме заданного возрастного диапазона. Реализация программных задач адаптивной программы зависит от индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка, состояния родительско-детского взаимодействия, уровня конструктивного взаимодействия с родителями, наличия у ребенка или родителей психогенных расстройств, дополнительных обстоятельств (например–состояния здоровья ребенка).

    Адаптивная программа состоит из разделов:

    –личностное развитие ребенка

    –предпосылки учебной деятельности

    –взаимодействие в семье

    – психокоррекция и психопрофилактика

    Все разделы адаптивной программы имеют одинаковую ценность, однако индивидуальный состав задач и их приоритетность в рамках индивидуального маршрута сопровождения ребенка и его семьи определяются данными обследования, запросами родителей и мнением ведущего специалиста. Первичный план, может дополняться и претерпевать изменения по ходу работы в результате интерактивного взаимодействия всех участников его реализации (ребенка, специалистов, родителей, других членов семьи и воспитателей).

    Методы и техники работы в рамках адаптивной программы «Лекотека»: сбор анамнеза, анкетирование, активное слушание, непосредственное наблюдение за ребенком в игре, опросники, анализ дневниковых записей, графические техники, родительские сочинения.  Партнерские отношения с родителями подкрепляются техниками конструктивного диалога, тренингами, супервизией за ходом родительско- детского игрового взаимодействия, обучением родителей в ходе игры специалиста с ребенком.
    В работе с детьми используются техники развития общения, игровая терапия, различные варианты арт-терапии: музыкальная, театральная, изобразительная, фольклерная и т.д.

    В ходе реализации будут получены следующие результаты, родители детей с проблемами в развитии, посещающие «Лекотеку» в образовательном учреждении:

    - Получают полную информацию о перспективах развития своего ребёнка;

    - Вовлекаются в процесс совместной продуктивной деятельности с ребёнком;

    - Обучаются приёмам формирования в семье реабилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребёнка.

    -Получают помощь в определении дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

    Список используемой литературы

    1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой М.: Мозаика-Синтез, 2011. 144с.

    2. Инклюзивное образование: нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования: что важно знать родителям, воспитателям и учителям при обучении и воспитании детей с нарушением слуха: Методическое пособие / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е. А. Иванова. Москва: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. 278 с.

    3. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Л. Г. Парамонова. М.: Сфера, 2013. 320с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогические средства адаптации детей разного возраста в группе детского сада

    СОДЕРЖАНИЕ   ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА  В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА 5 1.1. Понятие, значение и причины адаптации...

    Программа психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста «Счастливый малыш»

    Современный родители должны владеть знаниями об особенностях раннего возраста, его проблемах и открытиях. Но даже, при самых образованных родителях, ребенок растет в изол...

    Психолого-педагогическая сущность адаптации детей раннего возраста

    В данном материале говорится опонятии "адаптация", о задачах,  сущности адаптации, о проблемах адаптации, ......

    Проект психолого-педагогических занятий для детей дошкольного возраста с использованием инновационного метода «Sand Art»

    Арт-терапия – это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождения им оптимальных способов решения своих пр...

    Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ

    В презентации представлен материал, посвященный проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....