Главные вкладки

    Продуктивные виды деятельности дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования
    статья по теме

    Методические рекомендации по продуктивной деятельности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл produktivnaya_deyatelnost.docx19.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Продуктивные виды деятельности дошкольников

    в контексте ФГОС дошкольного образования

    Дошкольное  детство – важный период развития, как для ребёнка, так и для взрослых. Социально – культурные изменения проникают в детское пространство. Изменился ритм жизни, возможности, интересы, ценности взрослых, что затрагивает и детей.

    ФГОС дошкольного образования  предполагает развитие и образование детей по пяти образовательным областям.

    Обратим  внимание на интеграцию областей  познавательного и  художественно-эстетического развития в продуктивных видах деятельности, способствующих активизации сенсорного развития, моторики, пространственного восприятия, развитию речи, воображения и мышления. Основная форма активности ребёнка - детская деятельность. Знакомясь с окружающим миром, дети отражают полученные знания в своей деятельности.

    Изобразительная деятельность начинает у детей формироваться рано. Зарождаясь  в раннем возрасте, изобразительная деятельность при содействии взрослых продолжает активно развиваться в дошкольном возрасте. Сначала дети начинают манипулировать карандашами, кистями, бумагой, начинают рисовать и интересоваться полученным изображением.

    1 мотив. Побуждает закономерности  развития  и постепенного становления целенаправленной деятельности (рисовать, лепить, творить)

    2мотив. Побуждает  действия, которые составляют эту деятельность. Как они появляются, развиваются, соотносятся между собой

    3 мотив. Каков возможный результат этой деятельности в дошкольном возрасте, его смысл и значение для развития ребёнка.

    Первые рисунки детей лишены деталей и перспективы, потому что не могут воспроизвести то, что видят и чувствуют. Несовершенный моторный контроль глаза и руки приводят к тому, что линии имеют странные очертания и совсем не совпадают с оригиналом увиденного.

    Рисуя  по бумаге карандашом, кистью, ребёнок постепенно начинает контролировать свои действия и результат. Но рисунок остаётся схематичным.  В детских рисунках без подсказки невозможно узнать, что изображено. Иногда только какая-нибудь деталь (пятачок, уши или хвост в изображении животных, либо какая– то часть фигуры человека – рука, туловище, голова и другое).

    На этом этапе Л.С. Выготский рассматривает детский рисунок, как своеобразную  «графическую речь», которую можно считать предвестницей будущего письма. Но ребёнок ещё не готов к открытию и использованию письменных знаков для устных символов и слов. Лишь  со временем ребёнок поймёт, что можно рисовать не только реальные предметы,  но и речь. «Только это открытие привело человечество к гениальному методу письма  по словам и буквам; оно же приводит ребёнка к буквенному письму и с педагогической точки зрения должно строится как переход от рисования вещей к рисованию «речи».

    Позже в рисунках видно стремление к реалистичности   и пропорциональности, становиться узнаваем материал. Рисунки становятся всё более разнообразными и насыщены сюжетами.

    И всё зависит от индивидуальных способностей каждого «художника».

    Конструирование – вид продуктивной деятельности, в ходе которой ребёнок самостоятельно или совместно с взрослым создаёт конструкцию из деталей, для чего он учится определённым способам действия.

    В настоящее время существует большое разнообразие материалов и наборов для детского конструирования, что существенным образом позволяет разнообразить этот вид деятельности.

    Процесс конструирования превращается в увлекательный и познавательный вид деятельности для дошкольника. Конструирование может быть техническим и художественным.

    Техническое конструирование подразумевает отображение детьми реально существующих объектов окружающего мира с сохранением их основных структурных и функциональных признаков (автомобиль с колёсами и рулём). Так же Лего  с винтиками и гаечками, конструирование из строительного материала (детали различных геометрических  из дерева и других материалов форм)

    Художественное конструирование характеризуется тем, что дети создают образы, которые в первую очередь, показывают их отношение  к тому, что они создали. С помощью цвета, формы, фактуры дети передают характер своей конструкции или поделки. Конструирование из бумаги  и природного материала относится к художественному типу.

    Конструирование может быть по образцу, по модели, по заданным условиям, по простейшим чертежам и наглядным схемам, по замыслу по теме.

    Все виды конструирования несут определённые задачи.

    по образцу: позволяет передать готовые знания и способы действия;

    по модели: перед ребёнком становится определённая конструктивная задача;

    по условиям: формируется умение анализировать и, основываясь на этом анализе, структурировать свою практическую деятельность;

    по чертежам и  схемам: заключается в способности развивать образное мышление и познавательную активность у детей;

    по замыслу: способствует развитию воображения и творчеству детей, предполагается, что ребёнок хорошо знаком с материалом, тогда можно ожидать развивающий эффект;

    по теме: позволяет закрепить полученные знания и умения, расширить тематику сюжетов для построек;

    каркасное конструирование – хороший способ развития воображения и образного мышления.

    Правильно подобранный и разнообразный конструктивный  материал «способствует развитию навыков, культуры движений ребёнка, ориентировке в пространстве, в форме, величине и тяжести предмета, может помочь ориентировке в цвете, математическом делении форм».

    Строительный материал может упражнять ребёнка в чувстве равновесия и устойчивости.

    В результате продуктивной деятельности у ребёнка происходит осознание и принятие своей личности и самооценки, выявляются разные черты характера.

    Продуктивные виды деятельности позволяют педагогам учитывать индивидуальные способности и возможности ребёнка, на  что нацелен  ФГОС дошкольного образования.

    Литература

    1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования приказ №1155 от 17.10.2013

    2.Комментарии к ФГОС дошкольного образования Письмо от 28.02.2014

    3.Л.С. Выготский Предыстория письменной речи М.,1976

    4.Г.Г. Григорьева Развитие дошкольника в изобразительной деятельности Учебное  пособие  М.,1999

    5.А.Р. Лурия Развитие конструктивной деятельности дошкольника М.,1995

    6.А.Н. Аянян  статья  журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»  №2  2015  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Продуктивная деятельность детей в контексте ФГОС дошкольного образования»

    Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать эти качества у своих детей. Все мы хотели бы видеть сво...

    «Продуктивная деятельность детей в контексте ФГОС дошкольного образования»

    Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать эти качества у своих детей. Все мы хотели бы видеть сво...

    «Продуктивная деятельность детей в контексте ФГОС дошкольного образования»

    Продуктивная деятельность в детском саду – это вид культурной практики, где происходит успешное формирование и реализация способностей воспитанников, и который можно организовать в форме совмест...

    Презентация "Развитие детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования"

    ФГОС дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет.   ОП дошкольной образовательной орг...

    ОТЧЕТ о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»

    В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №19" города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновацио...

    «Продуктивная деятельность детей в контексте ФГОС дошкольного образования»

    Продуктивная деятельность как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких ...