"Роль сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка младшего дошкольного возраста".
статья (младшая группа) по теме

Ахмедова Замира Алевдиновна

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача - создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

ИИгра – это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, отдаться мечте и радости.

Игра – явление сложное, мгновенное. Не надо ни каких – то особенных данных, чтобы играть с ребятами. Надо просто жить с детьми в том мире, который им интересен. Дети любят играть во взрослых, а взрослые должны уметь быть рядом с детьми, уметь с ними играть, если хотят стать их друзьями.

Игра радует детей, делает их веселыми, жизнерадостными. Играя, они много двигаются: прыгают, бегают, что-то сооружают из кубиков. Благодаря этому дети растут здоровыми, сильными, ловкими. Игра развивает сообразительность, фантазию.игра- дело серьезное. Миллионы людей проходили в игре школу жизни познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям.  Игра - вечный спутник детства.

Для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В начале младшей группы большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали с игрушками. 

В играх формируются навыки коллективной жизни: умение договариваться, стремление уважать замыслы других детей, доброжелательно относиться к играм товарищей, оказывать им посильную помощь.

. Игры должны быть наполнены разнообразным содержанием, обязательно затрагивающим чувства и мысли детей. При этом в играх необходимо воспроизводить не только действия людей, но и их доброе заботливое отношение друг другу, товарищескую взаимопомощь. 

Задача воспитателя- помочь детям организовать игру: закрепить за каждый определенный участок работы, отобрать вместе с малышами необходимый строительный материал. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игра не пустая забава.

Она необходима для

Счастья детей, для их

Правильного развития»

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача - создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест.

Дети очень любят играть. На площадке, на улице, во дворе всегда можно увидеть ребятишек, которые скачут на конях, сделанных из палок, пускают в ручейках бумажные кораблики, пекут пироги из песка или строят крепости. Игра не пустая забава. Она не обходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития.

Игра- дело серьезное. Миллионы людей проходили в игре школу жизни познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям.  Игра - вечный спутник детства.

Игра – это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, отдаться мечте и радости. Игра – явление сложное, мгновенное. Не надо ни каких – то особенных данных, чтобы играть с ребятами. Надо просто жить с детьми в том мире, который им интересен. Дети любят играть во взрослых, а взрослые должны уметь быть рядом с детьми, уметь с ними играть, если хотят стать их друзьями.

Игра радует детей, делает их веселыми, жизнерадостными. Играя, они много двигаются: прыгают, бегают, что-то сооружают из кубиков. Благодаря этому дети растут здоровыми, сильными, ловкими. Игра развивает сообразительность, фантазию.

Играя вместе, дети приучаются жить дружно, уступать друг другу, приходить на помощь товарищу.

Малышей привели в детский сад, какие они разные, не похожие друг на друга. В группу пришли 15 ребятишек с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским общество, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Мои наблюдения помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребенком.

Перед собой я поставила следующие задачи:

_научить ребенка играть,

_содействовать объединению детей в игре;

_ тактично руководить выбором игры,

_приучать детей соблюдать во время игры правила,

_воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Работу по развитию сюжетно - ролевых игр осуществляется в двух направлениях:

_ Создание необходимой игровой среды

_Непосредственное руководство играми детей.

Вначале оборудовали игровую среду. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д. Играли утром, и после дневного сна. Важно было, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я широко использовала вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводила показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей я начинала играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «варю кашу», «кормлю куклу», «укладываю куклу спать, спев колыбельную». Дети внимательно наблюдали за моими действиями. Я продолжала игру, а за тем передавала игру детям, словесно направляла дальнейший ход событий. Очень важно, чтобы к куклам, мишкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Если кто-то из ребят бросит куклу на пол, обращаю внимание на то, что ей очень больно, холодно, не приятно лежать, она хочет, чтобы ее приласкали, пожалели, поиграли с ней. Малыши быстро реагируют на эти слова. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знание об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью проводила дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы» и т.д.

В младшей группе сюжет игры был простой, но постепенно он усложнялся, вводились новые игровые действия: мама стирает белье, купает дочку, лечит ее, гуляет с ней. В результате совместной деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую.

Для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В начале младшей группы большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали с игрушками. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью проводила наблюдения с детьми за работой няни, повара организовали целевые прогулки, на которых обращала внимание на трудовые действия шофера, дворника. Во время наблюдения обращала внимание малышей на то что повар приготовил вкусный завтрак, обед, полдник. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот жарили «шашлычок» и т.д.

В первое время, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в одиночку и довольно разнообразно. Я старалась помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу первого года посещения садика дети научились играть с небольшими группами, причем стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. С помощью их дети запоминали некоторые правила игры:

_Кто первый взял игрушку – тот в нее играет.

_Играй дружно. Нельзя драться, говорить плохие слова, дразниться, толкаться.

_ Умей уступать.

_Умей делиться.

_Нельзя бить и обижать другого.

_Нельзя ломать, разрушать чужие постройки.              

В играх формируются навыки коллективной жизни: умение договариваться, стремление уважать замыслы других детей, доброжелательно относиться к играм товарищей, оказывать им посильную помощь.

В данном случае я стремилась не только поддержать интерес к игре, но и помочь детям усвоить нормы общественного поведения. Ребенок не только осмысливает и уточняет свои знания о труде взрослых, но и перенимает манеры вежливого обращения и интонации доброжелательности. Игры должны быть наполнены разнообразным содержанием, обязательно затрагивающим чувства и мысли детей. При этом в играх необходимо воспроизводить не только действия людей, но и их доброе заботливое отношение друг другу, товарищескую взаимопомощь.

Задача воспитателя- помочь детям организовать игру: закрепить за каждый определенный участок работы, отобрать вместе с малышами необходимый строительный материал.

Разыгрывая роль, ребенок подражает не только действиям какого-то человека, но и его отношению к своим обязанностям, к людям, его   переживаниям. Увлеченность роль способствует искренней передаче чувств ребенка.

У малышей наблюдается сравнительно устойчивый интерес к одной и той же роли, но отсутствие знаний, умений и навыков, которые необходимы для создания правдивого игрового образа, может привести к прекращению игры. Я стараюсь поддержать интерес к определенной роли и в ходе игры обучать детей необходимым умениям, подсказывать действия, сообщать нужные знания. Хорошо зная индивидуальные особенности, игровые возможности и интересы каждого ребенка, устанавливаю тесный внутренний контакт с детьми, завоевываю их доверие, привязанность.

В процессе ребенок использует игрушки и необходимые для игры материалы, здесь важно помнить, что именно игрушки обогащают жизнь малышей, обеспечивают приток новых эмоций, дают толчок к возникновению и развертыванию сюжетно-ролевой игры, определяя ее содержание. В самом начале развития ролевой игры именно игрушка является источником творческой мысли ребенка, служит организующим началом в игре. Чем разнообразнее ассортимент игрушек и игровых материалов, тем богаче игровой замысел, следовательно, сильнее действует воображение.        

В каждой игре заложена возможность драматизации, поэтому воплощение в роли в сюжетно-ролевой игре невозможно без переживаний тех обстоятельств, в которых ребенок действует как персонаж. Развитие эмоциональной отзывчивости является объективно необходимым процессом, влияющим на формирование начала общей духовной культуры личности и способствующим введению ребенка в игровую ситуацию, его вхождению в роль. Разыгрывание сказок («Репка», «Теремок», «Морозко», «Заюшкина избушка», потешек, песенок позволяет раскрыть эмоциональную сферу малыша, вооружить его арсеналом игровых приемов, помочь ему реализовать творческий потенциал, получить удовольствие от сыгранной роли. Для развертывания самостоятельной игры недостаточно воспроизводить какие-либо действия; необходимо, чтобы у детей возникло эмоционально-положительное отношение к персонажу. После прочтения в лицах небольшого произведения даю некоторые пояснения, вместе с детьми еще раз «просматривая» каждый образ. В беседе с детьми составляем словесный портрет персонажа («мышка маленькая, серая, юркая, быстро бегает»).

Природа игры показывает, что ее основная жизненная функция заключается в установлении возможно более тесных связей ребенка и общества. В игре ребенок живет не только как член узкого семейного коллектива, но и как член общества, устанавливая связи с широкими сферами его жизни. Чем активнее жизнь ребенка в игре, тем глубже его проникновение в социальную сущность деятельности и отношений взрослых людей. Лишить ребенка возможности играть-это значит лишить его возможности жить в широкой сфере общественных отношений и нанести ущерб процессу формирования его личности.

Изучив развитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте, можно сделать следующие выводы:

  1. Формирует деловые личностные качества ребенка, более или менее устойчивые моральные представления, а также ролевые способы отображения окружающего.
  2. Развивает организаторские умения и навыки, способности к межличностному сотрудничеству, развитию речи, памяти, мышления, воображения. Развитие умения своих собственных действий.
  3. Игра выступает, как средство удовлетворения разнообразить потребности ребенка и развития его мотивационной сферы.
  4. Ролевая игра как вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность.  
  5. Ролевая игра выступает также как образная и понятийная репрезентация мира, замена предметов, используемых в игре.