Инновационный опыт работы "Физкультурно – оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста"
статья на тему
Практическая значимость опыта заключается в возможности применения в повседневной практике любого образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_opyt.docx | 29.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Наличие собственного инновационного опыта
«Физкультурно – оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста»
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Дошкольный возраст относится к решающим в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. Как раз до семи лет происходит наиболее интенсивное становление детского организма. В это же самое время, активно формируется характер, привычки, закладываются жизненные приоритеты личности. Именно поэтому, мне весьма и весьма важно в эти годы активно прививать детям основные знания, умения и навыки здорового образа жизни.
Здоровья ребенка в любом возрасте это самая большая драгоценность, а значит, ради него не стоит жалеть ничего, начиная от времени и заканчивая своей заботой и силами. Сегодня в сформированном обществе детское здоровье воспринимается как что-то социально значимое, а потому давайте воспитывать здоровых детей и тогда в будущем мы получим здоровое общество.
Цель моей инновационной деятельности: создать условия для охраны и укрепления здоровья детей и формирования основы культуры здоровья, ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничного физического развития.
Задачи:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями);
- формирование потребности к двигательной активности и физическому совершенствованию.
Гипотеза опыта - физическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи будет протекать наиболее эффективно, если:
- соответствующим образом организован весь уклад жизни ребенка в детском саду и семье;
- содержание и организация игр и упражнений будут создавать благоприятную и доброжелательную атмосферу, соответствовать возрастным особенностям детей;
- в играх и упражнениях будут учтены особенности каждого ребенка, обеспечен индивидуальный педагогический подход;
- воспитатель сотрудничает с семьей ребенка по вопросам физического воспитания с целью обеспечения единства требований и норм.
Концептуальность
В связи с решением проблемы актуализации роли физической культуры и здорового образа жизни как реального оздоровительного средства обнаруживается противоречие:
- Между тем, что в практике дошкольных учреждений идея оздоровительного воспитания пока лишь декларируется, а не подкрепляется внутренней системой образовательного процесса, где традиционно приоритет отдается занятиям интеллектуального характера.
Поэтому передо мною, встала проблема создания такой системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, которая была бы эффективна и помогла бы не допустить снижение исходного уровня и укреплять здоровье детей.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Важной предпосылкой возникновения данного опыта является уменьшение числа здоровых детей. По данным Института возрастной физиологии РАО, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН, физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей. Количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% - хронические заболевания. В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится актуальной.
Дошкольный возраст -один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление
двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества
Начиная работать по данной проблеме, мною были рассмотрены основные задачи, средства и пути решения.
Собранный мною материал я систематизировала в опыт работы.
Теоретическая значимость опыта обусловлена его вкладом в решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей средствами физической культуры в дошкольном учреждении.
Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.
И. Д. Маханева, С. Н. Дышаль, М. Н. Кузнецова указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.
В работах И. И. Мастюковой, С. Н. Попова, С. С. Бычковой, Т. И. Богиной, Е. А. Сагайдачной указывается, что дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и улучшению показателей физической подготовленности.
Идеи П. Ф. Лесграфта и В. В. Гориневского в области дошкольного физического воспитания продолжил Е. А. Аркин (1873–1948, профессор, действительный член Академии педагогических наук, доктор педагогических наук, врач – гигиенист. Е. А. Аркин в доступной форме знакомил дошкольных работников с основными закономерностями высшей нервной деятельности, выявленными И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, режимом дня, организацией жизни ребенка, указывал на важность взаимодействия детского сада и семьи. Его фундаментальный труд «Дошкольный возраст» не утратил своего значения до настоящего времени.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
Научная новизна опыта состоит в том, что в нем разработана система физкультурно – оздоровительной работы, которая дает возможности управления здоровьем детей в дошкольном учреждении через комплекс рационально организованных физкультурно – оздоровительных мероприятий с включением специальных оздоровительных упражнений.
Цель физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном образовании сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, приобщение к здоровому образу жизни.
Основные задачи физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
- охрана и укрепление здоровья детей
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей. Развитие физических качеств
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
- воспитание потребности в здоровом образе жизни
- обеспечение физического и психического благополучия
При работе с детьми использую следующие средства двигательной направленности: физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, соревнования, спортивные досуги, дни здоровья, тематические вечера, гимнастику после сна, психогимнастику, дыхательную гимнастику, корригирующую, сухой бассейн и другие.
Здоровье сберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Динамические паузы, во время образовательных ситуаций, 2-5 минут, по мере утомляемости, физкультминутки, дыхательная гимнастика. Все эти виды деятельности, приводят к улучшению психоэмоционального состояния, к снижению утомляемости во время занятий.
Часто провожу с детьми релаксацию для снятия усталости с использованием спокойной классической музыки (Чайковский, Рахманинов), звуков природы.
Применяю пальчиковую гимнастику с младшего возраста индивидуально или с подгруппой ежедневно в любое удобное время.
Гимнастика для глаз – ежедневно, по 3-5 минут в любое свободное время и во время образовательной деятельности, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
Гимнастика дыхательная – проводится в различных формах физкультурно – оздоровительной работы, на физкультминутках и после сна.
Гимнастика бодрящая – ежедневно после сна, 5-10 минут. Ходьба после сна по ребристым дощечкам и коврикам.
Гимнастика коррегирующая и ортопедическая – проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы или во время физ.минуток, в целях профилактики простудных заболеваний.
В работе использую различные типы занятий (игровые, сюжетные, тренировочные, традиционные, тематические, комплексные, контрольно-проверочные, занятия по интересам, интегрированные). Структура занятия определяется поставленными задачами и особенностями организма ребенка.
Форма работы с родителям:
- родительские собрания;
-открытые показы воспитательно – образовательного процесса;
-проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары)
-собеседования с использованием ИКТ;
-анкетирование и тестирование родителей по данной теме;
-индивидуальные консультации;
-наглядные виды работы, папки – передвижки, выставки детских работ, фото детских успехов в саду;
-совместные праздники, соревнования;
Считаю, что без совместных усилий педагогов и родителей не будет положительных результатов.
Практическая значимость опыта состоит в разработке эффективной системы физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении, которая помогает не допустить снижения исходного уровня и укреплять здоровье детей.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Основная проблема, которая встала перед коллективом - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки. Поэтому, мы пришли к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.
Результативность опыта
Проведенный мониторинг показал, что более 85% детей показывают освоение программы по физическому воспитанию по высокому и среднему уровням. Кроме того отмечаются положительные изменения в формировании нравственно-волевых качеств личности дошкольников. Детям присущи такие качества как самостоятельность, выносливость, ловкость, внимательность, ответственность. У детей сформировалось позитивное отношение к собственному здоровью, к окружающему миру, другим людям. Эта работа помогла нам наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению физического и психического здоровья семьи, найти пути оптимизации педагогического взаимодействия детского сада и семьи.
В результате данной работы у детей повысилась самооценка, желание в сохранении и укреплении здоровья и красоты.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Свой материал физкультурно – оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста я разместила на сайте:
www.nsportal.ru/yuliya-yuzefyak
- Спортивное развлечение для детей старшей группы «День прыгуна».
- Статья «Подвижные игры как средство развития психофизических качеств у детей 6-7 лет».
- Физкультурный досуг во II младшей группе «В гостях у зайчика».
- Мордовская подвижная игра «Варакасо»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».
Исходная ситуацияКонцепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает ...
Опыт работы: «Современные инновационные технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста по физическому развитию».
из опыта работвы инструктора по физической культуре...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Все мы хорошо понимаем, что основы физического здоровья, гармоничного развития личности, высокой жизненной активности и в конечном итоге успешности человека закладываются еще в детстве....
«Использование инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста»
Презентация опыта работы «Использование инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста»...
Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
Необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению, как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым....
Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...
Опыт работы "Использование игрового стретчинга в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
В данном опыте работы я опиралась на методику игрового стретчинга А.Г. Назаровой...