Главные вкладки

    Организация развивающей предметно-пространственной коррекционной среды
    материал на тему

    Александрова Любовь Вячеславовна
    Организация развивающей предметно-пространственной коррекционной среды

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл predm.-razv_sreda.docx30.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация развивающей предметно-пространственной коррекционной  среды

    Создание развивающей среды  является одной из задач коррекционной — развивающей программы, которая реализуется на логопедических  занятиях. Для организации предметной среды в кабинете учитывается всё, что будет способствовать оптимальной речевой коррекции  при становлении базовых характеристик личности каждого ребенка:

    — закономерности психического развития дошкольников;

    — показатели здоровья;

    — психофизиологические и коммуникативные особенности;

    — уровень общего и речевого развития.

    В своей профессиональной деятельности необходимо  руководствоваться учетом речевых нарушений, темпом продвижения каждого ребенка, созданием условий для его речевого развития независимо от уровня исходной подготовленности и речевого дефекта.

    При создании предметно-пространственной развивающей среды используются следующие общие принципы:

    Принцип дистанции, организация пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которая способствует установлению необходимого контакта с детьми;

    — Принцип активности. Это возможность активно участвовать в создании своего предметного окружения;

     Принцип стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и создания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроением, меняющимися возможностями детей;

     Принцип гибкого зонирования, позволяющий детям заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу;

     Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

    — Принцип эстетической организации среды, сочетание привычных и неординарных элементов;

     Принцип открытости – закрытости, то есть готовности среды к изменению, корректировке, развитию;

    — Принцип «половых и возрастных различий» как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами.

    Предметная среда логопедического кабинета проектируется в соответствии с программой, которая реализуется в образовательном учреждении (Н.В.Нищевой). При отборе предметного содержания развивающей среды нужно ориентируемся на «зону ближайшего развития», то есть на завтрашние возможности детей.

    Предметно-пространственная развивающая среда насыщается содержанием, рассчитанным на разные уровни речевого развития ребенка.

    Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры, игрушки и пособия систематически меняются в течение года. Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий и эмоционального благополучия.

    Создание особого пространства в логопедическом кабинете – необходимое условие качественной коррекционной работы в детском саду.

    Оборудование предметно-пространственной развивающей среды:

    1. Центр речевого развития

    (зеркало с лампой дополнительного освещения, стол со стульчиками для занятий у зеркала, предметные и сюжетные картинки, наборы игрушек, картотека, раздаточный материал для индивидуальных и подгрупповых занятий, комплект зондов, настольно-печатные дидактические игры, дыхательные тренажеры, модели артикуляции звуков О.А.Степановой, интерактивная доска).

    1. Центр сенсорного развития

    (звучащие игрушки, звучащие игрушки-заместители, настольная ширма, фонотека с записью «голосов природы», релаксационной музыки, карточки, настольно-печатные дидактические игры, игрушки для развития тактильных ощущений, ).

    1. Центр моторного и конструктивного развития (обводки, песочница, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки и пазлы, мозаика, конструктор).
    1. Уголок игр и игрушек для мальчиков

    (модели транспорта, металлический конструктор, фигурки людей и животных, разрезные картинки и пазлы с изображениями машин).

    1. Уголок игр и игрушек для девочек

    (куклы с комплектом одежды, набор мебели и посуды для кукол, пазлы и плоскостные изображения кукол и комплектов одежды для них).

    Организация предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда имеет очень важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии. Правильно организованная предметная среда развивает интеллектуальную, нравственно-волевую и эмоциональную сферы личности дошкольника.

             В красивом, уютном, привлекательном помещении ребенок качественно изменяется. Среда стимулирует развитие у него самостоятельности, общительности, доброжелательности. Обстановка кабинета успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка.

    Созданная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую,   стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.

    Развивающая предметно-пространственная среда, организованная в кабинете, помогает эффективно решать коррекционные задачи в психологически комфортных условиях. Это является оптимальным условием для коррекционной работы в целом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в связи с введением ФГОС

    В статье раскрыт вопрос актуальности организации предметно-простанственной среды. Описаны требования,принципы  к созданию предметно-пространственной среды, отдельно выделены правила.Учитываются ...

    «Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста в соответствии с примерной основной образовательной программой, выбранной дошкольной организацией»

    Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста, осваивающих примерную основную образовательную программу дошкольного образования "От рождения до шк...

    ПРОЕКТ организации развивающей предметно-пространственной среды территории, прилегающей к дошкольной организации (участка). Тема: "Индейская деревня"

    Полное наименование проекта    «Индейская деревня» (рабочее название)Проблема Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет особые требования к организации развивающей пр...

    Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных организаций.

    Материал поможет правильно организовать развивающую предметно-пространственную среду в группах детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных организа...

    1.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды (краткое описание развивающих центров, фотоматериалы).

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14505685","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14505678","...