Главные вкладки

    «Выстраивание партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников – одна из важнейших компетенций педагога ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
    презентация на тему

    Лазарева  Татьяна Юрьевна

    Актуальность данной темы определяется тем, что изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОО.   С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется взаимодействию с родителями. ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Общие положения ФГОС ДО указывают на необходимость построения партнёрских взаимоотношений между семьёй и ДОО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл postroenie_partnerskih_vzaimootnosheniy.pptx993.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    м униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников № 4 «Ручеек» «выстраивание партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников – одна из важнейших компетенций педагога ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО » Лазарева Татьяна Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Д/с № 4», г. Мариинск

    Слайд 2

    Актуальность «Мамы, папы, нам без вас – всё равно, что вам без нас» С. Михалков Актуальность определяется тем, что и зменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества . Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОО. С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется взаимодействию с родителями. ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Общие положения ФГОС ДО указывают на необходимость построения партнёрских взаимоотношений между семьёй и ДОО.

    Слайд 3

    ФГОС дошкольного образования В основе стандарта заложены следующие основные принципы: личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей ( пункт1.2.2); сотрудничество Организации с семьей ( пункт1.4.5 ); приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства ( пункт 1.4.6). Стандарт направлен на решение задач: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (пункт1.6.5); обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования , охраны и укрепления здоровья детей ( пункт 1.6.9).

    Слайд 4

    Нововведения государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней . Роль родителей и образовательной организации закреплены в нормативно-правовых документах: - Конституции РФ. Принята 12.12.1993 - Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ [3,с63] - Закон РФ «Об образовании в РФ» от (29 декабря 2012 г.) № 273 , (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования »

    Слайд 5

    Из этого следует, что семья и детский сад, как первая ступень общественного образования, должны идти вместе по одному пути . Так как эффективность воспитания ребенка, овладения им общечеловеческими ценностями , как условия личностного развития зависит от выстраивания партнерских отношений, умения д ополнять друг друга, поддерживать, оказывать помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения . Новизна этих отношений определяется понятиями « сотрудничество», « взаимодействие », « партнерство».

    Слайд 6

    Взаимодействие — это универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы, процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Сотрудничество — тип взаимоотношений людей в процессе деятельности, характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий. Оно возможно только на основе единства, внешне проявляется во взаимной доброжелательности, взаимном доверии и признании достоинств друг друга. Партнерство — определенная форма взаимодействия, сотрудничества, взаимоотношений в процессе достижения совместно поставленных целей, в основе которых лежат следующие принципы: - равноправие партнеров при принятии решений; выбор путей решения задач на основе доверия и компромисса; - уважение и взаимный учет интересов, толерантность к позиции партнера; - взаимовыгодность и заинтересованность сторон в сотрудничестве; - добровольность принятия взаимных обязательств; - равноответственность сторон за выполнение принятых обязательств.

    Слайд 7

    Взаимодействие с семьей – важное направление деятельности детского сада Социально-экономические преобразования в стране в конце ХХ – начале ХХ I в., повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций, не могли не отразиться на воспитании детей в семье. Наблюдаются: ухудшение состояния здоровья детей (физического, психического, социального); стратификация общества, ведущая к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости; перераспределение материально-экономических функций внутри семьи; трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов; личностные проблемы родителей – усталость, психическое и физическое перенапряжение; тревога в связи со снижением безопасности жизни; рост чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствие понимания; событийные кризисы; а также глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей (экологические проблемы; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы; научно-технический прогресс, ведущий к процессу быстрого устаревания знаний и др.).

    Слайд 8

    Данные тенденции невозможно оставить без внимания, в том числе со стороны специалистов дошкольного профиля (психологов, педагогов, дефектологов). Семье нужны поддержка и сопровождение, информирование и просвещение, образование. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие с семьей относится к важному направлению деятельности детского сада, который способен выполнять интегральную функцию в развивающей личность ребенка сложной системе «семья, улица, детский сад». Поэтому педагогу необходимо совершенствовать свое мастерство. Профессиональная компетентность педагога - интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

    Слайд 9

    Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка. К сожалению, в практике работы детского сада с семьей преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей, реже поддерживающее и развивающее.

    Слайд 10

    Ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей характеризуется парциальностью , четко очерченными границами и формальностью общения. Взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых является поддерживающим взаимодействием (или поддержкой) . Взаимодействие в зоне ближайшего развития детско-родительских отношений в семье, предупреждающее возникновение проблем «отцов и детей» и направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия педагогов и родителей является развивающим, продуктивным взаимодействием.

    Слайд 11

    Взаимодействие детского сада и семьи – двусторонний, циклический процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего к продуктивному взаимодействию (от низкого к высокому уровню спирали) в системе «детский сад-семья» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента поступления ребенка в детский сад и до его выпуска в школу.

    Слайд 12

    1 фаза. Открытие . Задачи: Знакомство с достижениями сторон (семьи и дошкольного образовательного учреждения) в сфере воспитания ребенка. Активное восприятие, анализ, оценка. 2 фаза. Прояснение ожиданий . Задачи: Выяснение семьей и детским садом ожиданий от сотрудничества: предъявление и обсуждение своей роли и роли другого в решении задач воспитания ребенка. 3 фаза. Согласование . Задачи: Согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия детского сада и семьи с опорой на ответственность сторон.

    Слайд 13

    4 фаза. Оформление документов Задачи: Составление договора о сотрудничестве детского сада и семьи. 5 фаза. Проектирование взаимодействия . Задачи: Совместное создание программы и плана взаимодействия детского сада и семьи в проблемном поле воспитания дошкольников. 6 фаза. Социально-педагогический мониторинг. Задачи: Постоянное наблюдение за развитием взаимодействия детского сада и семьи (в системах «родители - дети», «педагоги- дети», «педагоги – родители»); анализ, оценка получаемых результатов; уточнение программы и плана взаимодействия. 7 фаза. Рефлексия . Задачи: Критический анализ и оценка результатов взаимодействия детского сада и семьи, осмысление роли каждого в жизни ребенка и друг друга.

    Слайд 14

    Критериями качества взаимодействия детского сада и семьи являются : ценностное отношение друг к другу; информированность сторон об особенностях развития систем воспитания (семейной и общественной); включенность в совместную деятельность. Критерии оценки качества взаимодействия родителей и педагогов в проблемном поле воспитания дошкольника (таблица)

    Слайд 16

    Быть вместе (семье и детскому саду): быть нацеленными на общий результат (культурное со-развитие), поддерживать друг друга в решении возникающих проблем, взаимозаменять и дополнять друг друга, создавать атмосферу бодрого оптимизма и благожелательный климат: условия, позволяющие преодолеть существующие барьеры в отношениях, выступающие препятствием в развитии ребенка и взрослого.

    Слайд 17

    Культурные и организационные формы взаимодействия Культурными формами взаимодействия выступают : со-единение, со-весть, со-знание, со- гласие , со-причастие, со- ответствие , со-мнение, со-творчество, со- зидание , со- звучие , со- зерцание , со- трудничество , со-переживание, со-чувствие, со-дружество, со-радость, со- жаление . А организационными формами взаимодействия могут быть : семейные клубы, ассамблеи, воскресные семейные объединения, семейный театр и мн. другое.

    Слайд 18

    Список литературы 1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М .: ТЦ Сфера, 2009 - 128с. 2. Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Детский сад от А до Я . 2004 №4 С . 23-35. 3. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М .: Карапуз, 2008 - 264с. 4. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики . М .: ИЦ «Академия», 2008. -192с. 5. Богославец Л.Г., Майер А.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города // Управление ДОУ № 5 . 2004 - С. 18. 6. Вершинин В. Трудный путь к гармонии: Воспитательные парадоксы высокообеспеченной семьи // Народное образование . 2002 № 8 - С.32 . 7. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л.В. Загик , Т.А. Марковой. М .: Владос , 2009 -192с. 8. Глебова С.В. Детский сад-семья. Аспекты взаимодействия. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2011. – 111с. 9. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М.: Сфера, 2008 -197с. 10. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей . М .: Педагогическое общество России, 2008 - 160 с .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогические основы взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

    Родители и воспитатели- два берега одной реки. —Цель совместной работы с родителями: создания единой воспитательной среды  для  раскрытия потенциальных возможностей ребенка.Ус...

    «Изменение форм взаимодействия воспитателя с родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

    Актуальность.      С 1 января 2014г. вступил в силу  ФГОС ДО.   Он разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства РФ, с учетом Конвенц...

    Мастер-класс для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Взаимодействие с родителями –одна из важнейших компетенций педагога "Дружная семейка "

    По завершении мастер-класса его участники  :         1. Узнают про имеющийся педагогический опыт   ГБДОУ №26 сотрудничества с...

    Проектная деятельность – как одна из форм взаимодействия педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности в соответствии с требованиями ФГОС

    Семья – это первый коллектив ребенка,  первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания.  Вовлечение родителей в...

    выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

    quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

    Организация взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ

    Консультация(для педагогов)Организация взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями   воспитанников в соответствии  с требованиями ФГОС ДОУ...