Главные вкладки

    Педагогический опыт работы «Влияние предметно-развивающей среды и здоровьесберегающий технологий на развитие математических способностей старших дошкольников, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей»
    методическая разработка на тему

    Артамонова Ольга Ивановна

    В связи с модернизацией образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно- развивающей среде, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как части образовательного пространства и компонента образовательного процесса. Поэтому особое внимание уделяется построению развивающей предметно-пространственной среды, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослых и детей, применение здоровьесберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Влияние предметно-развивающей среды  и здоровьесберегающий технологий  на развитие математических способностей  старших дошкольников, сохранение  и  укрепление  физического и психического здоровья детей»

    Актуальность и перспективность опыта.

    В связи с модернизацией образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как части образовательного пространства и компонента образовательного процесса. Поэтому особое внимание уделяется построению развивающей предметно-пространственной среды, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослых и детей, применение здоровьесберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей.

    В Федеральном  государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) чётко определены требования к развивающей предметно-пространственной среде, обеспечивающие активность   по следующим видам детской деятельности: игровая, познавательная; исследовательская, творческая, двигательная . Обновленная предметно-развивающая среда должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.

    Актуальность проблемы обусловлена тем, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.

    Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача педагога дошкольного учреждения - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.

    Появилась необходимость  поиска современных подходов для  создания системы работы направленное на умственное  развитие дошкольников, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.  Преследуется главная цель: вырастить  здоровых детей,  умеющих думать, хорошо ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

    Поэтому, проблема педагогического опыта «Влияние предметно-развивающей среды  и здоровьесберегающий технологий  на развитие математических способностей  старших дошкольников, сохранение  и  укрепление  физического и психического здоровья детей» – в настоящее время является актуальной.

    Концептуальность.  

    Концептуальная модель предметно-развивающей среды включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени. К предметному содержанию, связанному с математическим развитием детей дошкольного возраста, с точки зрения М.Н. Поляковой, относятся:

    • игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы);
    • учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);
    • оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).

    В педагогической  деятельности по инновационному опыту придерживаюсь следующей концепции:

    1. Развивающая предметно-пространственная среда группы позволяет активизировать умственное развитие дошкольников;  является эффективном средством в   формировании математических представлений старших дошкольников;
    2. Целесообразно организованная развивающая предметно-пространственная  среда  с созданием условий для использования здоровьесберегающих технологий  способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья дошкольников.

    При организации предметно-развивающей среды, связанной с развитием математических представлений у дошкольников, необходимо уделять внимание таким компонентам как пространство, время, предметное окружение. Каждый этот компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения с взрослыми и сверстниками.

    Новизна

    Использование развивающих игр в сочетание с технологией БОС – здоровье, предусмотренные программой  позволяют оздоровить детей и значительно повысить эффективность обучения по математическому развитию, развивать необходимые функции: самостоятельную организацию деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию, внимание, память.  Применение инновационной технологии в рамках программы дополнительного образования помогает эффективно, на высоком уровне организовать подготовку детей к школе без потери здоровья и усиливает интерес ребенка к образовательному процессу, познанию окружающего мира через игру.

    Новизна опыта состоит в том, что в нем предложена апробированная система работы по внедрению в практику дошкольного образовательного учреждения современных информационных здоровьесберегающих технологий БОС-дыхание.

    В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:

    - принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

    - принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;

    - принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;

    - принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

    - принцип творчества:  процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;

    - принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.

    Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.

    Теоретическая база опыта.

    Влияние предметно-развивающей среды на математическое развитие детей достаточно велико. Под математическим развитием дошкольников, по мнению            А.А. Столяра, следует понимать «сдвиги и изменения познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций. С точки зрения                      Е.И. Щербаковой – это «качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций» В настоящее время наряду с понятием «математическое развитие» встречается и «логико-математическое развитие»              (З.А. Михайлова), которое является тождественным.

    Согласно исследованиям А.В. Белошистой эффективность педагогического процесса, нацеленного на развитие математических способностей дошкольников, обеспечивается, в частности, следующими условиями:

    А) основным способом обучения ребенка необходимо сделать конструктивно-моделирующий способ деятельности с математическим материалом, а основным способом развития мыслительной деятельности – эмпирическое обобщение результатов своей собственной деятельности на основе сенсорно воспринимаемой информации, что соответствует ведущему типу мышления детей дошкольного возраста (наглядно-действенному в возрасте 3-5 лет и наглядно-образному в 6-10 лет);

    Б) для построения систематической конструктивно-моделирующей деятельности ребенка на математических занятиях использовать такое математическое содержание, которое позволяет при работе с ним обеспечить полноценную опору сенсорики ребенка на вещественную или графическую модель.

              В настоящее время выделено несколько подходов к определению задач и содержанию математического воспитания старших дошкольников. В основу опыта легла идея Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей об использовании универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям дидактических материалов - блоков Дьенеша, применение которых в работе с дошкольниками дает очень высокие результаты, позволяя развивать у них логико-математические умения и представления, основы математических способностей.

    Ведущая педагогическая идея

    Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что использование возможностей развивающей         и предметно-пространственной среды  (развивающие игровое пространство) в сочетание со здоровьесберегающей технологией БОС – Дыхание при формировании математических представлений позволяют оздоровить детей и значительно повысить эффективность обучения, развивать необходимые функции: самостоятельную организацию деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию, внимание, память.  Применение инновационного подхода к проблеме  помогает эффективно, на высоком уровне организовать подготовку детей к школе без потери здоровья и усиливает интерес ребенка к образовательному процессу, познанию окружающего мира через игру.

    Игры, игровой материал, книги и рабочие тетради в предметно-развивающей среде (математической зоне) периодически должны обновляться, располагаться на полочках, в шкафах, быть доступны детям. В условиях обогащенной предметно-развивающей среды дошкольники самостоятельно выбирают деятельность, используя материал, который привлек их внимание. К созданию и обогащению предметно-развивающей среды, связанной с развитием математических представлений у старших дошкольников, привлекаются и их родители.

    Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды, связанной с математическим развитием дошкольников, следует уделять особое внимание следующим основным компонентам: пространству, времени, предметному окружению. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

    Успешность влияния предметно-развивающей среды на развитие математических представлений у ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна выступать субъектом этого развития. Способность детей свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться в последствии к особенностям школьной жизни.

    В предметно-развивающей среде можно организовывать разные формы математической деятельности дошкольников: образовательную деятельность по развитию математических представлений, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей. Для этого в группах выделяется специальное место и оборудование для игротеки, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели; на становление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»); на следование и чередование и др. Для развития логики используются игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Четвертый лишний», «Найди отличия» и др. В математической зоне есть тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, направленные также на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления). В математической зоне используются вещественные и графические модели для формирования у детей старшего дошкольного возраста конструктивно-моделирующего способа деятельности.

    Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в старшей группе познавательной литературы (детских энциклопедий), рабочих тетрадей. Наряду с художественной литературой представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.

    Воспитатели используют следующие формы и методы работы с математическим материалом в предметно-развивающей среде:

    1) организованную образовательную деятельность (индивидуальные и подгрупповые занятия учебно-развивающего характера);

    2) самостоятельную деятельность детей;

    3) совместные математические игры воспитателя с ребенком, детей друг с другом;

    4) математические развлечения;

    5) отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задач, головоломок;

    6) чтение математических сказок и др.

    Материал математической зоны постоянно изменяется и дополняется новым в соответствии с реализуемой программой (математический аспект).

    Оптимальность и эффективность средств

    Работа по данному направлению требует создания материальной базы игрового пространства в группе. В группе  создана современная предметно-развивающая среда, в соответствие с ФГОС:

    Известно, что развивающая предметно-пространственная среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в развитие математических способностей дошкольников. Для формирования математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться, а также сохранение и укрепление психического и физического здоровья. В группе создан "Центр математического развития" помещаются дидактические игры, направленные на освоение детьми основных приемов познания, развитие сенсорики, временных и пространственных представлений и так далее. Дидактический материал в "Центре математического развития" доступен для детей и постоянно пополняется новым дидактическим материалом. Сменяемость предметно-развивающей среды обеспечивается за счет новых атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр.

    В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: "Сложи узор", "Чудо-дерево", "Сложи квадрат", "Кубики для всех", "Геометрическая мозаика", "Лего", пазловые мозаики,  счетные палочки. Данные игры универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше. Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры, сделанные своими руками и руками родителей: "Назови фигуру", "Узнай на ощупь", "Веселый счет", "Собери картинку", "Сложи фигуру", игры с плоским вариантом блоков Дьенеша ("Логические фигуры", "Угощение для медвежат", "Художники", "Магазин"), маски с цифрами, красочный ряд натуральных чисел и так далее. Дети совершенствуют умственные действия, выполняя задания с формулировкой: "Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду", "Найди лишнюю фигуру", "Что изменилось", "Чем похожи? Чем отличаются?" и др.

    В настоящее время уделяется особое внимание направленного на сохранение и укрепление здоровья ребенка, повышение его функциональных возможностей. Для проведения оздоровительных пауз в  «Центре математического развития» также помещен методический материал.  Длительность оздоровительной паузы составляет 2-3 минуты. Проговаривая слова потешек или прибауток, дети обязательно сочетают их с движениями, направленными на увеличение двигательной активности или с элементами самомассажа, дыхательных и пальчиковых упражнений, гимнастики для глаз, способствующими расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Оздоровительные паузы проводятся с учетом физических нагрузок, эмоционального состояния воспитанников, их потребности в двигательной активности. Организуя оздоровительные паузы с детьми, педагоги могут ввести игровой персонаж, использовать музыкальное сопровождение.

    Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. Содержание некоторых физкультурных минуток связано с формированием элементарных математических представлений: например, сделать столько и таких движений, сколько скажет воспитатель, подпрыгнуть на месте на один раз больше (меньше), чем кружков на карточке; поднять вверх правую руку, топнуть левой ногой три раза и т. д.

    Разработана система занятий, в процессе которых решались основные задачи:

    • Развитие у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности, конструктивных умений;
    • Закрепление представлений о геометрических фигурах, их преобразовании;
    • Обучение решению арифметических задач, действий над числами;
    • Развитие умения планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ;
    • Развитие логического мышления;
    • Ознакомление с алгоритмами, кодированием информации;
    • Формирование основных логических операций.

    Для построения и реализации системы занятий были определены следующие факторы:

    • Системное и комплексное планирование учебно-воспитательных целей и задач на занятиях;
    • Системный отбор наглядных пособий, дидактических игр по игровому занимательному материалу;
    • Учет оценки уровней развития детей по формированию элементарных математических представлений.

    Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения воспитанников)

    Анализ работы над предметно-развивающей средой  и здоровьесберегающими технологиями и их влияние  на развитие математических способностей  старших дошкольников, а также над сохранением  и  укреплением  физического и психического здоровья детей показал уровень снижения заболеваемости. Воспитывая у детей потребность в дыхательной гимнастике, физкультминутках, гимнастики для глаз.

        Воспитание и развитие детей, невозможно представить без активной роли родителей. Вовлечение их в решение задач математического развития детей работа была осуществлена через различные формы взаимодействия: анкетирование, практикум, памятки, консультации.     Если на начальном этапе моей работы над темой, я замечала: что родители не проявляли заинтересованности, были малоактивны, то к середине рабочего процесса они сами предлагали помощь в приобщении и изготовлении пособий, а на конечном этапе родители поняли на сколько это важно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние предметно-развивающей среды в ДОУ на развитие ребенка

    Образовательная система играет важную роль в развитии ребенка, ведь с ее помощью воспитанники входят в мир социального опыта. Если бы не было учителей и педагогов, то человек и вся культура не прогрес...

    Использование дидактических игр в работе по развитию математических представлений дошкольников с задержкой психического развития

    Наиболее трудным предметом для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообраз...

    Опыт работы "Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника"

    Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровлени...

    Сценарий педагогической мастерской для родителей по повышению их компетентности в вопросах сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей. Квест «Один день из жизни нашей группы».

    Сценарий КВЕСТА для группы компенсирующей направленности и родителей. С целью показать родителям, как проходит коррекционно-развивающая деятельность в повседневной жизни детей....

    Выступление учителя-логопеда на педагогическом совете на тему: "Предметно-развивающая среда, как средство речевого развития ребёнка"

     Термин ''предметно-развивающая среда'' появился в словаре педагогов в конце 80-х годов 20 столетия, но в рамках проблемы исследования начали проводиться значительно раньше...