Консультация для воспитателей на тему "Организация психологического уголка в группе ДОУ"
консультация на тему

Архипова Елена Николаевна

Данная консультация - составная часть семинара на тему "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО". В консультации рассмотрены основные составляющие ("зоны") психологических уголков, их назначение, материалы и оборудование. Разработана примерная таблица, которая поможет педагогам провести самоанализ по данному вопросу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihol.ugolki.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 80 «Чебурашка»

г. Волжского Волгоградской области

Консультация для воспитателей на тему

«Организация психологического уголка

в группе ДОУ»

(в рамках семинара «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»)

Подготовила и провела

педагог-психолог Архипова Е.Н.

2015 г.

При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:

  • образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
  • двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения [2].

В наше неспокойное время кризисов и социальных перемен появляется все больше детей, нуждающихся в психологической поддержке. Это дети с нарушениями поведения, различными неврологическими отклонениями.

         Чтобы расширить возможность профилактической работы с детьми, необходимо организовать психологические уголки в каждой возрастной группе. Психологический уголок — реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.

Цель уголков: сохранение психологического здоровья воспитанников, что отвечает ФГОС ДО; создание эффективных условий для психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ.

При подборе материала для психологических уголков необходимо учитывать потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе.

  1. Зона для релаксации и саморегуляции:
  • Уголок для уединения. Уголок уединения призван решать задачу создания ниши покоя. И чем он красивее, чем крупнее, чем более важное место в игровом уголке занимает, тем бесполезнее его наличие. Если верить психологам, уголок уединения должен больше всего напоминать норку. Там должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился — можно вылезать и снова включаться в общую суету. Наличие невысоких легких передвижных ширм и разноцветных драпировок разной величины, используемых, например, в некоторых детских садах, гораздо больше соответствует решению задачи индивидуализации пространства, чем стационарный уголок уединения. С помощью ширмочек и стульев ребенок сам выгораживает себе пространство требуемой площади.
  • Мягкие подушки (в том числе, «Подушка-подружка») или мягкая мебель;
  • Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;
  • Телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;
  • Груша для битья, поролоновые подушки (кукла «Бо-бо»);
  • Мишени, дротики на липучках, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;
  • Набор бумаги для разрывания;
  • «Коврик злости» - если они злишься, нужно потопать по коврику и злость пройдет;
  • «Стаканчики для крика». Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче;
  • «Говорящие молоточки» - молоточки, издающие смешные звуки. Если ребенок сердится, он может «поругаться» с помощью такого молоточка;
  • «Ведерки для страхов». Дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведерко;
  • «Стул для размышлений» служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т.д. Самое главное — стул не должен быть наказанием для детей;
  • «Стульчик доброты». На нем может отдохнуть любой, кому захочется побыть одному и расслабиться в добрых объятьях удивительного стульчика;
  • «Волшебный пластилинчик». Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;
  • Емкости с фасолью, горохом, гречневой крупой, разноцветными пробками, пуговицами;
  •  Шнуровка, ленточки, плетение кос;
  • Дидактическая игра «Собери бусы»;
  • Цветные клубочки пряжи разного размера. Педагог предлагает расшалившемуся ребенку смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше. Взрослый сообщает ребенку, что это клубочек не простой, а волшебный. Как только ребенок начинает его сматывать, он успокаивается.
  • Массажные мячи-«ежики». Обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;
  • «Мешочки настроений» - один из светлого материала с изображением лица с хорошим настроением (мешочек радости, веселого настроения, улыбок), другой – из темного материала, с изображением лица с плохим настроением; мешочки завязаны шнурками. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, плотно завязать, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение.

  1. Зона повышения самооценки.

В каждой группе есть дети с заниженной самооценкой. Поэтому в уголках могут быть:

  • «Коробочки добрых дел», куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за свершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки. Воспитатели вместе с детьми в конце недели подводят итоги, и фотографии детей, у которых больше всех «зерен добра», попадают на «Дерево добра» — своеобразную доску почета. Это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.
  • Подиум;
  • Медали;
  • Мини-стенд «Герой дня»;
  • «Сонные игрушки» (в период адаптации к ДОУ) - мягкие игрушки размером от 10 до 20 см, расположены на специальной полочке в спальне (по количеству детей). Для детей гиперактивных – игрушки с наполнителем. Воспитатель обращает внимание детей на полочку с игрушками: «Это сонные игрушки. Они помогут вам заснуть и увидеть сказочные сны». Тихо звучит музыка, под которую разбираются постельки. Вместе с игрушкой педагог подходит по очереди к детям, которые легли в постель, и шепотом обращается к каждому, называя его ласковым словом, подчеркивая его положительные черты характера, поведения, вселяя в него чувство уверенности. Например: «Ты сегодня так старался на занятии, что зайчонок выбрал именно тебя для сна. Он шепчет тебе ласковые слова (можно их произнести), и ты ему прошепчи тоже что-то приятное и приласкай его». Каждый день следует отмечать новые личностные приобретения ребенка. Игрушки тоже необходимо менять. После того как все игрушки «выбрали» детей, музыка затихает, и дети отдыхают. Пробуждаются дети под музыку, аккуратно ставят игрушку на полочку, поблагодарив за сон.

  1. Зона коммуникативного развития

Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне коммуникативного развития находятся игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:

  • «Коврик дружбы» («коврик мира») - кусок тонкого пледа или ткани размером 90х150 см или мягкий коврик такого же размера. Педагог пишет на нем имена всех детей, а дети помогают его украсить. Как только возникает спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т.к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии.
  • «Подушка примирения» - подушка, на которую можно сесть двум детям. К ней пришиваются на резинках перчатки. Поссорившиеся дети садятся на подушку, надевают перчатки и мирятся, произнося разные стихи-мирилки.
  • «Коробочка для примирения» - яркая коробка с дырками со всех сторон разнообразной формы. Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки, внутри находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные стихи-мирилки.
  • Игра «Мое настроение» («Доска настроений»). Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку;
  • Парные картинки - помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема.

   

Где и как расположить психологический уголок – нужно решать индивидуально в каждой группе. Если совсем мало места – можно сделать складной уголок или зоны разнести в разные места.


Карта для анализа «Оснащение психологического уголка в группе»

Группа № ________(______________________________________)

Дата заполнения Карты __________________________

Воспитатели: ___________________________________________________________________

Назначение

Материалы и оборудование

Отметка о наличии в группе

1. Зона для психологической разгрузки

уголок для уединения (палатка, ширмы, ткани)

мягкая мебель, модули

подушки, в том числе «Подушка-подружка»

фотоальбомы с групповыми и семейными фото

телефон «Позвони маме»

аудиозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха), музыкальный фонтан

2. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме

груша для битья, поролоновые подушки (кукла «Бо-бо»)

мишени, дротики с липучками, мешочки с крупой для метания

набор бумаги для разрывания

«Коврик злости»

«Стаканчик для крика» («мешочек для крика»)

«Говорящие молоточки»

3. Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции

«Ведерки для страхов»

«Стул для размышлений»

«Стульчик доброты»

«Волшебный пластилинчик»

емкости с фасолью, горохом, гречневой крупой, разноцветными пробками, пуговицами

шнуровка, ленточки, плетение кос

дидактическая игра «Собери бусы»

цветные клубочки пряжи разного размера

массажные мячи-«ёжики»

«Мешочки настроений»

4. Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр

«Коврик дружбы» («Коврик мира»)

«Подушка примирения»

«Коробочка примирения»

«Доска настроений»

дидактические игры на социально-эмоциональное развитие (перечень игр написать на обороте Карты)

парные картинки

5. Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей

подиум

мини-стенд «Герой дня»

медали

«Сонные игрушки»

«Коробочка добрых дел»

6. Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде

игры «Твистер» и т.п.

Дополнение к п. 4. Дидактические игры на социально-эмоциональное развитие

№ п/п

Наименование игры

№ п/п

Наименование игры

Дополнения к п. 1-п. 6

Педагог-психолог ______________ / Е.Н. Архипова


Литература:

  1. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ / В.Я Зедгенидзе. – Изд. 2-е. - М.: Айрис-Пресс, 2006.
  2. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005.
  4. Смолякова Е.Н. Организация психологических уголков в группе детского сада // Воспитатель дошкольного учреждения. – 2013. - №4.
  5. Соседенко Т.А. Дизайн-проект «Психологический уголок» // Справочник старшего воспитателя. – 2011. -  №1. – с. 36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации воспитателям по организации психологического уголка в группе ДОУ

Для проведения профилактической работы направленной на создание благоприятных психологических условий на группе ДОУ, необходимо организовать психологические уголки в каждой возрастной группе т.к психо...

Консультация: «Рекомендации воспитателям по оформлению музыкальных уголков в группе».

Консультация:  «Рекомендации воспитателям по оформлению музыкальных уголков в группе»....

Консультация для воспитателей «Требования к музыкальным уголкам в группах»

Цель создания музыкального уголка в детском саду — развитие творческих способностей детей. Дети слушают инструментальное или голосовое исполнение мелодий, пробуют передать словами или движениями...

Консультация для воспитателей по организации музыкальных уголков в группе.

Консультация для воспитателей по организации музыкальных уголков в группе ДОУ....

Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Рекомендации воспитателям по оформлению музыкальных уголков в группе"

Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Рекомендации воспитателям по оформлению музыкальных уголков в группе"...

Консультация для педагогов "Значение психологического уголка в группе детей старшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы: Мы живем в эпоху кризисов и стрессов.  Экномическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Особое значение приобретает про...

Консультация для педагогов "Значение психологического уголка в группе детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность проблемы: Мы живем в эпоху кризисов и стрессов.  Экномическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Особое значение приобретает про...