Показатели готовности ребенка к обучению грамоте и чтению.
консультация (подготовительная группа) на тему
Формирование готовности к обучению ребёнка связано с формированием его психических процессов. Старший дошкольный возраст благоприятный для этого, так как в этом возрасте наблюдается достаточная физическая и нейрофизиологическая зрелость ребёнка. Отмечается зрелость основных кортикальных (мозговых) функций. В этом возрасте происходит окончательная латерализация (межполушарная асимметрия) функций (левша или правша).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Показатели готовности ребенка к обучению грамоте и чтению.
Формирование готовности к обучению ребёнка связано с формированием его психических процессов. Старший дошкольный возраст благоприятный для этого, так как в этом возрасте наблюдается достаточная физическая и нейрофизиологическая зрелость ребёнка. Отмечается зрелость основных кортикальных (мозговых) функций. В этом возрасте происходит окончательная латерализация (межполушарная асимметрия) функций (левша или правша).
Любое обучение стимулирует биологические процессы созревания центральной нервной системы. Поэтому и начинаем обучать детей начальным элементам грамоты, для подготовки к будущему обучению в школе.
Письменная речь является сложным психофизическим процессом, это самая сложная форма речевой деятельности. Письменная речь формируется на основе взаимодействия речеслухового, речедвигательного, зрительного и общедвигательного анализаторов.
Письменная речь формируется на базе устной речи, на основе её условно-рефлекторных связей. Новые условно-рефлекторные связи письма присоединяются к условно-рефлекторным связям второй сигнальной системы и поднимают устную речь на новый качественный уровень.
В процессе письма устанавливаются связи между словом слышимым, словом произносимым и словом видимым. При письме звуковая структура слов преобразуется в графические знаки-буквы, а временная последовательность звуков переводится в пространственную последовательность букв.
Основные параметры готовности ребёнка к обучению грамоте
1.Интелектуальный параметр.
2.Социально-психологические параметры.
3.Личностные параметры
4.Эмоционально волевые параметры
Ананьевым, Гальпериным, Талызиной, Ульенковой выделены два основных показателя готовности к обучению:
1)обучаемость ребёнка, т.е. ребёнок восприимчив к обучению, к оказанию дозированной помощи, у ребёнка сформированы функции обобщения материала
2)сформированность структурных компонентов учебной деятельности:
-ориентировочно-мотивационные компоненты
-операционные компоненты
-регуляторные компоненты.
Таким образом, на основе данных параметров и показателей можно выделить основные речевые и неречевые функции, достаточный уровень которых позволяет начинать обучение грамоте.
Речевые и неречевые функции:
1)автоматизированность движений руки (должен быть сформирован правильный способ удержания карандаша в руке, умение ориентироваться при движениях руки на листе бумаги, уметь обводить контуры, штриховать, соединять точки между собой, раскрашивать, соблюдать строку при письме, прописывать основные элементы букв)
2)зрительно-моторная координация движений, т.е. умение контролировать движение руки с помощью зрения
3)аналитико-синтетическая мыслительная деятельность (ребёнок должен иметь запас знаний об окружающей действительности, уметь анализировать и обобщать знания
4)сформированность мотивационной сферы дошкольника, должны быть сохранны побуждения и мотивы осуществления деятельности
5)развитие внимания и памяти. Особое внимание к звуковой стороне речи. Должна быть сформирована речеслуховая, зрительная и моторная память
6)сформированность сукцессивных и симультанных процессов (т.е. умение осуществлять последовательные и одновременные операции
7)программирование деятельности и речевого высказывания. Т.е. ребёнок должен уметь организовывать деятельность с опорой на программированную речь взрослого и опорой на собственную речь
8)сформированность правильного звукопроизношения. Это даёт адекватный поток кинестезий в кору головного мозга, а речевая кинестезия служит основой формирования фонематических представлений
9)дифференцированное фонематическое восприятие.
На основе фонематического восприятия осуществляется звуковой звуко-слоговой, звуко-буквенный анализ слов. Все виды анализа опираются на проговаривание, на речевые кинестезии.
10)сформированность лексико-грамматической стороны речи
11)сформированность оптико-пространственного гнезиса
12)наличие навыков контроля: кинестетического, слухового, зрительного. Ребёнок должен уметь осуществлять как сопровождающий так и завершающий контроль.
Обучение грамоте предполагает обучение письму и чтению. Письмо – это процесс кодирования устной речи в письменную. Чтение – процесс обратный письму, процесс декодирования письменной речи в устную.
Как правило, сначала ребёнку даются навыки чтения, параллельно происходит подготовка руки к письму и обучение элементам письма.
В овладении процессом чтения выделяют четыре основных этапа:
1 этап – буквенное чтение
2 этап – слоговое чтение
3 этап – становление элементов синтетического чтения
4 этап – становление синтетического чтения
Первый этап – буквенное чтение
Ребёнок знакомится с буквенным обозначением звуков. Основная задача – научить ребёнка сливать буквы в слоги. Основной способ чтения-аналитический.
Второй этап – слоговое чтение
Ребёнок должен научиться чтению целым слогом. К концу этапа должен читать несколькими словами подряд. Основной способ чтения – аналитический.
Третий этап – становление элементов синтетического чтения
Ребёнок читает слова целиком, отдельные сложные слова может читать ещё по слогам. Основной способ чтения – синтетический, встречаются лишь элементы аналитического.
Четвёртый этап – синтетическое чтение
Ребёнок владеет беглым чтением, целыми словами и словосочетаниями. Чтение носит синтетический характер.
Таким образом, чтение постепенно переходит с сукцессивных способов на симультанные способы чтения.
При подготовке дошкольников к обучению грамоте предлагается следующая последовательность работы:
- Выделение начального ударного гласного в слове.
- Анализ рядов гласных звуков, состоящих из 2-3 гласных. Выделяется первый, второй, третий звук в сочетании, подсчитывается количество звуков.
- Выделяется первый и последний согласный звук в слове.
- Анализ и синтез обратных слогов типа «ас», «ус». Анализируется количество звуков, первый и последний звук.
- Выделяется средний гласный звук в слове, в сильной позиции.
- Выделяется средний согласный звук в слове.
- Уточняются понятия «звук», «буква», «согласный», «гласный», «звонкий», «глухой», «твёрдый», «мягкий».
- Слова делятся на слоги.
- Составляются схемы слов
- На основе схемы производится звуко-слоговой анализ слова.
- Даётся характеристика каждого звука, при этом уточняется слогообразующая роль гласных.
- Ребёнок подбирает слова к заданным схемам.
- Звук соотносится с буквой
- Вписывание изученной буквы в схему слова
- Чтение слогов на основе схемы
- Чтение слов на основе схемы
- Складывание слогов и слов буквами разрезной азбуки.
- Чтение слов, сложенных из букв разрезной азбуки.
- Преобразование одного слова в другое путём замены одной буквы, затем замены одного слога.
- Устное членение предложений на слова.
- Чтение коротких предложений.
- Составление графической схемы предложения на основе которой закрепляется разница между словом и предложением, значение паузы, основные правила написания предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показатели готовности ребенка к обучению грамоте и чтению.
Формирование готовности к обучению ребёнка связано с формированием его психических процессов. Старший дошкольный возраст благоприятный для этого, так как в этом возрасте наблюдается доста...

Показатели психологической готовности ребенка к обучению в школе. Рекомендации для родителей.
Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...
«Готовность ребенка к обучению грамоте»
laquo;Готовность ребенка к обучению грамоте»...

Консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению грамоте"
Овладение грамотой доступно 6-7 летнему ребенку благодаря достаточному уровню его общего и речевого развития. Дети, поступающие в школу с нормально развитой речью, обладают определенной готовностью к ...