Статья "Использование нетрадиционных материалов в организации развивающих занятий с детьми раннего возраста"
статья на тему

Барсукова О.В. Использование нетрадиционных материалов в организации развивающих занятий с детьми раннего возраста.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_netraditsionnyh_materialov.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных материалов в организации развивающих занятий с детьми раннего возраста

Использование самых разнообразных материалов в играх с детьми раннего возраста способствует наиболее успешному развитию психомоторной, речевой и эмоциональной сферы. Применение нестандартных игровых приемов стимулирует детскую любознательность, познавательную и творческую активность. Наряду с общепринятыми развивающими и дидактическими игрушками, малышей необходимо знакомить и с самыми, казалось бы, на первый взгляд, неподходящими предметами для детских игр. Это очень важная составляющая комплексного развития малышей, ведь бытовые предметы несут в себе богатейший развивающий потенциал, а также способствуют развитию невероятно важной на данном этапе развития предметной игры.  

Педагогам и психологам давно известно, что двигательные импульсы, поступающие в головной мозг от пальцев рук, влияют на формирование «речевых» зон и положительно воздействуют на кору головного мозга малыша. Разнообразные движения и действия руками, гимнастика и пальчиковые игры максимально эффективно стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

«Нестандартным» мы называет тот материал, который практически не используется в развивающих играх с малышами, так, например, нами активно используются такие старинные игрушки, как волчки и вертушки (флюгеры). Мы неспроста отнести их к нестандартным, хотя они по праву являются традиционными. Сегодня становится все более очевидным факт, что многие старинные игрушки не так часто используются для игр и занятий с детьми раннего возраста. Но вовсе не потому, что малышам они не интересны, скорее это общая тенденция делить игрушки по возрастным градациям и  определять ряд игровых средств, как «не подходящие по возрасту» для малышей. Удивительно наблюдать, какую бурю положительных эмоций вызывает эта простая полузабытая игрушка – волчок! Поскольку игры с волчками не только способствуют развитию мелкой моторики и дифференцированию движений пальцев рук, а также стимулируют развитие внимания и подражания, то эта игра-забава заняла прочное место среди наиболее эффективных игровых средств развития на полках в кабинете нашего педагога-психолога. Волчок, пусть и кажется на первый взгляд примитивной игрушкой, несет в себе несомненный развивающий потенциал.

Некоторые малыши впервые в жизни видят волчки на игровых занятиях. Первый опыт общения с такой веселой игрушкой оставляет глубокий след в памяти малыша и, приходя в следующий раз, малыш бежит к коробке с волчками и самостоятельно пытается ее открыть. Первое время дети предпочитают преимущественно наблюдать за тем, как крутится волчок, как сливается узор на его поверхности, как он замедляется, когда останавливается. Они просят снова раскрутить его, часто даже сопровождая просьбу жестами рук,  будто крутят «фонарики». Это не просто наблюдение за тем, как крутится игрушка, это своего рода познавательный акт, когда малыш наблюдает за действиями рук взрослого, получает наглядный образец действий, и уже через достаточно непродолжительное время успешно справляется и крутит волчок сам. Некоторым же малышам достаточно просто несколько раз показать, как правильно захватывать и крутить волчок.

Маленькие дети очень любят крутить волчки. Они безостановочно могут крутить его на протяжении 15 и более минут. В это время не стоит мешает малышу, давая ему возможность насладиться игрой. Важно также уметь еще и обыгрывать простые действия с волчком. Так, малышей невероятно веселит игра в «Кошку», где им предлагается поймать руками крутящийся волчок. Кроме того, им нравится пробовать крутить волчки на самых разных поверхностях (на столе, на полу, на стуле, на ковре и т.д.). Любую игру с волчками стоит сопровождать и речевым материалом, например вот таким простым стишком:

Красненькая юбочка,

Остренький носок,

Крутится и вертится,

Быстрый наш волчок! 

К необычным игровым средствам можно отнести и зеркало. Мы считаем это справедливым, ведь и зеркала тоже нечасто являются предметом игровых действий малыша. Специально организованные игры с зеркалом могут послужить замечательным инструментом для развития лицевой мускулатуры, мышц артикуляционного аппарата, речевого развития. С использованием зеркала хорошо проводить логопедическую артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения.    

Одними из любимых психогимнастических игр у наших ребят являются игры с разнообразными массажными и сенсорными мячами. Дети любят прокатывать мячи между ладонями, по рукам, ногам, спине, животу и по лицу, сдавливать, прятать мячики в руках. Такие упражнения стимулируют тактильные ощущения, развивают ловкость и активность. Они могут быть использованы и при гармонизации эмоционального состояния ребенка. В нашем образовательном учреждении массажные мячи и сенсорные шары есть не только в дошкольных группах и кабинетах специалистов, но и в сенсорной комнате.  

Большой популярность среди наших детей также пользуются игры с цветными бельевыми прищепками. Прищепки прекрасно подходят для организации занятий по развитию мелкой моторики рук. Специалистам известно, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта. Чтобы игра была увлекательной и интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика) Для этого нужно, соответственно, сделать заготовки солнца, ёжика, цветка, зайчика на картонной основе.

Отдельного внимания заслуживают игры со счетными палочками. Малышам очень нравится составлять разные композиции, выкладывая из палочек домик для куколки, длинную дорогу для поезда, лучики для солнышка или разноцветный заборчик. Для развития тонкой моторики рук, соотносящих и дифференцированных движений пальцев рук можно использовать бутылочку или небольшую банку, куда малышу предлагается бросать палочки по одной. Такая игра может надолго увлечь малыша, ведь дети очень любят засовывать предметы в отверстия, прятать их. Примерно в том же возрасте можно начинать учить малыша сортировать палочки по цветам.

Кроме того, ребят очень заинтересовывают игры с бусами, пуговицами, стеклянными шариками и фигурками «марблс», цветными шнурками и нитками, шестигранными карандашами и мелками, клубочками шерсти и кусочками поролоновой губки или ваты.

И, конечно же, большого внимания заслуживают разнообразные природные материалы: песок, ракушки, перья, камни, желуди, орехи и каштаны, листья и веточки, семена и крупы, мох, еловые иголки и древесная кора.  

Литература:

1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

3. Узорова О.В. «Игры с пальчиками», Астрель, М-2008г.

4. Гаврина С.Е. «Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать», Академия Развития, Ярославль — 2007г.

5. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», Астрель, М-2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее занятие с детьми раннего возраста на тему "Семья"

Учить пересказать знакомую сказку. Повторять с детьми имена их ближайших родственников. Воспитывать любовь, уважение к членам семьи. Закрепить в активной речи название некоторых домашних животных и их...

Развивающее занятие с детьми раннего возраста на тему "Семья"

Учить пересказать знакомую сказку. Повторять с детьми имена их ближайших родственников. Воспитывать любовь, уважение к членам семьи. Закрепить в активной речи название некоторых домашних животных и их...

Развивающее занятие с детьми раннего возраста

в данном материале представлены веселые игры и развивающие упражнения, направленные на развитие внимания, моторики, позновательных процесоов, речи. Релаксация....

Интегрированное познавательно-развивающее занятие с детьми раннего возраста "Соберем букет для мамы"

Уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию конспект познавательно-развивающего занятия, посвященного празднику  8 марта, празднику самых дорогих и любимых!...

Развивающее занятие с детьми раннего возраста со строительным материалом

Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Санкт -Петербург Развивающее занятие с детьми раннего возраста со строительным материалом «Диван для кукол»...

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ ДОМА

Статья адресована семьям,воспитывающим ребёнка с нарушенным слухом раннего возраста, а также специалистам, работающим с данной категорией детей....

Организация развивающих занятий с детьми раннего возраста на основе музыкального фольклора.

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода.Русский музыкальный фольклор,народные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-н...