Главные вкладки

    Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста по нетрадиционной технике рисования "Волшебная палитра"
    рабочая программа (старшая группа) по теме

    Новикова Наталья Геннадьевна

    Знакомство детей с новыми художественными материалами, инструментами и техниками помогает развивать творчество.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_risovanie.doc103 КБ

    Предварительный просмотр:

                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Обучение детей рисованию – одна из наиболее разработанных проблем дошкольной педагогики. Развитию детского творчества, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных и привычных, поиски новых решений. Нетрадиционная техника рисования – способ создания изобразительного образа с помощью различных материалов (бумага, поролон ,вата, нить, пробка и т.д.) безопасных для организации деятельности детей и выразительными средствами ( выдувания, тычок, процарапывания, обрывания, теснения, прикладывания и т. д. ). На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Эмоциональное отношение к объектам эстетического характера (искусство, жизнь, природа). Эмоциональное отношение к художественной деятельности – это важнейший фактор формирования у детей художественно-творческих способностей и эстетического воспитания вообще. Эмоциональное положительное отношение – основа любой деятельности, тем более художественно-речевой, музыкальной, игровой – обеспечивается удовлетворением в деятельности тех или иных потребностей ребенка.

    Цель:

    Формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.

    Задачи:

    Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных нетрадиционных материалов.

    Развивать художественно – творческие способности в продуктивных видах детской Деятельности.

    Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и радоваться красоте природы, окружающих предметов.

    Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, дизайном, декоративно – прикладным) и жанров.

    Формировать умение оценивать созданные изображения.

    Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

    В своей работе я  решила обратиться к нетрадиционным художественным техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству. В  способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную технику, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Можно изобретать свои способы и техники из того, что под рукой. А можно освоить новые материалы. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

    Методические советы

    Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

    • игра, которая является основным видом деятельности детей;
    • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
    • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
    • музыкальное сопровождение. И т.д.

    Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

                                                   

                                           Перспективный план

                                                       Сентябрь.

    Тема:  «Мир рисования»

    Задачи:        

    -познакомить детей с новым понятием «нетрадиционное рисование»;

    -познакомить с видами нетрадиционного рисования.        

    Тема: «Листопад»

    Задачи:

    -познакомить детей с техникой оттиска;

    -развивать воображение, чувство композиции;

    -воспитывать эстетическое отношение к природе.

    Тема: «Осенний лес»

    Задачи:

    -продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования;

    -развивать умение рисовать с помощью свечи;

    -развивать умение передавать композицию в сюжетном рисунке;

    -развивать воображение, фантазию.

    Тема : «Лук»

    Задачи:

    -познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования (набрызгом);

    -развивать умение аккуратного произведения  набрызга;

    -развивать фантазию, воображение.        

    Тема: «Фрукты»

    Задачи:

    -познакомить детей с техникой пальчикового рисования;

    -развивать умение дорисовывать детали к предмету;

    -закрепить знание цветов;

    -развивать воображение и фантазию.         

                                                                ОКТЯБРЬ

    Тема:         «Корабли»

    Задачи:

    -познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования;

    -развивать мелкую моторику рук;

    -развивать воображение;

    -развивать умение создавать рисунок с помощью обрывков бумаги.        

    Тема : «Дом, в котором я живу» рисунок свечой.

    Задачи:        

    -продолжать развивать умение рисовать свечой;

    -развивать умение передавать задуманное в рисунке;        

    Тема: «Платье»

    Задачи:

    -познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования «паспарту»;

    -развивать навык аккуратного вырезания по контуру;

    -развивать мелкую моторику рук;        

    Тема: «Веточка черёмухи»

    Задачи:

    -познакомить с новым методом нетрадиционного рисования:

    метод «тычка»;

    -развивать умение сочетать художественные материалы, инструменты и техники;

                                                                НОЯБРЬ

    Тема:        «Праздничный салют над городом»        

    Задачи        

    -познакомить детей со свойствами и особенностями материалов;

    -познакомить с новым методом нетрадиционного рисования: проступающий рисунок;        

    Тема: «Кошечка»        

    Задачи        

    -совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках;

    -учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно; развивать чувство композиции        

    Тема: «Кролик»

    Задачи:        

    -совершенствовать умение создавать рисунок с помощью поролона;

    -развивать умение дорисовывать контур, с помощью кисти;

    -воспитывать положительное отношение к животным;        

    кисть, акварель,

    Тема: «Голубь»        

    Задач:        

    -совершенствовать умение рисовать ладошкой;

    -развивать стойкий интерес к изобразительной деятельности;        

                                                ДЕКАБРЬ

    Тема:         «Узоры на стекле»

    Задачи:                

    -продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования;

    -развивать умение рисовать с помощью свечи;

    -развивать воображение, фантазию        

    Тема: «Зимняя сказка»

    Задачи:        

    -развивать воображение, интерес к творчеству, самостоятельность        

    Тема: «Елочка»

    -познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования «ладошками»

    -развивать цветовосприятие, чувство композиции;

    -воспитывать аккуратность.

    Тема: «Добрый осьминог»

    -продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования;

    -развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук.        

                                                         ЯНВАРЬ

    Тема: «Корзина с цветами»

    Задачи:        

    - закреплять у детей технические навыки рисования;

    -развивать воображение, творчество        

    Тема: «Домик Бабы-Яги»

    Задачи:

    -продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования;

    -развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук.        

    Тема: «Зонт»

    Задачи:

    -познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования (печати по трафарету)

                                                          ФЕВРАЛЬ

    Тема:  «Бабочка-красавица»        

    Задачи:        

    - продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования;

    -развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук;

    -воспитывать эстетическое отношение к природе        

    Тема: «Мой аквариум»

    Задачи:        

    - познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования (монотипия)

    -развивать воображение, художественно-творческие способности;

    -воспитывать аккуратность        

    Тема: « Открытка для папы»

    Задачи:

    -развивать воображение, интерес к творчеству, самостоятельность

                                                                МАРТ

    Тема: «Открытка для мамы»

    Задачи:        - развивать воображение, интерес к творчеству, самостоятельность

    Тема: «Голубое море»

    Задачи:        

    -познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования «скомкование»

    -развивать цветовосприятие, чувство композиции;

    -воспитывать аккуратность        

    Тема: «Разноцветные лучики»

    Задачи:

    - упражнять детей в технике печатания картофелем;

    -развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук.        

    Тема: «Волны и рыбки»        

    Задачи:

    -упражнять детей в рисовании предметов овальной формы;

    -развивать чувство композиции.

                                                            АПРЕЛЬ

    Тема:        «Цветущее дерево»

    Задачи:        

    - познакомить детей с новой техникой изображения «кляксографией»;

    -развивать фантазию, воображение, чувство композиции        

    Тема: «Подсолнух»

    Задачи:

    -закреплять у детей технические навыки рисования;

    -продолжать учить выстраивать композицию рисунка;

    -развивать творческие способности

    Тема: «Далекая планета»

    Задачи:

    -продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования;

    -развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук        

    Тема: «Волшебная страна - подводное царство»

    Задачи:

    - познакомить детей с новым нетрадиционным способом рисования «по мокрому листу»;

    -развивать умение передавать задуманное в рисунке

                                                                 МАЙ

    Тема:        «Салют»

    Задачи        

    - познакомить детей с новой техникой изображения «граттажем»;

    -учить рисовать ровные и изогнутые линии, изображая салют;

    -развивать фантазию, воображение, чувство композиции        

    Тема: «Сказочные птицы»

    Задачи:

    -воспитывать творческую активность, желание фантазировать;

    -закрепить использование в рисовании нетрадиционных материалов и техник;

    -воспитывать аккуратность.

    Тема: «Березовая роща»

    Задачи:

    - закрепить умение рисовать свечой и акварелью;

    -развивать творческую активность детей.        

    Тема: «Морское дно»

    Задачи:

    - закреплять у детей технические навыки рисования;

    -развивать воображение, творчество

    Итоговая выставка        

    -воспитывать у детей желание украсить раздевалку своими рисунками;

    -привлечь к подготовке выставки родителей

    Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими: родителями, бабушкой, дедушкой, братьями и сестрами. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании... Он берет карандаш и на листе бумаги пытается показать увиденное. Когда ребенок поймет, что в рисунке можно передать то, что увидел, что понравилось, взволновало, рисунок станет средством отражения полученных впечатлений и выражения своего отношения к окружающему.

    Интерес к рисованию у детей появляется рано. Видя, как дома родители, старшие дети действуют ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются водить ими по бумаге.

    У разных детей потребность взять в руку карандаш и «рисовать» возникает в разное время — от 1 года до 1,5 лет. Появлению интереса к рисованию часто способствует графическая деятельность взрослых.
    Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Но профессиональным художником становится лишь один из нескольких тысяч. «В таком случае, может быть, не стоит тратить время, бумагу, краски, карандаши?» — подумают взрослые? Нет, стоит!

    Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и, прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом.

    С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.
    Наш опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

    В результате теоретического и экспериментального исследования нами была достигнута цель, решены поставленные задачи и подтверждена выдвинутая гипотеза.

    Буду рада, если кому-то пригодится и мой скромный опыт работы по изобразительной деятельности с дошколятами. Если вы еще не пробовали работать в направлении нетрадиционной техники рисования, то советую попробовать. Не пожалеете!


    Библиография.

    1. Архарова Н.В. Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования. – Мосальск, «Воспитатель года», 2006. – 30 с.  

    2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.

    3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.

    4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий, 2003. – 80 с.

    5. Зеленина Е.Л. Играем, ползаем, рисуем: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.

    6. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005.

    7. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2004.

    8. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.

    9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

    10. Мелик-Пашаев А.А.., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.

    11. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.– СПБ.: КАРО, 2008.– 90 с.

    12.  Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред.   В.И. Васильевой. – М.: Академия, 2005.

    13. Саккулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965.

    14.  Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2001


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста «Мой край родной далёкий, близкий»

    Содержание программы направлено на создание условий для развития личности дошкольника; развитие мотивации личности дошкольника к познанию и творчеству; обеспечение благополучного эмоционального развит...

    Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста «Прикоснись к природе сердцем»

    У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир сто...

    Непосредственно- образовательная деятельность по художественно эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста (лоскутная техника) Тема:"Украшение юбки"

    Через лоскутную  аппликацию знакомим   детей с народно-прикладным искусством Кубани -лоскутной техникой,   расширяем знания детей о народных промыслах Кубани; воспитывае...

    Авторская презентация для детей старшего дошкольного возраста «Как устроен человек?»

    Презентация "Как устроен человек?"  способствует систематизации знаний старших дошкольников о внутренних органах человека, их назначении;  учить детей бережному отношению к своему телу и здо...

    План дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Нетрадиционные техники рисования»

    План дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "нетрадиционные техники рисования"...

    Подвижные игры в авторской обработке для детей старшего дошкольного возраста

    Задачи: Развивать ловкость, умение взаимодействовать друг с другом, добиваться согласованности движений....

    Консультация для педагогов и родителей "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста нетрадиционной техникой рисования - пластилинографией "

    Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие детей, реализуются их потенциальные возможности и первые проявления творчеств...