«Сенсорное воспитание детей раннего возраста в ДОУ».
проект (младшая группа) на тему

Шувалова Людмила Владимировна

             Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой - имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. Необходимым и обязательным условием сенсорного воспитания является самостоятельная деятельность детей в специально созданной развивающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shuvalova.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Направление деятельности:

модернизация содержания дошкольного образования в рамках введения и реализации ФГОС

Тема:  «Сенсорное воспитание детей раннего возраста в ДОУ».

Выполнила:

Шувалова Людмила Владимировна

воспитатель

СП детского сада «Ёлочка»

Садгородского филиала

ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Тимашево

м.р. Кинель-Черкасский

Самарской области

2015 г.

        (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологи

(Е.И. Тихеева, А.П.Усова и др.), справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания

Введение

        В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, успешность которых напрямую зависит от уровня сенсорного развития детей то есть  от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

        Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой - имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. Необходимым и обязательным условием сенсорного воспитания является самостоятельная деятельность детей в специально созданной развивающей среде.

Проблема:

  • успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью;
  • взрослые и дети действуют в разных ситуациях;
  • попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым в этом возрасте не приносят успеха;
  • опыт взаимообщения у детей невелик и основа его еще не сформирована;
  • не владение ребёнка сенсорной культурой;
  • несформированность у детей сенсорных эталонов;
  • не развито аналитическое восприятие.

Актуальность

       В современной психолого-педагогической литературе достаточно полно описана сущность и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. В то же время практический опыт организации сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ утрачен. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных путей и средств организации сенсорного воспитания детей в современных условиях и внедрения их в практику.

Цель 

        создание методических разработок для  обогащения сенсорного опыта детей как основы познания мира предметов и явлений, их свойств и качеств, а так же развитие сенсорных способностей.

Задачи сенсорного развития

1.Развивать у детей  виды восприятия: формы, цвета, величины, времени.

2.Активизировать роль родителей в сенсорном развитии детей в условиях дома.

3.Применять игровые развивающие технологии в образовательном процессе ДОУ.

Принципы

1.Непрерывная связь содержания сенсорного воспитания с детским опытом.

2. Целенаправленность.

3.Учет возрастных психофизиологических особенностей и индивидуальных различий детей.

4. Систематичности и последовательности, определенной повторяемости и концентричности.

5.Взаимодействие общественного и семейного воспитания.

Этапы реализации проекта
Первый этап подготовка и оснащение развивающей среды

Необходимым и обязательным условием сенсорного воспитания является самостоятельная деятельность детей в специально созданной развивающей среде. 

Геометрические формы

Пособия сделанные руками взрослого

Игрушки для театрализованной деятельности

Пирамидки, плоскостные геометрические фигуры, различные кубы выполненные из разных материалов, треугольники,

Многофункциональное пособие «Чудо-теремок»,   «Полянка» . «Репка»

Персонажи сказок, кукол, заяц, волк, лиса, лягушка, мышка, мишка, дед, баба, внучка, собака, кошка.

Второй этап основной

  1. Модель сенсорного воспитания в ДОУ

Направления работы

Работа с детьми

Работа с родителями

Взаимодействие со специалистами

Организация детской деятельности:

познавательно-речевая деятельность, художественно-эстетическая деятельность, конструктивная деятельность, игровая деятельность.

1.Педагогическое просвещение родителей по вопросам сенсорного воспитания.

2.Организация совместной деятельности родителей и педагогов, способствующая сенсорному воспитанию детей.

Развитие сенсорных способностей детей посредством включения в различные виды деятельности.

Формы работы

Игры

Творческие: театрализованные, сюжетно-ролевые.

Игры с правилами: подвижные, дидактические, настольно-печатные, игры с предметами и игрушками, музыкально-дидактические игры.

Занятия: Сенсорные занятия. Занятия по продуктивным видам деятельности.Экспериментирование с материалами и веществами.Общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого (сюжетно-ролевые игры)

Физическое развитие. Восприятие смысла музыки.

1.Консультации, беседы, устная информация, семинары-практикумы, просмотр открытых занятий.

2.Участие в обогащении и создании развивающей среды, домашние задания для закрепления знаний.

Музыкальные занятия, занятия по физической культуре, дидактические игры, подвижные игры, досуги, развлечения


Результаты проекта:

  • вооружение ребёнка сенсорной культурой;
  • формирование  у детей сенсорных эталонов;
  • развито аналитическое восприятие;
  • успехи в развитии предметно-игровой деятельности;
  • взрослые и дети действуют в равных ситуациях;
  • опыт взаимообщения у детей увеличился;
  • активизировалась речь детей.

 Предлагаемые продукты проектной деятельности:

  • консультации, рекомендации, беседы, советы;
  • игровые  развивающие технологии;
  • конспекты занятий;
  • досуги, развлечения.

(аудио материалы, печатный вариант)

Форма  проведения презентации: стендовая

Список  используемой литературы

  1. Алямовская, В. Г. Как воспитывать здорового ребёнка/В.Г.Алямовская. – М.: Дрофа,1993.-234с.

  1. Бородич, А.М. Методика развития речи детей/А.М.Бородич. -М.: Просвещение, 1981. –255с.
  2. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 г. до 3 лет/А.С.Галанов. – М.: Аркти, 2006.-214с.
  3. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст)/Н.С.Карпинская. –М.: Педагогика, 1972. –143с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Материал для консультации брала из разных источников. Меня очень увлекает сенсорика, надеюсь будет вам интересно....

Рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей....

Из опыта работы "Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета"

Цель:- развитие восприятия детей, обогащение их сенсорного опыта, путём активного использования органов чувств (зрения, слуха);- обогащение чувственного опыта детей в разных видах деятельности....

Методическая разработка раздела образовательной программы ТЕМА: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом».

Методическая разработка раздела прграммы создана на базе программы воспитания и обучения под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой, которая используется мной  в работе....

Дидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста

Каждый вид дидактических материалов располагает разными образовательными и воспитательными возможностями и используется преимущественно для детей определенного возраста. Обучающая задача, поставленная...

"Сотрудничество ДОУ с семьёй в рамках сенсорного воспитания детей раннего возраста"

Деятельность педагога, для успешного развития личности ребёнка посредством навыков сенсорного воспитания....

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С (1,5-2 ЛЕТ) СЕНСОРНАЯ ЮБКА« Матрешка»

Программные задачи: Образовательные:1этап- учить детей различать предметы по величине (большой – маленький);2этап- учить детей различать основные цвета (желтый, красный, синий, зеленый);- з...