Главные вкладки

    Рабочая программа психологического сопровождения образовательной программы педагога-психолога
    рабочая программа на тему

    Оюн Алекмаа Байыртыевна

    В программе отраженны сфера деятельности педагога-психолога ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл novaya_programma.docx423.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида «Сайзанак» с. Хайыраканский.

    Принято решением                                                                                  Утверждено

    педагогического совета                                                                        заведующим МБДОУ д/с «Сайзанак»

    №_____                                                                                                      ______________Г.В. Хувартаа

    От «___»________2015г.                                                                        От «____»____________2015г.

    Рабочая программа психологического сопровождения образовательной программы педагога-психолога

    на 2015-2016 учебный год

    Разработала: педагог-психолог

    Оюн Алекмаа Байыртыевна

    с.Хайыракан

    2015 учебный год.

                                                      СОДЕРЖАНИЕ

    I  Целевой раздел

     

    1.1.Пояснительная записка .

    1.2. Нормативно правовые документы федерального уровня…………………3

    1.3. Цели деятельности педагога-психолога

    1.4. Задачи деятельности педагога-психолога….……………………………….4

    1.5. Принципы программы.

    1.6. Возрастные особенности детей 2-7 лет……………………………………..5

    II Содержательный раздел

    2.1.Основные направления деятельности педагога-психолога………………..9

    2.2. Оформление документации педагога-психолога.

    2.3.Система мониторинга детского развития ……………….……………..….12

    2.4.Ожидаемые результаты  реализации программы………………………….14

    2.5. Сфера взаимодействия пеадагога-психолога……………………………...15

    2.6. Оформление кабинета педагога-психолога……………………………….18

    2.7. Список литературы …………………………………………………………19

     

     I Целевой раздел

    1.1. Пояснительная записка

         Развитие ребенка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный процесс. Каждый день перед ним раскрывается мир – мир природы, искусства, человеческих отношений. Взрослый выступает для него в качестве эталона для подражания, выступает связующим звеном между ребенком и его окружающей его действительности. Он обеспечивает не только удовлетворение естественных нужд, но и социализацию всех его психических проявлений.

       Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в ДОУ.

     1.2.  Нормативно  правовые документы федерального уровня  

    - РФ «Об  образовании» и приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».Необходимым  условием реализации ФГОС становится  психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса - это система  профессиональной  деятельности педагога-психолога,  направленная на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    Рабочая  программа педагога-психолога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детского сада комбинированного вида «Сайзанак» с. Хайыраканский  в соответствии с:

    - ФЗ РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;

    - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

    - Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;

     - Приказа Министерства образования РФ от 17.10.2013г.№1155 г. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

    - Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.

    - Методическим письмом Министерства образования РФ от 02.06.1998г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и  педагогических технологий».

     - Письмом Министерства образования России от 22.01.98 №20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;

    - Инструктивно — методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/23-16, определяющее требования к нагрузке детей, планирование учебной нагрузки в  течение недели.

    - Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 7  апреля 1999 года N 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе  дошкольного образования»

    - Письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме  (ПМПк) образовательного учреждения»

    Содержание  рабочей программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ. Общее  количество групп –6,  из них 1 группа –  обшеразвивающей  направленности, 1 группа – оздоровительной направленности.

    1.3. Цели деятельности педагога-психолога: 

     – охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения ООП ДОУ.

    — содействие педагогическому коллективу, администрации, родителям в воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию; психологической готовности к обучению в школе;

    — формирование у детей психологической готовности к решению задач последующих психологических возрастов дошкольников.

     

    1.4. Задачи деятельности педагога-психолога:

     - определение индивидуальных образовательных потребностей детей;

    - предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;

     - профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии детей;

    - содействие личностному и интеллектуальному развитию детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования,

    - психологический анализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявление основных проблем в определении причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

    - формирование у детей способности к контролю и самоорганизации;

    - содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально- психологического климата в ДОУ;

    - психологическое обеспечение основной общеобразовательной программы дошкольного образования с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям детей;

    - участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов ДОУ, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий.

    1.5. Принципами программы выступают:

    - полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства;

    - создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями

    - формирование познавательных интересов и действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;

    - обеспечения права доступности на качественное дошкольное образование;

    -  сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования;

    - содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром;

    -защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования;

     - сотрудничества всех специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе сопровождения ребенка

    - обеспечения преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования;

    - оказания помощи родителям в образовании детей дошкольного возраста;

    - повышения эффективности и качества дошкольного образования; 

    1.6. Возрастные особенности детей 2- 7 лет.

      ВОЗРАСТНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ  РЕБЕНКА  2 – 3 лет

         В возрасте 2 – 3 лет малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на вас. Постоянно следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи.

        На третьем году ребенок может самостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом,  застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами. Третий год в жизни ребенка называют кризисным (кризис 3 лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно говорит "я": "Я не хочу, я не буду!" Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять. 

        В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка 2-3 лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду. Это часто раздражает родителей, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок неосознанно тренирует речевую функцию.

        К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, воспитательницу, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети - зеркало взрослых. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.

    Среди мыслительных операций важнейшими являются:

    • называние цвета (желтый, красный, синий, зеленый), 
    • выделение величины (большой, поменьше, маленький), 
    • называние формы (круг, квадрат, треугольник), 
    • расположения предмета в пространстве (близко, далеко, высоко, низко, спереди, сзади);
    • сравнение по цвету, форме, размеру;
    • координация движений рук и зрения;
    • формирование понятий «много», «мало», «один».

    Возрастные особенности ребенка 3 - 4 лет.

        Три года – это возраст определенного рубежа развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш начинает осознавать собственную «отдельность». Кризис 3 лет связан с формированием образа Я, самоутверждением и самостоятельностью. Возникает противоречие между желанием «делать, как взрослый» и своими возможностями. Основные потребности в этом возрасте – потребность в общении, уважении, признании и самостоятельности.

        Игра становится более коллективной и уже имеет сюжетное наполнение. В ней ребенок воображает себя кем угодно и соответственно действует. В этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10 – 15 минут, а потом ему хочется переключиться на что-то другое. Дети в игре со сверстниками учатся защищать свои личные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учитывать желания и чувства других партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

       Ребенок активно осваивает речь, придумывает несуществующие слова, придает уже известным словам свой особенный смысл.

    В 3-5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. В этом возрасте дети боятся  Волка, Бабы Яги, Бармалея, Карабас-Барабаса и прочих  нелицеприятных личностей. Перечисленные персонажи отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке любви, жалости и сочувствия. 

     Возрастные особенности ребенка 4 - 5 лет

       Возраст 4 – 5 лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и стал спокойнее, послушнее. Более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

       Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки установить свои правила в своем близком окружении.

       Этические представления. Ребенок начинает понимать чувства других людей и сопереживать. Начинают формироваться основные этические понятия, которые ребенок воспринимает не через то, что ему говорят взрослые, а исходя из того, как они поступают. 

       Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, мечтаний, где он получает возможность стать главным героем, добиться недостающего признания и т.п.

       Совместные игры становятся сложнее с сюжетно – ролевым наполнением (игры в магазин, в войну, разыгрывание сказок и т.д.). Дети дружат, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, обижаются, ревнуют. Все более выраженной становится потребность в признании  и уважении со стороны ровесников.

        Активная любознательность заставляет детей задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить и обсуждать различные вопросы. Их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

    Возрастные особенности ребенка 5 - 6 лет

       Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

       Ребенок 5 – 6 лет знает свое полное имя и фамилию, возраст, домашний адрес и телефон, имя и отчество родителей и других членов семьи. Может рассказать о своей семье, домашнем труде взрослых, заботе их друг о друге, совместных делах дома. Проявляет заботу о близких, замечает заботу о себе. 

       Развивается инициатива, наблюдательность, умение планировать собственную деятельность, произвольность поведения.

       Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил. Без контроля взрослого может выполнять трудовые обязанности. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, помогает.

        В этом возрасте ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

        Ребенок 5 - 6 лет желает показать себя миру, часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

        В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения "неприличных" слов, в 6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: "А вдруг я не буду красивой?"

        Ребенок с трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных взрослыми границ, с  целью заполучить то, что хочет.

         В общении со сверстниками ребенок познает правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

        Теперь ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно. Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела».

        В этом возрасте дети очень чувствительны к отношениям в семье. У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших и добрых родителей есть и плохие. Исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола. Подобным образом устанавливается модель будущих семейных взаимоотношений.

    Начинает осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для взрослых вопросов.

    Возрастные особенности ребенка 6 - 7 лет

        Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе. Это также очередной критический период в жизни ребенка. Кризис семи лет называют периодом рождения социального Я ребенка.

        Практически готов к расширению своего микромира, если он умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.

         Происходит и кардинальное изменение его самооценки. Если в 5 - 6 лет детям свойственно только положительное отношение к себе, то к семи годам самооценка становится более адекватной и дифференцированной.

         Ребенок постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может с ними сотрудничать, понимает относительность оценок. 

        Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.

         Ребенок уже хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивацией и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.

        Ребенок очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес. В этот период ребенок нуждается в обратной связи, в ответной реакции на свое поведение. Ему надо понять, правильно он поступил или нет, поэтому он ожидает от вас реакции на свое новое поведение.

    II Содержательный раздел

    2.1.Основные направления деятельности педагога-психолога

         Исходя из Положения о службе практической психологии в системе  образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999 года выделяются следующие направления деятельности педагога-психолога: психологическая диагностика, психологическое просвещение, развивающая работа и психологическая коррекция, психологическое консультирование.

          Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога ДОУ конкретизируется в обязательных видах деятельности и дополнительных. При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог может осуществлять дополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом в соответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении данных проблем.

    Направление «Психологическая диагностика»

         Цель диагностической деятельности педагога-психолога ДОУ: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.

    - Оценка развития детей, его динамики, измерение личностных образовательных результатов.

    - Психодиагностическая работа по проблемам психического развития ребенка (по запросу родителей, педагогов в течении учебного года).

    -Психодиагностическая работа в период возрастных кризисов 3 и 7 лет.

    - Психодиагностика психологической готовности к обучению ребенка в школе (воспитанники 5-6 лет-конец учебного года, 6-7 лет-начало и конец учебного года)

    - Психодиагностическая работа по выявлению ранних признаков одаренности.

    - Диагностика воспитанников групп для детей с нарушением речи в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.

    -Психодиагностическая работа по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов ДОУ.

    Направление « Психологическое просвещение»

      Цель: обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности, предупредить нарушения в становлении личности и интеллектуальной сферы через создание благоприятных условий в образовательном учреждении. Предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.

    - построение развивающего вариативного образования, ориентированного на «зону ближайшего развития» каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности:

    - создание в ДОУ психологических условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка посредством создания позитивного климата в группе, доброжелательных отношений между детьми. Конкретными задачами деятельности педагога-психолога с воспитателями выступают:

    -содействие в организации конструктивного общения детей в группе;

    -профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ;

    - создание психологических условий для развития игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте;

    -психологический анализ разных видов и форм детской деятельности в ДОУ;

    - психологическая экспертиза программно-методического обеспечения образовательного процесса

    -повышение психологической компетентности воспитателей и родителей.

    Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»

     Цель: выявить и обосновать условия психолого-педагогического сопровождения проблемных детей дошкольного возраста (агрессивных, гиперактивных, тревожных, с пониженным уровнем развития познавательных процессов) с целью обеспечения динамики снижения нежелательных личностных проявлений. Достижение поставленной цели реализуется в процессе последовательного решения следующих задач:

    - проанализировать методическую литературу по проблеме психолого – педагогического сопровождения проблемных детей в ДОУ;

    - провести диагностическую, просветительскую работу с педагогами МБДОУ по данной проблеме;

    -  подобрать диагностические методики с целью выявления причин негативного поведения дошкольников и последующего выбора эффективного инструментария для его коррекции, перехода энергии детей в позитивное русло;

    - составить конспекты занятий с детьми и проводить коррекционно-развивающую работу с проблемными дошкольниками;

    - осуществлять психопрофилактическую, просветительскую, консультативную работу педагога-психолога с родителями воспитанников проблемных детей;

    -  провести мониторинг результативности занятий с дошкольниками.

    ВВ данном направлении деятельности педагог-психолог использует разнообразные виды игр, в том числе , проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментирования, проектов, творческих заданий,связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения, этюдов, психогимнастик, релаксаций.

    Направление «Психологическое консультирование»

       Цель: помочь человеку в разрешении проблемы, когда он сам осознал ее наличие. Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей

    - оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом  или влияющих на эффективность образовательного процесса в ДОУ

    - обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления  проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функции;

    - помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций;

    - формирование установки на самостоятельное решение проблемы;

    Направление включает следующие разделы:

    - «Консультирование по проблемам трудности в обучении»

    -«Консультирование по проблемам детско–родительских взаимоотношений»

    - «Консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе»

    - «Консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей»

    - «Консультирование по проблемам раннего развития детей»

    - «Консультирование по проблемам психологической готовности ребенка к обучению в школе»

    2.2. Оформление документации педагога-психолога:

    - анализ и обработка диагностических данных;

    - заполнение табели посещаемости детей;

    - заполнение журнала эмоционального состояния групп;

    - составление годового плана педагога-психолога;

    - оформление журналов консультативно-просветительской работы, коррекционно-развивающей работы;

    -  разработка и оформление мониторинга развития детей дошкольного возраста;

    - разработка рекомендаций для родителей и педагогов.

    -  разработка и оформление карт индивидуального развития ребенка, схем анализа диагностических данных;

    -  разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;

    -  разработка анкет для родителей, педагогов.

     2.3. Система мониторинга детского развития

       Периодичность мониторинга 2 раза в год в соответствии с Положением о мониторинге ДОУ. Основная задача мониторинга детского развития – выявление индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и влияния образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие дошкольника.

      При необходимости составляется индивидуальный образовательный маршрут для максимального раскрытия потенциала детской личности. Мониторинг включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

       Работа педагога — психолога ДОУ  при проведении мониторинга детского развития основывается на модели психологического мониторинга, разработанного творческой группой  и  исходя из основных принципов и направлений психологической диагностики в ДОУ.

       Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

    Интегративное качество «Любознательный, активный»

    Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).

    Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

    Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).

    В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

    Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

    Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

    Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

    Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

    Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

    Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

    Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

    Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

    Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

    Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

    Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

    Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

    Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

    Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

    Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

    Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

    Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

    Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

    У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
     Карты мониторинга образовательного процесса заполняют педагоги и мониторинга психологического фона развития детей заполняют педагоги – психологи совместно с воспитателями, данные основываются на наблюдении. Наблюдение охватывает все образовательные области и проводится в разных видах деятельности.

    Анализ эмоционально – личностной сферы основными показателями выступают самооценка ребенка и его личностные особенности.

    В социальной сфере ( Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

    – характер общения со сверстниками в группе детского сада и в семье.

    Анализ мотивационно – потребностной сферы (Социально-коммуникативное развитие дает возможность определить значимые для ребенка области, актуализировать наиболее проблемные из них, а также изучить, как формируется социальный мотив, служащий одним из критериев готовности ребенка к школе).

    В ходе анализа познавательной сферы ребенка ( Образовательная область «Познавательное развитие») изучаются такие психические процессы, как: восприятие, мышление, воображение, память, внимание, исходя из задач диагностики и образовательной программы ДОУ с ориентацией на методики, рекомендованные к использованию .

    2.4. Ожидаемые результаты реализации программы

     Диагностическое направления:

    - осуществление диагностических процедур;

    - составление заключений и разработка рекомендаций для успешной социализации и развития ребенка в условиях ДОУ;

    - определение детей нуждающихся в дополнительном психолого-педагогическом сопровождении.

     Коррекционно-развивающее направление: 

    - снижение эмоциональной напряженности, снижении индекса тревожности, агрессивности и т.д;

    - снижение риска дезадаптации;

    - коррекция нарушений поведения;

    - развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала детей;

    - стабилизация психоэмоционального состояния;

    - повышение уровня познавательных процессов;

    -обеспечение готовности детей к школьному обучению;

     Консультативное направление

    - привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов, специалистов ДОУ и  родителей;

    - гармонизация детско-родительских отношений в семьях воспитанников, повышение уровня родительской компетентности;

    - повышение психологической компетентности педагогов;

    - информирование смежных специалистов и родителей о возрастных особенностях детей;

    Профилактическое и просветительское направление

    - повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса;

    - профилактика поведенческих и личностных нарушений воспитанников;

    - профилактика профессионального выгорания педагогов;

    - профилактика жестокого обращения с детьми;

    - нормализация психологического климата ДОУ;

    - организационно -методическое направление. 

    2.5. Сфера взаимодействия педагога-психолога

       Психолого – педагогическое сопровождение воспитательно –образовательного процесса осуществляется при взаимодействии с администрацией и специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС по следующим направлениям:

    Взаимодействие педагога-психолога с руководителем ДОУ

    -  уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения;

    -участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы быстрее достичь поставленной педагогическим коллективом;

    - оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива;

    - предоставляет отчетную документацию;

     - при необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК;

    - проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу);

    - участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей;

    - обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса;

    - участвует в экспериментальных , научных работах, курсах повышения квалификации;

     Взаимодействие педагога-психолога с учителем-логопедом

    -планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе;

    - участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей и мелкой моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы;

    -участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии;

    - консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом;

    -участвует в ПМПК ДОУ.

    Взаимодействие педагога-психолога с старшим воспитателем

    - формирует содержание психолого-педагогической работы по организации совместной и самостоятельной деятельности взрослых и детей;

    - участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС;

    - участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам;

     - анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса;

    - содействует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения;

    - в рамках консультативной помощи родителям участвует в выборе дополнительного обучения и его направленности;

    - участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов;

    - вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта;

    -представляет документацию в течение всего учебного года (план работы,аналитические справки, анализ работы за год);

     - участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК;

    -участвует в психологическом сопровождении инновационной деятельности;

    - проводит психологическое сопровождение конкурсов.

    Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями

    - содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников;

    -участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий;

    - участвует в проведении мониторинга;

    - оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности;

    - организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность;

    - проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной  сфере у детей;.

    - оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания;

    - содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями;

    - организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей);

    - участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация

    внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

     Взаимодействие педагога-психолога с руководителем ИЗО деятельности

    - способствует развитию мелкомоторных движений;

    - способствует выявлению и развитию одаренных детей;

    -  участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по ИЗО деятельности в рамках ФГОС;

     - организует психологическое сопровождение детей во время проведения выставок, конкурсов;

    - учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе просмотра различных художественных произведений (для комплексных занятий);

    - осуществляет сопровождение на занятиях по развитию воображения, внимания,  при подготовке к проведению к конкурсам , выставкам, фотовыставкам.

    Взаимодействие педагога-психолога с музыкальным руководителем

    - осуществляет психологическое сопровождение детей на праздниках, во время развлечений и досуга;

    - помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для комбинированных и компенсирующих садов);

    - участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных

    упражнений на музыкальных занятиях;

    - учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий);

    - осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга;

    - организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях;

    - обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных  мероприятий.

    Взаимодействие педагога-психолога с инструктором по физической культуре

    - участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГОС;

    - формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья;

    - способствует развитию мелкомоторных и основных движений;

    - формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;

    - участвует в поиске новых эффективных методов и в целенаправленной деятельности

    по оздоровлению;

    - способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий;

    - способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.);

    - помогает адаптироваться к новым условиям (спортивные соревнования, конкурсы вне детского сада);

     2.6. Оформление кабинета педагога-психолога:

    - 2 стола;

    - 3 маленьких стульчика;

    - 1 стеллаж;

    - светомузыка с магнитолой;

    - картотека записей релаксаций;

    - картотека игр на развитие эмоциональной сферы, мышления, воображения;

    - картотека психологических упражнений;

    - приобретение учебных пособий, методик, коррекционно-развивающих программ;

    - изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала;

     2.7. Список литературы

     

    1. Азбука общения. Л.М. Шипицина, О.А. Защиринская, А. П Воронцова, Т. А.Нилова (развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками от 3 до 6). Детство- ПРЕСС, С-Пб, 1998.
    2. Акопова Э.С. Гармоничное развитие дошкольника: игры и занятия-М.: Аркти, 2007г.
    3. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку-Спб.: Речь, 2007г.
    4. Афонькина Ю.А.Как научить дошкольника правильно думать-М.: Аркти, 2011г.
    5. Баркан А. Практическая психология для родителей или как научиться понимать

    своего ребенка. М., АСТ?- ПРЕСС?, 1999.

    1. Ганичева. И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. М., Книголюб,2004
    2. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Пб, Союз,1992.
    3. ИльинаМ. Н., Порамонова, Л.Г., Головнева Н.Я. Развития интеллекта и навыков общения у ребенка посредством групповых игр. С-Пб, Дельта, 1998.
    4. Катаева Л.И. .Коррекционно -развивающие занятия в подготовительной группе? М.,Книголюб, 2004г.
    5. 6.  Бурлакова И.А.Психологическое сопровождение образовательной программы ДОУ.-М.: Детский сад-2011г.
    6. 7.Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. М: АРКТИ, 2003.
    7. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?-М.: АСТ: Астрель, 2001г.
    8. Данилина Т.А..В мире детских эмоций-М.:., 2008г.
    9. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей у дошкольников 4-6 лет-Спб.: Речь, 2010г.
    10. Купажева Н.Ю..Цветик-семицветик: программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Программа интеллекуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет- Спб.: Речь; М.: ТЦ «Сфера» 2011г.

    Направление «Психологическое консультирование»

    В данном направлении педагог

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа "Психологическое сопровождение интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста".

    В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрожденияОдаренные дет...

    План психологического сопровождения образовательного процесса педагога – психолога . на 2015 – 2016 уч .год

    План психологического сопровождения образовательного процесса  педагога – психолога в ДОУ...

    Создание психологического комфорта и программы психологического сопровождения детей, реализуемых в ДОУ»

    создание психологического комфорта и краткое описание программ психологического сопровождения детей , реализуемых в ДОУ...

    Рабочая программа психологического сопровождения детей раннего возраста в ГКП

    При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую соци...

    Рабочая программа психологического сопровождения детей-дошкольников с ОВЗ

    Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувст...

    Приказ "О назначении ответственных лиц за разработку образовательной программы и учебных образовательных программ дошкольного образования на 2016-2017 учебный год"

    Приказ "О назначении ответственных лиц за разработку образовательной программы и учебных рабочих программ дошкольного образования на 2016-2017 учебный год"...